Статья "Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период"
статья по окружающему миру по теме

Костельцева Ольга Михайловна

Лето – прекрасная пора. Это самое благоприятное время для общения детей с природой. Поэтому родители должны серьезно подготовиться к летнему периоду. И задача воспитателя - помочь им в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Взаимодействие и формы с родителями в летний период

Костельцева Ольга Михайловна,

старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №22

Кировского района Санкт-Петербурга

     

        Летом, особенно во время отпуска, люди отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями: кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе, кто-то поедет на море. Насколько познавательным для ребенка могут быть эти дни, проведенные вместе с родителями. Лето – прекрасная пора. Это самое благоприятное время для общения детей с природой. Поэтому родители должны серьезно подготовиться к летнему периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения с детьми, необходимо самим хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения. Каждой семье нужно знать, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить. Воспитатель  должен предоставить такую информацию. Именно педагог как специалист может помочь подобрать интересную информацию, полезные занятия и рекомендации на летний период. Важно провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому, необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми.

         Лето — время интересных прогулок. Их необходимо использовать для уточнения уже имеющихся у ребенка представлений о природе, расширения и углубления знаний о ней.

Например, прогулки на луг позволяют познакомить детей с луговыми растениями и животными, их жизнью летом, полюбоваться красотой и простором луга.

Во время прогулки на поляну можно понаблюдать за ее обитателями — бабочками (лимонница, капустница, махаон, крапивница), жуками (бронзовка, божья коровка), кузнечиками, пчелами.

Интересны летние экскурсии к водоему. Можно рассказать ребенку о том, что в нем живут разные животные (лягушки, жуки-плавунцы, личинки насекомых), растут растения (стрелолист, кувшинка), учит узнавать и различать их. Детей надо учить наблюдать за животными водоема, устанавливать связь между их поведением и условиями среды.

На экскурсии в лесопарке можно встретить и наблюдать белку, ежа, жабу, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной.

С детьми очень интересно и запоминающе проходят прогулки в лес. Важно сформировать конкретное представление о лесе как месте для жизни разных растений и животных. Обратить внимание на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе найти знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину. Найти разные породы деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.). Можно поиграть в игры типа: "Угадай, какое это дерево?", "От какого дерева эта ветка?", "С чьей ветки детки?". Прогулки в лес за ягодами, грибами, орехами научат детей правильно относиться к растениям, приносящим щедрые дары. Также необходимо знакомить детей с редкими охраняемыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Полезно познакомить своего малыша с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.

Родители должны понимать, что дети дошкольного возраста активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опасность. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, белена черная, болиголов пятнистый, паслен черный, собачья петрушка). Всем известный ландыш – одно из самых ядовитых растений, но вместе с тем это лекарственное растение. При подготовке к летнему сезону обязательно должны быть оформлены консультации для родителей "О полезных и ядовитых растениях и грибах нашего леса", "Ядовитые растения", "Съедобные и ядовитые грибы", выставки справочной литературы.

Родителям можно предложить следующие темы и  задания во время отдыха с детьми:

  • Наблюдаем за живой и неживой природой, учимся замечать  прекрасное  в природе (фотографии, выставка  рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или рассказа).
  • Рисунки растений, составление к ним описательных рассказов и подбор загадок.
  • нарисовать летние пейзажи, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные  работы детей и родителей.
  • Узоры на мокром песке.
  • Песочные фигуры.
  • Провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с рисунками об их жизни.
  • Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами и т. д.
  • Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов (найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках).
  • Провести с ребёнком наблюдение за сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги.
  • Эксперименты и исследования летом: наблюдение за созвездиями на ночном небе, выращивание овощей на даче или цветов на клумбе, измерение тени взрослого и ребёнка.
  • Создание рукописной книги о летнем отдыхе.

В начале нового учебного года можно провести в группе выставку «Как мы провели летние каникулы!», где будут предоставлены совместные работы детей и родителей (рисунки, фотогазеты, фотоальбомы, самодельные книги с наблюдениями, рассказами или стихами собственного сочинения и другие творческие работы). О выставке лучше предупредить всех до начала летнего отдыха. В родительском уголке  вывесить примерные темы домашнего задания на лето.

Летняя природа привлекает детей, но незнание правил поведения может нанести  вред,  как ребёнку, так и природе. Можно предложить родителям  консультации на следующие темы:

  • Как вести себя в лесу
  • Собираем ягоды и грибы
  • Бережём нашу природу
  • Отдыхаем на даче
  • Труд детей на природе летом

Нужно познакомить родителей с играми и опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Такие игры и опыты разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития ребёнка.

Одна из важных задач летом – охрана  здоровья и жизни детей в летний период. Чтобы предотвратить несчастные случаи, для родителей необходимо провести консультации по охране жизнедеятельности и оказании первой помощи на следующие темы:

  • Здоровье и охране жизни ребенка летом
  • Ребёнок в городе, что можно и чего нельзя
  • Безопасность дорожного движения
  • С малышом на даче
  • Как организовать летний отдых на море
  • Правила поведения на воде
  • Оказание первой медицинской помощи ребёнку
  • Оказание первой помощи при укусе насекомых
  • Приёмы закаливания

 Всю информацию для родителей рекомендуется  собрать в одну папку (рекомендации и полезные советы)  и выставить в родительском уголке. Родители в любой удобный для них момент смогут ознакомиться с её содержанием и извлечь интересную и полезную информацию.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями в адаптационный период.

Формы работы с родителями в адаптационный период.Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное ...

«Формы работы с родителями в адаптационный период»

      Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.        Ребенок должен приспособить...

Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период в первой младшей группе «Гномы»

Взаимодействие и формы  работы с родителями в летний период....

Статья " Использование новых форм работы с родителями – фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"

Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения....

Сообщение из опыта работы на тему: «Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период».

Сообщение из опыта работы на тему:«Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период»....

Работа с родителями в летний период ( из опыта работы)

Консультация для воспитателей "Работа с родителями в летний период"...