"Гости весеннего леса" конспект НОД в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цели:
Образовательные
· Расширять и активизировать словарный запас детей.
· Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
· Работать над грамматическим строем речи.
· Учить выделять лишний предмет с объяснением.
Развивающие
· Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательные
· Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение
к пернатым друзьям.
· Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ptitsy.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 95»
Гости весеннего леса
конспект НОД
в средней группе
Подготовила:
воспитатель 1КК
Азарова Инна Петровна
Воронеж 2014
Цели:
Образовательные
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
- Работать над грамматическим строем речи.
- Учить выделять лишний предмет с объяснением.
Развивающие
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательные
- Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение
к пернатым друзьям.
- Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.
Оборудование: мнемотаблица «Признаки весны», игрушечная птичка, игрушка Карлуша, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, журавля, грача и места их прилёта, мяч, набор картинок для игры «Четвёртый лишний», фонограмма голосов птиц, бумага для аппликации.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
- отгадывание загадок о птицах и весне;
- чтение художественной литературы о весне и птицах;
- разучивание стихов данной тематики;
- прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
- рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
- проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети и воспитатель стоят на ковре полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать?
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят по крышам капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (весна)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним пальчиковую игру «Весна пришла»:
Весна пришла по снежному, (Дети пальчиками идут
По влажному ковру. По другой ладошке)
Рассыпала подснежники, (Растопыривают пальцы)
Посеяла траву. (Соединяют пальцы)
Теперь зовёт со всех концов: (Руки согнуты в локтях)
Гусей, стриж ей и аистов,
Кукушек и скворцов (Загибают пальцы)
Воспитатель: Да, ребята, к нам торопится красавица Весна. А какие признаки весны вы знаете? (С опорой на мнемотаблицы дети рассказывают)
- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.
- Тает снег.
- Проявляются первые проталины.
- Бегут ручьи.
- Начинается весёлая, звонкая капель.
- Прилетают птицы из тёплых краёв.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца,
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Воспитатель: С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют.
- Показываю птицу. Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья».
Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.
Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?
Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.
Воспитатель: Да, ребята, друзей надо беречь. Вот поэтому 1 апреля считается Всемирным Днём птиц. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев. Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось? (В группе появляется птичка Карлуша).
Воспитатель: (обращается к Карлуше) Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная? (Карлуша на ухо воспитателю рассказывает проблему). Ребята, Карлуша рассказала мне, что в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит. Что же делать? Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем нашим пернатым друзьям. (Карлуша прощается и улетает).
Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?
Физкультминутка
Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.
Собирайся, детвора, Весна зовёт: « гулять пора!» Будем по лесу гулять, Чистым воздухом дышать. На носочках по тропинке, Друг за другом мы пойдём. В маленькие лужицы Не наступим, обойдём Встали ели на пути, Нам их нужно обойти. Идите, дети, осторожно О ели уколоться можно. Вот сороки пролетели Им сорокам не до сна! Трещат сороки - белобоки: -Идёт весна! Идёт весна! За весною мы пошли, На поляну мы пришли! | Хлопают в ладоши Шагают Вдох-выдох Ходьба на носочках Ходьба с высоким поднятием колен Ходьба змейкой Взмахи руками, имитация полёта птицы Ходьба |
Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики).
Воспитатель: Посмотрите, под берёзкой что-то лежит. Ребята, это записка, давайте её скорее прочитаем:
«Не хочу, чтобы птицы пели, чтобы ожил снова лес. Но если выполните все мои задания, я расколдую птиц. Предупреждаю, будет нелегко, задания очень сложные»
Колдунья.
Воспитатель: Ну что же, ребята, начнём наш нелёгкий путь. А вот все наши задания, которые мы должны выполнить.
Игровое упражнение «Кто за кем прилетит» (С игрушечной птичкой)
- Птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди. Послушайте, я расскажу, в каком порядке они летят. Первый ребёнок назовёт первую птицу, которая возвращается, затем передаёт птичку другому. Следующий ребёнок называет первую птичку и добавляет следующую, последний ребёнок называет всех птиц.
- Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.
(Дети по очереди называют, передавая птичку).
Идём дальше спасать птиц.
«Хотела галка пить»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на пути стоит банка, а в ней немного воды, а рядом записка, в которой галка просит, чтобы мы помогли ей напиться, она не достаёт клювом до дна.
Опыт «Послушная водичка»
Аккуратно набросать камешек в банку, вода постепенно поднимется. Что происходит? Вода поднимается вверх, увеличиваясь в объёме, так как мы добавляем туда камешки. И галка теперь может напиться.
Каждой птичке своё место
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы.
- Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта. Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта.
- Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(грач - пашня)
- Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка – гнездо под крышей дома)
- Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет.
(скворец - скворечник)
- Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый.
А затылок голый, красный.
Ходит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(журавль - болото)
Воспитатель: Ребята, у нас был долгий путь, мы устали, давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра с мячом
Воспитатель: Я буду говорить задание и кидать вам мяч, вы отвечаете и возвращаете его мне. Договорились?
- Что делают птицы? (летают, улетают, прилетают, вьют, высиживают, выкармливают и т.д.).
- У кого кто? (у грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у аиста – аистёнок, у журавля – журавлёнок, у лебедя – лебедёнок и т.д.).
- «Один – много» (скворчонок – скворчата, лебедёнок – лебедята, аистёнок – аистята, грачонок – грачата и т.д.).
Воспитатель: После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Они их кормят, заботятся о них, учат летать. Птицы очень заботливые родители.
Мимическая гимнастика «Птенцы»
Вылупившись из яйца, первый птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот). Второй птенец увидел, как вокруг светло, тепло и радостно улыбнулся (улыбается). Третий птенец хотел вылупиться первым, но не успел, поэтому рассердился (нахмурился). Четвёртый вылупился и сразу испугался, зажмурился от солнышка (зажмурить глаза). А пятый птенец вылупился и громко зачирикал (губы трубочкой).
Воспитатель: Ребята, у нас осталось последнее задание.
«Четвёртый - лишний»
Внимательно посмотрите на картинки в каждом ряду, скажите, какая картинка лишняя и почему.
- Заяц, грач, медведь, лиса (грач - птица)
- Ласточка, журавль, скворец, воробей (воробей - зимующая птица)
- Синица, воробей, коршун, ласточка (коршун – хищная птица)
Звучит фонограмма голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли. Нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила. Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? Ребята, я вам предлагаю, как только мы вернёмся в группу, сделать из цветной бумаги птиц и рассадить их на нашем дереве в группе.
Дети возвращаются в группу. Выполняют коллективную аппликацию «Птицы на дереве».
ЛИТЕРАТУРА:
- Горьканова А.Н. Перелётные и зимующие птицы России. - М.: Школьная пресса, 2008.
- Гурина И. В. Как появляется птица. - М.: Фламинго, 2009.
- Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! - М.: Баласс, 2013.
- Трясорукова Т.П. Игры и упражнения для развития речи и памяти. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников. - М.: Гном и Д, 2001.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1994.
- Хесин В. Загадки для малышей. - М.: Фламинго, 2013.
Он не слон, не лев, не птица. - М.: Фламинго, 2012.
Хвост крючком, нос пятачком. - М.: Фламинго, 2013.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СПб: Детство-Пресо, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий весеннего развлечения для детей средней группы "Ванька-Встанька в гостях у детей"
Сценарий весеннего развлечения для детей средней группы «ВАНЬКА – ВСТАНЬКА В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ» (Дети под р.н. м. входят в зал, встают в полукруг)Ребёнок:...
Сценарий весеннего развлечения для детей средней группы "Карлсон в гости прилетел"
Легкий и веселый сценарий для детей и родителей средней группы посвящен Международному женскому дню 8 марта....
Весеннее развлечение для детей средней группы "В гости к Весне"
Цель данного материала закрепить знания детей о весне в игровой форме, а также развлечь детей и поднять настроение....
Весеннее развлечение для детей средней группы «Веснушка в гостях у ребят»
Весеннее развлечение для детей средней группы «Веснушка в гостях у ребят» ...
Сценарий весеннего праздника для детей средней группы детского сада "В гости к Весне"
Средняя группа. Дети 4 - 5 лет. Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру....
Сценарий весеннего развлечения для детей средней группы «Отступили холода, в гости к нам спешит весна»
Этот сценарий может быть интересен музыкальным руководителям , воспитателям детских садов...