Семинар для родителей "Формирование вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель данного материала-повысить компетентность родителей коррекционных групп для детей с задержкой психического развития в одном из главных направлений коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_roditeley.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей "Формирование вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР"
(учитель-дефектолог БГОУ СОШ 1191 Шевелёва А.А.)
Цель:- повысить компетентность родителей в вопросе формирования вербально-логического мышления у детей с задержкой психического развития.
Задачи:- теоретические основы формирования вербально-логического мышления;
- ознакомление с возрастными особенностями формирования вербально-логического мышления;
- ознакомление родителей со спецификой процесса формирования вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР;
- повышение эффективности процесса формирования вербально-логического мышления при использовании системы занятий по авторским игровым альбомам;
- приобретение практических навыков обучения детей с использованием авторских игровых альбомов.
Содержание семинара:
- Консультация для родителей "Предпосылки формирования вербально-логического мышления у дошкольников. Возрастные и диагностические особенности ".
- Знакомство с авторскими альбомами "Книжка-учишка". Интерактивное ознакомление с приёмами работы по авторским игровым альбомам.
3. Круглый стол "Повышение эффективности процесса формирования вербально-логического мышления при использовании системы занятий по игровым альбомам".
- Анкетирование.
- Консультация для родителей "Формирование вербально- логического мышления у дошкольников. Возрастные и диагностические особенности "[1]
План изложения:
-виды мышления;
-формы абстрактного мышления;
-схема развития вербально-логического мышления;
- возрастные и психические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР;
- этапы развития вербально-логического мышления;
- методы и приёмы работы.
Мышление-это высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности в понятиях, умозаключениях. Мышление позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественно-историческую природу, неразрывно связано с практической деятельностью, генетически и функционально связано с речью. Физиологической основой мышления является аналитико-синтетическая деятельность мозга.
Различают разные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и, наконец, словесно- логическое, или вербальное, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения. Начинает формироваться вербально-логическое мышление к концу дошкольного периода и предполагает развитие умения:
- оперировать словами;
- понимать логику рассуждений.
Здесь обязательно требуется помощь родителей, воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. Развитие словесно логического мышления начинается уже с 3 лет, а полностью вербальное мышление формируется к подростковому возрасту.
К формированию словесно-логического мышления у детей применимы все общедидактические принципы развития:
- от простого к сложному;
- последовательность;
- систематичность
- возрастной подход и пр.
Исходя из этого, нельзя развивать вербально-логическое мышление, не опираясь на уже сформированные познавательные функции. Прежде всего, это чувственное познание (ощущения, восприятия и представления), благодаря которому познаются отдельные предметы и их свойства.
Сущность же этих предметов, общее в них, законы окружающей действительности познаются посредством абстрактного мышления, основными формами которого являются:
1. Понятия (в языке выражаются словами)- форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса предметов.
Основные логические приёмы формирования понятий - это
анализ (расчленение на отдельные части, признаки),
синтез (мысленное объединение частей, признаков в единое целое), сравнение (сопоставление, установление сходства или различия с целью выделения существенных и абстрагирования от несущественных признаков),
классификация (распределение по группам)
Понятия находятся в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:
Вид-род (астра - цветок)
Род-вид
Часть - целое (ножка - стул)
Противоположность (день - ночь)
Последовательность (вчера – сегодня - завтра)
Причина - следствие (дождь - лужи; зима- холод).
Следующая форма абстрактного мышления-это
- Суждение. В нём что- либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях.
- Умозаключение - получение вывода из нескольких суждений по определённым правилам.
С точки зрения речевого развития, при формировании понятий активизируется и обогащается предметный словарь (включает все приёмы - синтез, анализ, сравнение, обобщение и классификацию), словарь глагольный и признаков (анализ, синтез, сравнение), развивается грамматический строй речи; при формировании суждений развивается осмысленная фраза;умозаключения взаимообразно способствуют формированию сложных предложений и, как таковой, связной речи.
Таким образом, вербально-логическое мышление следует развивать, последовательно опираясь на вышеизложенную схему. Не следует забывать и том, что у дошкольника ещё не сложилась полноценная практическая деятельность, поэтому словесно-логическое мышление не может быть независимым от наглядно-практического мышления. Это предполагает обязательное применение наглядно-практических методов обучения.
У детей с задержкой психического развития вербально-логическое мышление формируется с запозданием. Характерное для них аномальное, неравномерное развитие всех психических процессов отражается и на абстрактном мышлении. Поверхностное, искажённое восприятие, неполное представление об окружающем мире способствует недостаточному пониманию отношений между предметами и явлениями. Неустойчивость внимания, слабость памяти, отставание в речевом развитии ухудшают умственную деятельность.
В свою очередь, снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому детям с ЗПР сложно овладевать абстрактными, обобщёнными словами, грамматическими формами.
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное формирование словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития.
Методы и приёмы работы, естественно, должны опираться, прежде всего, на главный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - ИГРУ, а также учитывать возрастные и специфические особенности детей-дошкольников с задержкой психического развития.
Материал задания должен быть доступен для ребёнка с точки зрения его понимания. Малыш должен быть заинтересован в выполнении задания - для этого применяются различные сюжетные или звучащие игрушки, мяч, подвижные игры, система поощрений. Задания должны быть строго дозированы, их выполнение не должно вызвать излишнего утомления.Чередование разных заданий поможет удержать внимание и интерес малыша, а также не дать ему устать.
Легче всего строить работу по лексическим темам, когда в ограниченных рамками одного обобщения пределах можно доступно для детей подвести их к ситуации использования всех указанных мыслительных операций.
Так, например, при изучении темы "Игрушки" проводится анализ (Кубик красный, квадратный, большой, твёрдый, гладкий, теплый, деревянный. С ним играют…у машины есть кузов, колеса, кабина…);
сравнение (Кубик такой, а машинка такая);
обобщение (Кубик и машина - игрушки);
классификация (Игрушки можно складывать (кубики, пазлы,..), возить (машинки, тележки,…));
формируются суждения (Из кубиков строят дом. Машину катают. С ними играют);
умозаключение (Кубик и машина – игрушки, потому что с ними играют).
Рассмотрим некоторые игры, способствующие развитию форм вербально-логического мышления:
Операцию анализа помогут развить игры на описание признаков предмета или способов его использования, а также различных действий(Например: цвет предметов- "Подбери бантик коту", "Узнай красный"; форма предметов- "Дай фигурное печенье лисе"; игры "Похвали предмет", "Что умеет делать?", "Кто летает?", "Съедобное- несъедобное" и т.д.).
Операция синтеза осуществляется в играх по угадыванию предмета по описанию, его частям, действиям с ним.
Сравнение хорошо развивается в играх "Чем отличается?", "Логическая цепочка", "Найди одинаковые", "Расставь по росту", "Волшебный мешочек", "Найди лишнее" и др.
Обобщение помогут сформировать игры "Назови 1 словом", "Подбери одежду", "Все такие - сюда!", лото.
Типичные игры на классификацию- это: "Разложи по группам", лото, "Я знаю 5 предметов…", "Подбери пару".
Один из главных этапов формирования вербально-логического мышления- это обучение рассказыванию. Начинается он с пересказа по демонстрации действий и заканчивается творческим рассказыванием. Главное - соблюдение чёткой структуры обучения. В этом помогают планы-схемы составления различных рассказов. Вот самый простой план-схема описательного рассказа неживого предмета(его символы легко воспринимаются и усваиваются детьми):
?
1 2 3 4 5 6 7 8
1-какой по цвету?
2-какой по форме?
3-какой по величине?
4-какой на ощупь? (гладкость-шероховатость, твёрдость- мягкость)
5-назови части предмета
6-из чего сделан предмет?
7- для чего нужен предмет? Что это?
8- похвали предмет
2. Знакомство с авторскими альбомами "Книжка- учишка". Интерактивное ознакомление с приёмами работы по игровым альбомам.
В формировании словесно-логического мышления, как и в любом направлении развития малыша, важна система. Выверенную, чёткую, проверенную многолетним опытом систему представляют авторские игровые альбомы для развития речи и графических навыков "Книжка-учишка". Почему речи?- потому что абстрактного мышления без хорошо развитой речи не бывает. Почему графических навыков?- потому что, как уже упоминалось, детское мышление неразрывно связано с предметными действиями, а рисование-это одно из любимых занятий малыша, к тому же готовит руку к письму и хорошо тренирует пальцевую моторику, которая, опять- таки, влияет на общее состояние речи. Почему именно эти альбомы?- потому что в этих альбомах соблюдены все вышеупомянутые принципы и основные приёмы развития словесно-логического мышления, а также учтены особенности детей с задержкой развития. К тому же, при выполнении заданий в альбомах предусмотрена совместная деятельность ребёнка и родителя, что повышает мотивацию и познавательную активность малыша. Задания в альбомах скомпонованы по лексическим темам, учтён даже временной принцип прохождения этих тем в коррекционных группах. Задания даны в игровой стихотворной форме, с применением простой символики, что позволяет дополнительно тренировать зрительное и слуховое внимание, развивать чувство языка. Каждый альбом представляет более сложный материал, чем предыдущий.
Интерактивные упражнения с использованием альбома «Книжка-учишка».
Предлагаются задания из авторского альбома 4 выпуска, лексическая тема "МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. РЫБЫ".
1.У слова море три родственных слова;
Прослушав стихи, вы назвать их готовы?
По заморским по волнам нынче здесь, завтра там.
Морячок наш выплыл в море, развернулся на просторе-
Ах, как много чудищ в нём морских!
Моряку увидеть нужно их.
Ответившие родители поощряются "призами".
2.Родителям раздаются карандаши, на мольберте - увеличенная копия рисунка. Показываются символы "Глаз", "Карандаш", используемые в альбомах.
Учишкины загадки помогут всех узнать,
Карандаши - раскрасить, а взрослые – назвать:
Это щупальца, не ноги. Восемь их у …(осьминога).
Получить остерегайся электрический разряд,
Если мимо проплывает тонкохвостый морской… (скат).
На дне, прекрасная всегда, морская светится… (звезда).
Из водорослей катится смешная…(каракатица).
Глубоко за рыбою нырнула хищница зубастая…(акула).
Маленький морской зверёк-конь на суше –здесь морской… (конёк).
Дружит он с людьми один быстрый, озорной…(дельфин).
В мире тем и знаменит, что большущий очень…(кит).
Ловят рыбаки на лодках косяки живой…(селёдки).
На морское дно легла, незаметною была плоскобрюха…(камбала).
3. Названия морских животных повторите,
А рыб морских потом отдельно назовите;
Рыболовам помогите - рыб замкнутою линией, как сетью, обведите.
- Круглый стол "Повышение эффективности процесса формирования вербально-логического мышления при использовании системы занятий по игровым альбомам".
План проведения:
- Беседа о формировании вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР.
- Вопросы родителей.
- Анкетирование.
Анкета для родителей
- Ф.И.О._________________________________________________________
- Понятен ли Вам основной смысл консультации?
________________________________________________________________
3. Задумывались ли Вы раньше о необходимости целенаправленного формирования вербально-логического мышления у своего ребёнка?
________________________________________________________________
- Как часто Вы занимаетесь дома с ребёнком?
________________________________________________________________
- Применяете ли вы вышеизложенные принципы построения занятий с ребёнком?
________________________________________________________________
5. Помогут ли альбомы "Книжка-учишка" в ваших занятиях с малышом дома? Если помогут, то чем___________________________________________
__________________________________________________________________
6. Какие вопросы и пожелания возникли у Вас в процессе семинара?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для родителей "Формирование вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР"
Цель:- повысить компетентность родителей в вопросе формирования вербально-логического мышления у детей с задержкой психического развития.Задачи:- теоретические основы формирования вербально-логическог...
Презентация "Семинар для педагогов "Игровые технологии в развитии логического мышления у дошкольников"
Педагогам в использовании в работе с детьми игровых технологий для развития логического мышления...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, это способность подключать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто не...
Онлайн семинар с родителями "Формирование креативного мышления у дошкольников"
Онлайн семинар с родителями "Формирование креативного мышления у дошкольников"...
Онлайн семинар с родителями "Формирование креативного мышления у дошкольников"
Онлайн семинар с родителями "Формирование креативного мышления у дошкольников"...
14.10.2023 .Семинар."Использование технологии развития критического мышления у дошкольников.
Семинар для педагогов...
Логические задачи для развития вербально-логического мышления
Логические задачи для развития словесно-логического мышления Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике.Крокодил жил не в красном и не в оранжевом...