Занятие "Предания старины далёкой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Всем нам из русских народных сказок знакомы такие персонажи, как водяной, леший, домовой, русалка, полевой. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки, жившие много лет назад, считали, что они существуют на самом деле. Люди называли их нечистой силой. Они думали, что каждый из этих существ живёт в своей стихии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Досуг «Поверья русского народа»
Задачи.
- Познакомить детей с древнерусскими народными верованиями в духов природной стихии и жилищ.
- Показать трансформацию этих образов в сказочные персонажи.
- Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.
- Вызвать интерес к культуре русского народа.
Материал.
Рисунки с изображением духов русской мифологии (домовой, леший, водяной, полевой, русалка); аудиозапись с русской народной мелодией, атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка на глаза). Атрибуты к постановке сказки «Как Бочар невесту искал»
Предварительная работа.
- Беседа о жизни и быте русских людей в древней Руси.
- Словарная работа: бочар, молодожёны, узорница, домовой, полевой, леший, водяной.
Работа с родителями.
- костюмы для сказочных героев ( водяной, домовой, полевой, леший, )
Ход досуга.
Звучит музыка
Дети входят в музыкальный зал, оформленный в старинном русском стили.
- Рассказ воспитателя.
Всем вам из русских народных сказок знакомы такие персонажи, как водяной, леший, домовой, русалка, полевой. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки, жившие много лет назад, считали, что они существуют на самом деле. Люди называли их нечистой силой. Они думали, что каждый из этих существ живёт в своей стихии.
Домовой – прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке.
Леший – хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю.
Водяной с русалками – живут в подводном дворце на дне рек и озёр.
Полевой со своей внучкой полудницей- царствует в полях.
Все верили, что каждый из этих духов бережёт свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей.
Народ из поколение в поколении передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям, Считалось, что за шум в лесу леший может долго водить человека среди деревьев,
- что шумным рыбакам водяной загонял в сети мусор вместо рыбы.
А тех, кто вёл себя подобающе, духи могли и наградить;
Водяной – знатным уловом.
Леший – хорошим сбором ягод и грибов.
У русских существовал обычай принесения дани духам жилища и природных пространств. Для домового оставляли круто посоленную кашу, хлеб, пироги и другие угощения.
Хорошим подарком для лешего считали Куринные яйца. Их оставляли в лесу на пне. Полевому люди подносили горсть зерна.
Водяному в дар рыбаки бросали в воду первую пойманную рыбу. Такими люди представляли себе этих духов.
Дети рассматривают рисунки, выставленные воспитателем.
- Игра «Жмурки с водяным»
Воспитатель. Водяного считали самым весёлым духом. Они думали, что когда на озере неспокойно, это водяной пляшет под весёлую музыку.
Давайте поиграем в игру «Жмурки с водяным».
Дети ставятся в круг, держась за руки. Выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут про кругу со словами
Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку!
На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку и, ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребёнок, которого узнал водяной, становится водяным.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Я много читала о поверьях и суевериях людей, об их вере в духов стихии и жилища. Это побудило меня рассказать вам сказку.
Сказка называется «Как бочар невесту искал»
В этой сказке молодой бочар Гордей в поисках суженой встречается с разными духами.
Крутись, веретёнце.
прялось ты тонко.
Свечечка гори чудо-сказку говори!
Давным-давно, под тёмными лесами, под ходячими облаками, под частыми звёздами, под красным солнышком стояло село. Люди в том селе жили простые да работящие. Был в селе и свой бочар. Гордеем звался.
Хоть и молод мастер да на всю округу делом славен.
Вот пришла молодцу пора жениться. Девиц на селе много да ни одна Гордею не понравилась. Решил молодец пойти невесту искать попросил у матушки с батюшкой благословенья. В ночь перед дорогой дальнею не спалось Гордею. Вдруг послышалось ему, что петух голос подал.
Глядь на лавке старичок седенький сидит, покряхтывает. Понял Гордей, что с домовым встретился. Сел рядом поздоровался.
- Здравствуй, дедушко-домоседушко! Здорово ли поживаешь
- Хорошо поживаю, хозяйку в дом поджидаю. Был я давеча в гостях у соседки, видел твою горлицу. Ждёт тебя, дожидается. Путь-дорогу не скажу, а гостинец одолжу. Гостинец простой, да силы великой.
Сказал старичок эти слова и исчез. Только грохот послышался.
Глянул Гордей, а по полу курица важно расхаживает, а на шее у неё рожок привязан. Взял Гордей гостинцы да в дорогу отправился.
.Вышел вскоре к полю большому, шаг ступил и встал.
– перед ним старик из - под земли вырос.
Догадался бочар, что полевик перед ним – хозяин полей здешних. Поклонился бочар, поздоровался.
- День добрый дедушко- полёвушко! Здорово ли поживаешь!
Полевик. – Хорошо поживаю. Жениха для своей внучки поджидаю. Приданое за ней богатое даю, не прогадаешь.
Не поддался Гордей на уговоры, ответил отказом вежливым, Похвалил полевик за верность сердечную, показал тропку нехоженую.
Долго ли, коротко ли шёл Гордей, вывела тропка к лесу большому, дремучему. Вышел навстречу Гордею старец. Идёт – не спешит, мох с кафтана отряхивает. Понял бочар, что леший перед ним – хозяин леса здешнего. Поклонился бочар, поздоровался.
- Здравствуй, царь лесной! Здоровы ли лешиха с лешачатами?
- Ой, калинушка-размалинушка, здоровы! Ой калинушка-размалинушка, есть хотят! Ой калинушка –размалинушка, яйца куриные просят.
Протянул Гордей курочку-несушку в подарок. Указал леший на радостях тропинку Гордею, а сам восвояси ускользнул.
Вышел Гордей к озеру, присел на бережок отдохнуть, присмотрелся Гордей, а на камне сидит дедок и волосы свои, тиной спутанные, гребнем причёсывает. Понял он, что перед ним – хозяин озера здешнего. Поклонился бочар, поздоровался
- Здравствуй, князь водяной. Здорово ли поживаешь
- Скучно мне, молодец. Тоска зелёная заела. Развеселил бы ты меня, распотешил.
Достал Гордей рожок песенный, сыграл плясовую. Возрадовался водяной, рожок в дар принял.
- Будет чем народ водяной потешить! Дам тебе в обмен коня моего коня любимого.
Заклубилась тут вода на озере, запенилась. Показался на поверхности сом пучеглазый с усищами, Сел Гордей ему на спину поплыли неспешно. К утру переплыли они озеро. Вышел бочар на берег, забрался на гору, а там деревня. В первую избу постучал наш молодец. Отворила двери девица. Ахнул Гордей – вот она его невеста стоит, глаз не поднимает.
Привёз бочар девицу в село родное. Свадьбу сыграли. Молодая оказалась узорницей знатной. Узоры вышивала красоты несказанной и девиц этого села научила. Не верите? Так смотрите. Девочки составляют узоры. А мальчики собирают «бочонки».
Так и зажили молодожёны дружно и весело, в трудах праведных себе на радость да честным людям на удивление.
Предварительный просмотр:
Досуг «Предания старины далёкой»
Задачи.
- Познакомить детей с древнерусскими народными верованиями в духов природной стихии и жилищ.
- Показать трансформацию этих образов в сказочные персонажи.
- Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.
- Вызвать интерес к культуре русского народа.
Материал.
Рисунки с изображением духов русской мифологии (домовой, леший, водяной, полевой, русалка); аудиозапись с русской народной мелодией, атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка на глаза). Атрибуты к постановке сказки «Как Бочар невесту искал»
Предварительная работа.
- Беседа о жизни и быте русских людей в древней Руси.
- Словарная работа: бочар, молодожёны, узорница, домовой, полевой, леший, водяной.
Работа с родителями.
- костюмы для сказочных героев ( водяной, домовой, полевой, леший, )
Ход досуга.
Звучит музыка
Дети входят в музыкальный зал, оформленный в старинном русском стили.
- Рассказ воспитателя.
Всем вам из русских народных сказок знакомы такие персонажи, как водяной, леший, домовой, русалка, полевой. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки, жившие много лет назад, считали, что они существуют на самом деле. Люди называли их нечистой силой. Они думали, что каждый из этих существ живёт в своей стихии.
Домовой – прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке.
Леший – хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю.
Водяной с русалками – живут в подводном дворце на дне рек и озёр.
Полевой со своей внучкой полудницей- царствует в полях.
Все верили, что каждый из этих духов бережёт свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей.
Народ из поколение в поколении передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям, Считалось, что за шум в лесу леший может долго водить человека среди деревьев,
- что шумным рыбакам водяной загонял в сети мусор вместо рыбы.
А тех, кто вёл себя подобающе, духи могли и наградить;
Водяной – знатным уловом.
Леший – хорошим сбором ягод и грибов.
У русских существовал обычай принесения дани духам жилища и природных пространств. Для домового оставляли круто посоленную кашу, хлеб, пироги и другие угощения.
Хорошим подарком для лешего считали Куринные яйца. Их оставляли в лесу на пне. Полевому люди подносили горсть зерна.
Водяному в дар рыбаки бросали в воду первую пойманную рыбу. Такими люди представляли себе этих духов.
Дети рассматривают рисунки, выставленные воспитателем.
- Игра «Жмурки с водяным»
Воспитатель. Водяного считали самым весёлым духом. Они думали, что когда на озере неспокойно, это водяной пляшет под весёлую музыку.
Давайте поиграем в игру «Жмурки с водяным».
Дети ставятся в круг, держась за руки. Выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут про кругу со словами
Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку!
На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку и, ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребёнок, которого узнал водяной, становится водяным.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Я много читала о поверьях и суевериях людей, об их вере в духов стихии и жилища. Это побудило меня рассказать вам сказку.
Сказка называется «Как бочар невесту искал»
В этой сказке молодой бочар Гордей в поисках суженой встречается с разными духами.
Крутись, веретёнце.
прялось ты тонко.
Свечечка гори чудо-сказку говори!
Давным-давно, под тёмными лесами, под ходячими облаками, под частыми звёздами, под красным солнышком стояло село. Люди в том селе жили простые да работящие. Был в селе и свой бочар. Гордеем звался.
Хоть и молод мастер да на всю округу делом славен.
Вот пришла молодцу пора жениться. Девиц на селе много да ни одна Гордею не понравилась. Решил молодец пойти невесту искать попросил у матушки с батюшкой благословенья. В ночь перед дорогой дальнею не спалось Гордею. Вдруг послышалось ему, что петух голос подал.
Глядь на лавке старичок седенький сидит, покряхтывает. Понял Гордей, что с домовым встретился. Сел рядом поздоровался.
- Здравствуй, дедушко-домоседушко! Здорово ли поживаешь
- Хорошо поживаю, хозяйку в дом поджидаю. Был я давеча в гостях у соседки, видел твою горлицу. Ждёт тебя, дожидается. Путь-дорогу не скажу, а гостинец одолжу. Гостинец простой, да силы великой.
Сказал старичок эти слова и исчез. Только грохот послышался.
Глянул Гордей, а по полу курица важно расхаживает, а на шее у неё рожок привязан. Взял Гордей гостинцы да в дорогу отправился.
.Вышел вскоре к полю большому, шаг ступил и встал.
– перед ним старик из - под земли вырос.
Догадался бочар, что полевик перед ним – хозяин полей здешних. Поклонился бочар, поздоровался.
- День добрый дедушко- полёвушко! Здорово ли поживаешь!
Полевик. – Хорошо поживаю. Жениха для своей внучки поджидаю. Приданое за ней богатое даю, не прогадаешь.
Не поддался Гордей на уговоры, ответил отказом вежливым, Похвалил полевик за верность сердечную, показал тропку нехоженую.
Долго ли, коротко ли шёл Гордей, вывела тропка к лесу большому, дремучему. Вышел навстречу Гордею старец. Идёт – не спешит, мох с кафтана отряхивает. Понял бочар, что леший перед ним – хозяин леса здешнего. Поклонился бочар, поздоровался.
- Здравствуй, царь лесной! Здоровы ли лешиха с лешачатами?
- Ой, калинушка-размалинушка, здоровы! Ой калинушка-размалинушка, есть хотят! Ой калинушка –размалинушка, яйца куриные просят.
Протянул Гордей курочку-несушку в подарок. Указал леший на радостях тропинку Гордею, а сам восвояси ускользнул.
Вышел Гордей к озеру, присел на бережок отдохнуть, присмотрелся Гордей, а на камне сидит дедок и волосы свои, тиной спутанные, гребнем причёсывает. Понял он, что перед ним – хозяин озера здешнего. Поклонился бочар, поздоровался
- Здравствуй, князь водяной. Здорово ли поживаешь
- Скучно мне, молодец. Тоска зелёная заела. Развеселил бы ты меня, распотешил.
Достал Гордей рожок песенный, сыграл плясовую. Возрадовался водяной, рожок в дар принял.
- Будет чем народ водяной потешить! Дам тебе в обмен коня моего коня любимого.
Заклубилась тут вода на озере, запенилась. Показался на поверхности сом пучеглазый с усищами, Сел Гордей ему на спину поплыли неспешно. К утру переплыли они озеро. Вышел бочар на берег, забрался на гору, а там деревня. В первую избу постучал наш молодец. Отворила двери девица. Ахнул Гордей – вот она его невеста стоит, глаз не поднимает.
Привёз бочар девицу в село родное. Свадьбу сыграли. Молодая оказалась узорницей знатной. Узоры вышивала красоты несказанной и девиц этого села научила. Не верите? Так смотрите. Девочки составляют узоры. А мальчики собирают «бочонки».
Так и зажили молодожёны дружно и весело, в трудах праведных себе на радость да честным людям на удивление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Старину мы помним, старину мы чтим
мероприятие в форме игры КВН...
Далёкая седая старина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию Тема: «Кукла русская в старину далёкую»
Тема: «Кукла русская в старину далёкую»Конспект занятияпо патриотическому воспитанию...
«Кукла русская в старину далёкую»
Конспект занятия...
Экскурсия в краеведческий с детьми подготовительной группы «Предметы быта далёкой старины»
Собирая вещи предков,Любим мы свой край сильней,Нету школы без музея,Без истории своей!Да музей создать не шутка-Нужно много сил и летЧтоб гордиться мог музеем юный краевед!...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: «Земля Русская в старину далёкую»
Задачи.Развивать у детей представления о жизни наших предков, о связи времён и культурном наследии. Учить детей называть значение природного окружения для жизни человека. Закрепить знания детей о...