Семинар для родителей "Формирование вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шевелёва Алина Анатольевна

Цель данного материала-повысить компетентность родителей коррекционных групп для детей с задержкой психического развития в одном из главных направлений коррекционно-развивающей работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей "Формирование вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР"

(учитель-дефектолог БГОУ СОШ 1191 Шевелёва А.А.)

Цель:- повысить компетентность родителей в вопросе формирования вербально-логического мышления у детей с задержкой психического развития.

Задачи:- теоретические основы формирования вербально-логического мышления;

             - ознакомление с возрастными особенностями формирования вербально-логического мышления;

              - ознакомление родителей со спецификой процесса формирования вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР;

              -  повышение эффективности процесса формирования вербально-логического мышления при использовании системы занятий по авторским игровым альбомам;

              -  приобретение практических навыков обучения детей с использованием авторских игровых альбомов.

 Содержание  семинара:

  1. Консультация для родителей "Предпосылки формирования вербально-логического мышления у дошкольников. Возрастные и диагностические особенности ".
  2. Знакомство с авторскими альбомами "Книжка-учишка". Интерактивное ознакомление с приёмами работы по авторским игровым альбомам.

     3.  Круглый стол  "Повышение эффективности процесса формирования вербально-логического мышления при использовании системы занятий по игровым альбомам".

  1. Анкетирование.
  1. Консультация для родителей "Формирование вербально- логического мышления у дошкольников. Возрастные и диагностические особенности "[1]

План изложения:

-виды мышления;

-формы абстрактного мышления;

-схема развития вербально-логического мышления;

- возрастные и психические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР;

- этапы развития вербально-логического мышления;

-  методы и приёмы работы.

    Мышление-это высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности в понятиях, умозаключениях. Мышление позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественно-историческую природу, неразрывно связано с практической деятельностью, генетически и функционально связано с речью. Физиологической основой мышления является аналитико-синтетическая деятельность мозга.

    Различают разные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и, наконец, словесно- логическое, или вербальное, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения. Начинает формироваться вербально-логическое мышление к концу дошкольного периода и предполагает развитие умения:

- оперировать словами;

- понимать логику рассуждений.

    Здесь обязательно требуется помощь родителей, воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. Развитие словесно логического мышления начинается уже с 3 лет, а полностью вербальное мышление формируется к подростковому возрасту.

    К формированию словесно-логического мышления у детей применимы все общедидактические принципы развития:

- от простого к сложному;

- последовательность;

- систематичность

- возрастной подход и пр.

    Исходя из этого, нельзя развивать вербально-логическое мышление, не опираясь на уже сформированные познавательные функции. Прежде всего, это чувственное познание (ощущения, восприятия и представления), благодаря которому познаются отдельные предметы и их свойства.

    Сущность же этих предметов, общее в них, законы окружающей действительности познаются посредством абстрактного мышления, основными формами которого являются:

1. Понятия (в языке выражаются словами)- форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса предметов.

Основные логические приёмы формирования понятий - это

анализ (расчленение на отдельные части, признаки),

синтез (мысленное объединение частей, признаков в единое целое), сравнение (сопоставление, установление сходства или различия с целью выделения существенных и абстрагирования от несущественных признаков),

 классификация (распределение по группам)

Понятия находятся в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:

Вид-род (астра - цветок)

Род-вид

Часть - целое (ножка - стул)

Противоположность (день - ночь)

Последовательность (вчера – сегодня - завтра)

Причина - следствие (дождь - лужи; зима- холод).

Следующая форма абстрактного мышления-это

  1. Суждение. В нём что- либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях.
  2. Умозаключение - получение вывода из нескольких суждений по определённым правилам.

    С точки зрения речевого развития, при формировании понятий активизируется и обогащается предметный словарь (включает все приёмы - синтез, анализ, сравнение, обобщение и классификацию), словарь глагольный и признаков (анализ, синтез, сравнение), развивается грамматический строй речи; при формировании суждений развивается осмысленная фраза;умозаключения взаимообразно способствуют  формированию сложных предложений и, как таковой, связной речи.

    Таким образом, вербально-логическое мышление следует развивать, последовательно опираясь на вышеизложенную схему. Не следует забывать и том, что у дошкольника ещё не сложилась полноценная практическая деятельность, поэтому словесно-логическое мышление не может быть независимым от наглядно-практического мышления. Это предполагает обязательное применение наглядно-практических методов обучения.

    У детей с задержкой психического развития вербально-логическое мышление формируется с запозданием. Характерное для них аномальное, неравномерное развитие всех психических процессов отражается и на абстрактном мышлении. Поверхностное, искажённое восприятие, неполное представление об окружающем мире способствует недостаточному пониманию отношений между предметами и явлениями. Неустойчивость внимания, слабость памяти, отставание в речевом развитии ухудшают умственную деятельность.

    В свою очередь, снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому детям с ЗПР сложно овладевать абстрактными, обобщёнными словами, грамматическими формами.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное  и аномальное формирование словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития.

    Методы и приёмы работы, естественно, должны опираться, прежде всего, на главный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - ИГРУ, а также учитывать возрастные и специфические особенности детей-дошкольников с задержкой психического развития.

    Материал задания должен быть доступен для ребёнка с точки зрения его понимания. Малыш должен быть заинтересован в выполнении задания - для этого применяются различные сюжетные или звучащие игрушки, мяч, подвижные игры, система поощрений. Задания должны быть строго дозированы, их выполнение не должно вызвать излишнего утомления.Чередование разных заданий поможет удержать внимание и интерес малыша, а также не дать ему устать.  

    Легче всего строить работу по лексическим темам, когда в ограниченных рамками одного обобщения пределах можно доступно для детей подвести их к ситуации использования всех указанных мыслительных операций.

Так, например, при изучении темы "Игрушки" проводится анализ (Кубик красный, квадратный, большой, твёрдый, гладкий, теплый, деревянный. С ним играют…у машины есть кузов, колеса, кабина…);

сравнение (Кубик такой, а машинка такая);

обобщение (Кубик и машина - игрушки);

классификация (Игрушки можно складывать (кубики, пазлы,..), возить (машинки, тележки,…));

формируются суждения (Из кубиков строят дом. Машину катают. С ними играют);

умозаключение (Кубик и машина – игрушки, потому что с ними играют).

Рассмотрим некоторые игры, способствующие развитию форм вербально-логического мышления:

 Операцию анализа помогут развить игры на описание признаков предмета или способов его использования, а также различных действий(Например: цвет предметов- "Подбери бантик коту", "Узнай красный"; форма предметов- "Дай фигурное печенье лисе"; игры "Похвали предмет", "Что умеет делать?", "Кто летает?", "Съедобное- несъедобное" и т.д.).

   Операция синтеза осуществляется в играх по угадыванию предмета по описанию, его частям, действиям с ним.

   Сравнение хорошо развивается в играх "Чем отличается?", "Логическая цепочка", "Найди одинаковые", "Расставь по росту", "Волшебный мешочек", "Найди лишнее" и др.

   Обобщение помогут сформировать игры "Назови 1 словом", "Подбери одежду", "Все такие - сюда!", лото.

    Типичные игры на классификацию- это: "Разложи по группам", лото, "Я знаю 5 предметов…", "Подбери пару".

    Один из главных этапов формирования вербально-логического мышления- это обучение рассказыванию. Начинается он с пересказа по демонстрации действий и заканчивается творческим рассказыванием. Главное - соблюдение чёткой структуры обучения. В этом помогают планы-схемы составления различных рассказов. Вот самый простой план-схема описательного рассказа неживого предмета(его символы легко воспринимаются и усваиваются детьми):

        https://lh4.googleusercontent.com/_d-o4RMiBb1Ycc-wub4whw6f00S7uXK3NUOZJEcaQvVdUAIPx7ZK-D0tlhnlfI9izsiRnT8lLRg_v7olPxVAH7ab45zN1aWyPpa_ijI8gsBHjwetoONj9KCpiX7606riTAY

        ?

1        2        3             4        5        6          7       8

1-какой по цвету?

2-какой по форме?

3-какой по величине?

4-какой на ощупь? (гладкость-шероховатость, твёрдость- мягкость)

5-назови части предмета

6-из чего сделан предмет?

7- для чего нужен предмет? Что это?

8- похвали предмет

2. Знакомство с авторскими альбомами "Книжка- учишка". Интерактивное ознакомление с приёмами работы по игровым альбомам.

   В формировании словесно-логического мышления, как и в любом направлении развития малыша, важна система. Выверенную, чёткую, проверенную многолетним опытом систему представляют авторские игровые альбомы для развития речи и графических навыков "Книжка-учишка". Почему речи?- потому что абстрактного мышления без хорошо развитой речи не бывает. Почему графических навыков?- потому что, как уже упоминалось, детское мышление неразрывно связано с предметными действиями, а рисование-это одно из любимых занятий малыша, к тому же готовит руку к письму и хорошо тренирует пальцевую моторику, которая, опять- таки, влияет на общее состояние речи. Почему именно эти альбомы?- потому что в этих альбомах соблюдены все вышеупомянутые принципы и основные приёмы развития словесно-логического мышления, а также учтены особенности детей с задержкой развития. К тому же, при выполнении заданий в альбомах предусмотрена совместная деятельность ребёнка и родителя, что повышает мотивацию и познавательную активность малыша. Задания в альбомах скомпонованы по лексическим темам, учтён даже временной принцип прохождения этих тем в коррекционных группах. Задания даны в игровой стихотворной форме, с применением простой символики, что позволяет дополнительно тренировать зрительное и слуховое внимание, развивать чувство языка. Каждый альбом представляет более сложный материал, чем предыдущий.

 Интерактивные упражнения с использованием альбома «Книжка-учишка».

   

Предлагаются задания из авторского альбома 4 выпуска, лексическая тема "МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. РЫБЫ".

1.У слова море три родственных слова;                  

Прослушав стихи, вы назвать их готовы?

По заморским по волнам нынче здесь, завтра там.        

Морячок наш выплыл в море, развернулся на просторе-        

Ах, как много чудищ в нём морских!

Моряку увидеть нужно их.

Ответившие родители поощряются "призами".                                                              

2.Родителям раздаются карандаши, на мольберте - увеличенная копия рисунка. Показываются символы "Глаз", "Карандаш", используемые в альбомах.

 Учишкины загадки помогут всех узнать,

Карандаши - раскрасить, а взрослые – назвать:

 Это щупальца, не ноги. Восемь их у …(осьминога).

Получить остерегайся электрический разряд,

Если мимо проплывает  тонкохвостый морской… (скат).

На дне, прекрасная всегда, морская светится… (звезда).

Из водорослей катится смешная…(каракатица).

Глубоко за рыбою нырнула хищница зубастая…(акула).

Маленький морской зверёк-конь на суше –здесь морской… (конёк).

Дружит он с людьми один быстрый, озорной…(дельфин).

В мире тем и знаменит, что большущий очень…(кит).

Ловят рыбаки на лодках косяки  живой…(селёдки).

На морское дно легла, незаметною была плоскобрюха…(камбала).

3. Названия морских животных повторите,

А рыб морских потом отдельно назовите;

        

       Рыболовам помогите - рыб замкнутою линией, как сетью, обведите.

  1. Круглый стол  "Повышение эффективности процесса формирования вербально-логического мышления при использовании системы занятий по игровым альбомам".

План проведения:

  1. Беседа о формировании вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР.
  2. Вопросы родителей.
  3. Анкетирование.

Анкета для родителей

  1. Ф.И.О._________________________________________________________
  2. Понятен ли Вам основной смысл консультации?

________________________________________________________________

3. Задумывались ли Вы раньше о необходимости целенаправленного формирования вербально-логического мышления у своего ребёнка?

________________________________________________________________

 

  1. Как часто Вы занимаетесь дома с ребёнком?

________________________________________________________________

  1. Применяете ли вы вышеизложенные принципы построения занятий с ребёнком?

________________________________________________________________

      5.  Помогут ли альбомы "Книжка-учишка" в ваших занятиях с малышом дома? Если помогут, то чем___________________________________________

__________________________________________________________________    

      6.  Какие вопросы и пожелания возникли у Вас в процессе семинара?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей "Формирование вербально-логического мышления у дошкольников с ЗПР"

Цель:- повысить компетентность родителей в вопросе формирования вербально-логического мышления у детей с задержкой психического развития.Задачи:- теоретические основы формирования вербально-логическог...

Презентация "Семинар для педагогов "Игровые технологии в развитии логического мышления у дошкольников"

Педагогам в использовании в работе с детьми  игровых технологий для развития логического мышления...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, это способность подключать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто не...

Онлайн семинар с родителями "Формирование креативного мышления у дошкольников"

Онлайн семинар с родителями "Формирование креативного мышления у дошкольников"...

Онлайн семинар с родителями "Формирование креативного мышления у дошкольников"

Онлайн семинар с родителями "Формирование креативного мышления у дошкольников"...

Логические задачи для развития вербально-логического мышления

Логические задачи для развития словесно-логического мышления Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике.Крокодил жил не в красном и не в оранжевом...