План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Капитошка-путешественник».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Образовательная область:познание

Интеграция: социализация , коммуникация ,чтение художественной литературы.

Инновационная технология:проект ,исследовательская деятельность,презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет  «Капитошка-путешественник».

Образовательная область:познание

Интеграция: социализация , коммуникация ,чтение художественной литературы.

Инновационная технология:проект ,исследовательская деятельность,презентация .

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека.

Закрепить знания о разном состоянии воды, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

Познакомить с явлением круговорота воды в природе.

Продолжать знакомить со свойствами воды опираясь на опыты и эксперименты. Расширять кругозор, желание узнать больше.

Развивающие задачи:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности

Способствовать овладению  приемам практического взаимодействия с окружающими предметами

Развивать мыслительную активность ,умение наблюдать ,анализировать ,делать выводы

Воспитательные задачи:

Воспитвывать интерес к окружающему миру.

Речевые задачи:

 Обогащать речь прилагательными ,характеризующими свойства воды.

Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.

Пополнить активный словарный запас

Материал: Капелька (голубой воздушный шарик наполненный водой), схема круговорота в природе, иллюстрации ответов на загадки; две бутылочки с газированной водой; ширма, стаканы, стеклянная кастрюля, чашечки с водой и льдом, электрочайник, костюмы для профессоров Обучайкина и Проверяйкина.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»;
2. Проведение опытов: есть ли вкус, цвет, запах у воды;
3. Чтение «Сказка о дождике, который хотел напоить дерево».

Методические приёмы:

1. Сюрпризный момент – появление Капитошки.
2. Использование загадок, подбор картинок.
3. Чтение стихотворения.
4. Пантомима «Наша помощница – вода».
5. Рассказ и рассматривание картинок-схем о круговороте воды в природе.
6. Проведение опытов (вода не имеет формы, может находиться в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном).
7. Музыкальные вставки, голос записанный на магнитофон капли Капитошки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель:Ребята, к нам на занятия пришли гости. Они хотят увидеть, что-то интересное. Поздоровайтесь с ними.
А как, вы думаете, от куда люди узнают о том, что происходит в природе и окружающем мире?
 (Смотрят телевизор, читают газеты, слушают радио и т.д.)

Воспитатель: Правильно, ребята, но у нас в группе нет ни компьютера, ни телевизора, да и газет нет, но есть радио. Давайте его включим и послушаем. (Включается магнитофон и звучит запись)

«Дорогие радиослушатели, передаём прогноз погоды. Сегодня в нашем городе ожидается переменная облачность, дождь со снегом. Выходя на улицу не забудьте взять с собой зонты».

Воспитатель: Ребята, а вы взяли с собой зонты?

(В это время из-за двери брызгают на детей из бутылки с водой, звучит шум дождя и музыка).

Воспитатель: Ой, дождь! Настоящий, но очень кратковременный.

(Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Каплю висящую на двери, берёт её в руки).

Воспитатель:Ребята, посмотрите это капля – Капитошка! Как она к нам попала?

Голос Капли:

«Кто же я, от куда?
Где теперь мои друзья?
Где же Капли-Капитошки…
Разбежались по дорожке?

Ответы детей. Она попала к нам с дождём, её принесла туча т.д..

Воспитатель: А что такое дождь, капли? (Вода)

А вы слыхали о воде?
Говорят она везде?

1 ребёнок:

В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.

2 ребёнок:

На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
Наша спутница всегда!

3 ребёнок:

Без воды нам не умыться,
Не поесть и не напиться.
Смею, вам, я доложить
Без воды нам не прожить.

Все:

Путешествует всегда
Наша спутница – ВОДА!

Воспитатель: Да, вода великая путешественница и твои капли действительно разбежались по свету, но мы с ребятами поможем тебе их найти. Правда, ребята? А ещё нам помогут профессоры Обучайкин и Проверяйкин. Но, чтобы к ним попасть, надо выполнить задание: надо научиться говорить без помощи языка, где и как мы используем воду, как это можно? (Показать жестами).

(Показ 4-5 действий детей: стирать, купаться, плавать, готовить еду.)

Воспитатель: Молодцы, здорово справились с заданием. А теперь вперёд!

(Подходят к столу, на нём лежит книга)

Воспитатель: Куда же мы попали? Никто нас не встречает. А вот лежит книга, может она нам подскажет?

(Из книги выпадают картинки: льдинка, снежинка, вода, мячик, воробей, дождь, облако).

http://festival.1september.ru/articles/606016/img3.jpghttp://festival.1september.ru/articles/606016/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/606016/img2.jpg
http://festival.1september.ru/articles/606016/img4.jpg

Звучит магнитофон, голос профессора Обучайкина:

«Отгадайте вы загадки
Мои милые, ребятки.
В страну знаний вы зайдёте,
Когда в картинках ответы найдёте».

1. «Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе».
(Облако)

2. «Что за звёздочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь вода в руке.
(Снежинка)

3. «Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает
И бормочет, и поёт убаюкивает?
(Дождь)

4. «В огне не горит, и в воде не тонет»? (Лёд)

5. «Много её – беда!
Мало её – беда!
Нужна нам всегда,
Больше, чем еда!
(Вода)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки, возьмите отгадки с собой, возможно, они нам пригодятся.

Звучит музыка, открывается дверь, входит профессор Обучайкин. Приносит с собой плакат-схему круговорота воды в природе.

Обучайкин: Здравствуйте, ребята! Что вас привело в страну знаний, что вы хотите узнать?

Дети: Мы хотим помочь Капельке найти своих сестричек, они потерялись где-то.

Обучайкин: Вы их почти нашли, когда отгадали загадки, в отгадках был ответ, где можно в природе найти воду, капли. Давайте ваши отгадки и я расскажу, как путешествует по свету вода.

Рассказ Обучайкина о круговороте воды в природе: Вода всегда путешествует. Находясь в водоёмах и под лучами солнца, она нагревается и превращается в капельки воды, которые поднимаются вверх образуя облака и тучи. Когда в них собирается очень много капелек и дует прохладный ветер, то на землю проливается дождь. Вода снова попадает в почву, в водоёмы и вновь под воздействием солнца превращается в пар, туман и вновь поднимается вверх – так совершает вода свой круговорот. Даже зимой, когда холодно круговорот продолжается, только от холодного воздуха она превращается в снежинки, которые так же падают к нам на землю. Так вода и капельки совершают своё путешествие в течении всего времени года(показ презентации,см. ниже) Надеюсь, вы, ребята и ты капелька поняли, что такое круговорот воды в природе, давайте с вами повторим. (Ответы детей с помощью картинок)

Обучайкин: Вы познакомились на занятии с новым словом – круговорот. Давайте с вами образуем новые слова, используя слово – вода.

Дидактическая игра «Образование новых слов». Для этого используются картинки: водопад, водовоз, водоканал, водоросли, водоём, водопад, водолей и т.д.

Воспитатель: Спасибо, вам профессор Обучайкин, теперь все дети знают, что такое круговорот воды в природе и где можно встретить сестрёнок капельки. А, ты, Капелька всё поняла?

Запись голоса Капельки: И всё, таки, я не верю, что вода может быть твёрдой – льдом, и паром – облаком, и может на землю возвращаться дождём.

Воспитатель: Ну , тогда вам в этом поможет другой профессор – Проверяйкин. Отправляемся, ребята, к нему? Надо сказать волшебные слова: «Влево, вправо повернись, в лаборатории профессора очутись».

(Звучит музыка. Воспитатель открывает ширму, за столом сидит профессор, он переливает воду из одного сосуда в другой).

Воспитатель: Профессор как всегда занят исследованиям, проводит опыты.

– Здравствуйте, профессор!

Проверяйкин: Здравствуйте, ребята! Я профессор Проверяйкин, зачем, вы пришли ко мне? (Ответ детей. Капелька не верит, что вода может быть: паром, льдом).

Проверяйкин: Мы сейчас с вами ей поможем в этом убедиться и для этого проведём с вами опыты, хотите? Садитесь за столы, но сначала скажите мне, что вы знаете о воде, какие её свойства? (Вода без цвета  прозрачная, не имеет цвета, но может растворять некоторые вещества, у неё нет запаха, и т.д.)

Проверяйкин: А откуда, вы знаете столько о воде? (Знакомились на занятиях)

– Молодцы! Вот сейчас, познакомимся и проведём опыт, есть ли у воды форма? И если есть, то, при каких условиях она меняется. Давайте проведём ряд опытов.

Опыт № 1. Вот у меня в руках кувшин (прозрачный) с водой, какой формы сейчас вода?(форма кувшина). Наливаю воду в банку, какую теперь она имеет форму? (форму банки). У вас на столе вода в бутылочке, какая форма у воды? Ребята возьмите и налейте воду в стаканы, которые стоят у вас на столе, какая теперь форма? А если воду налить на стол, какую теперь имеет форму вода? (У неё нет формы – она бесформенная). Вывод, какой мы с вами сделаем? У воды нет своей формы, она принимает ту форму, в каком сосуде находится. А почему её можно перелить из одного сосуда в другой? (она жидкая, течёт).

Опыт № 2. А что можно сделать с водой, чтоб у неё на время появилась форма, и её можно было бы взять в руки? (Заморозить). При каких условиях вода замерзает? (Когда на улице низкая температура воздуха, а может замёрзнуть в морозильной камере).
Как называется замёршая вода?
(Лёд). А где человек использует лёд? (Достаёт и показывает детям кусочки льда). Теперь возьмите лёд в руки и посмотрите, какой он формы (он имеет ту форму, в которой вода замёрзла: зайчик, квадрат, звёздочка и т.д.). А потрогайте его – он твёрдый, и сейчас его можно взять в руки, но что с ним случится, если мы его подержим в руках? У нас станут мокрые руки? (Лёд тает). Почему лёд тает? (У нас тёплые руки, и в группе тоже тепло. Снег и лёд от тепла тает).
Вывод: В каком состоянии был лёд, и стал после того, как полежал в тепле? (Был твёрдый, стал жидкий)

Опыт № 3. Ребята, а как вы думаете, что легче лёд или вода? Давайте проведём опыт и научно решим наш спор!
Положите кусочек льда в стакан с водой, и посмотрите, что с ним произойдёт?
(Он плавает). А можно просто его мало положили в стакан , поэтому он плавает? (Лёд всё равно не тонет) 
Вывод: лёд легче воды, поэтому он плавает. И это мы с вами доказали. Да, но вот ещё вопрос: почему с наступлением весны на земле наступает наводнение? Куда девается вода потом? (Тает снег, лёд и превращается в воду. Часть воды уходит в реки, а часть испаряется и поднимается вверх образуя облака). А из чего состоят облака? (Из пара). Пар и воздух – это газ, а так как пар легче воздуха, то он поднимается вверх. Так образуются облака.

Опыт № 4. Давайте проведём эксперимент. Включаю электрический чайник. Смотрите, как кипит вода и поднимается пар из чайника. А нам надо доказать, что пар это вода. Значит, давайте соберём пар, для этого накроем его стеклянной крышкой и видим, как на ней оседают капельки пара. А капельки становятся водой. Так все эти явления и происходят в природе.
Итак, какой же мы с вами можем сделать вывод? Вода может находиться в трёх состояниях:
Твёрдой – лёд, жидкой – вода, газообразной – пар.
При низкой температуре воздуха вода превращается в лёд, если на улице или в помещении тепло станет снова – водой, а если очень сильно нагреть воду, то она превращается в пар.

Воспитатель: Капитошка, ты теперь знаешь, где в природе можно найти твоих сестрёнок? Ну а нам, ребята, пора возвращаться в наш детский сад. Давайте скажем: «Раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять»!

(Закрывается ширма и дети снова в группе. Звучит спокойная музыка.)

Воспитатель: Капелька-Капитошка, а ты хотела бы остаться у нас в группе? (Конечно) Ребята, а где мы поселим нашу капельку? Где в группе можно встретить воду? (В кране, в чайнике, в аквариуме…)

(Воспитатель несёт капельку и отпускает в аквариум)

Воспитатель: Вот какие вы, ребята молодцы помогли Капельке. А что вы узнали нового, интересного на занятии, что бы хотели узнать в следующий раз о воде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»

В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической...

План - конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы

Физкультурное занятиеТип: интегрированное сюжетное занятиеТема: «В гости к мишке косолапому»...

План - конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми I младшей группы Тема: «Научим Нюшу одеваться на прогулку»

Предлагаю Вам конспект по познавательному развитию, который помогает формировать начальные представления о здоровом образе жизни у детей раннего возраста. Для поддержания интереса у детей к занятию бы...