НООД по экологическому воспитанию "Золотые правила Матушки-Природы"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Проблема по экологическому воспитанию дошкольников , которая стоит перед педагогами ДОУ, - это научить детей правилам поведения в природе. Цель занятия - формировать у старших дошкольников знания о бережном отношении к окружающей природе. В занятии применяются современные наглядные средства - фотопрезентация, а так же экспериментирование детей с водой, практическая деятельность по сбору и классификации различного мусора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nood_po_ekolog._vospit._v_starshey._gr.docx | 49.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Северяночка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития детей»
с. Горки, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
НООД по экологическому воспитанию
в старшей группе
Подготовила: Шостак Инна Эдуардовна
воспитатель МБДОУ «Северяночка»
Горки, 2014
Проблема: научить детей правилам поведения в природе.
Цель: формирование знаний о бережном отношении к окружающей природе.
Задачи:
Образовательная область «Познание»
- Познакомить детей с правилами поведения людей в природе. Познакомить детей с природоохранными плакатами.
- Продолжать учить детей экспериментировать с объектами неживой природы (вода).
- Развивать умение отличать мусор, легко разлагающий в природе, от мусора, который долгое время не разлагается и загрязняет природу.
- Развивать навыки практического взаимодействия с мусором: умение очищать почву от мусора.
- Закрепить умение самостоятельно экспериментировать с водой.
- Воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее, руководствуясь во время общения специально предусмотренными для этого правилами.
Образовательная область «Коммуникация»
- Развивать умения детей поддерживать беседу. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
- Активизировать словарный запас детей. Разъяснить значение слов: загрязнять, мусор, природоохранный знак, плакат; водоросли, разлагаться (гнить).
- Формировать умения доказывать, убеждать, делать выводы.
- Учить запоминать небольшие рифмованные строчки (правила природы).
Образовательная область «Познание»
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
- Развивать умение выражать восхищение красотой природы.
Интеграция областей: Познание, Развитие речи, Художественное слово, Здоровье.
Итог: Книга золотых правил поведения в природе.
Словарная работа. Напомнить значение слов: загрязнять, мусор, природоохранный знак, водоросли, разлагаться.
Атрибуты, оборудование:
- Ноутбук, проектор, экран, колонки.
- Презентация «Картинки природы».
3. Флешка с записями:
- запись «Голоса природы».
4. Воздушный шарик с письмом от Матушки-природы.
5. Магнитный мольберт, набор магнитов.
6. Красная папка – книга «Золотых правил».
7. Браслеты из бросового материала – 8 шт.
8. Для эксперимента:
2 банки - с чистой водой и пустая;
Газета (тонкие листы), пища (консервы, кусочки хлеба), акварельные краски – 4 короб., кисточки- 8 шт, салфетки для кисточки – 8 шт, деревянная ложка;
Фонарик – 1шт.;
Стаканы одноразовые – 4 шт.
Бутылка с чистой водой.
Бумажные салфетки – 10 шт.
Покрывало.
Мусорная корзина с пакетом внутри.
Слайды с водоочистительными сооружениями.
9. Для игры «Очистим полянку от мусора»:
- модель поляны из ткани;
- 4 целлофановых «мусорных» мешка;
- 8 перчаток или мешков целлофановых;
- различные виды мусора (пищевой; природный: листья, шишки, веточки; бумажный, стеклянный, пластиковый, резиновый, консервные банки);
- покрывало;
- совочки, грабли, мешок из ткани.
10. Природохранные плакаты с правилами:
9.1. «Не загрязняйте воду!»
9.2. «Не бросайте мусор!»
9.3. «Не обижайте червяка!»
9.4. «Мусор в землю закопайте!»
9.5. «Мусор – в мусорный бак!»
9.6. Слайды с изображениями изделий из бросового материала.
Выполнение НООД:
(подпроект)
1 этап - организационный
Воспитатель
- Ребята, мы знаем, что вежливые люди при встрече всегда говорят:
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, хотите поздороваться со всем, что нас окружает?
Дети: Да!
Здравствуй, солнце золотое! – Руками описать круг, соединить ладони перед лицом.
Здравствуй, небо голубое! - Руки поднять вверх.
Здравствуй, вольный ветерок! – Руки подняты вверх, покачивание рук.
Здравствуй, маленький дубок! – Присесть, руки в стороны.
Здравствуй, утро! – Правая рука в сторону.
Здравствуй, день! – Левая рука в сторону!
Нам здороваться не лень! – Хлопки в ладоши перед грудью.
Влетает шарик с письмом:
Здравствуйте дорогие, ребята! Я, Матушка-природа, приглашаю вас к себе в гости полюбоваться моей красотой, насладиться моей добротой.
Но в моем мире есть золотые правила, которые НИКТО и НИКОГДА НЕ должен НАРУШАТЬ. Только у меня приключилась беда: золотые правила поведения в природе пропали.
Ребята, вы поможете их отыскать и поместить в книгу « Золотых правил»?
(Воспитатель демонстрирует детям «книгу»).
Дети: Да! Поможем, Матушка-природа.
2 этап - основной
Воспитатель: А еще Матушка-природа прислала нам видеописьмо. Посмотрим его?
Подводит детей к экрану (дети стоят полукругом) и показывает слайды с красивыми видами природы: лес, поле, луг, море, река.
Вдруг появляется картинка: речной пляж, заваленный мусором, грязный водоем.
Воспитатель: Ой, откуда здесь появились эти ужасные картинки? Кто это так намусорил? Ребята, вы случайно не знаете, кто это так испортил берег реки, загрязнил воду? Может, рыбы разыгрались, воду замутили, мусор на берег выбросили?
Ответы детей: Нет, это сделали люди.
Воспитатель: Что же делать с мусором на речном пляже? Может в реку его бросить?
Дети: Нельзя мусор бросать в воду. Вода станет грязной, мутной, будет плохо пахнуть. Ее нельзя будет пить. В ней нельзя будет купаться.
Эксперимент: сравнение чистой и грязной воды.
(Столик, поднос, 2 банки по 750 гр. с чистой водой, фонарик, обрывки бумаги, остатки испорченной пищи, акварельные краски с кисточкой, салфетка для кисточки, деревянная ложка, накрытые тканевой салфеткой)
Воспитатель: Хорошо. Но это можно проверить, все ли это так, как вы рассказываете. У нас 2 банки: одна с чистой водой, другая пустая (по 750 гр.).
4 стакана с чистой водой, кисточки, акварельные краски, тарелочки (одноразовые) с консервами, 4 кусочка хлеба, кусочки газеты; 4 чайных ложки / вилки (одноразовые).
Может нам разделиться на группы из двух человек, чтобы удобнее и быстрее работать? В одной из банок вы сейчас сделаете воду грязной из того, что у нас есть на столе. В другой банке вы оставите воду чистой.
Воспитатель: наша задача: выяснить признаки грязной воды. Пригодна ли она для питья? Смогут ли в ней расти растения и речные обитатели?
Чтобы решить поставленные задачи, что нужно сделать с водой в стаканах? Кто догадался? (Сделать воду грязной).
Работа детей по загрязнению воды.
Воспитатель: Какой стала вода во второй банке?
- Что происходит с мусором в воде?
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоемов?
- А как вы думаете, смогут ли в такой воде расти водоросли – водные растения?
Воспитатель берет фонарик и показывает, как пропускает свет грязная вода с мусором, и как проходит свет через чистую воду:
- Чего же не хватает в такой грязной воде растениям, рыбам?
Дети: Не хватает света.
Воспитатель (предлагает детям понюхать воду в банках):
- Как пахнет вода, в которой находится мусор?
Дети: Плохо пахнет. Там плохой доступ чистого воздуха.
Воспитатель: Вы хотели бы искупаться в такой воде?
Дети: Нет, в такой воде купаться нельзя. Можно заболеть.
Воспитатель: Что же нужно сделать, если мы заметим в воде мусор?
Дети: Нужно вытащить его из воды.
Воспитатель: Воду в реках, больших озерах очищают специальные очистные станции с насосами и фильтрами. Эти очистительные станции строят люди.
(Слайд очистительного сооружения).
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не смогут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем нужна только чистая вода!
Находят правила - иллюстрацию (приложение 1, приложение 2 ) под экраном:
- «Воду вы не загрязняйте, в нее мусор не бросайте!"
- «Если чистый водоем хорошо купаться в нем!»
Все плакаты - правила воспитатель прикрепляет на магнитный мольберт и просит детей их запомнить.
Воспитатель: Золотые правила поведения в природе - это непросто картинки. Это природоохранные знаки, их нужно уметь читать – расшифровывать. Рисунки – это символы на знаке, которые рассказывают нам, что можно делать, а чего делать нельзя! Природоохранные знаки не любят много изображений. Они должны быть понятны и просты. Их обязательно нужно запомнить!
На экране появляются несколько красивых видов с изображением леса, а затем лесная опушка с мусором.
Воспитатель: Неужели тут похозяйничали дикие звери? Кто это так намусорил в лесу?
Дети: И здесь побывали люди.
Воспитатель обращает внимание детей на полянку, которая замусорена (на модели поляны, сшитой из ткани, разбросан мусор природный, бумажный, пищевые отходы, пластиковые упаковки, металлические банки).
Дети находят около поляны картинку с правилом (приложение 3, 4)
- " Люди, мусор не бросайте, жизнь растений уважайте!"
- "Мусор не бросайте всюду просто так - есть всегда для мусора специальный бак!»
Воспитатель: что нужно сделать. Чтобы нам с вами отдохнуть на полянке?
Дети: Убрать мусор!
Игровое правило: собрать мусор, который опасен для природы, который не гниет.
Перед тем, как начать работу, необходимо запомнить еще одно правило:
"Мусор руками не следует брать, нужно перчатки всегда надевать! А если перчаток с собою нет, наденьте на руку целлофановый пакет".
Воспитатель раздает детям перчатки или пакеты (8 шт.), целлофановые «мусорные» мешки (по 1 мешку на 2-х человек – 4 мусорных мешка).
После уборки мусора воспитатель спрашивает:
- Какой мусор вы собрали в мусорные мешки? Почему он опасен для природы?
(Стеклянный, металлический, пластиковый, резиновый, Потому что он не гниет, не разлагается, а остается. Он опасен для природы).
- Какой мусор не стали собирать? Почему?
(Пищевой и природный мусор. Пищевой мусор может послужить пищей для животных.
Природный мусор разлагается, становится частью почвы. Его поедают черви, бактерии. Он гниет, разлагается).
- А что же делать с природным мусором?
Дети выдвигают различные предположения. Воспитатель подводит детей к выводу, что оставшийся мусор (природный) нужно закопать его в почву.
Тогда воспитатель просит детей с помощью игрушечных лопаток и грабель собрать этот мусор, свернуть модель поляны и сделать из нее комок, похожий на кучу земли.
Когда дети начинают сворачивать полянку, под ней обнаруживают еще 2 правила-иллюстрации (приложение 5, 6)
- "Мусор на земле не оставляйте, все что может сгнить - вы в землю закопайте".
- "Не обижайте червяка, его польза велика он мусор разный поедает, и природу очищает".
Воспитатель подводит детей к выводу:
1. Поедаются живыми организмами, от них ничего не остается – это … пищевые отходы.
2.Разлагается, гниет, его поедают бактерии и дождевые черви. Он становится слоем почвы в лесу. Его можно собрать и закопать – это … природный мусор.
3. Не разлагается, не гниет, остается на земле, на дне водоема. Этот мусор опасен для Матушки-природы. Его нужно собирать. Выбрасывать такой мусор, где попало нельзя – это … резиновые, стеклянные, пластиковые изделия.
Воспитатель: Запомните, пожалуйста, эти правила поведения в природе. Показывает знаки на магнитной доске. Дети рассказывают, что обозначает данные плакаты.
Релаксация (запись «Голоса природы»):
Ребята, давайте присядем на чистую полянку, отдохнем. Закройте глаза, послушайте, как щебечут птицы, как ласковые теплые лучи солнышка согревают вас, как нежно гладит ваши лица и волосы теплый ветерок. Хорошо! Вдохните полной грудью свежий воздух. Выдохните. Откройте глаза.
3 этап - заключительный, итоговый
Воспитатель: Посмотрите, я нашла на полянке трубочки для коктейля и решила их не выбрасывать в мусорный мешок.
Часто люди, не задумываясь, засоряют окружающую среду вокруг себя. А ведь многим предметам, которые выбрасываются можно дать вторую жизнь. Как это можно сделать?
Дети: Из упаковок, трубочек, пластиковых банок и бутылочек можно сделать поделку, украшение, чтобы украсить ими свою комнату или подарить кому-нибудь.
Слайды поделок из природного материала.
Воспитатель: Я хочу подарить вам на память о нашей сегодняшней встрече браслеты из этих трубочек. А дома вы можете вместе с мамами сделать похожие поделки из ненужных вещей. А еще книга с золотыми правилами поведения в природе останется в вашей группе и вы сможете дополнять ее своими рисунками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая сказка "Наказ Матушки Природы"
Наглядный материал для детей старшего дошкольного возраста...
Сборник экологических сказок. " В гостях у Матушки природы"
Данный сборник предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В нем представлены экологические сказки собственного сочинения, направленные на расширение знаний детей об окружающем мире и воспит...
Экологическая викторина "Здравствуй, матушка природа!"
Познавательное развлечение на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста....
Экологический проект «Любите матушку-природу»
Общение малышей с природой....
Экологический праздник «В гостях у матушки – природы!»
Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.Задачи:- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;- способствовать развитию интереса к ...
Экологическое пособие "Матушка-Природа"
ФИО педагога: Орлова Сауле ГаллиновнаМДОУ «Детский сад № 168»Номинация конкурса: Методическое пособиеНазвание «Матушка -Природа»Цель: формирование умения правильно вести себя в...
Экологическое развлечение: "В гостях у Матушки природы"
Цель.Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней. Задачи.1. Сформировать у детей представления о неразрывной связи челов...