"Волшебные превращения" Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов с детьми с использованием , игровых технологий, моделирования и ИКТ в рамках введения ФГОС.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Харлашева Ирина Юрьевна

« Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу.

 

Деятельностный подход:

Основной результат – развитие личности ребенка.

 

В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.
 
Осуществлятьсяв интересных, значимы для  ребенка видах деятельности
Предполагает организацию педагогом образовательного процесса, как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности. 
Деятельность понимается, как активная (субъектная) позиция ребенка, действующего по собственной воле и желанию.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

  по познавательно-речевому  развитию детей

   Кировского района Санкт-Петербурга

«ВОЗДУШНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Совместная познавательно-исследовательская деятельность

 педагогов с детьми

с использованием игровых технологий,  экспериментирования,моделирования и ИКТ в рамках введения ФГОС.

                воспитатель

                                                          высшей квалификационной категории

                                                                                      Харлашева И.Ю.    

Санкт-Петербург

2014 год

Программное  содержание:

1. Способствовать развитию у детей познавательной  активности, стремления к  самостоятельному познанию, поиску  ответа  на  вопросы, любознательности.

2. Расширять  представления детей об окружающем  мире через знакомство с элементарными  знаниями из различных областей наук:

  • развивать у детей элементарные представления об  основных свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, без  запаха, нельзя  потрогать  руками, можно  почувствовать, ощутить при  его  движении) и  физическом  явлении (ветер - движущийся воздух).

4. Развивать у детей  умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло).

5. Развивать  у детей мыслительные  способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение. Прививать навыки активности и самостоятельности мышления.

6. Создать  условия для социально-личностного развития каждого ребенка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный  самоконтроль.

Материал:

Игрушка – утенок (Говорунчик),  веера по количеству детей, тазы с  водой, лодочки, трубочки, стаканчики  прозрачные,  пособия для развития дыхания: бабочки, березки,  цветы, птички; губки, прозрачные бутылки, полиэтиленовые  пакеты, косынки, мешок  из  ткни, резиновая перчатка, мыльные  пузыри, увеличительное стекло, изображения машин

Ход занятия:

 В  гости к  детям «приходит»  игровой персонаж (утенок: игрушка Говорунчик)

-   Ребята,  послушайте  загадку:

Через нос проходит в грудь

                                    И  обратно держит  путь.

                                    Он невидимый, и все же,

                       Без него мы  жить не  можем.       (воздух)

-  А что же это такое «ВОЗДУХ»?

Воспитатель:  Ребята, давайте  объясним  утенку что  такое  воздух и  какой  он.

Утенок, садись, посиди и послушай.

Упражнение «Вдох и  выдох»

-  Ребята,  сейчас медленно и  глубоко  вдохните  и  выдохните 2-3 раза. Чувствуете что-нибудь? Что происходит с нашим  телом?

-   Когда мы делаем вдох носом или ртом, у нас   немного поднимаются плечи, грудь   расширяется.

-   Правильно, ребята,  это  воздух  проходит по  дыхательному пути и попадает в  легкие.

-   Как вы  думаете, а человек  может прожить без воздуха?  

-  Без воздуха  можно жить,  воздух  нужен  человеку, без него   человек  жить не  может.

-  Давайте проверим, чей ответ правилен. Попробуйте ненадолго задержать  дыхание.

-  Что  чувствуете?

-   Хочется  вдохнуть или выдохнуть.

-   Правильно, без  воздуха  нельзя прожить даже  пяти  минут. Он  нужен для  дыхания  людям.

Эксперимент № 1.  «Почувствуй  воздух»

 -  Ребята,  как вы  думаете, воздух есть вокруг нас?

-  Да. Нет. Не знаем.

-   Как в  этом  можно  убедиться?

-  Посмотреть

Повернитесь направо, налево, оглянитесь назад. Видите  воздух?

-  Мы  ничего  не  видим.

-   А почему мы  его не  видим?

-   Потому, что  он  невидимый. Он - «невидимка»

-   Как можно еще убедиться, что  воздух есть вокруг нас?

-  Его можно   потрогать.  

-   Давайте попробуем  потрогать  воздух. Протяните  руку  вперед,  потрогайте  воздух, попробуйте  потрогать  воздух  справа,  слева. Попробуйте  его  поймать  руками, погладить.

-   Почему  у нас ничего не  получилось?

-   Воздух нельзя потрогать и   схватить  руками.

-   Как вы  думаете, как еще  можно    убедиться, что  воздух   есть вокруг нас?

-   Его  можно   понюхать.

-   Медленно  вдохните  и понюхайте. Какой  воздух, он чем нибуть пахнет?

-  У  него  нет   запаха.

 Ребята, так  может,  его  нет вовсе?

 Мы его не  видим, не  можем потрогать  руками, понюхать. Как же  нам  убедиться, что  воздух  вокруг  нас  действительно  есть?

-   Его  можно почувствовать.

 А  как  это  можно   сделать?  

-  Поднести  руку  ближе к лицу  и  подышать на  нее, помахать веером перед  лицом, покружиться  с  веером…

-   Возьмите веер  и немного помашите  им  около  своего  лица.

Что вы  чувствуете?

-   Ощущаю  легкое дуновение.

-   Почему, когда  мы  машем  веером, мы  чувствуем  воздух?

-   Веер при движении заставляет  воздух  двигаться, и мы чувствуем легкий ветерок. А  ветер – это  движущийся воздух.

-   Ребята, может  быть воздух  есть  только здесь, вокруг нас, а на другом  конце  группы  его  нет?

-  Воздух  там  тоже  есть, его там  нет, можно  проверить.

-    Как  это  узнать?

-   Перейти  туда  и  там  попробовать    подышать, помахать  веером.

-  Перейдите  на  другое место,  определите, действительно  ли там  есть  воздух (дети меняют местоположение в группе и работают с веером)

-   А сейчас что  чувствуете?

 -   То же  самое что  и  раньше. Легкое   дуновение.  Я  чувствую    Ветерок…

-   Значит,  мы не видим воздуха,  мы  не  можем его  потрогать  руками, он  без  запаха, но он  действительно есть вокруг нас,  везде и его можно почувствовать. 

Эксперимент №2 «Сильный воздух»

 Ребята, а воздух  бывает  сильным?

-  Когда  на  улице   дует  ветер, колышется  трава, раскачиваются ветки деревьев, на  море поднимаются  волны…

 Ребята,   как вы думаете,  может  ли воздух  двигать  предметы?

-  Нет, ведь у  него нет  рук, наверно, может.

       Посмотрите,  у  нас  на  столе  в  таз  налита  вода. Я  на  середину  поставлю  бумажный кораблик. Он стоит и не  двигается.

- Как,  не  дотрагиваясь до него руками,  сделать  так, чтобы  кораблик  сдвинулся с места и поплыл?

-  На  него  можно подуть, можно на  него  помахать веером,  подуть на  него через  трубочку, включить  вентилятор, фен.

-   Давайте попробуем сделать  это,  и вы  увидите, как  легко можно заставить  лодку двигаться (дети  подходят  к  столам, проводят  эксперимент).

Во  время    работы   детей, один  читает  стихотворение;

                                       Ветер по  морю  гуляет

                                       И кораблик подгоняет.

                                       Он бежит себе в  волнах

                                      На раздутых парусах.

                                                                       А.С. Пушкин.

-   Что заставляет  лодочку  двигаться?

-  Мы  выдыхаем воздух,  образуется  слабый ветер, и  ветер двигает  лодочку.

       Предлагаю взять различные предметы: Что сделать, чтобы их оживить?

 -   А как  сделать  так, чтобы:

  •  «зашевелилась» листва  у  березки?
  • у  наших  цветов  «задрожали»   лепестки?
  • чтобы  «затанцевала»  бабочка?
  • «закружилась» птичка?  

Дети  самостоятельно пробуют привести в  движение  предметы с  помощью  воздуха.

-  Что заставляет   предметы двигаться?

-   Мы  выдыхаем воздух,  образуется  слабый ветер, а ветер - это  и  есть  движущийся  воздух, который и  двигает  предметы.

Эксперимент №3 «Есть ли воздух в различных предметах?»

 Подойдите и посмотрите.  У  вас  на  столах  лежат губки и бутылки. Есть в них  что-нибудь?

-   Нет,  бутылка  пустая, в ней ничего нет, в ней  есть воздух.

-   Рассмотрите с помощью  лупы губку. Что  видите?

-  У губки есть  отверстия. Кажется, в них ничего нет. В отверстиях есть  воздух. Воздух  занимает  место, даже самое  маленькое.

 -  А как  нам   убедиться в том, что  воздух есть в пустой бутылке, внутри губки.

-  Присмотреться, попробовать  подышать,  опустить в  таз  с  водой.

-   А что будет, если мы опустим свои бутылки в воду?  

- Вода  нальется в  бутылку,  бутылка  утонет,  из  горлышка   бутылки   пойдут  пузыри.  

-  Попробуйте, опустить  бутылку в таз с водой.

Что  вы видите?

-  Из  горлышка бутылки выходят пузырьки.

-  А  что  это  за  пузырьки, как вы  думаете?

-  Это воздух, вода  вытесняет воздух.

-   Значит, воздух  занимает   пустое  пространство. Он  находится и в пустой бутылке и в, маленьких  отверстиях у  губки… и  может находиться в других  предметах.

Эксперимент №4 « Можно ли поймать воздух?»

-   Ребята, а можно ли поймать воздух?

-  Да, нет.

-   Каким образом его можно поймать? Что для этого необходимо сделать?

-   Воздух можно поймать, если  надуть  воздушный шарик (Воспитатель надувает шарик)

        Ребята, у нас есть  предметы:   ткань,  платок, мешок из  ткани,  ленточка, палочки, ведерко,  прозрачный  стаканчик, клеенка, полиэтиленовый  пакет… Можно ли с помощью  этих предметов поймать  воздух?

Попробуйте поймать воздух (дети с  помощью различных  предметов пробуют поймать воздух).

-   Что же  у  нас получилось? Удалось  ли  вам  поймать  воздух?

-   Удалось поймать  воздух и  задержать его внутри  воздушного  шарика, резиновой перчатки, полиэтиленового  пакета. А  все  другие  предметы не  могут  задержать  воздух…

-  Правильно, некоторые  предметы (предметы  из  резины и полиэтилена) могут  удерживать  воздух.

- А сейчас я для вас приготовила один фокус.

У меня есть стаканчики с волшебной трубочкой. Возьмите стаканчики в левую руку, а трубочки придерживайте правой рукой. Аккуратно, но сильно я предлагаю вам подуть в волшебную трубочку, опушенную в стаканчик с жидкостью. Что получилось? (мыльные пузыри, пена)

- Это  мыльные  пузыри.

А  что внутри каждого  мыльного  пузыря?

-Воздух.

- Оказывается воздух можно поймать и таким способом.

-Посмотрите, какие   мыльные  пузыри?

-Прозрачные,  быстро  лопаются, разноцветные, радужные, красивые…

Игра-эксперимент №:6  «Бумажные гонки»

Очень хорошо, мы узнали много нового, интересного, даже стали фокусниками. А теперь я предлагаю поиграть: устроить ветряные  (воздушные) гонки.

Давайте!

Каждому  игроку  понадобится  и  лист  бумаги и на выбор: веер, трубочка  или просто  рот и губы

 Вот  здесь  у  нас  будет  старт, а  вот  здесь – финиш. Положите  лист   бумаги на  пол. А  вот как   можно  сдвинуть с  места   картинку, лежащую на  полу, не  дотрагиваясь до нее руками?

Дети высказывают предположения. (мы знаем, что  воздух может двигать предметы, значит, если на лист бумаги  подуть,  помахать веером, подуть через  трубочку, то  он легко  прилетит к финишу). Давайте проверим: (дети  пробуют,   но  лист  бумаги  плохо  двигается  или летит не  в  ту сторону).

 Ребята, а как сделать  так, чтобы   бумага  двигалась  быстро  и  в  нужном  нам  направлении? (дети  высказывают  разные  предположения)  Воспитатель  подводит детей к  тому что, если  одну  сторону  бумажного листа  отогнуть  вверх  и помахать  веером, то  лист  бумаги начнет  двигаться, как лодочка с парусом.

Ребята, а  что же  притих  наш  утенок? Давайте   пойдем  и  поговорим с  ним.

-  Утенок, что же  ты  сидишь  и  молчишь?

Утенок: я стараюсь  запомнить, какой  воздух.

- Утенок, давай  ребята  тебе  помогут. У  нас  есть карточки, которые   тебе  помогут запомнить, какой  воздух (дети  по   опорным  карточкам  рассказывают  утенку о  воздухе).

Утенок: Ребята, вы мне  помогли  узнать  много  интересного. Спасибо.  А  сейчас я  побегу  и  расскажу своим  друзьям о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Истрия основания Санкт–Петербурга». Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, мнемотехники, моделирования и ИКТ в рамках введения ФГОС.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс  запоминания информации истанов­ления связной речи.Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность...

"В гостях у королевы стеклянной страны". Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий,экспериментирования и ИКТ в условиях введения ФГОС ДО

Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС ДОИнтеграция образовательных областей:«Познавательное развитие;  речевое развитие; социально- коммуникативное развитие; художественно эсте...

"Волшебница - Зима". Познавательная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, мнемотехники и ИКТ в условиях введения ФГОС ДО

Цель:Внедрение системно-деятельностного подхода в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС  ДО.Интеграция образоват...

Непосредственная образовательная деятельность «Снегири» Познавательно- продуктивная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии в условиях введения ФГОС. (Средний дошкольный возраст)

Непосредственная образовательная деятельность «Снегири»Познавательно- продуктивная  деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии  в у...

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Цель: Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ...

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ  дает возможность качественно обновить воспитател...