проект "Растения -фитотерапквты. Какие они?
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Мы узнали с детьми, какие лекарственные растения находятся на территории детского сада, какую пользу они принося людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Растения - фитотерапевты. Какие они? | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Растения – фитотерапевты. Какие они?
Воспитатель подготовительной группы:
МБДОУ д/с №18 ст. Переправной Мостовского района
Н.В.Герасимиди
Проект
Растения – фитотерапевты. Какие они?
Проблема. Узнать, какие лекарственные растения находятся на территории детского сада, какую пользу они приносят людям и можно ли вырастить их самим?
Материал : наличие лекарственных растений на территории детского сада, научно-популярная литература, детская познавательная литература.
Подпроекты:
- О чем рассказывал цветок мать-и-мачехи?
- Душистая мята от всех болезней приятна.
- Великий путешественник.
Перспективный план работы над подпроектом 1
О чем рассказал цветок мать-и-мачехи?
Месяц, неделя | Мероприятие | Цель мероприятия | Место и форма проведения |
Март 1-я неделя | Жалобная книга природы (жалоба растения мать - и мачеха) | Познакомить детей с растением мать-и-мачеха. Воспитывать бережное отношение к первоцветам. | Групповая комната, беседа. |
Март 2-я неделя | Здравствуй, маленький цветок | Рассмотреть растение, предоставить возможность сделать зарисовки цветущего растения, вызвать желание узнать его историю. | Наблюдение за лекарственным растением на территории детского сада. |
Март 3-я неделя | Жила-была мать-и-мачеха. | Развивать творчество, мышление, фантазию детей. | Конкурс сказок, рассказов, загадок придуманных детьми и их родителями. |
Март 4-я неделя | Представление проекта | Вызвать у детей желание рассказать читателям газеты «Экологический вестник» о ценностях растения, живущего рядом с нами. | Статья в бюллетене «Экологический вестник»» |
ПОДПРОЕКТ 1 О ЧЁМ РАССКАЗАЛ ЦВЕТОК МАТЬ-И-МАЧЕХИ?
Проблема. В чём заключается ценность лекарственного растения мать-и-мачеха?
Место защиты: групповая комната.
Форма защиты: презентация, экологическая газета «Экологический вестник».
Реализация
1-я неделя
Воспитатель. Ребята, у нас с вами есть «Жалобная книга природы». К ней «обращаются растения» когда им плохо и им нужна помощь. Давайте вспомним, когда к нам обращалось дерево, когда оно заболело и засохло и просило помощи и мы с вами нашими добрыми советами вылечили ее. Молодцы, ребята, что помогли растению. Хорошо, что у нас есть такая книга! Иначе как бы мы узнали проблемы растений? А не заглянуть ли нам снова в неё, не появились ли в ней новые странички?
Дети отвечают согласием.
Дети очень удивляются и одновременно радуются, обнаружив новую страничку. Внимательно рассматривают её и находят письмо.
Воспитатель (зачитывает письмо). Дорогие ребята! Я - один из самых первых весенних цветков!
И радоваться бы мне, что я первый из цветов встречаю весеннее солнышко, греюсь в его лучах. Но нет радости в моих глазах потому, что все так и норовят сорвать мои золотые, нежные цветочки и сплести из них веночки или унести их домой.
Помогите, ребята, защитите меня, ведь я такой полезный!
Воспитатель. О какой пользе говорит цветок? Не хотите ли узнать?
Ответы детей.
2-я неделя
Это явилось началом большой работы, в ходе которой дети узнали историю растения, почему его так называют, сделали зарисовку растения .
3-я неделя
Воспитатель: «Ребята, вы так хорошо рассказываете о мать-и-мачехе, делаете такие интересные сравнения, что у меня появилась идея: а не устроить ли нам конкурс рассказов, сказок, загадок. (Ответы детей.) Их можно оформить в виде маленьких, книжек или буклета открыток». Вот вам домашнее задание
совместно с родителями придумайте содержание своих книжек, оформите их, проявляя своё творчество. На конкурсе, победителей не было, он стал своеобразной презентацией детско-взрослого творчества.
4-я неделя
Воспитатель (предложил). Ребята, а не поделиться нам информацией о растении мать-и-мачеха со всеми, кто посещает наш детский сад? Как вы думаете, пригодится она им? (Ответы детей.) Да, вы правы. Несомненно, ваши советы полезны будут всем. Давайте подумаем, где можно поместить информацию об этом лекарственном растении?
Предложения детей: можно отправить письма с рассказом о мать-и-мачехе во все группы детского сада; проводить экскурсии с показом растения и рассказом о нём.
Самым интересным было признано предложение о публикации статьи в газете «Экологический вестник». Та и поступили. Статья вызвала интерес у общественности детского сада, а дети почувствовали свою компетентность и стали более уверенными и коммуникабельными.
Остановка № 1 Мать - и – мачеха
Этот, самый первый из всех первоцветов, можно увидеть повсюду. Едва сойдет снег, он появляется на пригорках и железнодорожных откосах, на склонах оврагов и обочинах дорог, по берегам рек и у заборов. И появляется этих цветков сразу много, и видны они издали — желтенькие, яркие, будто маленькие фонарики, которые зажгла весна.
Цветки этого растения несколько похожи на цветки одуванчика — тоже желтые, соцветие — тоже корзинка. И так же, как у отцветшего одуванчика, у отцветшей мать-и- мачехи появляются пушистые парашютики-летучки, которые помогают расселению семян. И все-таки мать-и-мачеху спутать с одуванчиком невозможно. Цветки у нее гораздо меньше, чем у одуванчика, и зацветает мать-и-мачеха раньше. Но главное, распускаются ее цветки до того, как развернутся листья растения, и красуются в одиночестве на своих розоватых, чешуйчатых, будто покрытых крошечными черепичками, ножках. Листья появляются позже. Они — это, наверное, уж каждому известно — покрыты пушком. С верхней стороны листа пушок быстро исчезает, а на нижней, обращенной к земле, остается. Если приложить такой лист к щеке, легко убедиться: верхняя его сторона холодная, а нижняя — мягкая, нежная, как будто даже теплая. Холодная — мачеха (хоть мачеха совсем не обязательно бывает холодная и неприветливая),нижняя — родная мать. Потому и прозвали это растение «мать и мачеха».
Отцветает мать-и-мачеха довольно быстро. А листья остаются надолго, увеличиваются в размерах, грубеют и покрывают землю до глубокой осени. И все это время усиленно работают снабжают корневище необходимыми питательными веществами. А корневище запасает их впрок. И едва повеет весной, растение «выстреливает» толстенькими, сочными, увенчанными желтыми головками цветов побегами. Вот почему так рано появляется мать - и - мачеха и так быстро зацветает. Она приготовилась к этому уже давно, с осени, а некоторые, особенно нетерпеливые растеньица, зацветают уже даже под снегом.
Мать-и-мачеха — растение целебное. Об этом знали еще в Древней Греции и древнем Риме. Целебные свойства растения признала и наука. Недаром научное название этого растения «туссиляго», от латинского «туссис» — кашель. Из листьев мать-и-мачехи готовят лекарство от кашли.
Но это не только лекарственное растение.
Весной пчелы с трудом отыскивают пропитание — цветущих растений еще мало. И вот тут-то выручает их мать-и-мачеха — хороший медонос.
К сожалению, этот симпатичный цветок часто постигает участь других первоцветов. Он ведь привлекает к себе не только насекомых, но и людей. Может быть, им хочется подержать в руке самый ранний цветок, может, им нравится мать-и-мачеха. А может, просто по привычки рвать цветы — других ведь пока нет — срывают этот незатейливый первоцвет. И что обидно, срывают просто так, без всякой цели. Ведь цветок мать-и-мачеха даже в вазочку не поставишь слишком маленький у него стебелек. Срывают и выбрасывают. И лежит маленький желтый яркий цветок на земле, грязный, затоптанный, как горький упрек тем, кто его сорвал.
Перспективный план работы над подпроектом 2
Душистая мята от всех болезней приятна.
Месяц, неделя | Мероприятие | Цель мероприятия | Место и форма проведения |
Апрель 1-я неделя | Рассказ-беседа о целебных свойствах мяты | Заинтересовать детей о лекарственном растении – мяте, вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о данном растении. | Групповая комната |
Апрель 2-я неделя | Экскурсия по территории детского сада к лекарственным растениям | Познакомить детей с разными видами мяты. | Территория детского сада |
Апрель 3-я неделя | Сбор информации о различных видах мяты, совместно с родителями. Обобщение полученных данных. | Активизировать познавательную деятельность участников проекта; побуждать использовать для сбора информации различные источники. Обучать приемам систематизации полученной информации. | Домашнее задание, беседа, печатная информация из различных источников, выпуск книжек малышек. |
Апрель 4-я неделя | Представление подпроекта – организация фитогостиной | Вызвать у детей желание поделиться информацией с детьми другой группы. | Групповая комната |
ПОДПРОЕКТ 2 ДУШИСТАЯ МЯТА ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ ПРИЯТНА!
Проблема. Узнать, какими лечебными свойствами обладает мята.
Место защиты: групповая комната.
Форма защиты: организация фитогостиной.
Реализация
Воспитатель Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с новым лекарственным растением. А хотите узнать с каким?
Ответы детей
Далее воспитатель рассказывает о лекарственном растении - мяте, что она может вылечить, где она растёт, и останавливает свое повествование на самом интересном месте, предоставляя детям возможность с помощью родителей найти информацию об этом растении.
Так началась большая работа по ознакомлению детей с мятой, её видами.
В ходе работы над проектом дети неоднократно посещали уголок лекарственных растений на территории детского сада, рассматривали мяту полевую, мяту перечную, мелиссу, собирали и обобщали информацию о растении. Некоторые ребята даже сделали с помощью родителей книжки-малышки. Презентация проекта состоялась в виде фитогостиной: дети пригласили к себе в гости на целебное чаепитие в групповую комнату детей старшей группы. У самовара за чашкой чая рассказывали они своим гостям всё, что знают о душистой мяте.
Остановка № 2 Мята
Растут не очень приметные растеньица с удлиненными листьями на коротких черешках и с бледно-фиолетовыми или лиловыми цветками. Само растеньице неприметно, а вот запах у него особенный. Достаточно растереть лист между пальцами, чтобы убедиться в этом. Запах растению придает особое вещество ментол. Ясно, наверное, речь идет о мяте. Полагают, что и название самого растения, и вещества, от которого мята так пахнет, дали в честь нимфы Менты.
Мята — одно из самых душистых в мире растений, и именно из- за запаха пользовалась мята почетом и уважением у многих народов, именно из-за него приписывали ей самые необычные свойства. Считалось, например, что мята поднимает настроение: достаточно вдохнуть ее аромат — и человек весь день будет веселым, бодрым. Поэтому в Древнем Риме перед приходом знатных гостей стены и полы комнат опрыскивали водой, настоянной на мяте, а столы для пиршеств натирались этой травой. Мятой пользовались не только патриции. Любил ее и простой народ. И всюду, где росла мята, из нее делали салаты, супы, готовили мятные чаи. Но особенно славилась мята как приправа. Еще бы, аромат-то какой! Много позже люди научились получать из растения ментол и использовать его в кулинарии, при изготовлении конфет. Конфеты такие знают, наверное, все. Они называются мятными. Вот теперь, пожалуй, понятно, какая связь между конфетами и мифологической нимфой Ментой.
Мяту используют не только в кулинарии не только в пищевой промышленности. Из нее делают очень нужные лекарства. Без нее не обходится приготовление зубной пасты, зубного порошка. Многие напитки особенно вкусны, потому что в них добавляют мяту.
ПОДПРОЕКТ 3 ВЕЛИКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК
Проблем а. Как лечиться подорожником?
Место защиты: родительский уголок.
Форма защиты: бюллетень «Экологический вестник».
Реализация
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас расскажу один случай, а вы меня внимательно слушайте, и мы вместе с вами вместе решим как мы поможем помочь мальчику. «Во время прогулки на участке детского сада мальчика укусил комар. На месте укуса сразу образовалось большое красное пятно с ярко выраженной припухлостью. Мальчик начал себя чувствовать дискомфортно: место укуса постоянно чесалось. Возникла опасность занесения инфекции, так как он грязными руками пытался почесать укушенное место.
Воспитатель ставит перед детьми проблемную задачу: как помочь товарищу?
Дети высказывают разные варианты: прижечь одеколоном, зелёнкой, подуть на больное место. Воспитатель, выслушав ответы детей, предлагает ещё один вариант.
Воспитатель. Знаете, ребята, есть такой волшебный листок у одного растения, которое растёт у нас в детском саду. Если вас укусила оса, комар или вы ушибли ногу, то надо сорвать листочек этого растения, помыть его, хорошо размять и положить на больное место. Боль утихнет или пройдёт, даже остановит кровь. Давайте поможем нашему больному?
Дети с радостью и заинтересованностью соглашаются.
Находят с помощью воспитателя растение и оказывают помощь пострадавшему.
Возникает вопрос: как же называется это растение?
Воспитатель. Называется это растение - подорожник. А знаете, почему он получил такое название?
Ответы детей.
Воспитатель. Где чаще всего он растет? Правильно, вдоль дорожек. Потому его и назвали подорожником. Сколько легенд и увлекательных историй существует об этом растении! Хотите их узнать? Тогда спросите об этом своих родителей, может быть, они что-нибудь интересное вам расскажут. А вы придёте и сообщите нам об этом. Договорились?
Дети с интересом включаются в работу.
Это стало началом деятельности детей, в ходе которой они узнали, как раньше называли это растение индейцы, на что похож листок подорожника, научились практически использовать это растение.
Воспитатель предлагает детям выпустить информационный бюллетень для родителей, чтобы они знали, как можно лечить своих детей подорожником.
Дети с удовольствием согласились.
Остановка№3 Подорожник «СЛЕД БЕЛОГО» — ДРУГ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ. Может такое случиться — в лесу поцарапал руку или натер ногу. А бинта, как назло, не оказалось с собой, И тогда на помощь приходит друг путешественников, растение, которое все видят, все знают, но на которое почти никогда не обращают внимания. Подумаешь, подорожник! Его по обочинам дорог сколько угодно (не зря же так назван). Верно. Но у малохоженых лесных тропинок его не встретишь. Потому что он лишь там, где люди. Люди на него не обращают внимания, а подорожник тянется к ним. Мало того, без людей он уже почти не может расселяться.
Многие растения рассылают свои семена по воздуху, а подорожник ждет, чтобы их кто- нибудь перенес. Его крошечные семена — клейкие и цепляются ко всем, кто проходит, проезжает или пробегает мимо. Ну а люди ходят ведь по дорогам.
У нас подорожник — растение обычное. А в Южной Америке он никогда не рос или, во всяком случае, не рос такой, как наш. И появился он там только с приходом европейцев-завоевателей. Наблюдательные индейцы сразу заметили, что необычное для них растение появляется в том месте, где прошел белый человек. Они так и назвали подорожник — «след белого». А так как завоеватели несли местному населению смерть и горе, индейцы стали бояться и ненавидеть это растение.
Подорожник действительно завезли в Америку европейцы, и вырос он буквально на их следах. Крошечные семена, видно, прилепились к сапогам или одежде европейцев, пересекли вместе с ними океан и, отлепившись где-то, проросли.
Впрочем, свойство подорожника вырастать там, где ступал человек (или проходили животные), люди заметили задолго до того, как европейцы завезли его в Америку,— недаром же научное название подорожника в переводе значит «ступня».
А может быть, его назвали так потому, что на растение это постоянно наступают? Растет подорожник ведь не только по обочинам, но часто и прямо : на дорогах, а люди не смотрят под ноги. Однако кожистые, почти круглые или овальные блестящие листья подорожника как бы прошиты для крепости толстыми жилками, и прочные ножки соцветия, торчащие между ними, не страшатся ничего. Им даже надо, чтобы кто-то наступил,— авось и приклеится семечко. Семян у каждого растения подорожника много — до шестидесяти тысяч.
Листья у подорожника обычно прижаты к земле, таким образом он и влагу сохраняет, и нежелательного соседства других растений избегает. Правда, если земля влажная, листочки не так уж и прижаты. Но в каком бы положении они ни были, это очень ценные листочки. Медики и фармакологи могут подтвердить: сейчас подорожник тщательно исследован и целебные свойства не только его листьев, но и семян доказаны. Ну, а в народной медицине ценили это растение издавна.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия психолога "Какой я? Какой ты? Какие люди?"
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия психолога с детьми дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии (нарушение слуха и умственная отсталость) 6-8 лет...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Какой, какая, какие предметы по цвету? "(согласование прилагательных с существительными).
Презентация предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными; развивать речь,память, мышление....
План-конспект ООД "Какой, какая,какое, какие?"
Совершенствование умения согласовывать слова в предложении. Образование однокоренных слов, словообразование....
Картотека "Какая, какое, какой, какие"
Картотекакоторая поможет расширить словарь прилагательных у детей....
Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"
Дидактическая игра помогает формировать у детей умение изменять прилагательные по родам....
Воспитываем мужчину: с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне «мужские качества»? Статьи / Психологическое просвещение Воспитываем мужчину с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне мужские качества Когда в семье появляетс
Когда в семье появляется мальчик, то папа ждёт, что из него вырастет друг и соратник, а мама надеется видеть в сыне помощника и защитника.Но как воспитать из маленького человека настоящего мужчину?...
Какой? Какая? Какое? Какие?
предмет). Предложите подобрать подходящие к предмету свойства: «Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым...»Белка – …(пушистая, рыжая, ...