Паспорт и презентация проекта "Древние люди"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Вашему вниманию предлагаю паспорт и презентацию проекта в подготовительной группе "Дикие люди"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnie_lyudi.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект исследовательского проекта
«Древние люди»
в подготовительной группе
МДОУ Д/С №38 «Гвоздика»
Выполнили:
Дети, родители и воспитатель
подготовительной группы
Куделина М.И.
с.Кочубеевское, 2012
Тема: Создание мини-музея «Древние люди» как средство формирования навыков исследовательской деятельности.
Цель: Формирование навыков исследовательской деятельности.
Объект: Процесс организации исследовательской деятельности.
Предмет: Создание психолого-педагогических условий для развития познавательной активности и формирования исследовательской деятельности детей подготовительной группы.
Задачи для педагога:
- Подобрать и изучить литературу по теме.
- Изучить методические рекомендации по организации исследовательской деятельности дошкольников.
- Составить перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с эволюцией, жизнью и бытом древних людей и включить его в интеграцию.
Задачи, поставленные для детей:
- Пробудить интерес к получению новых знаний.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Обогащать словарный запас детей.
Перспективный план
создания мини-музея «Древние люди»
в подготовительной группе.
Срок | Содержание работы |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Модель работы по организации мини-музея
«Древние люди»
в подготовительной группе.
Презентация музея «Древние люди».
Вед: Ребята, мы собрались на открытие музея «Древние люди». И открыть его мы попросим Назара. Он расскажет стихотворение о первобытных людях:
Реб: Много-много лет назад первобытный жил отряд.
Целый день они трудились дружно, вместе, не ленились!
Спали все в одной пещере, а кругом ходили звери.
Спичек не было тогда, но огонь горел всегда:
Камнем искры высекали и кострище поджигали.
В шкуры туров одевались, мясом мамонтов питались,
Соком фруктов запивали, на поляне танцевали.
А с утра, как на работу, отправлялись на охоту,
Чтобы дичь опять добыть – всех в общине прокормить.
Вед: Давным-давно это было на нашей зеленой цветущей планете, где уже жили животные и птицы, появился человек. Откуда же он появился? Произошел ли он от обезьяны, прилетел ли из космоса – мы с вами не знаем. Но он появился. И какой же он был, этот первый человек?
Реб: Древние люди еще очень напоминали обезьян. Грубое лицо, приплюснутый нос, низкий покатый лоб, выступающая вперед челюсть. Когда он ходил, он сильно наклонялся вперед. Пальцы были неловкие, а тело покрывала шерсть.
Вед: Ученые считают, что предками первых людей были обезьяны. Большое стадо обезьян жило в лесу. Потом одна часть из них остались жить там же в лесу. От них произошли современные обезьяны. А другая часть – вышли из леса и стали развиваться. Под воздействием климата, борьбы за выживание, они постепенно приобрели человеческие черты. Эти существа были похожи на людей, и ученые предположили, что они наши близкие родственники. Их называли австралопитеками.
Вед: Где же они жили?
Реб: Жили они в Африке. Там же палеонтологи нашли и ископаемые отпечатки ступней. По этим отпечаткам ученые решили, что эти люди ходили на двух ногах. У них не было острых зубов, когтей. Они не умели летать, но были очень ловкими.
Вед: Чем они питались?
Реб: Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинок насекомых. Этот способ питания называется собирательством.
Вед: Шло время. Австралопитеки вымерли, им на смену пришел «хомо-хабинес» - человек умелый. Так этих людей называли, потому что они сами стали изготавливать орудия труда. А какими орудиями труда пользовались австралопитеки? (камни, палки). Как же появилось первое орудие труда?
Реб: Люди находили подходящий камень, затем ударяли один камень о другой и скалывали кусочки. Так камень становился заостренным. Это было первое ручное рубило. Его острым краем строгали, рубили, а тупым – ударяли. Рубило было и ножом и молотком.
Вед: Древние люди жили в сложных условиях. Как же они выживали?
Реб: Древние люди не могли выжить по одиночке, поэтому они стали объединяться в группы – человеческие стада. Это они делали, чтобы вместе добывать себе пищу, охотиться на хищных зверей.
Вед: А умели ли древние люди говорить?
Реб: Говорить они не умели. Они общались мимикой или издавали разные звуки. Так предупреждали друг друга об опасности, выражали радость и гнев.
Вед: Шло время человек менялся. Он стал прямо ходить, поэтому ученые назвали его – «человек прямоходящий.»
Вед: Как изменились орудия труда?
Реб: При помощи рубила люди начали изготавливать другие орудия труда. Они научились делать из камня ножи, наконечники для копья, а из дерева – копье и ручку для ножа. Каменное острие они привязывали к дереву при помощи гибких растений. Мы с мамой сделали в музей копье и нож.
Вед: А какое великое событие произошло в жизни «прямоходящего человека»?
Реб: В древности люди не умели пользоваться огнем. Они его очень боялись. Но затем заметили, что огонь может приносить пользу. Огонь дает тепло, свет, отпугивает диких животных.
Вед: Как же они научились получать и использовать огонь?
Реб: Люди ждали, когда будет гроза, молния ударит в какое-нибудь дерево и подожжет его. Тогда они брали ветку, поджигали ее и разводили костер. Чтобы огонь не погас, и день, и ночь у костра оставляли дежурных, которые должны были поддерживать огонь, подбрасывать в него ветки и сучья.
Вед: Шло время, и люди научились сами добывать огонь. Как это происходило?
Реб: Существовало несколько способов добычи огня. Первый: если взять 2 кусочка кремня, ударить им друг о друга, то можно высечь огненные искры. Эти искры попадали на сухой мох или ветки, и он загорался. Второй: брали палку, ставили на дощечку, а вокруг насыпали сухой мох. Начинали крутить палку между ладонями. Палочка нагревалась от трения, и мох начинал тлеть.
Вед: Нелегко было добывать огонь такими способами, поэтому люди, переходя на новое место, забирали огонь с собой.
Реб: Однажды кусочек сырого мяса попал случайно в огонь. Люди попробовали мясо, и оно им понравилось. Жареное мясо было мягче и вкуснее сырого, поэтому они стали готовить пищу на костре.
Вед: Какое приспособление они использовали для жарки мяса на костре?
Реб: Они брали 2 палки, похожие на рогатину, клали на них другую палку и подвешивали на нее мясо, а под ним разжигали костер. Вертели палку, и мясо жарилось со всех сторон. Такой вертел мы сделали с мамой в музей.
Вед.: А были ли у древнего человека враги? (рассказ Оли)
Вед: С освоением огня пришел новый период жизни человека: люди стали осваивать холодные страны Европы, Азии и юг России.
Реб: В суровом северном климате им понадобилось жилище-укрытие от ветра и непогоды. Люди стали жить в пещерах. А еще - строить палатки из веток и накрывать их шкурами животных.
Вед: Чем отличался образ жизни людей в холодных странах?
Реб: В холодных краях люди не могли прокормиться одним собирательством. Им нужно было мясо. В то время на земле водились мамонты. Это были огромные опасные животные. Они походили на слонов, но у них были больше бивни и тело, покрытое шерстью. Люди научились охотиться на них вместе, строить ловушки и таким образом добывали много мяса.
Вед: Люди разумные делали не только необходимые вещи, они уже стали изготавливать украшения.
Реб: Древние люди очень любили наряжаться. Они сами делали украшения. Брали гибкие растения и нанизывали на них ягоды, ракушки, перья птиц. А прокалывали украшения иглами, которые вытачивали из костей. Получались бусы, браслеты, амулеты. А для мужчин женщины делали из шкур набедренные пояса и украшали их теми же ягодами и ракушками. Мы с мамой тоже сделали такой пояс.
Вед: С развитием охоты развивались и улучшались орудия труда. Люди изобрели лук и стрелы. Появилась возможность поражать животных и птиц с большого расстояния. Но все равно рацион древнего человека зависел от капризов природы: то пожар погубит деревья со съедобными плодами, то засуха уничтожит траву. Да и холод заставлял людей подумать об одежде.
Реб: В холодных краях у людей была необходимость в одежде. Из шку животных они стали изготавливать одежду. Стали носить меховые повязки.
Вед: А еще люди разумные научились рисовать и все события своей жизни зарисовывали.
Реб: На стенах, потолках глубоких пещер сохранились изображения древних животных: бизонов, мамонтов. Сохранились несколько изображений и древних людей. Рисовали их кусочками угля из костра. Мы с мамой нарисовали несколько таких изображений на камнях.
Вед: Шли годы. На смену человеку прямоходящему пришли другие люди.
Реб: У них был высокий лоб, развитые руки. Они ходили прямо. Из звуков эти люди стали создавать слова. Такого человека назвали «хомо-сапиенс» - человек разумный.
Вед.: Ребята, а хотите оказаться в древнем мире? Сейчас я покручу колесо машины времени, а ребята продемонстрируют нам жизнь древних людей.
Дети показывают сценку «Жизнь первобытных людей»
Вед.: А что вы делаете?
Реб.: Я добываю огонь.( стихотворение Савелия «Огонь»)
Вед.: А вы чем занимаетесь?
Реб.: Я строю хижину. Древние люди, которые обитали в лесах, строили себе хижины. Они служили им жилищем. В давние времена не было кирпича и других строительных материалов, поэтому люди делали домики из веток, палок, камней, пальмовых листьев и шкур животных.
Вед.: Люди разумные жили уже не стадами, а племенами, общинами. В племени жили близкие и дальние родственники. Они считались семьей. Назначались вожди племени.
Вед: Сегодня вождем нашего племени будет Савелий. Он нам покажет движения, а вы попробуйте повторить (стрелять из лука, топать, хлопать и т.д.).
Вед.: Со временем люди научились готовить себе пищу, но для этого им понадобилась посуда.
Реб: Они выдалбливали посуду из дерева, вытачивали из камня, плели из прутьев. Если нужно было принести в ней воду, то плетенку из прутьев обмазывали глиной. Однажды такая плетенка попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твердой. Так люди научились делать глиняную посуду. Мы с мамой сделали такую посуду в музей.
Вед: А еще люди разумные научились рисовать и все события своей жизни зарисовывали. (Рассказ Даши)
Реб: На скалах древние люди рисовали изображения животных, на кторых они охотились. Они думали, что это поможет им во время охоты и защитит их от злых сил. Они рисовали лошадей, оленей, бизонов, мамонтов. Перед вами изображение мамонта, на котором отчётливо видно его длинная, космата шерсть. Это показывает нам как выглядели исторические животные и художниками были мужчины. Они обозначали животных контуром, а потом разукрашивали их мхом или обрывками шкур, смоченных в краске. Краски изготавливали из окрашенной мягкой породы. Кисти они делали кусочков шерсти привязанных к небольшим костям. Животные изображались не только для охоты, но и как божества которым они поклонялись. Изображая зверя, древний человек узнавал их повадки, привычки, характер. Оленй рисовали чуткими и осторожными, мамонтов мощными и сильными, коней быстрыми и стремительными.
Вед.: А что вы шьёте? (рассказ Арины).
Вед.: Какое интересное орудие вы изготавливаете, для чего оно ?(Рассказ Егора).
Вед: Так постепенно люди овладевали земледелием, одомашниванием животных, научились говорить, рисовать и даже танцевать.
Исп. Танец первобытных людей.
Вед: Так проходили тысячелетия. Люди приспосабливались к разным климатическим условиям, расселялись по всему земному шару. Жить стало легче, они могли выжить и маленькими группами, т.е. семьями. Люди в разных уголках земли стали отличаться от других языком, обычаями и даже внешностью. Появились разные нации. Пройдет много-много лет, и уже другие дети будут изучать нашу жизнь и нашу культуру.
- строение тела
- походка
внешний вид
австралопитеки
ЭВОЛЮЦИЯ
хомо-эректус
хомо-сапиенс
- группы
- стада
- племена
быт
- охота
- собирательство
- огонь
способы выживания
культура
- танцы
- посуда
- украшения
- наскальные рисунки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дельфины - люди моря"
Занимательный материал о жизни дельфинов....
презентация "Труд людей весной"
презентация о труде людей в весенний период...
Презентация "Как люди научились считать"
Данный проект знакомит детей с историей развития числа...
Презентация "Важные люди в театре"
В презентации рассказывается о профессиях людей, которые помогают создать спектакль. Этот материал можно использовать в проведении Недели театра....
Презентация Профессии людей, людей которые создают мультфильм
Как создать мультфильм...
презентация Знаменытие люди Крыма. Люди прославившие Крым на весь мир
презентация к занятию "Знаменитые люди Крыма"...
Презентация "Труд людей осенью в деревне. Сбор урожая"Презентация
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с осенними работами в саду и на огороде....