Игрушка. Какая она?
статья по окружающему миру по теме

 

Давайте немного углубимся в историю, как вы думаете когда появились первые игрушки и какие они были, изменилось ли содержание и внешний вид игрушек с тех пор?

             Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Развитие игрушки неразрывно связано с развитием общества. Игра детей по своему содержанию связана с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества. Тематика и формы игрушек находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры, а также с эволюцией педагогических взглядов. 
Игрушка существует с первобытных времен существования человечества. История ее изменения органически связана с историей изменения места ребенка в обществе. Вначале, на ранних ступенях культурного развития человека игрушка по своему содержанию была близка к предметам религиозного обряда и являлась частью общенародного искусства. В те времена взрослый практически не отделял себя от ребенка. В жизни ребенка не было ничего оторванного от жизни и интересов взрослых, ничего преследующего особые воспитательные цели. Ребенок был включен в деятельность взрослого уже в раннем возрасте. С повышением культуры и усложнением жизни дети все  в более позднем возрасте дорастают до взрослых, они дольше играют вместо того, чтобы уже жить. Отсюда – усложнение игрушки, источник выдуманности ее, начало приспособления к детскому пониманию и возникновение педагогического клейма: игрушки, как средства воспитания и обучения, таким образом современная игрушка это уже полная противоположность первоначальной игрушке, созданной инстинктом художественного творчества.

 

Как выбирать игрушки?

 

            Выбирая игрушки для ребёнка, естественно, прежде всего, ориентироваться на его возраст, а значит  на то, что он любит и умеет делать. Также нужно представить, что Ваш ребёнок будет делать с этой игрушкой.

 

            Главная функция игрушки заключается в  активизации самостоятельной детской деятельности.

 

            Игрушка должна  стимулировать осмысленную деятельность ребёнка, создавать  необходимые условия для его самостоятельной активности и тем самым  способствовать его развитию. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером  игрового действия.

             Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершённые игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребёнка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий.

Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Следовательно, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важное требование для хорошей, развивающей игрушки.

 

            Таким образом, действия ребёнка с игрушкой должны соответствовать задачам развития и быть осмысленными и  вариативными.

 

            Если это действие осмыслено и активно, оно всегда способствует развитию тех или иных сторон психики и личности ребёнка. Однако, действия ребёнка бывают самые разные.

 

            В психологии выделяются  два вида деятельности детей, которые развивают разные сферы психики ребёнка. В первую входят те, в которых происходит  освоение смыслов и норм отношений между людьми. На этой основе развивается  социально-личностная сфера ребёнка.

 

            Вторую группу составляют виды деятельности, в которых происходит  усвоение способов действия с предметами.  На этой основе формируются интеллектуальные и познавательные способности детей, их двигательные и технические возможностей. 

            

            В каждом возрасте существует главная линия развития, которой  соответствует ведущая деятельность. Приоритетные виды игрушек на каждом этапе возрастного развития определяются, прежде всего, этой ведущей деятельностью и связаны с её обеспечением. Это вовсе не означает, что у ребёнка в 2 или в 4 года должны быть только однотипные игрушки.  Очевидно, что и социально-личностное, и умственное и физическое развитие ребёнка происходит во всех возрастах. Поэтому ребёнку всегда нужны разные виды игрушек. Кроме того, существуют определённые игрушки, которые открывают бесконечно разнообразные по возможности игры и которые нужны во всех возрастах (например, мячи, вкладыши, мозаики, куклы и пр.).

 

            И всё-таки, для каждого возраста  существуют свои особенные игрушки, которые  предполагают определённый способ действия  и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.

 

            В данной беседе мы расскажем о тех  игрушках, которые способствуют развитию   ребёнка в разных возрастах на основе возрастных особенностей каждого периода. При этом в отдельные группы  выделены игрушки, способствующие социально-личностному и познавательному развитию. Кроме того,  есть ещё одна важнейшая область – это физическое развитие, для которого тоже необходимы  соответствующие возрасту игрушки.  Они выделены в самостоятельную, третью группу. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка. Какая она?

Давайте немного углубимся в историю, как вы думаете когда появились первые игрушки и какие они были, изменилось ли содержание и внешний вид игрушек с тех пор? ...

Презентация к празднику "День игрушки" для средней, старшей, подготовительной групп на тему "Игрушки: какими были и какими стали"

В данной презентации подобраны фотографии игрушек советских времен и современных игрушек. Материал позволяет провести "экскурсию" в прошлое и сравнить с настоящим....

Игрушки: какими были и какими стали

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ:...

Игрушки какие они?

Кто знает из родителей, какой подтекст несет новомодная купленаая врозлыми игрушка??? Думаю, в этом, надо разобраться!...

"Современная игрушка, какая она?"

Игрушка – это одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений. Игрушка является инструментом социализации, своеобразным звеном...

ИГРЫ И ИГРУШКИ/ КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ РЕБЕНКУ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ?

ИГРЫ И ИГРУШКИ/ КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ РЕБЕНКУ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ? 1. СЮЖЕТНО- ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИДля развития самостоятельной игры детей третьего года жизни оченьбольшое значение имеет подбор сюжетно-образ...

Консультация для родителей о музыкальных игрушках, какие нужны для ребенка, а какие наносят вред в развитие.

Очень часто мы с вами покупаем игрушки для ребенка не задумываясь над полезными или вредными свойствами игрушек и их влияние на ребенка.Эта статья поможет немного разобраться в разнообразии музыкальны...