ф.и.о. педагога Серикова Галина Николаевна
Номинация образовательная ситуация с дошкольниками.
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа:2младшая (3-4 года).
Тема:"Эти загадочные камни".
Образовательные задачи:
-расширять представления детей о соли и ее свойствах ( белая, без ярко выраженного запаха; в воде растворяется);
-формировать умение наблюдать, комментировать результаты опытов;
-развивать познавательный интерес;
-познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;
-учить классифицировать по разным признакам.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
кукла Лунтик, вода, солонка, соль, яблоко, огурец,стакан с водой, пипетка,мисочка с водой.
Раздаточный материал:
разнообразные камни, соленое тесто.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:
1.Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость.
Звучит музыка, появляется Лунтик, здоровается,просит объяснить, куда это он попал.(объяснение ребят).
Затем Лунтик рассказывает, что путь его был долгим, и он успел проголодаться.Нет ли у детей чего-нибудь съедобного? Дети угощают Лунтика яблоком,конфетой, огурцом с солью.
Лунтик берет огурец, пробует соль и спрашивает, что это такое и зачем оно нужно.
2. Актуальность знаний.
Дидактическая задача:
- уточнить и актуализировать знания о соли, её свойствах;
- развивать связную речь.
Дети рассказывают, что это соль. Она белая, крупная или мелкая, рассыпчатая, солёная. Мы соль употребляем в пищу круглый год.
-Лунтик послушай нашу загадку:
В воде родится, воды боится.
Белый камень в воде тает.
-Ребята, а почему соль "воды боится". Давайте проведем опыт:
- опустим в стакан с водой ложку соли. Что с ней произойдет? (может растворится или будет плавать, или осядит на дно?)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактическая задача:
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявление его причины и опыт целеполагания;
- тренировать мыслительные операции: анализ, развивать мышление, речь.
Проводим опыт и выясняем ,что соль исчезла.
-Получается, что теперь в воде её нет? (Выслушиваем предполажение детей).
(Пробуем раствор на вкус).
-Значит соль не исчезла, а растворилась в воде.
-Ребята, давайте раскажем Лунтику о свойствах соли: белая, без запаха, растворяется в воде, но не исчезает.
4. Открытие нового знания.
Дидактическая задача:
- формировать представление детей о разнообразии камней; их величине;
- развивать сенсорное восприятие.
Лунтик предлагает рассмотреть, что он принес ребятам. Что это такое? (Камни) Рассмотрите их внимательно, найдите самый большой и маленький; самый красивый и самый не выразительный. Обоснуйте свое мнение. (Ответы детей).
А теперь выложите камни в ряд- от самого большого к самому маленькому( закрепление большой маленький), от самого шершавого до самого гладкого( упражнение на сенсорику).
4.1. Консультация геолога.
Округлые камешки из моря. Вода двигает камни , сталкивает их друг с другам; они трутся и о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми.
4.2.Игра-эксперимент"Что умеет камешек?"
Дидактическая задача:
-расширять представление о свойствах камней;
-развивать речь, умение анализировать.
-Возьмите в одну руку камешек, в другую тесто, сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что с тестом. Почему? Камешек твердый, тверже теста.
-Попробуйте постучать комочком теста о камень, а теперь двумя камнями друг о друга. В чем разница? (камни издают звук).
4.3.Ситуация"Проверка камня".
-Что будет, если положить камешек в воду? Он утонет или будет плавать?( ответы детей).
-Бросьте камешек в воду, наблюдая, что происходит.( на воде образуются круги, камешек утонул.)
-Может ли камешек плавать? А растворяется ли камешек в воде?
(Нет, камешки не плавают и не растворяются в воде).
5.Слушание познавательного рассказа ( с выполнением задания).
Дидактическая задача:
-формировать и закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов;
-развивать мелкую моторику, чувство формы.
-Лунтик, а мы сейчас приготовим тебе подарок, из соленого теста, вылепим тебе угощение-огурцы и яблоки.
Яблоки-это фрукты, они очень полезны для организма.Яблоки укрепляют иммунную систему, полезны для сердечно-сосудистой системы, улучшают пищеварение, они очищают кровь.
Огурец-это набор витаминов, необходимый сердцу калий и сосудам-натрий.Огурец хорошо утоляет жажду.
Ребята отдают вылепленные угощения, он их благодарит и уходит.
6.Осмысление.
Дидактическая задача:
-формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательно-экспериментальной деятельности.
Воспитатель собирает около себя детей:
-Что мы с вами делали?Кому помогли?
-Какие новые знания помогли нам помочь Лунтику?