«Влияние природы на нравственное развитие детей».
статья (окружающий мир) по теме
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец , и мучительное желание найти волшебные слова ,которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние природы на нравственное развитие детей».
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец , и мучительное желание найти волшебные слова ,которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущие.
Природа - не беспредельный склад , запасы её истощимы , поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной : охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«лакают» котенка и пр.)
Иногда ошибочно думают, то эмоциональное воздействие природы является естественной основой для положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, то голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла»
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы(«Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в ежедневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», Посей овёс для корма птиц» и т. п.
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребёнку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят её.
Во время прогулок интересно показать ребенку растения, занесенные в Красную книгу, познакомить с лекарственными растениями, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила общения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе с другими занятиями: чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием.
Взрослый создаёт условия для того, чтобы знания детей были полными и глубокими и правильно применялись ими в различной деятельности.
Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечерами дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, А.И.Куинджи, К.Ф.Юона, А.А.Пластова и других художников.
Полезно в доме иметь кого-нибудь из животных: собаку, кошку, рыбок, цыплят и других животных. С животными ребёнок может эмоционально общаться: играть и разговаривать.
При этом родители являются для детей примером заботливого и внимательного отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животного от выполнения ребёнком поручения по уходу за ним .
Вы пришли с ребёнком в осенний лес. Спросите его, какой лес ему нравится больше - осенний или летний? Почему? Какими бы красками он воспользовался, если бы был художником и рисовал картину об осеннем лесе?
Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают и правила поведения в природной среде. Правила передаются дошкольникам и в конкретной ситуации, при помощи объяснения матери и отца, и в результате влияния художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника».
Консультация для родителей на тему «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника». В работе с родителями по данной теме педагог должен решить следующие задачи:1....

Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить чело...

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Влияние сказок, на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Влияние сказок, на нравственное развитие детей дошкольного возраста....
Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных прои...

Влияние природы на нравственное развитие ребёнка
Отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать любовь к природе это...