водичка-сестричка
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Абдрашикова  Анжела  Фатыховна

экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx74.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский                                                               сад комбинированного вида №47 «Лесная сказка»

                               MP900433143%5b1%5d                                                  

                                         Разработчик: воспитатель группы №7

                                                                      Абдрашикова А.Ф.

 

                                                                                       «Смею вам я доложить:

                                                                                      Без воды нам не прожить!»

Паспорт проекта.

Тема: «Водичка-сестричка».

Тип проекта: проектно-исследовательский.

Характер проекта: творческо-исследовательский.

По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

Предмет исследования: вода.

Актуальность.

Экологическое образование дошкольников- формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель проекта:

развитие у детей интереса к познанию и личного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания- воды; формировать представления о свойствах воды, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т.д.)

Задачи проекта:

-обучающие: уточнить и расширять знания детей о воде, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т.д.),

познакомить с круговоротом воды в природе, дать представление об источниках загрязнения воды , его последствиях, мерах предотвращения загрязнения. Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

-развивающие: развивать умственные операции сравнения и обобщения; познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию; развивать умение приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы; развивать способность к прогнозированию будущих результатов, мотивацию на здоровый образ жизни;

-воспитательные: воспитывать эмоциональное отношение к воде, любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;

-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

План действий

1Постановка цели

2Поиск формы реализации проекта

3Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта

4Организация развивающей, познавательной, предметной среды

5Определение направленной поисковой практической деятельности с родителями и детьми

6Коллективная реализация проекта, его демонстрация

Этапы проекта

1Подготовительный

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи: развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональное, эстетическое, сенсорное развитие); охрана и укрепление здоровья детей; воспитание любви к природе родного края.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинения рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

2Исследовательский

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Работа с детьми: беседа о воде.

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления о воде, их отношение к ней.

Вопросы:

Что такое вода?

Какая бывает вода?

Где можно встретить воду?

Для чего она нужна?

Откуда мы с вами берем воду?

Как вода попадает в водопровод?

Кто, что может загрязнять водоемы?

Что необходимо делать для охраны воды?

3Заключительный

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Рефлексия деятельности

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у детей возникла лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уже тем более не знали, что найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с детьми, я проявляла гибкость, не требуя ясного осознания и формулирования проблемы. Проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

На заключительном этапе дети определили новую проблему: «Изучение и охрана водоемов родного края»

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.

В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, испытывают желание оберегать природу, проявляют чуткость, бережное отношение ко всему окружающему. Проявляют эстетические умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

           

               Тематическое планирование по проекту «Водица-сестрица»

                             с учетом интеграции образовательных областей

образовательные

области

виды деятельности и формы совместной деятельности взрослого и детей

социализация

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на водоем»

Игра-драматизация по программным произведениям:

-молдавская песенка в обр. И.Токмаковой «Улитка»

-Х.К.Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок»

Настольно-печатные игры:

«Кто, где живет?»

«Речка-реченька»

«Путешествие капельки»

Дидактические игры по экологии:

«Кто больше?»

«Чудесный мешочек»

«Я живу в…»

Подвижные игры:

«Ходят капельки по кругу»

«Земля, вода, огонь»

«Море волнуется»

«Лягушки и цапля»

«Удочка»

Социальное развитие

Тематические беседы:

«Путешествие по глобусу»

«Что было бы, если бы не было воды?»

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

Рассматривание иллюстративного материала:

«Река»

«Море»

«Болото»

«Вода в природе»

«Как вода работает на человека»

Составление альбома «Путешествие капельки» (рисунки)

«Подводный мир» (фотографии)

Совместное участие детей и родителей в творческой выставке

«Природа- кладовая чудес»

Создание панно:

«Кому нужна вода?»

«Состояние воды»

«Как человек использует воду»

Создание мини-музея «Волшебная водица»

Изготовление модели пресного водоема и моря.

Общение с природой:

«Осенний пруд»

«Что я могу сделать для реки?»

Здоровье и физкультура

Подвижные игры

Создание альбома «Водные виды спорта»

Труд

Труд в природе, на участке.

Изготовление атрибутов для игр

Подбор художественной литературы

Изготовление панно из ракушек

Подбор примет о воде

Фотографирование

Познание

Целостная картина мира

ФЭМП

Наблюдение за растительным и животным миром около водоема

Целевая прогулка к пруду

Классификация «Водный растительный мир и животный мир»

Географические представления. Составление альбома «Вода в природе». Рассматривание глобуса.

Беседы:

«Путешествие по глобусу»

«Что было бы, если бы не было воды?»

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

 Наблюдения за сезонными осадками

Наблюдение «Кто обитает у воды?»

Исследования свойств воды

Создание коллекции ракушек

Сравнение объема емкостей, дидактическая игра «Чудесный мешочек», составление и решение задач на сложение и вычитание, решение логических задач, разгадывание кроссвордов, ребусов о жителях воды.

Коммуникация

Сочинение сказок об обитателях реки и моря

Составление описательных рассказов о обитателях воды

Придумывание сказки «Путешествие лягушонка»

Дидактическая игра «Кто больше?»

Составление рассказа «Береги воду»

Чтение художественной литературы

Подбор художественной литературы

Чтение стихов, рассказов, сказок о воде и водных обитателях:

-молдавская песенка в обр. И.Токмаковой «Улитка»

-Х.К.Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок»

-С.Городецкий «Первый снег»

-Н.Заболоцкий «На реке»

-Н.Некрасов «Перед дождем»

-Познавательные рассказы «Прогулки под водой»

Художественное творчество

Рисование «Путешествие капельки»

Аппликация «Морская звезда» (торцовка)

Лепка в технике пластилинографии «Обитатели рек и морей»

Ручной труд «»Пароход» (оригами)

Конструирование из строителя «Мосты»,  «Корабли»

Музыка

Прослушивание звуков воды

Экспериментальная деятельность

Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску.

Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон.

Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать.

Вода бывает легче и тяжелее некоторых предметов и веществ.

В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет.

Исследовательская деятельность

Вода- это жидкое вещество, она льется, течет.

Вода не имеет форму, цвета, запаха и вкуса.

Вода может быть чистой и грязной: чистая- прозрачная, грязная- мутная.

Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком.

Вода превращается в лед, при нагревании – в пар.

Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой.

Белые облака это большое скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в снег, иней.

Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому.

                                 Аналитическая справка

Диагностическое обследование детей происходило на основе методики С.Н.Николаевой «Юный эколог» в форме беседы, создании игровой и проблемной ситуации.

Для выявления уровня знаний о воде и ее свойствах, после создания игровой и проблемной ситуации были составлены вопросы:

1Что такое вода?

2Какие свойства воды вы знаете?

3Где можно встретить воду?

4Для чего вода необходима растениям, животным, человеку?

5 Какой путь проходит вода в природе?

6Что необходимо делать для сохранения водных ресурсов?

Диагностика проводилась со всеми детьми в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же словесном и наглядном материале.

                                                Входная диагностика

К проведению входной диагностики было привлечено 15 детей (из 15 по списку).

Результаты заносились в таблицу «Уровни знаний детей о воде»

              Таблица «Уровни знаний детей о воде» №1 (входная диагностика)

                             

ФИ ребенка

Оценка

1Божьева Даша

2Голландцева Настя

3Дугин Саша

4Дугин Дима

5Епишина Алина

6Исаев Антон

7Лютый Никита

8Межевов Саша

9Парамонов Данил

10Рахматуллаева Самира

11Смирнова Таня

12 Степанова Юля

13Ступуряк Ксюша

14Тютрин Данил

15Чекин Дима

Уровни знаний

количество детей

%

высокий

3 человека

20%

средний

10 человек

66,7%

ниже среднего

2 человека

13,3%

В ходе диагностики дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда отвечали правильно и обоснованно. Особые затруднения в ответах детей вызвал вопрос «Какие свойства воды вы знаете?».

По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию у детей представлений о воде и формирование обобщенных способов умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, которая отражена в проекте.

    Формирующая работа проходила в период с 26 по 30 ноября 2012г

              Таблица «Уровни знаний детей о воде» №2 (итоговая диагностика)

                             

ФИ ребенка

Оценка

1Божьева Даша

2Голландцева Настя

3Дугин Саша

4Дугин Дима

5Епишина Алина

6Исаев Антон

7Лютый Никита

8Межевов Саша

9Парамонов Данил

10Рахматуллаева Самира

11Смирнова Таня

12 Степанова Юля

13Ступуряк Ксюша

14Тютрин Данил

15Чекин Дима

Уровни знаний

количество детей

%

высокий

7 человека

46,7%

средний

8 человек

53,3%

ниже среднего

0 человека

0%

Таким образом, результаты итоговой диагностики показали : ниже среднего 0%. После проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о воде, ее значении в природе, основным звеном которой являлись занятия познавательного характера, было проведено повторное диагностическое обследование (заключительная диагностика). Дети подготовительной группы показали положительную динамику в знаниях. Они не только могли назвать свойства воды, но и объяснили значение воды в природе.

                     

                             Конспект

 эксперементально-исследовательской деятельности                                                      

                           «Волшебная вода»

Программные задачи: обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой,  развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов, развивать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Демонстрационный материал:

формочки, два стакана с молоком и с водой, акварельная краска, кисточки, ложки, комочки земли, воронка, вата, салфетки, растительное масло.

Раздаточный материал:

экспериментальные листы, фанерные дощечки, камни, стеклянные бусинки, болт, пластмассовая игрушка, пенопласт, поролон, простой карандаши, емкости с водой.

Предварительная работа:

проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы.

                                               Ход

В.: Сегодня, мы с вами снова в экспериментальной лаборатории. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите для чего нужна вода? И сейчас с помощью опытов мы узнаем побольше о свойствах воды.

Давайте возьмем формочки и ведерки и наполним их водой. Форма, которую приняла вода одинаковая?

Вывод:  О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая,  она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.)

А какого цвета вода? Возьмем 2 стакана – 1 с водой, а другой с молоком. Возьмем ложку и поставим ее за стакан с водой. Нам ее видно? А теперь поставим ее за стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду видена ложка, а через молоко – нет. Значит вода – прозрачная жидкость

Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод:  О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

В стакан с водой положим комочек земли, растительное масло нальем, перемешаем.  Что стало с водой? (она стала мутной) Возьмем салфетку в нее положим вату, все это поместим в воронку- фильтр. Воронку с фильтром поместим на второй пустой кувшин. Переливаем мутную воду. Что стало с водой? (чистая)

Вывод: грязную воду надо профильтровать.

В солнечный день после дождя мы можем увидеть в небе радугу. Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймаем зеркалом солнечный луч и направляем его на лист белой бумаги. Мы видим спектр, радугу. Какие есть цвета у радуги?

Вывод: вода преломляет солнечный свет.

В стакане с водой я растворяю сахар. Какая стала вода? В другой добавляем соль. Какая стала вода?

Вывод: вода безвкусна, но растворенные в ней некоторые вещества, придают воде вкус.

Есть ли у воды запах? Добавляем в воду сок лимона.

Вывод: своего запаха у воды нет.

Какие выводы можно сделать из проведенных опытов.

Вода-прозрачная жидкость, она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать.  

А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из лаборатории на природу.

(дети переходят в другую половину помещения групповой комнаты, дети попадают сначала в «лето», затем в «зиму»)

Сейчас мы с вами попали в теплое время года- лето. Сейчас тепло, ярко светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но случается с лужами летом? Почему они исчезают? Лужи под воздействием солнца высыхают, т.е. вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем в холодное время года- зиму. Ой, как холодно! А что происходит зимой с водой? Снег- это тоже вода. Лед- это тоже вода. Что случается со снегом и льдом, если принести его в теплое помещение? Можно сделать выводы: вода может быть в трех состояниях- в жидком состоянии, в твердом состоянии (лед, снег), в парообразном состоянии.

 А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.

-Для чего нужна вода?

-Где можно встретить воду?

-Где можно нагреть воду?

Мы возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов- узнать, какие предметы в воде плавают, а какие тонут. На экспериментальном листе отметите результаты (проведение опытов).

Цель следующего эксперимента- узнать, что можно растворить в воде, что нет.

(подведение итогов)

Вам понравилось быть учеными и делать опыты? Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.

                    Литература

Л.В.Ковинько  «Секреты природы- это так интересно» М. «Лика-Пресс»2004

С.Н.Николаева  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М «Просвещение» 2005

С.Н.Николаева   «Юный эколог» М «Мозаика-Синтез 1999

Л.Г.Горькова,  А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»  М «Вако» 2007

Т.Д.Нуждина Энциклопедия для малышей «Чудо-всюду» Ярославль «Сфера» 2001

Н.Ф.Реймерс «Природопользование: словарь-справочник»  М «Просвещение» 1990

Н.М.Чернова, А.М.Былова «Экология» М «Просвещение» 1990

Хрестоматия под редакцией В.Н.Кузнецова «Экология России» М «Просвещение» 1996

М.В.Лучич «Детям о природе»  М «Просвещение»1989

 Мир животных. Занимательные рассказы о животных.  СПб 1995

Подборка конспектов занятий, сказок, игр осуществлялась на основе собственных разработок и использовании Интернет ресурсов сайтов образовательных порталов:

1www. moi-detsad.ru -«Все для детского сада»

2http: llpedmirirul -Педагогический мир

3 http:  llfestival. iseptember. rul-Фестеваль педагогических идей «Открытый урок»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Водичка - сестричка"

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам »Ральф У. Эмерсон...