"Как жили древние люди"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Дать детям представление о жизни древних людей: познакомить с жилищем древних людей (пещера), их бытом; во что одевались, какими орудиями труда пользовались. Расширять и систематизировать знания детей о развитии человека. Развивать чувственный опыт детей, вызвать желание самим добыть огонь. Формировать у детей основы безопасного поведения при обращении с огнём. Воспитывать интерес к истории развития человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как жили древние люди».
Программное содержание:
Дать детям представление о жизни древних людей: познакомить с жилищем древних людей (пещера), их бытом; во что одевались, какими орудиями труда пользовались. Расширять и систематизировать знания детей о развитии человека. Развивать чувственный опыт детей, вызвать желание самим добыть огонь. Формировать у детей основы безопасного поведения при обращении с огнём. Воспитывать интерес к истории развития человека.
Материал:
Макет пещеры древних людей
Макет: «Охота на мамонта»
Иллюстрации первых древних людей
Лук, стрелы, каменный топор, копьё
Эволюция иголки
По два камня для высекания искры
Ароматизированные мешочки
Литература:
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир»
«Детская энциклопедия» РОСМЭН
«Дошкольное воспитание» №7 1999г
Словарная работа:
Древние люди – люди, которые жили очень давно;
Пещера – углубление в горе;
Очаг – место, где разводят огонь
Ход:
Ребята, я предлагаю вам сегодня посетить музей «Древнего человека». В залах этого музея мы с вами узнаем, как жили первые люди на нашей планете.
В первом зале музея экскурсию проведёт экскурсовод Полина Г.
В этом зале нашего музея мы видим, как жили самые древние, первые люди.
- Как вы думаете, кто это? Кто думает иначе? (Древний человек)
- А чем он отличается от нас? Кто дополнит ответ?
Да, древние люди были похожи на обезьян, а их тело было покрыто шерстью. Древние люди были маленького роста, общались они с помощью голосовых звуков.
- Ребята, а как вы думаете, где спал и укрывался от дождя самый древний человек? А как думаешь ты , Алеша? А кто думает по-другому? А ты, Никита, согласен с мнением Алины?
- Ребята, самые древние люди не знали, как и не умели строить себе жильё. Поэтому жили они, как и многие животные на деревьях, питались они ягодами, фруктами, лакомились птичьими яйцами. Жили эти люди не долго, а лечились от болезней лечебными травами, как и животные они, определяли их по запаху.
- А вы умеете определять запахи? Игра «Узнай по запаху»
Чтобы быть сытым ягод и фруктов надо съесть очень много, тогда человек попробовал съесть мясо и рыбу. Эта еда более сытная и её надо меньше. Люди стали ловить рыбу и животных.
- Ребята, как вы думаете, как древние люди ловили рыбу, охотились? А кто думает иначе? У кого есть другое мнение? А ты бы как ответил Серёжа?
- Ребята, учёные узнали, что древние люди ловили рыбу ногами, они пытались на неё встать, потом кидали в воду камень, после того вынимали рыбу из воды.
- Ребята, а как вы думаете, что делали люди с этой рыбой? Они её ели сырой или готовили на огне? А где брали огонь? Кто думает иначе?
Самые древние люди очень боялись огня. Сами его получить они не умели. Если во время грозы возникал пожар, то люди его очень боялись. Рыбу и мясо они ели сырыми. Так жили самые древние люди.
Спасибо, в следующем зале экскурсовод Алина расскажет нам о том, как шло время, человек менялся, перестал бояться огня и даже научился добывать его.
- А как люди добывали огонь, как вы думаете? Кто думает по-другому? Как думаешь ты Полина?
- Ребята, мы с вами знаем, что огонь можно получить с помощью камней, а древний человек этого не знал и боялся огня. Но бывали случаи, когда в жаркое лето загорались сухие деревья, вблизи которых лежала пойманная рыба, мясо. Эти продукты поджаривались. Сначала древние люди выбрасывали эти продукты, но видели, что дикие животные их с удовольствием едят. Тогда люди решили то же попробовать. Поджаренная рыба и мясо им понравились, и древний человек стал беречь огонь, чтобы он не погас. Огонь прятали от дождя и ветра, чтобы он горел, подкладывали сухие веточки. Люди нашли себе пещеры, которые защищали их от дождя и холода. Потом люди научились получать огонь сами. Они увидели, что ели искры от камней попадают на сухую траву, то она загорается. Так древний человек получил огонь.
- Ребята, а вы хотите высечь огонь? Что нам для этого нужно?
Да, если посильнее стукнуть камень о камень, появляется искра. Если она попадёт на сухую траву, она загорится. Скажите мне, пожалуйста, почему мы с вами не подложили под искры сухой травы? Кто ещё как думает? (Рассуждения детей). Конечно же, в комнате огонь разводить нельзя, может возникнуть пожар.
- Ребята, а как вы думаете, почему древние люди стали держать огонь в очаге, который был обложен камнями? Кто думает иначе? А как ты считаешь Влад?
- Да, камень очень долго хранит тепло после нагрева и продолжает согревать людей долгими ночами, защищал от пожаров. Часто люди сидели вокруг горящего очага и думали, как легче поймать рыбу, убить животного.
Так, чтобы поймать животное, самые сильные люди - мужчины стали копать ямы – ловушки. Они стали делать луки, стрелы, копья, каменные топоры. Попавшего в яму зверя они добивали копьями, камнями, палками.
- Ребята, а как вы думаете, почему охотниками были только мужчины?
Д: Они сильные, выносливые, ловкие…
Для ловли рыбы люди сделали строгу.
- Ребята, мужчины среди древних людей охотились, а чем занимались женщины и дети, как вы думаете? Кто думает иначе? А как считаешь ты Настя?
Д: женщины готовили пищу, дети собирали ягоды, фрукты.
Да, ребята, дети древних людей не играли, как вы.
Они, как только начинали ходить, сразу искали себе пищу. Их учили ловить рыбу, собирать ягоды, фрукты, птичьи яйца; узнавать ядовитые и полезные растения.
Женщины, конечно же, готовили пищу. Из костей рыбы они сделали иголки и шили из шкур одежду. С помощью костей и шкур больших животных строили дома.
- Ребята, а как из кости сделать иголку? Кто думает иначе? А ты как считаешь Влад?
Посмотрите ребята на рыбью кость – один её конец острый, он может проткнуть шкуру, другой конец плотный, плоский. С помощью каменного молотка делали в кости дырочку. Вместо ниток использовали жилы животных, траву. - Как вы думаете, иголки из рыбной кости прочные? Кто думает иначе?
- Конечно же, такие иголки легко ломались их нужно было сделать очень много, для того чтобы сшить одну накидку.
- Ребята, а как вы считаете, какая иголка будет прочнее – сделанная из кости рыбы или животного? Почему? Кто не согласен с мнением Андрея? А как модно сделать иголку из кости животного? А как думает Кирилл? А какими иголками пользуемся сейчас мы? Почему? Какие сейчас существуют иголки? Что мы можем сделать с помощью разных иголок?
Д: Шить одежду, вышивать пришивать, украшать…
Ребята, в музее развития древнего человека мы с вами увидели и узнали, как жили древние люди, чем они занимались, какие инструменты у них были. А все эти вещи нашли археологи в земле. Археологи это люди, которые изучают находки и описывают их в своих книгах. А как называются эти книги? (Рассуждения детей). Это – энциклопедии. А у кого из вас дома есть энциклопедии? Какие энциклопедии есть у вас дома? А что вы узнали из этих книг нового для себя?
Вот и закончилась наша экскурсия по музею «Развитие древнего человека».
Что нового для себя вы узнали в этом музее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг для детей "Как древние люди общались друг с другом".
Прежде, чем научить ребёнка читать, можно ознакомить его с различными способами передачи информации до возникновения письменности, что и представлено в данной работе....
Презентация к занятию "Как древние люди общались друг с другом".
Знакомить детей с различными способами передачи информации не только интересно, но и важно....
Паспорт и презентация проекта "Древние люди"
Вашему вниманию предлагаю паспорт и презентацию проекта в подготовительной группе "Дикие люди"...
Как писали древние люди
Проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА- познакомить детей с возникновением письменности в мире людей;- упражнять детей в понимании языка разных знаков, умение оперирова...
презентация Древние люди
Презентация для детей старшего возраста , на занятиях по ознакомлению с окружающим...
Презентация к проекту "Мир динозавров и древних людей"
Формирование благоприятных условий для проявления и реализации познавательных, творческих способностей детей, развитие социально-коммуникативных качеств про процессе реализации проекта....
Конспект НОД "Древние люди"
"Видеомузей" Древние люди"...
Комментарии
познавательное занятие! очень
познавательное занятие! очень интересное....спасибо!