Занятие по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель данного занятия, дать детям элементарные представления об источниках загрязнения, воспитывать бережное отношение к природе, закрепить умение детей устанавливать цепочки питания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: 1. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения
- Воспитать бережное отношение к природе.
- Провести опыты по выявлению загрязнения природы.
- Закрепить умение детей устанавливать цепочки питания.
Оборудование и материалы:
два прозрачных контейнера, губка(натуральная), песок, вода, лейка,
стекло 10-10, чернила, ложки, кукла-Баба-Яга, маски птиц, картинки – цепочки питания.
Ход занятия.
Вос-ль: - Проходите, ребята! Поприветствуйте гостей.
Дети: - Доброе утро!
(раздаётся шум, слышен кашель, появляется Баба – Яга)
Б.-Яга: - Здравствуйте, детишки! Апчхи! Апчхи!
Вос-ль: - Садитесь, ребята! Я что-то волнуюсь за Бабу-Ягу, очень уж она
бледна! По-моему, она заболела, а я, то думала, что она никогда не
болеет.
Вос-ль: - Баба-Яга, что с вами приключилось?
Б.-Яга: - Сейчас расскажу. Как вы знаете, я часто летаю в ступе, до сих пор воздух был чистый и я чувствовала себя хорошо, а от грязного воздуха я чихаю и кашляю.
Вос-ль: - Но где же вы дышали грязным воздухом?
Б.-Яга: - Ну, слушайте! Летела я, летела, вдруг стала моя ступа барахлить. Пришлось мне приземлиться на стоянке у автомастерской, думаю, здесь мне помогут! И в правду помогли, починили, но пока я ждала, машины ездили туда-сюда, дым выпускали. Апчхи! Апчхи! Дышать совсем не возможно стало. Эти машины не то, что моя ступа, она у меня экологически чистая, воздух не загрязняет.
Вос-ль: - Это правда! Во многих странах автомобиль превратился в злейшего врага природы, да и самого человека. Он выбрасывает в атмосферу вредные вещества.
Б.-Яга: - Да, да! Вот посмотрите, каким грязным стал мой носовой платок. (Б.-Яга демонстрирует платок) Но на этом мои злоключения не закончились. Увидела я вдали лесок, думаю, там хоть чистым воздухом подышу, полетела я туда, а на моём пути появились большие трубы, а из них шёл чёрный дым.
Вос-ль: - Ребята, как вы думаете, что это были за трубы?
(ответы детей)
Б.-Яга: - Правильно! Это были трубы заводов, котельных. И когда ветер подул в мою сторону, я снова оказалась в дыму, только в дыму котельных, но от этого мне не стало легче. Я даже стихи сочинила, послушайте:
Я по воздуху летела,
И ступа моя гудела,
Вдруг труба, над нею дым,
Оказалась я над ним.
Заблудилась я в дыму,
Что со мною не пойму!
Долго кашляла, чихала,
Даже видеть перестала!
Здесь ответ любому ясен:
- Грязный воздух нам опасен!
Не летайте над трубой,
Вы рискуете собой!
Вос-ль: - А знаете, ребята, что любое пламя, то есть дым от пламени загрязняет воздух.
ОПЫТ № 1.
Вос-ль: - Давайте проведём небольшой опыт. Возьмём свечу и зажжем её. Что вы видите?
Дети: - Горит пламя.
Вос-ль: - Может ли оно загрязнить воздух? Ведь мы с вами ничего не видим кроме пламени, давайте подержим над пламенем стекло. Обратите внимание, на стекле появилось тёмное пятно – это копоть, продукт сгорания свечи.
Вос-ль: - Представляете, эта копоть попадает в воздух и загрязняет его. Видите, маленькая свеча и та загрязняет воздух, а что говорить о больших трубах!
Вос-ль: - Ребята, где в нашем городке вы видели такие трубы?
Дети: -
Вос-ль: - Но вы не огорчайтесь! Для того чтобы мы как можно меньше вдыхали грязный воздух, деревья и растения выполняют роль зелёных пылесосов, они вместо грязного воздуха дают нам чистый. Но если на листьях осядет много пыли и копоти, то растения не смогут в большом количестве вырабатывать чистый воздух.
Вос-ль: - Как вы думаете, что будет, если няня не будет ежедневно мыть пол, протирать пыль, а мы с вами мыть листья цветов?
(дети высказывают свои предположения).
ОПЫТ№2. Вос-ль: - Посмотрите, у меня в руках баллончик – это лак для волос, он есть у ваших мам. Давайте обрызгаем им лист от цветка. Что с ним произошло? Потрогайте его.
Дети: - Стал липким.
Вос-ль: - Да, он стал липким и сильнее теперь притягивает пыль, а значит что произойдёт?
Дети: - Растения прекратят выделять свежий воздух.
ВЫВОД.
Вос-ль: - Обыкновенный лак для волос приносит вред. А сколько всяких аэрозолей на нашей планете, вот и получается, что надо как можно меньше пользоваться аэрозолями.
- Давайте пообещаем Бабе – Яге, что как только вы станете взрослыми, то придумаете, как помочь нашей планете, чтобы всегда был чистым воздух.
Б.-Яга: - Ну, вот, спасибо! Ладно, заболталась я с вами. А у меня ведь избушка без присмотру осталась. Полечу уж я! До свидания, дети!
Дети: - До свидания, Баба – Яга!
Вос-ль: - Ребята, а вы знаете, что ведь не только воздух загрязнён, еще страдает от нерадивого хозяйствования людей и почва, и реки, и моря и даже океаны.
Вос-ль: - Я могу вам это сейчас доказать. Вы удостоверитесь что: загрязняя почву, мы наносим вред обитателям рек, озёр, морей.
ОПЫТ № 3.
Вос-ль: - Возьмём контейнер, насыпаем в него песок, сверху положи губку – это слой почвы. Контейнер можно поставить под наклоном, ведь земля не везде ровная. Представим, что, какое – то вредное вещество попало на почву (капнуть чернила).
Вос-ль: - Какие вредные вещества вы знаете?
Дети: - Бензин, краска, лак, ртуть и многое другое.
Вос-ль: - Вы видели, где – нибудь, чтобы вредные вещества попадали на почву?
(дети приводят примеры попадания в почву вредных веществ).
Вос-ль: - Правильно! Кажется, они лежат и ни кому не мешают. Но вот пошёл дождь! (воспитатель поливает из лейки на губку).
Вос-ль: - Что происходит!
Дети: - Грязная вода пошла глубже в почву.
Вос-ль: - Исчезло ли вредное вещество?
Дети: - Нет.
Вос-ль: - Если оно не исчезло, то куда оно делось?
(дети высказывают свои предположения).
Вос-ль: - Посмотрите, по желобку в пустую чашку, стекает грязная вода. Как вы думаете, а в природе, куда она попадает?
Дети: - В реки, озёра, моря, океаны.
ВЫВОД.
Вос-ль: - Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. А мы с вами пьем эту воду, купаемся в речках и озерах.
ДОЛЖНО ПРОЙТИ ОЧЕНЬ МНОГО ЛЕТ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОДА СНОВА СТАЛА ЧИСТОЙ!
( слышен крик птиц, появляются – чайка, гагара, утка.)
Чайка: - Я белая чайка,
Я гибну, дети, спасите!
Крылья мои загрязнились,
Масляной пленкой покрылись.
Утка: - А я серая утка!
Я тоже гибну, спасите!
Всем птицам вы помогите!
Перышки мои слиплись
И тоже пленкой покрылись!
Гагара: - Я – птица гагара, спасите!
Беду от меня отведите!
Взлететь не могу,
А если взлечу, упаду!
И к хищнику в лапы я попаду!
Птицы: - Мы – водоплавающие птицы!
Мы помощи просим!
Вода в море загрязнилась
И нефтяной пленкой покрылась!
Вос-ль: - Ребята, от чего гибнут птицы? Почему они помощи просят?
Дети: - На воде нефтяная пленка.
Вос-ль: - Правильно! Давайте проведем с вами еще один опыт и удостоверимся в том, что нефтяная пленка действует на птиц губительно.
ОПЫТ № 4.
Вос-ль: - Встаньте, ребята, подойдите к столу и возьмите по одному перу, подбросьте его. Как летит перо?
Дети: - Легко, плавно, медленно кружась.
Вос-ль: - А сейчас обмокните его в масло, которое заменит нам нефть. Подбросьте перо снова. Скажите, есть ли разница в том в том как оно летело сначала и сейчас?
Дети: - Да! Сейчас оно быстро падает в низ.
Вос-ль: - Садитесь, ребята. Почему же произошла такая разница в полете пера? Ведь это одно и то же перо?
Дети: - Мы его обмакнули в масло!
Вос-ль: - Да, вы правы! Дело в том, что строение перьев позволяет птицам летать, отталкивая крыльями, воздух в низ, а сами птицы при этом поднимаются вверх.
( раздать по большому перу ) Рассмотрите перо, видите как скреплены между собой волосинки. Когда водоплавающие птицы садятся на воду, покрытую нефтью, то их перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность « отталкивать » воздух, а значит, птица не может взлететь, и становится легкой добычей для хищников. И к тому же еще перья теряют способность отталкивать воду, перья намокают, птица становится тяжелой и тогда она может утонуть. Но это не одно последствие встречи птицы с нефтью, еще она гибнет от холода, так как перья уже не согревают. От нефти погибают не только птицы, но и обитатели морей и океанов.
ОПЫТ № 5.
Вос-ль: - Давайте представим, что вот этот контейнер – море, здесь потерпел крушение танкер, который перевозил нефть, она разлилась по поверхности воды и закрыла море плотной пленкой.
Вос-ль: - Возьмите каждый по одному кусочку полиэтиленовой пленки, попробуйте через нее вдохнуть воздух. Что получилось?
Дети: - Не получается вдохнуть, пленка мешает.
Вос-ль: - Вот так же нефтяная пленка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели морей.
СОСТАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧЕК ПИТАНИЯ.
Вос-ль: - Ребята, перед вами лежат картинки, давайте из них составим цепочки питания.
( лежат: водоросли, рачки, мелкие рыбки, большие рыбки, птица – пеликан, тюлень, медведь. )
( дети на фланелеграфе выстраивают цепочки питания )
Вос-ль: - А теперь представьте, что из-за разлива липкой, ядовитой, черной массы, исчезли водоросли.
Вос-ль: - Что произойдет с нашими цепочками питания?
Дети: - Они нарушатся.
Вос-ль: - Получается, что если будут заражены хотя бы только водоросли, то вся цепочка разрушается, все гибнут: одни от отравления, другие от голода.
ВЫВОД.
Вос-ль: - Из-за разлива нефти загрязняются берега, погибает большое количество птиц, животных, огромное количество рыб и мелких рачков. Некоторые животные погибают от того, что пытались очистить свой мех – они просто отравились. У птиц перестали выводиться птенцы потому, что яд просочился сквозь скорлупу яиц. Вот какие последствия бывают из-за нерадивых людей.
Вос-ль: - Но давайте вернемся к нашему опыту, подумайте, детки, как можно убрать эту нефтяную пленку?
( дети предлагают разные варианты )
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Вос-ль: - Ребята, вы всю «нефть» убрали?
Дети: - Нет.
Вос-ль: - Сколько вас работало над этим контейнером?
( дети указывают количество человек )
Вос-ль: - Быстро ли вы удалили «нефть»?
Дети: - Нет.
Вос-ль: - Как вы думаете, сколько понадобится времени, чтобы очистить речку, море, океан? Ведь они во много раз больше нашего контейнера! И смогут ли рыбы так долго обходиться без воздуха?
Дети: - Нет.
Вос-ль: - Чтобы очистить море от нефти понадобится не один день, большое количество специальной техники и людей.
Вос-ль: - Но время длится долго и в итоге погибнет еще больше рыб, птиц, животных.
ВЫВОД.
Вос-ль: - Значит, получается, что разливы нефти и других нефтяных продуктов представляют серьезную опасность для природы.
ИГРА « ЧЕТЫРЕ СТИХИИ »
Вос-ль: - Давайте поиграем в игру «Четыре стихии», какие вы знаете стихии?
Дети: Земля, огонь, вода, воздух. ( идет игра)
Вос-ль: Молодцы, отлично знаете стихии! Садитесь.
( выходят дети и читают стихотворения)
1 –й чтец: - Мы вырастим большими,
Планету защитим.
Экологами станем,
Проблемы все решим.
2 – й чтец: - И воздух мы очистим,
Как только подрастем!
Поля опять засеем,
Уж выход- то найдем!
3 – й чтец: - И заживет на славу,
В России детвора!
Раз мы придем на смену,
Пускай цветет земля!
Вос-ль: - Скажите, ребята, вы согласны с этими словами?
Дети: - да!
Вос –ль: - Что вам особенно понравилось из нашего занятия?
( дети высказывают свои впечатления)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Занятие по экологии « Экология –это жизнь».
: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»
Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...
Конспект интегрированного занятия по экологии «Мы - юные экологи».
Для детей подготовительной группы...
Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»
Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем заботу о флоре и фау...
Комментарии
Спасибо за идею. Очень
Спасибо за идею. Очень полезный материал!