Ознакомление дошкольников с историко - культурными особенностями родного города посредством метода проектирования.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

На современном этапе развития нашего общества огромное значение имеет нравственное воспитание подрастающего поколения, а как воспитать ребенка патриотом своей Родины, если не изучить историю и культуру родного города, того места, которое называют малой родиной. Использование проектного метода в своей работе, как основополагающего, помогло автору опыта не только заинтересовать дошкольников, но и активизировать мыслительные процессы детей. Использование проектного метода дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_patrioticheskoe_vospitanie1.docx77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мячина Татьяна Николаевна

Борисюк Елена Владимировна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Ознакомление дошкольников

с историко - культурными особенностями родного города

посредством метода проектирования.

Мячина Татьяна Николаевна, воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад  №57 "Радуга"

Старый Оскол

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ……………………………………………….

3

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА…………………………………………………….

9

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА…………………………………………...

13

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

17

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ…………………………………………………

18


Тема опыта «Ознакомление дошкольников

с историко - культурными особенностями родного города

 посредством метода проектирования».

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения опыта

Педагогическая  деятельность  осуществлялась  в  муниципальном бюджетном  дошкольном образовательном  учреждении детский сад № 57 «Радуга»,  расположенном на микрорайоне Юность, где   функционируют  11 групп. Опыт работы обобщался на базе группы общеразвивающей направленности, в которой созданы все условия для всестороннего развития ребенка. Группу посещает 20 детей, из них - 50% составляют девочки и 50 % - мальчики. У дошкольников данной группы хорошие показатели в математическом развитии (по данным диагностики на конец года высокий уровень составляет 82%), дети проявляют интерес к поисково-исследовательской деятельности, заинтересованность к родному краю, но дошкольникам очень трудно самостоятельно добывать знания об истории родного края, о знаменитых людях Оскольской земли.   

В настоящее время, в условиях социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Современная  система образования направлена на интеллектуализацию детей, то есть дошкольники получают огромный поток информации об окружающей действительности, о современном мире. Часто, получаемая информация не соответствует возрастным особенностям детей и дошкольники не в состоянии использовать полученные знания.

На современном этапе введения Федеральных государственных требований к структуре и условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования идет акцентирование внимания на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.  Образовательный процесс так же должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для реализации задач по образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»  педагог решает включить проектный метод для ознакомления дошкольников с историко-культурными особенностями родного края. Данная проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по ознакомлению с историй родного края в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки непосредственно образовательной деятельности, и практикуется в виде совместной деятельности педагога с детьми детей, что не способствует достаточному формированию представлений о родном городе, его жителях.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его познавательной активности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Проведя диагностику по формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольников с помощью методики, разработанной А.Я.Ветохиной, З.С.Дмитренко. Автор опыта делает вывод, что историко-культурные знания о родном городе у дошкольников носят поверхностный характер. Дошкольники плохо ориентируются в историческом прошлом, культуре своего города. По данным диагностики 55% составил низкий уровень, 20% - средний уровень, и только 25% показали высокий уровень сформированности нравственно-патриотических качеств. Проанализировав данные диагностики, автор опыта решает использовать проектный метод,  для того, чтобы расширить и сформировать представления об историко-культурных особенностях родного города. Данный метод, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Поэтому в данном контексте очень актуальным является развитие такие качества личности как патриотизм, гражданственность. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения.  

Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, но самостоятельно дети не могут найти ответ на все интересующие вопросы – на помощь в данном вопросе должен прийти педагог. Поэтому воспитатель решает использовать информационно-практико-ориентированные проекты, в которых дети  смогут вместе с взрослыми собирать информацию и реализовать её, ориентируясь на социальные интересы.

На современном этапе развития нашего общества огромное значение имеет нравственное воспитание подрастающего поколения, а как воспитать ребенка патриотом своей Родины, если не изучить историю и культуру родного города, того места, которое называют малой родиной. Использование проектного метода в своей работе, как основополагающего, помогло автору опыта не только заинтересовать дошкольников, но и активизировать мыслительные процессы детей. Использование проектного метода дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

Актуальность опыта 

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества на будущее. Мы живем в  стремительно меняющемся мире, в эпоху потока информации, но может ли человечество развиваться, не зная свои истоки, отвергая свои корни? Ответ на данный вопрос очевиден. Возрождая культурно-исторические ценности, воспитывая подрастающее поколение патриотами, знающими свою историю, одна из приоритетных задач современного общества.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своего народа, города, сложившиеся исторические традиции. Именно акцент на знание культурно-исторических ценностей поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своей Родины. Как известно фундаментом для формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. 

 Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум. Реализация этих задач связана с введением федеральных государственных требований к структуре и условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Сегодня, учитывая современные реалии, воспитатель должен вносить в воспитательно-образовательный  процесс новые методы подачи информации. Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками, как раз и является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания,  приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, своеобразием родного города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи развития ребенка дошкольного возраста будет более успешным, так как создание проектов совместно с воспитателями и родителями  помогут не только добыть новые знания, но и вызвать эмоциональный отклик, гордость за своих соотечественников,  даст возможность воспитать настоящего патриота своей Родины.

В связи с этим решаю использовать метод проектирования, для ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным своеобразием родного края.

В процессе работы над опытом обнаружились следующие

противоречия:

  • между необходимостью ознакомления дошкольников с историко-культурными ценностями родного города и отсутствием системы использования проектной технологии, отражающей полноту данного вопроса;
  • между природными задатками к любознательности и пытливостью ума современных дошкольников к изучению нового материала и не способностью последовательно и систематически знакомить детей с историческим, культурным, национальным своеобразием родного края;
  • между требованиями современной школы к интеллектуальной готовности детей к школьному обучению и отсутствием требований к историко-культурным знаниям о родном городе.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств личности с помощью метода проектирования.

Длительность работы над опытом

Работа проводилась в течение трёх лет (2009-2012г.г.)

1 этап Аналитико-диагностический. (сентябрь 2009г. - ноябрь 2009г.) Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика детей на знание культурно-исторических ценностей родного города.

2 этап Практический. (декабрь 2009г. – март 2012г.) Проводились мероприятия с дошкольниками по созданию проектов о родном городе, известных людях, реализация и защита проектов.

3 этап Аналитико-обобщающий. (апрель 2012г. – май 2012г.) Подводился итог работы с детьми по проблеме, итоговая диагностика, обобщение результатов.

Исследование охватывало две возрастные ступени развития ребенка - дошкольника:      

- средний 4-5 лет;

- старший дошкольный возраст от 5-7 лет.

Диапазоном опыта является единая среда – организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, режимные моменты, взаимодействие с родителями.

Теоретическая база опыта.

В настоящее время ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина,        Т.С. Лагода, М.Б Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника[10].

В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [8].

Анализируя работы Веракса Н. Е., Веракса А. Н., автор опыта пришла к выводу, что проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1].

Изучив работы Комратова Н.Г., Грибанова Л.В., педагог обращает внимание на то, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в настоящее время вызывает все больший интерес у педагогов практиков, так как разностороннеразвитую личность невозможно воспитать не привив культурные традиции своего народа, не воспитав ребенка патриотом своей Родины. современных дошкольников, и главное предназначение творческой игры очень изменилось[6].

Чувствуя веяния времени и основываясь на труды Солодянкина О.В. Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю., автор опыта для воспитания нравственно-патриотических качеств личности детей решает использовать проектный метод для ознакомления дошкольников с историко-культурными особенностями родного города. Учитывая, то, что проектирование, позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике[3;12].

Ребенка нужно развивать, пробуждая весь тот потенциал, что в нем заложен, воспитывать патриотом своей Родины. Проанализировав работы Морозова Л.Д., Штанько И.В., педагог решает использовать именно проектный метод,  потому что он  развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления [7; 13]. 

 Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, его использование для ознакомления дошкольников с историко-культурными особенностями родного города является оптимальным для формирования, систематизации и обобщения полученных знаний о культуре и традициях своего города, своей малой Родины[2; 5].

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы авторов, апробирующих проектный метод в своей практической деятельности, автором опыта было решено использовать проектную деятельность в своей работе по ознакомление дошкольников с историко - культурными особенностями родного города     [3; 12].  Для активизации мыслительной деятельности дошкольников, для обогащения знаний и для развития умения самостоятельно собирать необходимую информацию совместно с педагогом и родителями, развития таких качеств личности как гражданственность и патриотизм, проектный метод широко применяется и используется педагогом в своей практической деятельности.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию, обогащению и привитию детям нравственно патриотических качеств личности.

Новизна опыта заключается в использовании проектной технологии для ознакомления дошкольников с историко - культурными особенностями родного города.

Характеристика условий применения опыта.  Проблема, рассмотренная автором опыта, является очень актуальной в настоящее время, так как использование проектной технологий при организации образовательного процесса в ДОУ не только активизирует мыслительную деятельность дошкольников, но и развивает такие психические процессы как мышление, память. Использование метода проектов при ознакомлении дошкольников с историко-культурными ценностями прививает интерес детей к малой Родине, обогащает знания о героях, знаменитых людях, тем самым воспитывая настоящего гражданина и патриота своей Родины, знающего культурно-исторические традиции своего народа. Данный опыт может быть реализован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающих по основной общеобразовательной программе.

Раздел II

Технология опыта

Цель опыта обогащение знаний дошкольников о малой Родине через проектный метод.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. создание культурно – образовательной среды в группе;
  2. объединение усилия семьи, педагогов по вопросам формирования у дошкольников нравственно – патриотических качеств через организованную совместную деятельность педагога с детьми;
  3. способствование развитию познавательной активности дошкольников через ознакомление с историко-культурными особенностями родного города путем создания проектов;
  4. воспитание нравственно – патриотических качеств личности: гуманизм, гордость, патриотизм;
  5. ориентирование родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье.

Поставленные цель и задачи решала комплексно: в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной деятельности дошкольников, взаимодействуя с родителями.

Для решения задач автором был составлен перспективный план по использованию метода проектирования для  ознакомления дошкольников

с историко - культурными особенностями родного города (Приложение №1).

Осуществляя педагогическую деятельность с детьми с целью развития интеллектуальных способностей, воспитание нравственных качеств личности, автор опыта придерживалась следующих принципов развития познавательной активности:

  1. Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.
  2. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
  3. Принцип доступности. Подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей  дошкольников.
  4. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  5. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, краеведческим музеем. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Старого Оскола. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
  6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Ведущая цель обучения опирается на познавательную, развивающую и воспитательную задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и представлений о родном городе, посредством проектной деятельности.

В процессе работы использовались методы, активизирующие мыслительную деятельность, побуждающие детей к творчеству: эвристические, исследовательские, методы проблемного изложения.

О важности формирования чувства патриотизма, гражданственности у подрастающего поколения написано и сказано очень много, вопрос этот очень многогранный и охватывает огромное количество информации, зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Изучив имеющуюся методическую литературу, по использованию проектной деятельности в дошкольном учреждении, педагог решает использовать данную технологию для ознакомления дошкольников с историко - культурными особенностями родного города.

Проектную деятельность по ознакомлению дошкольников с историко-культурными особенностями родного города автор опыта организовывала по принципу «от простого к сложному». Для формирования поискового поведения, развития  любознательности  широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательскую деятельность.  Учитывая то, что самостоятельно пятилетний ребёнок не может найти ответ на интересующие его вопросы – ему помогает педагог. К старшему дошкольному возрасту некоторые краткосрочные проекты дети могли уже составлять самостоятельно, педагог лишь редактировала последовательность оформления. Развивая творческую и поисковую активность в ходе реализации проектных методов обучения педагог учитывает ряд особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов, создание условий для самоопределения и самореализации.

В ходе реализации любого проекта стояла задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом, вовлекая его  в социально - значимую деятельность.

Для этого был разработан перспективный план, состоящий из таких блоков:

  • Моя семья
  • Мой детский сад
  • История  Старого Оскола. Моя малая родина
  • Герои ВОВ Старого Оскола
  • Знаменитые люди нашей малой родины

Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие,    исследовательские, индивидуальные, групповые.

В содержание проектов были включены разнообразные  мероприятия, с применением различных форм и методов работы: праздники, экскурсии, организованная непосредственно-образовательная деятельность. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на  родительских собраниях, конкурсах, практических занятиях.

Использование проектного метода при ознакомлении дошкольников с историей своей семьи, помогли узнать каждому о своих предках, дети с гордостью делились знаниями, полученными дома, составляли фотоальбомы, генеалогические древа своих семей, защищали проект «Историческая лента моей семьи», данные проекты хоть и носили краткосрочный характер, но помогли улучшить детско-родительские отношения, потому что совместная деятельность стала катализатором для понимания родителей своих детей, сблизила их.

Работая по блоку «История Старого Оскола. Моя малая Родина», вовлечение детей в общественную деятельность происходило посредством реализации таких проектов, как «По улицам Старого Оскола», «Исторические памятники города». При реализации данных проектов проводились такие мероприятия, которые были направлены на воспитание у детей патриотического сознания, любви к малой Родине, обогащение опыта социально - значимой деятельности взрослых и детей, приобщение дошкольников к работе по возрождению духовно-нравственных ценностей. В рамках данного проекта осуществлялось взаимодействие  с жителями близлежащих микрорайонов, посещение краеведческого музея. Дети совместно с педагогами изготавливали газету, создавали макет улицы, общались с ветеранами, что способствовали формированию уважения к старшему поколению.

Организация проектной деятельности происходила с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психологических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носили краткосрочный характер. В блоке «Моя семья», происходила реализация таких проектов, как «Выходной день с семьей», в реализации, которых, активное участие принимали родители дошкольников, составляя проект мероприятий в соответствии с традициями своей семьи, к подготовительной к школе группе проекты были исследовательскими и носили уже долгосрочный характер, при реализации которого дети совместно с педагогом и родителями собирали уже исторические факты и события, связанные, например, с названием улицы. Рабата по проектной деятельности усложнялась и дополнялась от среднего возраста к старшему дошкольному возрасту. Составляя проекты в блоке «История  Старого Оскола. Моя малая Родина» в среднем дошкольном возрасте дошкольники совместно с педагогом и родителями узнавали о названии своей улице, приглашали в гости ветеранов боевых действий. Дети, знакомились и получали информацию, которая с возрастом обогащалась и систематизировалась, так в подготовительной к школе группе, посещая краеведческий музей, дошкольники уже могли вести диалог с экскурсоводом, задавая интересующие вопросы и отвечая на вопросы самостоятельно. Надо отметить, что при создании проектов использовался и гендерный подход, так девочкам было более интересно составлять проекты о выдающихся женщинах, жительницах нашего города, а мальчики с интересом изучали героев ВОВ.

Организовывая проектную работу по блоку «Мой детский сад» педагог не только учил детей самостоятельно добывать исторические факты, но и развивал логическое мышление, учил систематизировать полученные данные. В средней группе, был составлен проект «Как я пришел в детский сад», в котором дошкольники вместе с родителями учились рассказывать о себе, своих воспитателях, друзьях, делились впечатлениями о проведенных совместных мероприятиях. К старшему дошкольному возрасту дети, самостоятельно искали информацию в библиотеке, на сайтах интернета, брали интервью у жителей микрорайона, так совместными усилиями педагога и детей на родительском собрании был представлен проект «Мой детский сад самый лучший садик в городе».

Развитие поискового поведения происходило в опытно-исследовательской деятельности. Наличие  познавательной литературы в группе «Большая книга занимательных опытов», «Большая книга экспериментов для дошкольников» давала возможность каждому воспитаннику экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

В непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни для знакомства с героическим прошлым нашего города педагог использовала различные формы работы: рассказы, беседы, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, фотографий. Наилучшим способом накопления у детей первичны представлений о родном городе, его улицах, парках, площадях являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

        Проводя целевые прогулки по улицам родного города, автор опыта обращала внимание дошкольников на то, какие здания построены в городе, рассказывала, что у каждого здания своя история. Проводя экскурсию в преддверии празднования Дня освобождения Старого Оскола от немецко-фашистких захватчиков, обращала внимания на исторические памятники героям, защищавшим наш город, нашу Родину.

В работе с родителями использовала такие формы, как творческие домашние задания, родительские собрания, защита совместных проектов родителей и детей.

С помощью данных мероприятий, приобщала родителей к процессу воспитания у детей нравственно-патриотических качеств, учила активизировать познавательно-поисковую деятельность детей путем создания совместных и индивидуальных проектов. Используя различные формы работы с родителями, автор опыта повышала эффективность своей педагогической деятельности, положительно влияя на развитие интеллектуальных, исследовательско-поисковых способностей детей. Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам. Данные мероприятия помогли детям расширить кругозор, познакомиться с историей Старого Оскола, использовать полученные знания в своей практической деятельности.

Таким образом, применение технологии проектирования актуально и очень эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических качеств и в дальнейшем позволяет  успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Раздел III

Результативность опыта.

Автор опыта, используя проектную деятельность, развивала у дошкольников такие качества личности как патриотизм, нравственность, гражданственность. В ходе работы над опытом, использовались проекты различные по временным рамкам, а также по степени сложности.  Учитывая то, что в дошкольные годы индивидуальность проявляется зачастую вопреки усилиям взрослых и сознательным действиям ребенка педагог использовала проектный метод работы в совместной деятельности с детьми, автор опыта стремилась развивать такие качества, как творческая самостоятельность и индивидуальность. Руководствуясь опытом З.Ш. Газзаева, О.Ю. Абрамочкина, Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова, автор использовала проектный метод для ознакомления дошкольников с историей родного города, детского сада. Подобная организация мероприятий способствовала заинтересованности дошкольников, и вызывало желание самостоятельно искать необходимую информацию, улучшило детско-родительские отношения, сплотив их при создании совместных проектов. Особое внимание было обращено на организацию совместной деятельности, непосредственно-образовательной деятельности, в рамках которых производилось ознакомление дошкольников, не только с историей детского сада, но и ознакомление с героями, выдающимися людьми города Старый Оскол.

Заинтересованность к историко-культурным ценностям родного города прививалась дошкольникам постепенно на протяжении трех лет. Вначале использование проектного метода для ознакомления с историей и культурой Старого Оскола проводилось при помощи педагога и родителей к подготовительной к школе группе дети уже становились соавторами многих творческих и краткосрочных проектов. Воспитывать ребенка патриотом своей Родины необходимо через привитие культурных ценностей своего народа, традиций того места, где ребенок родился, своей Родины, своей семьи. Знакомя детей дошкольного возраста с историко-культурными ценностями своей малой Родины, педагог не только развивала патриотические качества личности, но и учила чтить традиции своей семьи.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 (по методике А.Я.Ветохиной, З.С.Дмитренко)

               2009 год:                                  

В - 25%                                      

С – 20%                                    

Н – 55%  

2012 год:

В – 60%

С – 30%

Н – 10%    

В результате использования проектного метода для ознакомления дошкольников с историко-культурными ценностями родного города для развития нравственных качеств личности показал эффективность данной деятельности. У дошкольников улучшилось положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего  окружения, детского сада, города.  Поведение детей стало социальным, развились  коммуникативные навыки, воспитанники научились отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать информацию, защищать свои творческие проекты. Высокий уровень развития вырос на 35%, значительно уменьшился низкий уровень. Показатели низкого уровня, свидетельствуют о том, что не всем детям легко дается включаться в поисково-исследовательскую деятельность в силу своих индивидуальных особенностей. В ходе проведенной работы у дошкольников были сформированы представления о ценности взаимоотношений в семье, о детском саде, о  своем городе. Дошкольники познакомились не только с героями Великой Отечественной Войны, но и со знаменитыми людьми своего города,  научились   проявлять заботу, любовь и уважение друг к другу.

 Применение проектного метода при ознакомлении дошкольников с историей города, помогло каждому ребенку научиться отвечать полными предложениями, логично и последовательно аргументировать свои ответы.

Целенаправленно формируя знания о историко-культурных ценностях родного города, автор опыта использовала различные виды проектов, что помогло не только привить уважение и любовь к своим предкам, но и обогатить и систематизировать знания дошкольников о Старом Осколе.

К подготовительной к школе группе дошкольники с желанием приступали к созданию творческих, исследовательских проектов, индивидуальных или групповых. Например, мальчики с удовольствием собирали информацию о героях войны, а девочки с интересом изучали историю микрорайона, своей семьи.

Во время защиты проектов дети старшего дошкольного возраста аргументировали свои высказывания, с легкостью отвечали на поставленные вопросы.

Выводы:

Итоговая диагностика по методике разработанной А.Я.Ветохиной, З.С.Дмитренко, проводимая в конце года показала, что у детей в ходе проведенной работы сформировались представления о ценности родителей и близких родственников, о детском саде, о  историко-культурных особенностях Старого Оскола.

Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагоги  – семья». Включившись в поисково-исследовательскую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители смогли не только почерпнуть и обогатить свои знания о своей малой родине, но и улучшить взаимоотношения со своими детьми. Таким образом, единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам.

Проектный метод, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивал познавательный интерес к различным областям знаний, формировал навыки сотрудничества,  способствовал формированию у детей личностной культуры, приобщил дошкольников к богатому культурному наследию своей малой Родины, заложил прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом своих предков, присущим им нравственных ценностям, традициям, особенностям материальной и духовной среды.

Результат работы позволяет  сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Таким образом, использование проектного метода дало возможность каждому ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

Библиографический список.

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст]. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Ветохина А.Я., Дмиренко З.С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий [Текст]. Методическое пособие для педагогов/А.Я. Ветохина, З.С. Дмиренко - СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
  3. Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника/ З.Ш. Газзаева, О.Ю.Абрамочкина// «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. - 97с.
  4. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк.возраста/ Т.И. Доможакова // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ[Текст]./ Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  6. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет [Текст]/ Н.Г. Комратова , Л.Ф.Грибова.- М. : Сфера ТЦ, 2007.- 208 с.
  7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л.Д Морозова// «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5).
  8. Образовательные проекты в детском саду [Текст]. Пособие для воспитателей// под ред. Н.А.Виноградовой, Е.П.Панковой. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  9. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст]. / Под редакцией Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой; худож. М.В.Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006, - 144с.: ил.
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст].  Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
  11. С чего начинается Родина?  [Текст]. (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
  12. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении  [Текст] .Методическое пособие./ О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
  13. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]./И.В. Штанько// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Приложение №1 Перспективный план по развитие нравственно-патриотических качеств личности дошкольников посредством ознакомления с историко-культурными ценностями родного города.    

2. Приложение №2 проект «История Старого Оскола. Моя малая Родина»

3. Приложение №3 Консультация для родителей «Использование проектного метода для интеллектуального развития дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гумани...

Ознакомление дошкольников с историко - культурными особенностями родного города посредством метода проектирования.

На современном этапе развития нашего общества огромное значение имеет нравственное воспитание подрастающего поколения, а как воспитать ребенка патриотом своей Родины, если не изучить историю и культур...

Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края...

Презентация для детей "Историко - культурное наследие родного города"

Презентация - экскурсия к достопримечательностям родного города...