Исследовательский проект "Чудо в песочнице"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Супрун Елена Павловна

Дошкольники  с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными  эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям  придумывать продолжение своих  игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям  использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счёту и развивать ориентирование в  пространстве.

 

Проект разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни. Длительность проведения для детей всех возрастов: неделя. Нами была выбрана третья неделя июля, время, когда установилась  жаркая погода необходимая для быстрого проведения опытов и экспериментов и достижения их результатов. Время, когда детям днём хочется спокойно играть, а воспитателям нужно максимально обезопасить детей от перегревания и солнечного удара.

Контроль за выполнением проекта осуществляла администрация детского сада и в дальнейшем оценила работу всех участников проекта на "отлично".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект Чудо в песочнице86.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Титульный лист.

Проект «Чудо в  песочнице».

Разработан для среднего и старшего дошкольного возраста

Подготовили:

Воспитатели МБДОУ

 детского сада №28

средней группы Серикова О.А.

Супрун Е.П.

Старшей группы Литвинова И.В.

Студентка БПК  Малькова А.А.

2. Тип проекта: исследовательский

3. Вид проекта: краткосрочный (неделя)

4.Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста(4-6 лет), воспитатели, специалисты, родители, студентка БПК  Малькова А.А.

 Место проведения: территория сада и групповые комнаты.

5. Краткая аннотация (пояснительная записка). Дошкольники  с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными  эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям  придумывать продолжение своих  игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям  использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счёту и развивать ориентирование в  пространстве.

Этапы  разработки плана Воспитатель Серикова О.А. обсудила предстоящую работу со своими коллегами, администрацией,  предложила студентке БПК  Мальковой А.А. принять участие в работе по проекту и   помочь разработать примерный план работы для достижения поставленной  цели, оформить проект. Затем воспитатели познакомили с планом родителей групп, внесли дополнения, рассмотрели предложения. И только потом согласовали план работы с администрацией  и специалистами сада, которые утвердили проект на реализацию в детском саду. Все участники подошли к работе  ответственно   и поэтому считают этот проект очень удачным.

Проект разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни. Длительность проведения для детей всех возрастов: неделя. Нами была выбрана третья неделя июля, время, когда установилась  жаркая погода необходимая для быстрого проведения опытов и экспериментов и достижения их результатов. Время, когда детям днём хочется спокойно играть, а воспитателям нужно максимально обезопасить детей от перегревания и солнечного удара.

Контроль за выполнением проекта осуществляла администрация детского сада и в дальнейшем оценила работу всех участников проекта на отлично..

6. Актуальность.

 Проблема: опыты и  экспериментирование – это то, что помогает узнать окружающий мир полнее, взглянуть  на него по новому, обеспечивает разносторонее  развитие  и доставляет радость?

7. Цель и задачи проекта 

Цель проекта для среднего возраста (4-5 лет): сохранение интереса детей к познанию, через создание условий для обогащения  сенсорного опыта в  игре с песком и экспериментировании. 

Цель проекта для старшего возраста (5-6 лет): ознакомление старших дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека, развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму средствами песочной игротерапии.

Задачи проекта для среднего возраста (4-5 лет):

Пополнять знания детей о песке и его свойствах, формировать у детей интерес к познанию.

 Развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук,

Закреплять знания о изменениях, происходящих в природе летом.

Развивать коммуникативные навыки, активизировать речь, внимание, мышление.

Воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней.

Повышать интерес родителей к работе сотрудников сада путём просветительской работы, привлечение внимания к жизни их детей в детском саду; а так же привлечение их к оформлению фото и видеоматериалов  совместно с детьми. 

Задачи проекта для старшего возраста (5-6 лет): 

Углубление и систематизация знаний о песке, особенностях его строения, возможности использования.

Развитие потребности в приобретении новых знаний о песке.

Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, художественной) . Использование различных методов и форм (исследовательский, игровой, экспериментирование; практические действия и др.) при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка.

8. Основное содержание проекта (описание путей и методов и форм работы достижения поставленных целей).

Использование различных методов и приёмов:

Игровые методы:

- воображаемая ситуация

- дидактическая игра

 Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

- беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Нами была запанирована предварительная работа:

 Чтение стихов о природе и явлениях природы;

 рассматривание иллюстраций;

 наблюдение за сезонными изменениями в природе, происходящими летом; игры с песком;

 приобретение и размещение оборудования;

 создание условий для съёмки;

 подготовка материала  к презентации.        

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Чудо в  песочнице» будут одинаково заинтересованы в получении положительных результатов, относиться к проблеме проекта серьёзно и принимать активное участие.  И тогда  проект можно будет признать реализованным успешно.

Перспективный план организации песочной недели с организацией мероприятий для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет)

       

              Песочная неделя (нами запланирована на третью неделю июля).

Понедельник. Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;

Проведение конкурса построек из песка  (Для всех детей) 

для среднего возраста (4-5 лет)

 «Куличики». Организация игры «Магазин угощений».

Для старшего возраста (5-6 лет) Подведение итога конкурса  на «Лучший городок» Обыгрывание построек с машинками и фигурками людей построенных городков.

 Для всех детей: вручение призов победителям (Наборы для игры в песок)

 

Вторник.

 Проведение экспериментов с песком для среднего возраста (4-5 лет)

 Исследование свойств песка сухого и влажного с использованием презентации «В гостях у Миши». Использование в проведении опытов и экспериментов разного оборудования: увеличительные стекла, стеки, мельницы-вертушки, лейки, лопатки и формы.

Опытно-экспериментальная деятельность для старшего возраста (5-6  лет)

В ходе работы старшие дошкольники (5-6 лет)  знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка, строением песка, в результате опытов детьми были установлены следующие свойства песка:

Исследуем свойства песка. Находим ответы на вопросы:

Песок сухой

Песок мокрый

куда пропадает вода, налитая на песок?

Вода впитывается песком  и он становится влажным (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается)

Она впитывается и делает песок жидким (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается)

Из чего состоит песок?

Видны формы песчинок, он сыпучий

Не видны формы песчинок, он не сыпучий.

Что происходит с песчинками при изменении влажности песка?

Песчинки все отдельно

Песчинки склеены

Может ли песок двигаться?

Движется

Не движется

Как меняется цвет песка?

Имеет  светло - жёлтый цвет

Имеет цвет намного темнее сухого

Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи?

Хорошо пропускает воду

Хорошо пропускает воду

Можно ли лепить из песка?

Не лепится

Лепится

Можно ли песком рисовать?

Можно рисовать

Можно рисовать

Сохраняет ли форму?

Не имеет формы  

Сохраняет форму, пока не высохнет

Какой песок тяжелее сухой или влажный?

Легче по весу, чем влажный

Тяжелее по весу, чем сухой

Можно ли очистить воду с помощью песка?

Очищает воду

Очищает воду

С детьми среднего возраста (4-5 лет) рисование в лотках с сухим песком «Я рисую жаркую страну». Изготовление пасок из влажного песка «Дома для пустынных обитателей». Совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка». Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне»,

С детьми старшего возраста (5-6 лет) изготовление макета пустыни и рисунков детьми  песком «Обитатели пустыни», лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке?»; Слушание аудиозаписи «Звуки природы и музыка»;

Родители  и сотрудники в течении дня делают фотографии для выставки и альбома.

Среда.

Для среднего и старшего возраста (4-5лет) Беседа об использовании свойств песка людьми в быту (очистка песком воды, чистка посуды, для ухода за домашними животными, птицами и растениями дома...) и разных производствах (строительство зданий, дорог, производстве стекла) чтобы обезопасить свою жизнь ( тушение пожаров, посыпание во время гололёда дорожек, для мягкого приземления во время прыжков в длину засыпают в прыжковую яму, делают подушки на детских площадках вокруг оборудования) .

Для старшего возраста (5-6 лет) Показ презентации  и беседа «Песок в нашей жизни».

 Ребята узнали о значении песка в жизни человека, о чем сделали следующие выводы:

- приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок;

- используется в песочных часах  (используют чаще в больнице, на кухне);

- приятно играть, строить, исследовать;

- посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться;

- используется при тушении  пожара;

- в строительстве дорог, домов, изготовлении стеклянной посуды;

-  используют для ухода за домашними животными, птицами, рыбками;

- песок является хорошим материалом для изготовления рисунков и аппликаций, макетов, в декоративном оформлении детского сада и группы.

Закреплялись полученные знания в игровой деятельности «Мои питомцы», «Мы строители», «Пожарники», «Больница».

Четверг.

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Изготовление газеты «Чудо-песок», альбома фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём»,  обработка видеоматериала к проекту. Подготовка воспитателей к итоговому мероприятию, привлечение узких специалистов: инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. На площадке рыхление песочных подушек вокруг оборудования.

Пятница. Для среднего возраста (4-5лет) Праздник песка «Песочная страна». Создание коллективной работы на песке « Песочная сказка».

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка», Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов. Концерт «Лето-славная пора, веселится детвора».

 Оформление материала проекта для статьи в СМИ. Привлечь к работе по проекту коллег и родителей.  Работа  над презентацией по проекту «Чудо в  песочнице»

    Продукт проектной деятельности для среднего возраста (4-5 лет) 

Продуктом педагогического проекта «Чудо в песочнице»  являются:

  1. Перспективный план организации песочной недели.
  2. Фото и видеоматериал с конкурса  построек, рисунков и концерта.
  3. Презентации «В гостях у Миши», «Песок в нашей жизни».
  4. Выставка фотографий «Работы детей из песка».
  5.  Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.
  6.  Альбом фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём»,  
  7. Мультимедийная презентация проекта «Чудо в  песочнице».
  8. Пополнение оборудования экспериментальной лаборатории.
  9. Коллекция песка.
  10.  Картотека игр, загадок, опытов и экспериментов.

Продукты проекта для старшего возраста (5-6 лет):

   1.Сборник стихов о песке, загадок;

2.Сборник игр с песком для ознакомления детей с природой и окружающей действительностью;

3.Рекомендация «Как проводится «терапия» песком»;

               4. Выставка макета и фотографий рисунков детей  песком                  «Обитатели пустыни»;

5.Выставка совместных с родителями работ детей «Песочница»;

6.Фотоальбом «Песочные сказки»;

7. Коллекция  разноцветного песка;

8.Набор пособий для опытов и экспериментов с песком.

 9. Ресурсное обеспечение проекта:

• Информационное (литература);

• Финансовое: используется оборудование и материалы детского сада; 

• Кадровое: студентка, воспитатели, специалисты, родители.

10. План реализации проекта (этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)

 1 организационный  этап ответственные:  Студентка БПК  Малькова А.А., воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.

2 практический этапы ответственные:  воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.

За 3 итоговый этап ответственные: Студентка БПК  Малькова А.А., воспитатели  и узкие специалисты детского сада.

 Контроль за выполнением проекта осуществляет администрация детского сада.

 1 этап. Организационный.(1 день)

Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать?

Организовали совместный поиск информации. Обратились за помощью к студентке БПК, родителям, к  интернету.

Составили план работы: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных, живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют.

2 этап. Практический. (2 и 4 день)

- сбор коллекции песка и систематизация информации о внешнем виде песка: строении, цветовых изменениях; значении его в жизни людей;

- беседа «Для чего нужен песок?»;

- подбор и чтение загадок, стихов, игр о песке;

- предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком»;

- игры и манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук);

- детское экспериментирование: опыты с песком;

-рассматривание песка через лупу;

-рассматривание макета пустыни и её обитателей;

-чтение и обсуждение книг и энциклопедий о песке, пустынях и их обитателях;

- проведение развивающих игр «Да-нет», «Дорожка», «Попробуй, угадай», «Пройди по дорожке», «Найди цифру», «Положи куда скажу», «Иди по дорожке»;

-проведение психогимнастики «Загораем на песке».

        Творческая познавательная деятельность детей:

-совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;

-рисование песком на тему: «Обитатели пустыни»; совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка»; лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке? »;

-слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка»;

-сделать выставку совместных с родителями фотографий работ на тему: «Песочница». (3-5 день)

3 этап. Итоговый. (5 день) 

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) 

-Праздник песка «Песочная страна».

-Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка».

-Выпуск газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.

-Концерт «Лето - славная пора, веселится детвора».

-Оформление материала проекта для статьи в СМИ.

-Презентация проекта «Чудо в  песочнице».

 -Поблагодарить всех, кто работал по проекту.

10. Ожидаемые результаты (результат-продукт, т. е что появится в ходе реализации проекта: книга, рисунки, фильм, методическая разработка, выставка, программа, но еще и может быть осознание, формирование чего –либо) .

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

 Возможно дальнейшее продолжение проекта, т.к. он имеет много положительных  сторон:

-Данная проектная деятельность не предполагает сверх программного материала, а значит, не требует больших затрат.

-Доступность реализации проекта предполагает его использование во всех детских садах

-Осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни.

-Возможность разработать проект для других возрастных групп детей, посещающих сад.

Новизна проекта заключается в том, что его реализация предполагает интегрирование работы тесном сотрудничестве педагогов разных возрастных групп  и в совместной работе с родителями воспитанников, а так же с социальными партнерами ДОУ.

 Проект «Чудо в  песочнице».

Ожидаемый результат: 

для среднего возраста (4-5 лет)

1. Обогатится сенсорный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

2. У детей сформируются представление о том, что опыты и эксперименты помогают разобраться в разнообразии окружающего мира, найти закономерности и взаимные связи;

3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

 4. Снижение уровня подавленного настроения и капризов у воспитанников.

    для старшего возраста (5-6 лет)

1.Развитие творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков;

2. Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умения высказывать свое мнение;

3. Формирование умения сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

4.Совершенствование координации движений, мелкой моторики руки;

5.Увеличение количества детей заинтересованных экспериментированием,  проявляющих желание  активно участвовать в исследовательских опытах;

 6. Привлечение  внимания  коллег и родителей к проекту,  вовлечение в единое пространство «семья – детский сад»;

     

Материалы для экспериментальной деятельности:

• емкости с сухим и мокрым песком;

• ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики;

• совки, различные сита, ведерки, миски;

• емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;

• большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, детские грабли, лейки;

• пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;

• пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины, банка;

•   пластиковые ёмкости с разноцветным песком;

• стаканчики  (из-под йогурта, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочница – волшебный мир.

Первые  контакты  детей друг  с  другом  происходят  в  песочнице. Из  песка  лепится  первый  кулич,  приходит  понимание, ...

схематичное изображение правил занятий с детьми в песочнице

схематичные правила поведения детей на встречах по песочной терапии позволяют донести детям необходимую информацию в доступной форме....

Исследовательский проект "Чудо в песочнице"

Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взг...

Исследовательский проект "Чудо в песочнице"

Дошкольники  с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными  эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры д...

Исследовательский проект "Чудо в песочнице"

Дошкольники  с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными  эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, ...

Творческо-исследовательский проект «Чудеса в песочнице» Подготовила: Храмова Татьяна Евгеньевна

Игра с песком,   как способ развития ребенка,  известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как со...