"Тайга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие составлено в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayga.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в тайгу»                        

Цель:

  1. Актуализировать знания детей о летательных аппаратах (реальных и сказочных), о лиственных и хвойных деревьях; о животных крайнего севера;
  2. сформировать представление детей об особенностях природных условий тайги, сформировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
  3. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения  способом «спросить у того, кто знает»,  путём самостоятельных «открытий»;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: изображение хвойного леса; картонный дом,  3 картонные полоски и белое конфетти для опыта; таблица «Тайга»;

Раздаточный: карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев            (карточек с изображением хвойных деревьев  столько же, сколько детей); карточки с изображением зверей и птиц крайнего севера и тайги.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

- У кого в гостях мы побывали в прошлый раз? (у жителей крайнего севера)

- На прощание они подарили Тане, Ване и доктору Айболиту сувениры. Как вы думаете, какие подарки получили наши путешественники? (изделия из оленьего меха и моржовой кости).

- Сегодня нам снова предстоит дальнее путешествие.

- Хотите отправиться в путешествие с Таней и Ваней?

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Что летает?»

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о летательных аппаратах (реальных и сказочных).

- Вспомните, на чём летали люди в сказках? (ступа, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)

- Поместимся ли мы все в ступу? (нет)

- А пара сапог вообще для одного. Остаётся ковёр-самолёт.

- С какими средствами передвижения его можно сравнить? (самолёт, вертолёт)

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Ковёр-самолёт хорош тем, что ему не нужно горючее, что он перемещается бесшумно, может приземлиться в любом месте.

2.2 Игра «Деревья»

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о лиственных и хвойных деревьях.

- Садимся на ковёр и «поднимаемся в воздух».  Под нами проплывают бескрайние просторы тундры, оленьи стада, собачьи упряжки… Но вот картина меняется. Появились высокие деревья.  И вот уже лес стоит сплошной стеной. Приземляемся.

Воспитатель показывает детям рисунок с изображением хвойного леса.

- Как называется этот лес? (хвойный лес)

- Выберите деревья, которые растут в хвойном лесу.

Дети подходят к столу, на котором лежат карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев (карточек с изображением хвойных деревьев  столько же, сколько детей в группе).

- Какие  деревья вы выбрали? Назовите их  (ель, сосна, кедр, пихта).

- Что у них общего?

-  Как одним словом можно назвать эти деревья? (хвойные).

- А чем ещё похожи хвойные деревья? Какая форма у кроны этих деревьев? (Если дети не могут назвать форму, воспитатель им помогает – конусообразная форма кроны)

- Таня спрашивает, почему у всех хвойных деревьев такая крона?

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1 Игра «Крона хвойных деревьев» (начало)

Дидактические задачи:  сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Смогли вы объяснить Тане? (нет)

- Почему не смогли? (мы не знаем)

4. Открытие нового знания.

4.1 Игра « Крона хвойных деревьев» (окончание)

Дидактические задачи:  сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения, эмоционального переживания радости открытия.

- Что нам надо сейчас узнать? (почему у хвойных деревьев конусообразная форма кроны)

Дети подходят к столу, на котором стоит дом, сделанный из коробки и у него нет крыши. Рядом лежат картонки  одинаковой ширины, равной «ширине» дома, но разной длины.

- Сложите самую короткую картонку пополам и сделайте крышу дома. Проверим, будет ли удерживаться на такой крыше снег (воспитатель сыплет на крышу белое конфетти – «снег» не сползает).

Аналогично проводится работа с другими картонками до тех пор, пока «снег» не начнёт быстро сползать по крыше.

Вывод:

- У хвойных деревьев такая крона для того, чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их.

5. Затруднение в игровой ситуации.

5.1 Игра «Тайга» (начало)

Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Итак, мы оказались с вами  в хвойном лесу. Ваня спрашивает, а как называется такой хвойный лес?

- Смогли вы объяснить Ване? (нет)

- Почему? (не знаем).

6. Открытие нового знания.

6.1 Игра «Тайга» (окончание)

Дидактические задачи: сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

- А если вы чего – то не знаете,  что нужно сделать? (спросить у того, кто знает)

- Спрашивайте.

- Такой лес называется тайга.

Вывод:

- Тайгой называют лес, в котором растут разные хвойные деревья.

- А как называется лес, состоящий из одних елей? (ельник)

- А если в лесу растут только сосны? (сосновый бор).

6.2 Игра «Прогулка по тайге»

Дидактические задачи: сформировать представление детей об особенностях природных условий тайги, сформировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Воспитатель предлагает детям таблицу «Тайга».

- Неторопливо идём по тайге.  Что у нас под ногами? (снег)

- Почему вы так думаете? (потому что сейчас зима у нас, и в тайге)

- А летом в тайге сумрачно. Почему? (сквозь густую хвою света проникает совсем немного).

- Под ногами хвойная подстилка.

- Много ли растений между деревьями? (нет)

- Почему? (мало света, бедная почва, так как иголки гниют медленно)

-Только тенелюбивые грибы, мхи, лишайники, папоротники и черника могут расти на хвойной подстилке.

- В тёплые летние дни лес наполнен жужжанием комаров, слепней и мошек. Это паразиты. Они прокалывают или прокусывают кожу животного и человека и насыщаются их кровью.

- Представьте, что вы оказались летом в тайге и на вас напали полчища комаров и мошек. Что вы станете делать? Покажите.

- Кто питается насекомыми в тайге? (птицы)

- А для кого является пищей огромное количество шишек? (для белок, бурундуков, клестов, дятлов).

7. Включение нового знания в систему знаний.

7.1 Игра «Фотоальбом»

Дидактические задачи: закрепить умение детей классифицировать зверей и птиц по климатической зоне  их проживания.

- Мама Тани и Вани просит вас привезти ей фотографии зверей и птиц, которые мы сделали с вами, гуляя по тайге.  Поможете Тане и Ване подобрать фотографии?

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением зверей и птиц крайнего севера и тайги.

- Здесь все наши фотографии, которые мы сделали во время нашего путешествия на крайний север и в тайгу. Какие из них мы должны сейчас подобрать?

Дети выбирают зверей и птиц тайги и несут  воспитателю. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

8. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Куда мы сегодня летали? (в тайгу)

- Кому сегодня помогали? (Тане и Ване)

- Чем мы им помогли? (объяснили, зачем деревьям нужна конусообразная форма кроны, как называется хвойный лес, помогли для мамы подобрать фотографии с животными тайги)

- Что для вас было трудно?

- Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВЛЕЧЕНИЕ для подготовительной группы «ЗОВ ТАЙГИ»

Воспитание гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу....

Проект <<В гостях у ханта в тайге >>

В проекте предоставлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по ознакомлению с родным краем....

НОД в старшей группе "Путешествие в тайгу"

Тема: «Путешествие в тайгу».   Программное содержание. Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, ...

Конспект физкультурно-логопедического занятия "Путешествие по тайге"

Интегрированное занятие совместно с учителем-логопедом...

Презентация "Тайга и ее обитатели"

Дать представления о тайге ее животном и растительном мире. презентация для детей старшего дошкольного возраста....

Природа родного края - тайга.

Предлагаю интересное занятие о тайге. Материал встречается редко, буду рада если кому-нибудь приголдится....