водичка-сестричка
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47 «Лесная сказка»
Разработчик: воспитатель группы №7
Абдрашикова А.Ф.
«Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!»
Паспорт проекта.
Тема: «Водичка-сестричка».
Тип проекта: проектно-исследовательский.
Характер проекта: творческо-исследовательский.
По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
Предмет исследования: вода.
Актуальность.
Экологическое образование дошкольников- формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта:
развитие у детей интереса к познанию и личного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания- воды; формировать представления о свойствах воды, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т.д.)
Задачи проекта:
-обучающие: уточнить и расширять знания детей о воде, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т.д.),
познакомить с круговоротом воды в природе, дать представление об источниках загрязнения воды , его последствиях, мерах предотвращения загрязнения. Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;
-развивающие: развивать умственные операции сравнения и обобщения; познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию; развивать умение приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы; развивать способность к прогнозированию будущих результатов, мотивацию на здоровый образ жизни;
-воспитательные: воспитывать эмоциональное отношение к воде, любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
План действий
1Постановка цели
2Поиск формы реализации проекта
3Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта
4Организация развивающей, познавательной, предметной среды
5Определение направленной поисковой практической деятельности с родителями и детьми
6Коллективная реализация проекта, его демонстрация
Этапы проекта
1Подготовительный
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи: развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональное, эстетическое, сенсорное развитие); охрана и укрепление здоровья детей; воспитание любви к природе родного края.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинения рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
2Исследовательский
Поиск ответов на поставленные вопросы.
Работа с детьми: беседа о воде.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления о воде, их отношение к ней.
Вопросы:
Что такое вода?
Какая бывает вода?
Где можно встретить воду?
Для чего она нужна?
Откуда мы с вами берем воду?
Как вода попадает в водопровод?
Кто, что может загрязнять водоемы?
Что необходимо делать для охраны воды?
3Заключительный
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Рефлексия деятельности
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у детей возникла лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уже тем более не знали, что найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с детьми, я проявляла гибкость, не требуя ясного осознания и формулирования проблемы. Проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
На заключительном этапе дети определили новую проблему: «Изучение и охрана водоемов родного края»
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.
В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, испытывают желание оберегать природу, проявляют чуткость, бережное отношение ко всему окружающему. Проявляют эстетические умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Тематическое планирование по проекту «Водица-сестрица»
с учетом интеграции образовательных областей
образовательные области | виды деятельности и формы совместной деятельности взрослого и детей |
социализация | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на водоем» Игра-драматизация по программным произведениям: -молдавская песенка в обр. И.Токмаковой «Улитка» -Х.К.Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок» Настольно-печатные игры: «Кто, где живет?» «Речка-реченька» «Путешествие капельки» Дидактические игры по экологии: «Кто больше?» «Чудесный мешочек» «Я живу в…» Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу» «Земля, вода, огонь» «Море волнуется» «Лягушки и цапля» «Удочка» |
Социальное развитие | Тематические беседы: «Путешествие по глобусу» «Что было бы, если бы не было воды?» «Источники загрязнения воды. Меры охраны» Рассматривание иллюстративного материала: «Река» «Море» «Болото» «Вода в природе» «Как вода работает на человека» Составление альбома «Путешествие капельки» (рисунки) «Подводный мир» (фотографии) Совместное участие детей и родителей в творческой выставке «Природа- кладовая чудес» Создание панно: «Кому нужна вода?» «Состояние воды» «Как человек использует воду» Создание мини-музея «Волшебная водица» Изготовление модели пресного водоема и моря. Общение с природой: «Осенний пруд» «Что я могу сделать для реки?» |
Здоровье и физкультура | Подвижные игры Создание альбома «Водные виды спорта» |
Труд | Труд в природе, на участке. Изготовление атрибутов для игр Подбор художественной литературы Изготовление панно из ракушек Подбор примет о воде Фотографирование |
Познание Целостная картина мира ФЭМП | Наблюдение за растительным и животным миром около водоема Целевая прогулка к пруду Классификация «Водный растительный мир и животный мир» Географические представления. Составление альбома «Вода в природе». Рассматривание глобуса. Беседы: «Путешествие по глобусу» «Что было бы, если бы не было воды?» «Источники загрязнения воды. Меры охраны» Наблюдения за сезонными осадками Наблюдение «Кто обитает у воды?» Исследования свойств воды Создание коллекции ракушек Сравнение объема емкостей, дидактическая игра «Чудесный мешочек», составление и решение задач на сложение и вычитание, решение логических задач, разгадывание кроссвордов, ребусов о жителях воды. |
Коммуникация | Сочинение сказок об обитателях реки и моря Составление описательных рассказов о обитателях воды Придумывание сказки «Путешествие лягушонка» Дидактическая игра «Кто больше?» Составление рассказа «Береги воду» |
Чтение художественной литературы | Подбор художественной литературы Чтение стихов, рассказов, сказок о воде и водных обитателях: -молдавская песенка в обр. И.Токмаковой «Улитка» -Х.К.Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок» -С.Городецкий «Первый снег» -Н.Заболоцкий «На реке» -Н.Некрасов «Перед дождем» -Познавательные рассказы «Прогулки под водой» |
Художественное творчество | Рисование «Путешествие капельки» Аппликация «Морская звезда» (торцовка) Лепка в технике пластилинографии «Обитатели рек и морей» Ручной труд «»Пароход» (оригами) Конструирование из строителя «Мосты», «Корабли» |
Музыка | Прослушивание звуков воды |
Экспериментальная деятельность | Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску. Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон. Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать. Вода бывает легче и тяжелее некоторых предметов и веществ. В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет. |
Исследовательская деятельность | Вода- это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет форму, цвета, запаха и вкуса. Вода может быть чистой и грязной: чистая- прозрачная, грязная- мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода превращается в лед, при нагревании – в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Белые облака это большое скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в снег, иней. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. |
Аналитическая справка
Диагностическое обследование детей происходило на основе методики С.Н.Николаевой «Юный эколог» в форме беседы, создании игровой и проблемной ситуации.
Для выявления уровня знаний о воде и ее свойствах, после создания игровой и проблемной ситуации были составлены вопросы:
1Что такое вода?
2Какие свойства воды вы знаете?
3Где можно встретить воду?
4Для чего вода необходима растениям, животным, человеку?
5 Какой путь проходит вода в природе?
6Что необходимо делать для сохранения водных ресурсов?
Диагностика проводилась со всеми детьми в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же словесном и наглядном материале.
Входная диагностика
К проведению входной диагностики было привлечено 15 детей (из 15 по списку).
Результаты заносились в таблицу «Уровни знаний детей о воде»
Таблица «Уровни знаний детей о воде» №1 (входная диагностика)
ФИ ребенка | Оценка |
1Божьева Даша | |
2Голландцева Настя | |
3Дугин Саша | |
4Дугин Дима | |
5Епишина Алина | |
6Исаев Антон | |
7Лютый Никита | |
8Межевов Саша | |
9Парамонов Данил | |
10Рахматуллаева Самира | |
11Смирнова Таня | |
12 Степанова Юля | |
13Ступуряк Ксюша | |
14Тютрин Данил | |
15Чекин Дима |
Уровни знаний | количество детей | % |
высокий | 3 человека | 20% |
средний | 10 человек | 66,7% |
ниже среднего | 2 человека | 13,3% |
В ходе диагностики дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда отвечали правильно и обоснованно. Особые затруднения в ответах детей вызвал вопрос «Какие свойства воды вы знаете?».
По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию у детей представлений о воде и формирование обобщенных способов умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, которая отражена в проекте.
Формирующая работа проходила в период с 26 по 30 ноября 2012г
Таблица «Уровни знаний детей о воде» №2 (итоговая диагностика)
ФИ ребенка | Оценка | |
1Божьева Даша | ||
2Голландцева Настя | ||
3Дугин Саша | ||
4Дугин Дима | ||
5Епишина Алина | ||
6Исаев Антон | ||
7Лютый Никита | ||
8Межевов Саша | ||
9Парамонов Данил | ||
10Рахматуллаева Самира | ||
11Смирнова Таня | ||
12 Степанова Юля | ||
13Ступуряк Ксюша | ||
14Тютрин Данил | ||
15Чекин Дима | ||
Уровни знаний | количество детей | % |
высокий | 7 человека | 46,7% |
средний | 8 человек | 53,3% |
ниже среднего | 0 человека | 0% |
Таким образом, результаты итоговой диагностики показали : ниже среднего 0%. После проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о воде, ее значении в природе, основным звеном которой являлись занятия познавательного характера, было проведено повторное диагностическое обследование (заключительная диагностика). Дети подготовительной группы показали положительную динамику в знаниях. Они не только могли назвать свойства воды, но и объяснили значение воды в природе.
Конспект
эксперементально-исследовательской деятельности
«Волшебная вода»
Программные задачи: обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой, развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов, развивать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Демонстрационный материал:
формочки, два стакана с молоком и с водой, акварельная краска, кисточки, ложки, комочки земли, воронка, вата, салфетки, растительное масло.
Раздаточный материал:
экспериментальные листы, фанерные дощечки, камни, стеклянные бусинки, болт, пластмассовая игрушка, пенопласт, поролон, простой карандаши, емкости с водой.
Предварительная работа:
проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы.
Ход
В.: Сегодня, мы с вами снова в экспериментальной лаборатории. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите для чего нужна вода? И сейчас с помощью опытов мы узнаем побольше о свойствах воды.
Давайте возьмем формочки и ведерки и наполним их водой. Форма, которую приняла вода одинаковая?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая, она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.)
А какого цвета вода? Возьмем 2 стакана – 1 с водой, а другой с молоком. Возьмем ложку и поставим ее за стакан с водой. Нам ее видно? А теперь поставим ее за стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду видена ложка, а через молоко – нет. Значит вода – прозрачная жидкость
Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
В стакан с водой положим комочек земли, растительное масло нальем, перемешаем. Что стало с водой? (она стала мутной) Возьмем салфетку в нее положим вату, все это поместим в воронку- фильтр. Воронку с фильтром поместим на второй пустой кувшин. Переливаем мутную воду. Что стало с водой? (чистая)
Вывод: грязную воду надо профильтровать.
В солнечный день после дождя мы можем увидеть в небе радугу. Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймаем зеркалом солнечный луч и направляем его на лист белой бумаги. Мы видим спектр, радугу. Какие есть цвета у радуги?
Вывод: вода преломляет солнечный свет.
В стакане с водой я растворяю сахар. Какая стала вода? В другой добавляем соль. Какая стала вода?
Вывод: вода безвкусна, но растворенные в ней некоторые вещества, придают воде вкус.
Есть ли у воды запах? Добавляем в воду сок лимона.
Вывод: своего запаха у воды нет.
Какие выводы можно сделать из проведенных опытов.
Вода-прозрачная жидкость, она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать.
А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из лаборатории на природу.
(дети переходят в другую половину помещения групповой комнаты, дети попадают сначала в «лето», затем в «зиму»)
Сейчас мы с вами попали в теплое время года- лето. Сейчас тепло, ярко светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но случается с лужами летом? Почему они исчезают? Лужи под воздействием солнца высыхают, т.е. вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем в холодное время года- зиму. Ой, как холодно! А что происходит зимой с водой? Снег- это тоже вода. Лед- это тоже вода. Что случается со снегом и льдом, если принести его в теплое помещение? Можно сделать выводы: вода может быть в трех состояниях- в жидком состоянии, в твердом состоянии (лед, снег), в парообразном состоянии.
А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.
-Для чего нужна вода?
-Где можно встретить воду?
-Где можно нагреть воду?
Мы возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов- узнать, какие предметы в воде плавают, а какие тонут. На экспериментальном листе отметите результаты (проведение опытов).
Цель следующего эксперимента- узнать, что можно растворить в воде, что нет.
(подведение итогов)
Вам понравилось быть учеными и делать опыты? Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.
Литература
Л.В.Ковинько «Секреты природы- это так интересно» М. «Лика-Пресс»2004
С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М «Просвещение» 2005
С.Н.Николаева «Юный эколог» М «Мозаика-Синтез 1999
Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» М «Вако» 2007
Т.Д.Нуждина Энциклопедия для малышей «Чудо-всюду» Ярославль «Сфера» 2001
Н.Ф.Реймерс «Природопользование: словарь-справочник» М «Просвещение» 1990
Н.М.Чернова, А.М.Былова «Экология» М «Просвещение» 1990
Хрестоматия под редакцией В.Н.Кузнецова «Экология России» М «Просвещение» 1996
М.В.Лучич «Детям о природе» М «Просвещение»1989
Мир животных. Занимательные рассказы о животных. СПб 1995
Подборка конспектов занятий, сказок, игр осуществлялась на основе собственных разработок и использовании Интернет ресурсов сайтов образовательных порталов:
1www. moi-detsad.ru -«Все для детского сада»
2http: llpedmirirul -Педагогический мир
3 http: llfestival. iseptember. rul-Фестеваль педагогических идей «Открытый урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Водичка - сестричка"
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам »Ральф У. Эмерсон...