"Тайга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие составлено в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в тайгу»
Цель:
- Актуализировать знания детей о летательных аппаратах (реальных и сказочных), о лиственных и хвойных деревьях; о животных крайнего севера;
- сформировать представление детей об особенностях природных условий тайги, сформировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает», путём самостоятельных «открытий»;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: изображение хвойного леса; картонный дом, 3 картонные полоски и белое конфетти для опыта; таблица «Тайга»;
Раздаточный: карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев (карточек с изображением хвойных деревьев столько же, сколько детей); карточки с изображением зверей и птиц крайнего севера и тайги.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- У кого в гостях мы побывали в прошлый раз? (у жителей крайнего севера)
- На прощание они подарили Тане, Ване и доктору Айболиту сувениры. Как вы думаете, какие подарки получили наши путешественники? (изделия из оленьего меха и моржовой кости).
- Сегодня нам снова предстоит дальнее путешествие.
- Хотите отправиться в путешествие с Таней и Ваней?
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Что летает?»
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о летательных аппаратах (реальных и сказочных).
- Вспомните, на чём летали люди в сказках? (ступа, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)
- Поместимся ли мы все в ступу? (нет)
- А пара сапог вообще для одного. Остаётся ковёр-самолёт.
- С какими средствами передвижения его можно сравнить? (самолёт, вертолёт)
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
- Ковёр-самолёт хорош тем, что ему не нужно горючее, что он перемещается бесшумно, может приземлиться в любом месте.
2.2 Игра «Деревья»
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о лиственных и хвойных деревьях.
- Садимся на ковёр и «поднимаемся в воздух». Под нами проплывают бескрайние просторы тундры, оленьи стада, собачьи упряжки… Но вот картина меняется. Появились высокие деревья. И вот уже лес стоит сплошной стеной. Приземляемся.
Воспитатель показывает детям рисунок с изображением хвойного леса.
- Как называется этот лес? (хвойный лес)
- Выберите деревья, которые растут в хвойном лесу.
Дети подходят к столу, на котором лежат карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев (карточек с изображением хвойных деревьев столько же, сколько детей в группе).
- Какие деревья вы выбрали? Назовите их (ель, сосна, кедр, пихта).
- Что у них общего?
- Как одним словом можно назвать эти деревья? (хвойные).
- А чем ещё похожи хвойные деревья? Какая форма у кроны этих деревьев? (Если дети не могут назвать форму, воспитатель им помогает – конусообразная форма кроны)
- Таня спрашивает, почему у всех хвойных деревьев такая крона?
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1 Игра «Крона хвойных деревьев» (начало)
Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Смогли вы объяснить Тане? (нет)
- Почему не смогли? (мы не знаем)
4. Открытие нового знания.
4.1 Игра « Крона хвойных деревьев» (окончание)
Дидактические задачи: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения, эмоционального переживания радости открытия.
- Что нам надо сейчас узнать? (почему у хвойных деревьев конусообразная форма кроны)
Дети подходят к столу, на котором стоит дом, сделанный из коробки и у него нет крыши. Рядом лежат картонки одинаковой ширины, равной «ширине» дома, но разной длины.
- Сложите самую короткую картонку пополам и сделайте крышу дома. Проверим, будет ли удерживаться на такой крыше снег (воспитатель сыплет на крышу белое конфетти – «снег» не сползает).
Аналогично проводится работа с другими картонками до тех пор, пока «снег» не начнёт быстро сползать по крыше.
Вывод:
- У хвойных деревьев такая крона для того, чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их.
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1 Игра «Тайга» (начало)
Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Итак, мы оказались с вами в хвойном лесу. Ваня спрашивает, а как называется такой хвойный лес?
- Смогли вы объяснить Ване? (нет)
- Почему? (не знаем).
6. Открытие нового знания.
6.1 Игра «Тайга» (окончание)
Дидактические задачи: сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
- А если вы чего – то не знаете, что нужно сделать? (спросить у того, кто знает)
- Спрашивайте.
- Такой лес называется тайга.
Вывод:
- Тайгой называют лес, в котором растут разные хвойные деревья.
- А как называется лес, состоящий из одних елей? (ельник)
- А если в лесу растут только сосны? (сосновый бор).
6.2 Игра «Прогулка по тайге»
Дидактические задачи: сформировать представление детей об особенностях природных условий тайги, сформировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Воспитатель предлагает детям таблицу «Тайга».
- Неторопливо идём по тайге. Что у нас под ногами? (снег)
- Почему вы так думаете? (потому что сейчас зима у нас, и в тайге)
- А летом в тайге сумрачно. Почему? (сквозь густую хвою света проникает совсем немного).
- Под ногами хвойная подстилка.
- Много ли растений между деревьями? (нет)
- Почему? (мало света, бедная почва, так как иголки гниют медленно)
-Только тенелюбивые грибы, мхи, лишайники, папоротники и черника могут расти на хвойной подстилке.
- В тёплые летние дни лес наполнен жужжанием комаров, слепней и мошек. Это паразиты. Они прокалывают или прокусывают кожу животного и человека и насыщаются их кровью.
- Представьте, что вы оказались летом в тайге и на вас напали полчища комаров и мошек. Что вы станете делать? Покажите.
- Кто питается насекомыми в тайге? (птицы)
- А для кого является пищей огромное количество шишек? (для белок, бурундуков, клестов, дятлов).
7. Включение нового знания в систему знаний.
7.1 Игра «Фотоальбом»
Дидактические задачи: закрепить умение детей классифицировать зверей и птиц по климатической зоне их проживания.
- Мама Тани и Вани просит вас привезти ей фотографии зверей и птиц, которые мы сделали с вами, гуляя по тайге. Поможете Тане и Ване подобрать фотографии?
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением зверей и птиц крайнего севера и тайги.
- Здесь все наши фотографии, которые мы сделали во время нашего путешествия на крайний север и в тайгу. Какие из них мы должны сейчас подобрать?
Дети выбирают зверей и птиц тайги и несут воспитателю. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
8. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Куда мы сегодня летали? (в тайгу)
- Кому сегодня помогали? (Тане и Ване)
- Чем мы им помогли? (объяснили, зачем деревьям нужна конусообразная форма кроны, как называется хвойный лес, помогли для мамы подобрать фотографии с животными тайги)
- Что для вас было трудно?
- Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-24808-1478370658.jpg)
РАЗВЛЕЧЕНИЕ для подготовительной группы «ЗОВ ТАЙГИ»
Воспитание гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/12/picture-58353.jpg)
Проект <<В гостях у ханта в тайге >>
В проекте предоставлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по ознакомлению с родным краем....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-72508-1356404810.jpg)
НОД в старшей группе "Путешествие в тайгу"
Тема: «Путешествие в тайгу». Программное содержание. Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-82815-1450201083.jpg)
Конспект физкультурно-логопедического занятия "Путешествие по тайге"
Интегрированное занятие совместно с учителем-логопедом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-173110-1361082522.jpg)
Презентация "Тайга и ее обитатели"
Дать представления о тайге ее животном и растительном мире. презентация для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-197617-1360212669.jpg)
Природа родного края - тайга.
Предлагаю интересное занятие о тайге. Материал встречается редко, буду рада если кому-нибудь приголдится....