Открытое занятие «КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шмунк Людмила Николаевна

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, как результату труда, уважение к людям труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_khleb_na_stol_prishel.odt17.2 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                                  Открытое занятие

                  «КАК ХЛЕБ НА СТОЛ            

                           ПРИШЕЛ»

                                                 Старшая  группа

                                       Воспитатель Шмунк Л.Н.

            МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида  «Ёлочка»

                                     г. Томмот, мкр. Алексеевск

Программное содержание:

  1. Формировать представления детей о процессе выращивания и изготовления хлеба, как хлеб пришел к нам на стол.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов, развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.
  3. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, как результату труда, уважение к людям труда.
  4. Развивать исследовательские умения. Учить детей умению видеть результаты в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать для чего он нужен.

Интеграция образовательных областей.

Познание - систематизация знаний о свойствах земли, семян, об условиях, необходимых для роста и развития растений; формирование знаний о процессе выращивания и приготовления хлеба.

Чтение художественной литературы  –  стихи, пословицы о хлебе.

Социализация - взаимодействие детей с персонажем; совместное выполнение трудовых действий.

Коммуникация - умение вести диалог; отстаивать свою точку зрения.

Труд – обработка земли в экспериментальных лотках; понимание значимости труда хлеборобов; изготовление теста -  из теста калачей.

Безопасность – соблюдение правил безопасности при работе с трудовым инвентарем.

Здоровье – соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами; систематизация знаний о пользе хлеба.  

Художественное творчество – лепка из теста калачей.

 Музыка – пластичность, выразительность движений в игре релаксации «Зернышко» под музыку.

Словарная работа :

Хлеборобы, пшеничная, комбайн, мукомольня, пашня, посев, плуг, жатва, пекарня.

Оборудование:

Картины: «Посевная», «Уборка урожая», «Мукомольный завод», «Пекарня», «Хлебобулочный магазин», колосья пшеницы, мука, зерно, камни, лупа, мини-мукомольня, тесто.

Предварительная работа:

Посев зерен пшеницы — наблюдение за ростом, уход.

Чтение рассказа Я. Тайца «Я здесь» о хлебе, стихов, пословиц.

Ход занятия:

(В гости к детям приходит Колобок и приносит корзину с сюрпризом, у него в корзине хлеб — белый и серый, колосок пшеницы).

Колобок: Здравствуйте ребята, вы узнали меня, да я Колобок, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и к вам в гости пришел, но не просто пришел, а с загадкой и сюрпризом. Отгадайте загадку и узнаете что лежит в корзине.

                        Отгадай легко и быстро :

                        Мягкий, пышный и душистый,

                        Он и черный, он и белый

                        А бывает подгорелый? (хлеб)

Колобок: Верно ребята — это хлеб. (Достает из корзины хлеб). А хотите со мной в игру поиграть?

Игра «Какой хлеб» .

Ход игры: (Дети встают в круг) Передавая друг другу Колобка дети называют прилагательное на вопрос :«Какой хлеб ?» (Душистый, черный, белый, подгорелый, ароматный, мягкий, вкусный, серый...).

Колобок: Молодцы ребята, а я еще что то принес (Достает из корзины колосок). Вы знаете, что это такое?  Правильно колосок. Только вот я ни как не могу понять как из этого колоска получается хлеб ? Может вы мне расскажите?

Воспитатель: Ребята какие пословицы вы знаете о хлебе? («В хлебе наша сила», «Хлеб — всему голова», «Хлеб — наша сила».

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте вместе с вами расскажем Колобку как выращивают колосок и как из колоска получается хлеб. Сейчас мы с вами совершим экскурсию на выставку картин.

(Дети подходят к картинам с воспитателем рассматривают их, отвечают на вопросы)

  1. Воспитатель:  
  1. Чем пашут землю ? (Трактором, плугом) .
  2. Чем убирают колосья пшеницы ? (Комбайном).
  3. Где растирают зерна на муку ? (На мукомольне).
  4. Где пекут хлеб ? (В пекарне).
  5. Куда привозят хлеб ? (В магазин).

Воспитатель: Ну, что Колобок теперь ты понял как выращивают колоски и пекут хлеб ?

Колобок . Спасибо ребята за ваш интересный рассказ. Я все понял, а скажите мне пожалуйста. люди каких профессий участвовали в выращивании хлеба?

Воспитатель: Колобок, хочешь с нами поиграть? (Да!) Игра называется «Назови профессию». Вот сейчас, Колобок, все и узнаешь.

(Дети встают в круг, предавая друг другу Колобок произносят профессии: тракторист, комбайнер, мукомол, пекарь, шофер, продавец и т.д.)

Воспитатель: Дети, всех вместе этих людей называют как? (хлеборобами)

Воспитатель:  Ребята мы с вами тоже были хлеборобами. Давайте

вспомним, как мы сеяли зерно, появились ростки, из ростков колоски. Перед вами на столе лежат карточки, разложите карточки в правильной последовательности.

(алгоритм выращивания колоска)

Колобок: (смотрит как дети выполняют задание, хвалит детей)

Воспитатель: (выполняет это задание на доске, просит обратить внимание детей и сравнить так же они выполнили, просит несколько детей рассказать как они выполнили задание).

Рассказ детей: Сначала мы взяли землю, затем зернышки пшеницы посеяли в рядки. Хорошо полили и поставили на солнышко. Через несколько дней появились ростки. Солнышко грело, мы поливали и из ростков выросли колосья.

Колобок: Какие молодцы ! Какие вы труженики!

(Воспитатель проводит с детьми игру — релаксацию «Зернышко». Звучит музыка).

Воспитатель: Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю. (дети садятся на ковер). Лежит зернышко в земле — там темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь, зернышко разбухло, лопнуло и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и потянулся к солнышку (дети встают). Качается росток на ветру, тянется к солнышку (дети раскачиваются). Прошло время росток окреп и появился колосок (дети машут руками).

Эксперимнтальная деятельность .

Воспитатетль . Ребята сейчас мы будем проводить исследование как

настоящие ученые. Садитесь за столы и попробуйте отгадать что вы сейчас будете делать.

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите по одному зернышку. Что вы можете сказать о зернышке, какое оно на ощупь?

Ответы детей: (твердое, гладкое и т.д.)

Воспитатель: А теперь рассмотрите его через лупу, что вы видите ?

Ответы детей: (серое, желтое по середине полоска и т.д.)

Воспитатель: Возьмите муку в руки, что вы можете сказать о муке какая она на ощупь?  

Ответы детей: ( мягкая, рассыпчатая, рыхлая, скрипучая и т.д.)

Воспитатель: Рассмотрите муку через лупу что вы можете еще сказать о ней?

Ответы детей: (белая, состоит из мелких крупинок)

Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами будем получать муку из зерна. Как вы думаете, чем люди в стародавние времена растирали зерно когда у них не было никакой техники.

Ответы детей: (Камнем или каким нибудь другим твердым предметом и т.д.).

Воспитатель: Давай Колобок и мы с тобой вместе попробуем растереть

зерно камнем и как это у нас получится.

(Дети растирают зерно с помощью дощечек и камней).

Воспитатель: Удобно растирать зерно камнем? (Нет) Нужно много времени и сил.

Воспитатель: А в наше время человеку помогает техника. Давайте с вами попробуем растереть зерно на муку в кофемолке.

(Дети с воспитателем засыпают зерно и растирают в кофемолке. Дети рассматривают зерна растертые камнем и в кофемолке. Сравнивают где мука получилась пышнее и мельче, когда дети растирали камнем или когда растирали в кофемолке).

Колобок: Ой. как интересно. Спасибо дети, теперь я знаю как из зерна получить муку.

Воспитатель: А вы хотите поработать пекарями? (Да) Но прежде чем мы приступим к работе приготовим с вами пальчики и поиграем в пальчиковую игру. (пальчиковая гимнастика)

                                Тесто мы месили, месили.

                                Пирожки лепили, лепили.

                                Булочки, ватрушки, калачи

                                Испекли мы все в печи.

                                Кушайте пожалуйста!

Воспитатель: Вчера вечером мы приготовили тесто, но прежде чем нам приступить к работе с тестом, что сначала делают пекари ? Правильно моют руки.

Колобок: Ребята, на столе лежат картинки с изображением продуктов. Помогите мне выбрать какие продукты нужны для приготовления теста?

(Дети выбирают картинки с изображением продуктов, которые они использовали для замеса теста: яйца, муку, маргарин, сахар).

Колобок: Спасибо большое, теперь я дедушке с бабушкой тоже буду помогать замешивать тесто.

Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим какое тесто у нас получилось ? Ответы детей: (мягкое, желтое, хорошо лепится и т.д.).        

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем печь калачи. Нужно раскатать тесто колбаской и скрепить концы. А потом выложить на противень.

(дети работают с тестом, лепят калачи и выкладывают их на противень) Воспитатель:Мальчики унесите, пожалуйста, на кухню противень с калачами и с поваром поставьте в духовой шкаф для выпекания, а девочки приведите в порядок рабочее место.

(Повар приносит испеченные калачи. Дети любуются калачами. )

Колобок: Дети, большое вам спасибо! Вы меня многому научили. Я теперь знаю как из колоска хлеб получился и буду тоже хорошим помощником бабушке и дедушке. До свидания!

(Дети приглашают всех пить чай. Во время чаепития дети читают стихотворение).

                Вот он наш калач душистый

                С хрупкой корочкой витой

                Вот он мягкий, золотистый

                Словно солнцем налитой !

                В каждый дом, на каждый стол

                Он пожаловал, пришел

                В нем здоровье наше, сила,

                В нем чудесное тепло.

                Сколько рук его растило,

                Охраняло, берегло!

                Ведь не сразу стали зерна

                Хлебом тем, что на столе,

                Люди долго и упорно

                Потрудились на земле.

                В нем земли родной соки,

                Солнца свет веселый в нем .

                Уплетай за обе щеки -

                Вырастай богатырем !

                Слава миру на земле !

                Слава хлебу на столе !

                Слава тем, кто хлеб растил,

                Не жалел трудов и сил !

                Слава им, привет от нас

                 В добрый день, счастливый час !

Интеграция образовательных областей.

Познание - систематизация знаний о свойствах земли, семян, об условиях, необходимых для роста и развития растений; формирование знаний о процессе выращивания и приготовления хлеба.

Чтение художественной литературы – использование сюжета сказки «Легкий хлеб»; стихи, пословицы о хлебе.

Социализация - взаимодействие детей с персонажем; совместное выполнение трудовых действий.

Коммуникация - умение вести диалог; отстаивать свою точку зрения.

Труд – обработка земли в экспериментальных лотках; понимание значимости труда хлеборобов; изготовление теста.

Безопасность – соблюдение правил безопасности при работе с трудовым инвентарем.

Здоровье – соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами; систематизация знаний о пользе хлеба.

Художественное творчество – лепка из теста украшений для каравая, печеньев.

Физическая культура – развитие ловкости, быстроты реакции в игре «Волк и гуси».

Музыка – пластичность, выразительность движений в хороводе «Золотое зернышко» (Муз. Ю. Чичкова; слова П. Синявского) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультурное занятие "Как хлеб на стол пришел"

интегрированное физкультурное занятие в подготовительной к школе группе...

Занятие "Как хлеб на стол пришел"

Познакомить детей с процессом приготовления хлеба...

Конспект занятия "Как хлеб на стол пришел?"

Образовательная область «Познавательное развитие»Раздел:ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы...

занятие "Как хлеб на стол пришел"

Цель: расширить и уточнить знания детей о пути прохождения зерна до конечного продукта - хлеба.         Задачи 1) обогащать знания детей о хлебе через худо...

Конспект занятия "Как хлеб на стол пришел"

Воспитание бережного отношения к хлебу.Конспект к проекту....

Конспект занятия "Как хлеб на стол пришел"

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия «Как хлеб на стол пришел»

Конспект  занятия"Как хлеб на стол пришел"...