"Свойства воды"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему

Соболева Галина Анатольевна

Данное учебно-методическое пособие помогает воспитывать интерес и бережное отношение к воде, расширяет кругозор детей, выясняет с детьми некоторые св-ва воды, создает условия для развития исследовательских умений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_posobie.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие на тему: «Свойства воды» в старшей группе

Программное содержание:
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства воды  (вкус, запах, цвет) создать условия для развития исследовательских умений детей,  обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений.

Игра на общение «Улыбка».

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:

Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)

Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.

Дети садятся за столы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи? (месяц), а без воды? (неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Чего больше, суши или воды?
Воспитатель: У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? (много)

Ребята, покажите мне свои ладошки мне!
Посмотрите, наши ладошки похожи на солнышко. 
Покажите мне ладошки, лучики-пальчики, закрыли пальчики – солнышко спряталось.
Солнышко спряталось
И к нам на длинной ножке,
Мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
Давайте послушаем его песенку (прослушивание записи)
(запись дождика, звук дождя, как капает дождь и усиливается)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?»
- Как вы думаете, что это? (это озеро)
- А это что у озера? (это маленькие ручейки).
Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.)
Да, без воды все живое на земле погибнет.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Правильно, проводят опыты.

Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Значит она какая? (жидкая) А в каком ещё состоянии может быть вода? (в твёрдом, лёд).
Воспитатель: Кто мне может объяснить значение слова креотерапия? (лечение холодом). Сейчас мы будем заниматься контрастной креотерапией.

Пальчиковый массаж:
Дети попеременно опускают руки в ёмкость с тёплой водой и со льдом, приговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок,
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
Дети вытирают руки.

«Вода - растворитель».
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. 
Слушайте первую загадку: 
Белый камень в воде тает. 
(Сахар). 
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку. 
Воспитатель: Теперь вторая загадка. 
В воде родиться, 
Воды боится. 
(Соль). 
Убираем салфетку со второго блюдца. 
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка. 
Желтое, а не солнце, 
Льется, а не вода, 
На сковороде - пенится, 
Брызгается и шипит. 
(Масло). 

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. 
Дети: Потому что они в ней исчезают. 
Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти к столам и принять участие в экспериментах.
Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в желтых баночках, а что в зеленых. 
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? 
Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? 
Дети: Сахар растворилась в воде. 
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? 
Дети: Соль растворилась в воде. 
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. 
Идет самостоятельная работа детей. 
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде. 
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. 
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились 
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. 
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). 
А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей).Давайте понюхаем её. Она пахнет? 
Правильно, вода не имеет запаха. 
Давайте попробуем её на вкус. 
А если бросить в неё сахар, какая станет вода? Правильно, сладкая. 
Давайте попробуем это сделать? А если добавить соль, какая вода станет? (ответы).
Воспитатель: 
Ребята, наша водичка умеет менять не только вкус, но и цвет. 
Если в воду опустить красную краску, какой вода станет? Красной, зелёной, синей.
Воспитатель: 
Вы знаете, а водичка ещё может быть волшебной. 
Она может расколдовать картинки, которые у нас здесь лежат. 
Закрашивать мы с вами будем не кисточками, а вот такими волшебными палочками с      поролоном.
Если вы будете старательно делать, то мы узнаем, какие обитатели живут в воде.

Пальчиковая гимнастика:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем,
От дождя себя укроем.

Самостоятельная деятельность детей. (по мере закрашивания на листочках появляются рыбки, нарисованные воском).
Воспитатель:
А сейчас, дети, скажите, что вам понравилось на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель:
Да, дети, вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям. 
А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда 
была с нами? (Ответы детей).

Закрывайте крепче кран, 
Чтоб не вытек океан.
Бережливым будь с водой 
Хорошенько кран закрой!

Закончить занятие я хочу стихотворением Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем. 
Вы, слыхали о воде? 
Говорят, она везде! 
Вы в пруду её найдёте, 
И в сыром лесном болоте. 
В луже, в море, в океане 
И в водопроводном кране, 
Как сосулька замерзает, 
В лес туманом заползает, 
На плите у вас кипит, 
Паром чайника шипит. 
Без неё нам не умыться, 
Не наесться, не напиться! 
Смею вам я доложить: 
Без неё нам не прожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...