Занятие по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Иванова Мария Николаевна

 

Цель данного занятия, дать детям элементарные представления об источниках загрязнения, воспитывать бережное отношение к природе, закрепить умение детей устанавливать цепочки питания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 1. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения

  1. Воспитать бережное отношение к природе.
  2. Провести опыты по выявлению загрязнения природы.
  3. Закрепить умение детей устанавливать цепочки питания.

Оборудование и материалы:

два прозрачных контейнера, губка(натуральная), песок, вода, лейка,      

 стекло 10-10, чернила, ложки, кукла-Баба-Яга, маски птиц, картинки – цепочки питания.                                                                                      

Ход занятия.

Вос-ль: - Проходите, ребята! Поприветствуйте гостей.

Дети:    -  Доброе утро!

         (раздаётся шум, слышен кашель, появляется Баба – Яга)

Б.-Яга:  -  Здравствуйте, детишки! Апчхи! Апчхи!

Вос-ль: -   Садитесь, ребята! Я что-то волнуюсь за Бабу-Ягу, очень уж она                        

                  бледна! По-моему, она заболела, а я, то думала, что она никогда не  

                  болеет.

Вос-ль: -    Баба-Яга, что с вами приключилось?

Б.-Яга:  -    Сейчас расскажу. Как вы знаете, я часто летаю в ступе, до сих пор воздух был чистый и я чувствовала себя хорошо, а от грязного воздуха я чихаю и кашляю.

Вос-ль: -    Но где же вы дышали грязным воздухом?

Б.-Яга:  -    Ну, слушайте! Летела я, летела, вдруг стала моя ступа барахлить. Пришлось мне приземлиться на стоянке у автомастерской, думаю, здесь мне помогут! И в правду помогли, починили, но пока я ждала, машины ездили туда-сюда, дым выпускали. Апчхи! Апчхи! Дышать совсем не возможно стало. Эти машины не то, что моя ступа, она у меня экологически чистая, воздух не загрязняет.

Вос-ль: -    Это правда! Во многих странах автомобиль превратился в злейшего врага природы, да и самого человека. Он выбрасывает в атмосферу вредные вещества.

Б.-Яга:  -    Да, да! Вот посмотрите, каким грязным стал мой носовой платок. (Б.-Яга демонстрирует платок) Но на этом мои злоключения не закончились. Увидела я вдали лесок, думаю, там хоть чистым воздухом подышу, полетела я туда, а на моём пути появились большие трубы, а из них шёл чёрный дым.   

Вос-ль: -    Ребята, как вы думаете, что это были за трубы?

     (ответы детей)

Б.-Яга:  -    Правильно! Это были трубы заводов, котельных. И когда ветер подул в мою сторону, я снова оказалась в дыму, только в дыму котельных, но от этого мне не стало легче. Я даже стихи сочинила, послушайте:

                      Я по воздуху летела,

                                                И ступа моя гудела,

        Вдруг труба, над нею дым,

                                                Оказалась я над ним.

Заблудилась я в дыму,

Что со мною не пойму!

 Долго кашляла, чихала,

Даже видеть перестала!

  Здесь ответ любому ясен:

          - Грязный воздух нам опасен!

Не летайте над трубой,

                                              Вы рискуете собой!

Вос-ль: -  А знаете, ребята, что любое пламя, то есть дым от пламени загрязняет воздух.

ОПЫТ № 1.

Вос-ль: -  Давайте проведём небольшой опыт. Возьмём свечу и зажжем её. Что вы видите?

Дети:    -  Горит пламя.

Вос-ль: -  Может ли оно загрязнить воздух? Ведь мы с вами ничего не видим кроме пламени, давайте подержим над пламенем стекло. Обратите внимание, на стекле появилось тёмное пятно – это копоть, продукт сгорания свечи.

Вос-ль: -  Представляете, эта копоть попадает в воздух и загрязняет его. Видите, маленькая свеча и та загрязняет воздух, а что говорить о больших трубах!

Вос-ль: -  Ребята, где в нашем городке вы видели такие трубы?

Дети:    -  

Вос-ль: -  Но вы не огорчайтесь! Для того чтобы мы как можно меньше вдыхали грязный воздух, деревья и растения выполняют роль зелёных пылесосов, они вместо грязного воздуха дают нам чистый. Но если на листьях осядет много пыли и копоти, то растения не смогут в большом количестве вырабатывать чистый воздух.

Вос-ль: -  Как вы думаете, что будет, если няня не будет ежедневно мыть пол, протирать пыль, а мы с вами мыть листья цветов?

      (дети высказывают свои предположения).

                                                            ОПЫТ№2.                                                                                                                      Вос-ль: -   Посмотрите, у меня в руках баллончик – это лак для волос, он есть у ваших мам. Давайте обрызгаем им лист от цветка. Что с ним произошло? Потрогайте его.

Дети:    -  Стал липким.

Вос-ль: -   Да, он стал липким и сильнее теперь притягивает пыль, а значит что произойдёт?

Дети:    -  Растения прекратят выделять свежий воздух.

ВЫВОД.

Вос-ль: -   Обыкновенный лак для волос приносит вред. А сколько всяких аэрозолей на нашей планете, вот и получается, что надо как можно меньше пользоваться аэрозолями.

- Давайте пообещаем Бабе – Яге, что как только вы станете взрослыми, то придумаете, как помочь нашей планете, чтобы всегда был чистым воздух.

Б.-Яга:  -    Ну, вот, спасибо! Ладно, заболталась я с вами. А у меня ведь избушка без присмотру осталась. Полечу уж я! До свидания, дети!

Дети:    -  До свидания, Баба – Яга!

Вос-ль: -   Ребята, а вы знаете, что ведь не только воздух загрязнён, еще страдает от нерадивого хозяйствования людей и почва, и реки, и моря и даже океаны.

Вос-ль: -   Я могу вам это сейчас доказать. Вы удостоверитесь что: загрязняя почву, мы наносим вред обитателям рек, озёр, морей.

                                                            ОПЫТ № 3.  

Вос-ль: -   Возьмём контейнер, насыпаем в него песок, сверху положи губку – это слой почвы. Контейнер можно поставить под наклоном, ведь земля не везде ровная. Представим, что, какое – то вредное вещество попало на почву (капнуть чернила).

Вос-ль: -   Какие вредные вещества вы знаете?

Дети:    -    Бензин, краска, лак, ртуть и многое другое.

Вос-ль: -     Вы видели, где – нибудь, чтобы вредные вещества попадали на почву?

      (дети приводят примеры попадания в почву вредных веществ).

Вос-ль: -     Правильно! Кажется, они лежат и ни кому не мешают. Но вот пошёл дождь! (воспитатель поливает из лейки на губку).

Вос-ль: -   Что происходит!

Дети:    -    Грязная вода пошла глубже в почву.

Вос-ль: -    Исчезло ли вредное вещество?

Дети:    -    Нет.

Вос-ль: -    Если оно не исчезло, то куда оно делось?

  (дети высказывают свои предположения).

Вос-ль: -    Посмотрите, по желобку в пустую чашку, стекает грязная вода. Как вы думаете, а в природе, куда она попадает?

Дети:    -    В реки, озёра, моря, океаны.

ВЫВОД.

Вос-ль: -   Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. А мы с вами пьем эту воду, купаемся в речках и озерах.

ДОЛЖНО ПРОЙТИ ОЧЕНЬ МНОГО ЛЕТ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОДА СНОВА   СТАЛА ЧИСТОЙ!

   ( слышен крик птиц, появляются – чайка, гагара, утка.)

Чайка:   -      Я белая чайка,

                      Я гибну, дети, спасите!

                      Крылья мои загрязнились,

                      Масляной пленкой покрылись.

 Утка:   -       А я серая утка!

                      Я тоже гибну, спасите!

                      Всем птицам вы помогите!                                                                              

                      Перышки мои слиплись

                      И тоже пленкой покрылись!

Гагара:   -     Я – птица гагара, спасите!

                      Беду от меня отведите!

                      Взлететь не могу,

                      А если взлечу, упаду!

                      И к хищнику в лапы я попаду!

Птицы:   -     Мы – водоплавающие птицы!

                       Мы помощи просим!

                       Вода в море загрязнилась

                       И нефтяной пленкой покрылась!

Вос-ль: -   Ребята, от чего гибнут птицы? Почему они помощи просят?

Дети:    -    На воде нефтяная пленка.

Вос-ль: -   Правильно! Давайте проведем с вами еще один опыт и удостоверимся в том, что нефтяная пленка действует на птиц губительно.

ОПЫТ № 4.

Вос-ль: -   Встаньте, ребята, подойдите к столу и возьмите по одному перу, подбросьте его. Как летит перо?

Дети:    -    Легко, плавно, медленно кружась.

Вос-ль: -   А сейчас обмокните его в масло, которое заменит нам нефть. Подбросьте перо снова. Скажите, есть ли разница в том в том как оно летело сначала и сейчас?

Дети:    -   Да! Сейчас оно быстро падает в низ.

Вос-ль: -   Садитесь, ребята. Почему же произошла такая разница в полете пера? Ведь это одно и то же перо?

Дети:    -   Мы его обмакнули в масло!

Вос-ль: -   Да, вы правы! Дело в том, что строение перьев позволяет птицам летать, отталкивая крыльями, воздух в низ, а сами птицы при этом поднимаются  вверх.

 ( раздать по большому перу ) Рассмотрите перо, видите как скреплены между собой волосинки. Когда водоплавающие птицы садятся на воду, покрытую нефтью, то их перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность « отталкивать » воздух, а значит, птица не может взлететь, и становится легкой добычей для хищников. И к тому же еще перья теряют способность отталкивать воду, перья намокают, птица становится тяжелой и тогда она может утонуть. Но это не одно последствие встречи птицы с нефтью, еще она гибнет от холода, так как перья уже не согревают. От нефти погибают не только птицы, но и обитатели морей и океанов.

ОПЫТ № 5.

Вос-ль: -   Давайте представим, что вот этот контейнер – море, здесь потерпел крушение танкер, который перевозил нефть, она разлилась по поверхности воды и закрыла море плотной пленкой.

Вос-ль: -   Возьмите каждый по одному кусочку полиэтиленовой пленки, попробуйте через нее вдохнуть воздух. Что получилось?

Дети:    -   Не получается вдохнуть, пленка мешает.

Вос-ль: -   Вот так же нефтяная пленка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели морей.

СОСТАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧЕК ПИТАНИЯ.

Вос-ль: -   Ребята, перед вами лежат картинки, давайте из них составим цепочки питания.

( лежат: водоросли, рачки, мелкие рыбки, большие рыбки, птица – пеликан, тюлень, медведь. )

 ( дети на фланелеграфе выстраивают цепочки питания )

Вос-ль: -    А теперь представьте, что из-за разлива липкой, ядовитой, черной массы, исчезли водоросли.

Вос-ль: -    Что произойдет с нашими цепочками питания?

Дети:    -     Они нарушатся.

Вос-ль: -     Получается, что если будут заражены хотя бы только водоросли, то вся цепочка разрушается, все гибнут: одни от отравления, другие от голода.

ВЫВОД.

Вос-ль: -     Из-за разлива нефти загрязняются берега, погибает большое количество птиц, животных, огромное количество рыб и мелких рачков. Некоторые животные погибают от того, что пытались очистить свой мех – они просто отравились. У птиц перестали выводиться птенцы потому, что яд просочился сквозь скорлупу яиц. Вот какие последствия бывают из-за нерадивых людей.

Вос-ль: -     Но давайте вернемся к нашему опыту, подумайте, детки, как можно убрать эту нефтяную пленку?

 ( дети предлагают разные варианты )

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Вос-ль: -     Ребята, вы всю «нефть» убрали?

Дети:    -     Нет.

Вос-ль: -     Сколько вас работало над этим контейнером?

   ( дети указывают количество человек )

Вос-ль: -    Быстро ли вы удалили «нефть»?

Дети:    -     Нет.

Вос-ль: -    Как вы думаете, сколько понадобится времени, чтобы очистить речку, море, океан? Ведь они во много раз больше нашего контейнера! И смогут ли рыбы так долго обходиться без воздуха?

Дети:    -     Нет.

Вос-ль: -    Чтобы очистить море от нефти понадобится не один день, большое количество специальной техники и людей.

Вос-ль: -    Но время длится долго и в итоге погибнет еще больше рыб, птиц, животных.

ВЫВОД.

Вос-ль: -    Значит, получается, что разливы нефти и других нефтяных продуктов представляют серьезную опасность для природы.

ИГРА « ЧЕТЫРЕ СТИХИИ »

Вос-ль: -    Давайте поиграем в игру «Четыре стихии», какие вы знаете стихии?

Дети: Земля, огонь, вода, воздух. ( идет игра)

Вос-ль: Молодцы, отлично знаете стихии! Садитесь.

        ( выходят дети и читают стихотворения)

1 –й чтец: - Мы вырастим большими,

                    Планету защитим.

                    Экологами станем,

                   Проблемы все решим.

2 – й чтец: - И воздух мы очистим,

                     Как только подрастем!

                     Поля опять засеем,

                     Уж выход- то найдем!

3 – й чтец: -  И заживет на славу,

                      В России детвора!

                      Раз мы придем на смену,

                      Пускай цветет земля!

Вос-ль: - Скажите, ребята, вы согласны с этими словами?

Дети: - да!

Вос –ль: - Что вам особенно понравилось из нашего занятия?

   ( дети высказывают свои впечатления)

     

             

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Занятие по экологии « Экология –это жизнь».

: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»

Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...

Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»

Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем  заботу о флоре и фау...


 

Комментарии

Скрипка Вера Петровна

Спасибо за идею. Очень полезный материал!