"Проказы матушки-Зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Панова Наталья Викторовна

Данный конспект был подготовлен с тем, чтобы в занимательгой форме систематизировать знания детей по теме "Дикие животные леса".  Я постаралась единым сюжетом объединить много интересных заданий, в ходе которых ребята учатся образовывать притяжательные прилагательные, складывают фигурки оригами по пооперационным картам, вспоминают пословицы о животных. Сюрпризные моменты стимулируют интерес и активность детей. В ходе образовательной деятельности ребята неоднократно выполняют двигательные упражнения, разминают кисти и пальцы рук, слушают музыку. Все направлено на то, чтобы формировать познавательный интерес у детей, не забывая о сохранении здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokazy_matushki_-_zimy.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Проказы матушки Зимы»

(организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по направлению познавательно – речевое развитие).

Цель: расширять и систематизировать знания о диких животных.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

- расширять представления  детей о жизни диких животных леса средней полосы: названия жилищ, чем питаются, как готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы;

- воспитывать интерес к изучению природы;

 « Коммуникация»

- формировать умение вести диалог;

- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные;

«Социализация»

- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая

- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;

«Труд»

- закреплять умение складывать фигурки из бумаги методом оригами, используя пооперационные карты;

«Здоровье»

- формировать потребность в двигательной активности;

- развивать крупную и мелкую моторику.

Материалы и оборудование: настенное панно «Зимний лес», елки искусственные; дорожка с изображением следов зверей на «снегу»; на каждого ребенка – индивидуальный раздаточный материал (бумажные квадраты разного цвета, клей-карандаш, ножницы, фломастеры) для изготовления поделок; аудиозапись.

1. Приветствие гостей.

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Они хотят посмотреть, как вы занимаетесь: какие вы внимательные, аккуратные, дружные ребята.

- Скажите, когда вы встречаете знакомого человека, что вы делаете в первую очередь? (Здороваемся). А что значит здороваться? (Желать людям здоровья).

                              - Здравствуйте! –

                                 ты скажешь человеку.

                              - Здравствуй! –

                                 улыбнется он в ответ.

                                 И, наверно,

                                 Не пойдет в аптеку

                                 И здоровым будет много лет.

                                                                              (Алексей Кондратьев).

- Поздоровайтесь с гостями. (Здравствуйте!).

2. Сюрпризный момент. Письмо от Снеговика.

(Внезапно раздается стук в дверь. Передают письмо).

- Ребята, кто-то прислал нам письмо. Давайте прочитаем, что там написано.

«Здравствуйте, ребята! Необходима ваша помощь! Зимушка-зима озорует, натворила в лесу много бед. Приходите и лесу помогите! Снеговик».

3. Целевая установка.

- Ну что, ребята, надо отправляться в лес. Вы готовы оказать помощь?

(Да!).

- Вставайте друг за другом, нам придется идти по узким тропинкам. (Звучит спокойная музыка).

4. Физкультминутка.

- Идем по узкой дорожке (ходьба на носках с вытянутыми вверх руками).

- Проходим под склоненными ветками (ходьба в полуприседи).

- Перешагиваем через сугробы (ходьба с высоким подниманием коленей).

5. Беседа о зимнем лесе.  

(Подходим к большому настенному панно с изображением зимнего леса).

- Вот мы и добрались. Вы уверены, что мы пришли в лес? (Да). Что такое лес? (Много деревьев и кустарников). Что происходит с деревьями в зимнем лесу? (Деревья спят). Правильно.

(Ребенок читает стихотворение С. Есенина).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

- Ребята, что-то здесь не так, что-то произошло в лесу. Кого не хватает в лесу? (Зверей). (Ведь лес – это дом не только для растений, но и для зверей).

- Действительно, а что же с ними произошло?

6.  Сюрпризный момент. Звучание голоса Зимы (магнитофон).  

« Зачем вы пришли сюда? В моем лесу покой нарушили! Хотите вы вернуть лесных зверушек? Так знайте: заморозила я их, в льдинки превратила. Надоели они мне своим шумом и визгом».

7. Целевая установка.

- Ребята, что же делать? Мы не можем оставить в беде зверей.

- Ой, посмотрите снова письмо какое-то!

«Ребята, я подскажу вам что делать: сначала пройдете по следам на снегу. Если правильно их узнаете, то попадете в «Волшебную мастерскую». Сложите там лесных зверей из бумаги, разместите их правильно в лесу, и тогда чары разрушатся. Снеговик».

8. Дидактическая  игра «Чей след».

(Перед детьми на полу лежит длинный лист белой бумаги с нарисованными следами диких животных).

- Ребята будьте очень внимательны. Не ошибитесь. Чьи следы вы узнали?

- Лисьи, волчьи, заячьи, беличьи, волчьи.

- Чьих следов вы здесь не увидели? (Медвежьих, ежиных).

- Почему? (Потому что медведь и еж зимой спят).

- Правильно, молодцы. Теперь отправляемся в «Волшебную мастерскую».

9. Пальчиковая гимнастика «Много могут пальчики».

Много могут пальчики –   (сжимание-разжимание: кулак-ладошка)

озорные мальчики:             (энергично шевелим пальцами)

Могут карандаш держать,  (имитация держания карандаша)

Чтоб картинки рисовать,    (рисуем в воздухе указательным пальцем круги)

Могут пальчики лепить,     (руки в «замке», ладонь трется о ладонь)

Из бумаги птиц сложить    (кистями рук изображаем полет птиц)

И машинку, и зверей.         (руки в «замке», большие пальцы вращаются

                                            «вертолетиком»; изображаем ушки зайца)

Приготовьтесь поскорей!   (кулак-ладошка)

 10. Развивающий самомассаж кистей рук.

- Ребята. Нам предстоит ответственное дело, нужно руки как следует размять.

- «Добываем огонь» (энергичное растирание ладоней друг о друга).

- «Моем руки» (энергичное растирание «имитация мытья рук»).

- «Точим ножи» (прямые напряженные пальцы двигаются в «замке» вперед-

                              назад).

- «Точилка» (одна рука – «точилка» – сжата в кулак, пальцы другой руки –

                       «карандаши» - точатся поочередно).

 «Пила» (напряженная прямая кисть одной руки – «пила» - пилит другую

                от пальцев до плеча).

- «Браслеты» (одна рука охватывает другую кольцом, «натягивая браслет» от

                          пальцев до плеча).

11. Конструирование из бумаги зверей методом оригами.

(Под спокойную музыку дети складывают фигурки животных с помощью пооперационных схем).

- Ребята, фигурки животных  готовы? Пойдемте,  скорее  разместим их в лесу.

(Дети поочередно закрепляют изготовленные фигурки на панно, отвечают на вопросы воспитателя).

12. Беседа о подготовке к зиме лесных зверей, об их жизни зимой.

- Медведь.

  1) Где живет? (В берлоге).

  2) Как приготовился к зиме? (Накопил жира, лег спать).

      «Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет».

- Заяц.

  1) Где живет? («Зайцу любой куст – дом родной»).

  2) Как приготовился к зиме? (Сменил шубку серую на белую более густую и

       теплую).

  3) Чем питается? (Корой осины).

       «Заяц бел, потому и цел».

- «Лиса – всему лесу краса».

  1) Где живет? (В норе).

  2) Как приготовилась к зиме? (Шуба стала более густая, на лапках выросли

       «сапожки»).

  3) Чем питается? (Зайцами, мышами).

- Волк.

  1) Где живет? (В норе, в логове. Стаями).

  2) Как приготовился к зиме? (Шерсть стала более густая).

  3) Чем питается? (Зайцами, овцами).

       «Волка ноги кормят».

- Белка – «хлопотунья».

  1) Где живет? (В дупле).

  2) Как приготовилась к зиме? (Шуба из рыжей стала серой, чтобы не видно

      было среди стволов).

  3) Чем питается? (Запасы: грибы, орехи, шишки).

       «Крутится как белка в колесе».

- Еж.

  1) Где живет? (В норе).

  2) Как приготовился к зиме? (Впал в спячку).

13. «Оживление зверей» - «Волшебная гимнастика».

 - Теперь животных нужно оживить. Давайте попробуем, сделаем «Волшебную гимнастику».У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

(Дети идут по кругу, имитируя движения зверей).

- Слушайте, ребята, лес оживает.  (Включается музыкальная запись «звуки леса»).

14. Рефлексия.

- Какие мы молодцы, сумели освободить диких животных из ледяного плена.

- Что случилось в лесу?

- Кто нам помогал советами?

- Что мы сделали вначале? Потом?

- Каким образом мы оживляли животных?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Да, ребята, вы настоящие друзья, в беде не подведете! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга "Рады мы, проказам Матушки Зимы"

Программное содержание:   Создать у детей веселое, бодрое, радостное настроение. Развивать у детей желание творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со ...

Рады мы проказам матушки-зимы!

В данном материале представлены конкурсы, загадки прор матушку - зиму....

Проказы матушки зимы

предназначен для детей старшей и подготовительной к школе группе...

«Проказы матушки зимы»

(Опытно – экспериментальная деятельность с элементами моделирования)для детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «ПРОКАЗЫ МАТУШКИ ЗИМЫ»

Проект разработан с целью расширения представлений дошкольников о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность....

Спортивное развлечение «Рады мы проказам – Матушки Зимы»

Цель: формирование стремления заниматься спортивными занятиямиЗадачи:- Воспитывать умение согласовывать свои движения с характером и ритмом музыки;- Развивать умение самостоятельно выполнять движения ...

Прогулка зимой с детьми старшей группы детского сада "Проказы матушки Зимы"

Цель: формировать у детей представления об изменениях зимой в живой и неживой природе; воспитывать желание заботиться о птицах.Ход наблюденияНе видно в лесу тропинок,В тулупах кусты стоят.Уснувши...