"ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР" для шестилеток.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

небогатикова светлана степановна

 В конце этого учебного года воспитателями старших групп было организован и проведен ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР по трем направлениям: 1- "Знатоки природы", 2- Знатоки сказок", 3 - ""Знатоки нашего города".Ребятишек увлекла структура мероприятия, азарт нарастал от тура к туру.   Каждый соревновательный день стал праздником для детей. Обозначу лишь несколько моментов мероприятия- перед детьми стояла задача , например, узнать птицу по голосу, по черному силуэту, или, " герою какой сказки принадлежат эти предметы или высказывания и т. д.  К несказанной радости детей ,победителями оказались все три команды. Предлагаю конспект  "Знатоки сказок" и рекомендую провести среди шестилеток это увлекательное мероприятие. Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_22_maya_word.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина по сказкам для  детей старших 9, 11, 14 групп детского сада № 18 «МАЛЫШ»

ТЕМА: «Любимые сказки»

Цель: Способствовать созданию единого образовательного пространства по  использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.
Задачи:
- Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
- Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
- Формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию,  как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;
- Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

Ход мероприятия:

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знатоки сказок». 

Сказки любят  и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит  доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван - дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Но и  злые герои - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Сказки бывают разные: о животных,  бытовые сказки, волшебные… Словом -  это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!  Вы согласны со мной?

Сегодня в сказочной викторине принимают участие команды:

1. «Почемучки»

Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;

2. “Смешарики»

Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”;

3. “ Теремок»”

Девиз: “Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю.

Книгу в руки я возьму – и ответ узнаю”

А судить конкурсы  будет жюри.

 Что мы ждем от команд:

• вопросы надо слушать внимательно;
• ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять  колокольчик и позвонить в него и,  таким образом получить право на ответ;
• за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит неправильно, тогда право ответа переходит к  другим командам. 
• победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

1.Конкурс «Разминка капитанов»- приглашаются капитаны

- Вспомните, капитаны, и скажите, чем отличаются сказки от рассказов? (Во всех сказках  есть  сказочное начало и конец. В рассказах  - герои реально существуют, в сказках вымышленные, фантастические, которые в жизни не встречаются, животные в сказках одеваются, разговаривают, как люди, в сказках есть волшебство, волшебные предметы.

1. ЗАДАНИЕ

Вспомните и скажите, как начинаются все сказки? (Жили-были.. В некотором царстве.. В стародавние годы.. В некотором королевстве.. За тридевять земель.) Это ЗАЧИНЫ!

- Подумайте и скажите,  какие концовки  бывают у сказок?

(Стали жить - поживать, да добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Мирком,  пирком,  да за свадебку. И зажили они  припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец, Вот вам сказка, а мне бубликов связка.. И сейчас живут - хлеб жуют)

2 ЗАДАНИЕ

Вспомнить, кто говорил в какой сказке следующие слова:

1.  Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой.

(Иванушка-дурачок, р. н. с. "Сивка - бурка"

2. Сим-сим, открой дверь!

(Али-баба, арабская сказка "Али-баба и 40 разбойников)

3 . Крекс Фекс Пекс!

(Буратино, А. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино")

1 .Ловись, рыбка  и мала и велика!

(р.н.с.Волк и лиса»)

2. Лети- лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

(Женя, В. Катаев"Цветик-семицветик")

3. Раз, два, три, горшочек, вари!

(девочка, братья Гримм "Горшочек каши")

1. Кара-барас

(Мойдодыр, К. Чуковский)

2 .По щучьему велению, по моему хотению…

(сказка « По Щучьему  велению»)

3 .Ясны-ясны на небе звезды.

Мерзни- мерзни, волчий хвост

( р. Н. с. «Волк и лиса»)

 Сейчас начинаются испытания для команд

2 конкурс    « Загадки о сказочных героях)

Мы из сказки - ты нас знаешь.

Если вспомнишь - отгадаешь!

А не вспомнишь — ну так что ж...

Сказку заново прочтешь!

В этой сказке - именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел украсть хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(«Муха-Цокотуха».)

 

Скок-поскок, скок-поскок

- Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу-девицу,

Ну,  а глупого царя,

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный ...   (Горбунок.)

 

Знают куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон,

Победит в бою неравном

Верный друг - надежный, славный,

Храбрый пудель ...  (Артемом.)

 

Понедельник и Среда,

Вторник и Суббота...

Гномов этих имена,

Верю, помнит кто-то.

С этой сказкою, друзья,

Вы давно знакомы.

Называется она ...  («Белоснежка и семь гномов».)

 

Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый ...  (Карлсон.)

 

Фруктово-огородная страна -

В одной из сказок есть она,

А в ней герой - мальчишка овощной.

Он храбрый, справедливый, озорной.

     («Приключения Чиполлино»)

Ах ты, Петя - простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко

(«Петушок - золотой гребешок»)

Появилась девочка

В чашечке цветка,

И была та девочка

 Не больше ноготка.

(«Дюймовочка»)

 Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка»)

Была она артисткой,

 Прекрасной, как звезда.

От злого Карабаса,

Сбежала навсегда.

(«Приключения  Буратино»)

Он сумел поймать волчишку,

 Он поймал лису и мишку.

 Он поймал их не сачком,

А поймал он их  бочком.

(«Бычок- смоляной бочок»)

 

3 конкурс      Сказочный тест «Знаете ли вы?»

1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича

а) Кольцо;                                  в) ведерко;

б) веретено;                                г) прялку.

 

2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?

а) Курицу с цыплятами;             в) Круть и Верть;

б) Мурку и Бобика;                       г) хозяйку.

 

3. Где жил Джинн тысячу лет?

а) Во дворце;                              в) в бутылке;

б) в лампе;                               г) за границей.

 

4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?

а) Котелок с бубенчиками;         в) музыкальная шкатулка;

б) флейта;                                   г) шарманка.

 

5. Какой цветок больше всего любил Чудовище?

а) Тюльпан;                                в) колокольчик;

б) ромашку;                                г) аленький цветочек.

 

6.  В кого превратилась Лягушка ночью?

а) В Василису Премудрую;       в) в Елену Прекрасную;

б) в Варвару Красу;                             г) в лебедя.

7.Кто помогал героине сказки «Крошечка-Хаврошечка»?

а)корова                                     в)петух

б)собака                                        г) кот

8.Этого героя не было среди Бременских музыкантов.

а) осла                                         б) кота

б) петуха                                     г) волка

9.Из гадкого утенка в сказке Андерсена вырос…

а)красивый гусь                              в) великолепный фазан

б)прекрасный лебедь             г)Финист- ясный Сокол

Пальчиковая гимнастика

 Перед следующим конкурсом нам нужно размять наши пальчики, при помощи гимнастики «Любимые сказки» (дети поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши)

Будем пальчики считать,

 Будем сказки называть.

 Рукавичка, Теремок,

 Колобок - румяный бок.

 Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк, Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку-

Нашу вещную каурку .

Про жар-птицу сказку знаем, репку мы не забываем.

Знаем волка и козлят.

ЭТИМ СКАЗКАМ КАЖДЫЙ РАД!

(сивка-бурка, вещая каурка -говорится в сказке Ершова "Конёк-горбунок". И этим подчёркивается его (Горбунка)  непородистость, неказистость: смешение мастей должно показать нечистоту породы конька.) 

4 Конкурс  «Сложи сказку»- разрезные картинки(8 частей)

«Волшебная лампа Аладдина» - арабская сказка,

«Кукушка» - сказка народов Севера-эскимосская, ненецкая,

«Золушка» - французская сказка.

5.  Конкурс

« Назовите друзей литературных персонажей»

 У Маугли -  (Багира, Балу, Каа) .

У Малыша - (Карлсон)

У Чиполлино - (Вишенка и Редиска)

У Бременского музыканта  Трубадура - (осел, собака, петух, кот)

У Вини-Пуха -- (Пятачок, Кролик, Иа-Иа)

У Герды - (Кай)

У Дюймовочки --(рыбки, мотылек, ласточка) .

У Буратино - (Мальвина и Пьеро).

У  Золушки - ( Фея, Принц)

  • Кому принадлежат эти  сказочные предметы?

( Кувшин- «Лиса и журавль», горшочек- «Горшок каши», шляпа с пером-«Кот в сапогах»,  зеркальце- «Сказка о мертвой царевне», голубой  бант - Мальвине, воздушный шарик- Пятачку, и т.д.)

  • Узнай сказку по черному силуэту

 6. Конкурс для болельщиков

 Вспомните и исполните «Песенки сказочных  героев»

- песня Красной шапочки (Если долго-долго..)
-песня Золушки (Хоть поверьте, хоть проверьте..)
-песня колобка
-песня Буратино (Кто доброй сказкой входит в дом..)
-песня Бременских музыкантов (Ничего на свете лучше нету..)
-песня белочки ( во саду-ли , во городе..)
-песенка 3 поросят (Хоть полсвета обойдешь)
-песня Козы и козлят  (Динь – дон- я ваша мама…)

7 Конкурс «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ АВТОРОВ СКАЗОК?» «Эстафета «Да» или «Нет»

 Ведущий по цепочке называет фамилии известных людей, а дети отвечают «Да», только если этот человек писал сказки. Во всех других случаях – «Нет».

 Чуковский («Да»), Чайковский, Успенский («Да»), Гагарин, Перро («Да»), Андерсен («Да»), Маршак («Да»), Шишкин, Гримм («Да»), Киплинг («Да»), Некрасов, Пушкин («Да»), Линдгрен («Да»), Радари («Да»), Крылов, Кэрролл («Да»), Носов («Да»), Есенин, Бажов («Да»), Бианки («Да»), Шварц («Да»), Михалков («Да»), Чехов, Волков («Да»), Гайдар («Да»).

Физминутка

Буратино потянулся, раз - нагнулся, два нагнулся,  - наклоны вперед.

 руки в стороны развёл - ключик видно не нашел,   - развести руки

Чтобы ключик нам достать–Надо на носочки встать!-  потянуться                вверх

8.Конкурс « Математика в сказках» - «Сколько?»

1. Сколько сказочных героев тянуло репку?6

 2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? 12

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?4

 4. Сколько  братьев было у Иванушки - дурачка? 2

5. Сколько козлят похитил волк?6

6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?4

7. Сколько  братьев было у Эльзы из сказки  Андерсена «Дикие лебеди?»11

8. Сколько золотых монет Карабас- Барабас  дал Буратино?5

9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?4

 10. Сколько мартышек составляют длину удава?5

11. Сколько лет спала спящая красавица?100

 12. Сколько лет крокодилу Гене? 50

Сказка - ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок

9 Конкурс «Кто дал полезный совет?»

 1. Не открывай двери незнакомым людям. (7 Козлят)

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)

 3. Покушал, вымой за собой посуду. (Бабушка Федора)

 4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях. (Репка)

 6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.(Курочка из сказки «Петушок и бобовое зернышко»)

7. Не выполняй просьбы малознакомых людей. (Колобок)

8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)

 9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход. (Маша из сказки «Маша и медведь», Герда)

10. Хорошо учись. (Буратино)

11. Читай художественные и научные книги. (Знайка)

12. Не ешь много сладкого.(Винни-Пух)

РЕФЛЕКСИЯ. Итог викторины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние проблемы шестилеток и школа

Возникли ли какие-либо изменения в домашнем поведении ребенка в последние месяцы перед поступлением в школу и в первые школьные недели и месяцы?...

Новогодний сценарий для шестилеток "Новогодний карнавал или как мы Деда Мороза искали"

сценарий  новогоднего праздника для старших дошкольников или младших школьников с использование современных средств, а именно видеопроэктора или экрана большого телевизора, планшета. Видеоматериа...

Чему учить шестилеток до поступления в школу

Чему  и  как  учить  ребенка до  поступления в  школу. Единого  для  всех  рецепта  на  этот  счет  нет  и  быть...

Использование игровых форм в процессе обучения чтению шестилеток

Одним из основных принципов педагогики сотрудничества - это личностный подход к ребенку, учет его возрастных особенностей. Главная возрастная особенность шестилеток - это действие в игре. В игре дети ...

Как сформировать у шестилеток элементарные математические представления

Информация  для  родителей  об  основных знаниях по  математике , которыми  должен  овладеть ребенок   к  семи  годам  ....

Консультация для родителей "КАК ОБУЧИТЬ ШЕСТИЛЕТОК СЧЕТУ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ"

Задания по счету развивают логическое мышление, умение думать, сопоставлять, придумывать различные ситуации для решения задач по составу числа....