Ознакомление дошкольников среднего возраста с неживой природой
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Особенности ознакомления детей средненго дошкольного возраста с неживой природой (песок, вода, воздух, глина, камни). Методика проведения мониторинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с неживой природой.

 Много своих работ С.Н. Николаева посвятила изучению методики ознакомления детей дошкольного возраста с неживой природой. Автор предлагает проводить работу с ребятами  по темам: «Песок», «Камни», «Глина», «Вода», «Воздух».

Работа с детьми среднего возраста осенью.

Используя теплую погоду во время прогулок в сентябре, воспитатели организуют игры с песком во всех возрастных группах. При этом знакомят детей со свойствами и особенностями этого природного материала.

Воспитатель показывает детям песочницу, напоминает, что в ней песок, обращает внимание ребят на его свойства: сухой и влажный; сухой – светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительнее темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть.

На прогулке проводятся игры «Угощения», «Булочная» с использованием готовых изделий из песка. В начале прогулки взрослый подводит детей к песочнице, предлагает определить самостоятельно, какой в ней песок (сухой или влажный), можно ли в него играть. Предлагает наблюдать, как меняются свойства песка, когда его поливают из лейки, просит их называть все словами. В играх взрослый помогает детям лепить хорошие куличи, делать красивые торты, строить горку, дом для собачки, гараж для машин.

В конце прогулки воспитатель собирает песок в песочницу, просит детей помочь ему, говорит при этом: «Песок нам нужен для игры, не следует его разбрасывать. Если песок не собирать в песочницу, он разойдется весь по участку. Во что тогда играть будем?!»

В октябре воспитатель предлагает детям собрать коллекцию камней, просят их принести любые камни (речные, морские). Вместе рассматривают камни - сравнивают камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести. Вместе придумывают сказку, например «Как камень из моря в детский сад попал», или «Что сказал речной камень рыбкам в аквариуме?». (Воспитатель заранее сам придумывает несложный сюжет сказки, включает в нее предложения и высказывания ребят). Воспитатель просит детей придумать игру с камнями (поощряет безопасные игры).

В ноябре воспитатель учит детей сравнивать глину и камни. В свободное вечернее время всех желающих вокруг общего стола, каждому ребенку дает дощечку для лепки, кусок глины, камень (лучше речной неровный). Предлагает детям пальчиком нажать по очереди  на глину и на камень, выяснить, где остается ямка от пальца, а где ее нет ( проделывает это с детьми несколько раз). Называет свойства материалов, которые обнаружили дошкольник: камень сухой и твердый, глина влажная и мягкая, в ней можно делать разные ямки. Просит ребят взять камень в руки, помять его, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны, посмотреть  - может быть он стал другой, изменил форму, разорвался. Уточняет: камень очень твердый, не меняется, из него ничего нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска – он крепкий.

Затем воспитатель предлагает детям взять глину в руки, помять ее, потянуть в разные стороны и разделить на два куска. Уточняет свойства: глина не такая, как камень – мягкая, ее можно разорвать, она меняет форму, из нее можно что-то слепить. Дети катают из одного куска шарик, дают ему обозначение (яблоко, помидор, яичко, картошка и пр.), из другого – колбаску, которую тоже обозначают «продуктом». Воспитатель организует игру в «угощение кукол». Деятельность может быть повторена 2-3 раза в разные дни со всеми желающими детьми.

 Работа с детьми среднего возраста зимой.

В декабре воспитатели не забывают демонстрировать детям экономичное расходование воды и электричества – выключают сами лишние лампы, просят детей выключить зря льющуюся воду, каждый раз поясняя, зачем это делается.

В январе продолжается наблюдение за  вечерним небом: воспитатели не упускают случая на прогулке – наблюдают с детьми Луну, звездное небо. В этом месяце в соответствии с технологиями идет ознакомление детей с водой, снегом, льдом, их свойствами и особенностями. Воспитатели проводят опыты и наблюдения, делают цветные льдинки, украшают ими елку на участке, делают угощения для кукол.

В феврале воспитатель знакомит детей с воздухом и его свойствами. Сообщает, что везде – в помещении и на улице, дома в квартире – есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный.

Работа с детьми среднего возраста весной.

В марте продолжается наблюдение за воздухом.

В апреле воспитатель занимается с детьми посадкой, пересадкой и размножением растений. Эта деятельность становится условием для уточнения представлений дошкольников о песке, глине, почве, о значении этих материалов в жизни растений.

Во время прогулок в теплые дни воспитатель осматривает с детьми разные места на территории детского сада, отыскивают сухие песчаные и глинистые с лужами, обсуждают, почему в одних местах сухо, а на других держится вода. Если встречаются места с черной землей, воспитатель напоминает о том, что это хорошая питательная почва.

Много времени в этом месяце уделяется играм в песочницах. Дети подросли, все могут назвать основные свойства песка (желтый или серый, сухой или мокрый, сыпучий),  могут определить, когда его надо полить, а когда он пригоден для игры. Воспитатель продолжает учить ребят играм с песком. Дети средней группы делают хорошие изгороди, поселяют на огороженных местах животных (зоопарк, скотный двор и пр.), машины (автостоянка), куколок (детский сад). Дети учатся делать дома, горки. Воспитатель обучает их использовать в строительстве совки, лопаты, дощечки, обращает внимание на прочность постройки.

Методика диагностики знаний детей среднего дошкольного возраста в связи с понятиями неживой природы.

 Исследование начнем  с определения задач предложенной работы и с подбора заданий, в ходе которых выявим уровни сформированности познавательного интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, были определены следующие задачи:

  1. Узнать, что такое природа в понимании ребенка.
  2. Выявить умение классифицировать объекты живой и неживой природы.
  3. Выявить знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы (о воде; о песке; о камнях; о глине; о воздухе).

Методика изучения уровня сформированности познавательного интереса к природе и знаний об объектах неживой природы.

  1. При непосредственном общении с ребенком задавался вопрос «Что такое природа?»
  2. Экспериментатор предлагает дошкольнику разложить картинки – в одну сторону с изображением объектов неживой природы, в другую – с изображением объектов живой природы.

Методика изучения знаний в связи с понятием «песок».

Задание №1.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни) песок. Объяснить, как он догадался.

Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства песка, а затем и вычленить его среди других. 

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать песок, зачем  он нужен.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику предлагается ответить на ряд вопросов:

  • Какого цвета песок?
  • Где можно увидеть песок?
  • Когда песок сухой, а когда мокрый?
  • Сыпучий или несыпучий?

Методика изучения знаний в связи с понятием «камень».

Задание №1.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни) камень. Объяснить, как он догадался.

Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства камней и вычленить их среди других. 

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать камни, зачем и кому они нужны.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Какого цвета камни?
  • Мягкие или твердые?
  • Тонут или нет?

Методика изучения знаний в связи с понятием «глина».

Задание №1.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни) глину. Объяснить, как он догадался.

Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства глины и вычленить ее среди других. 

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать глину, зачем и кому она нужна.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Какого цвета глина?
  • Где можно увидеть глину?
  • Лепится или нет?

Методика изучения знаний в связи с понятием «вода».

Задание №1.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни, вода) воду. Объяснить, как он догадался.

Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства воды. 

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать воду, зачем и кому она нужна.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику задается ряд вопросов:

  • Какая бывает вода?
  • Где ее можно увидеть?
  • Все предметы тонут в воде?
  • Вода прозрачная или нет?

Методика изучения знаний в связи с понятием «воздух».

Задание №1.

Процедура и инструкции. 

Дошкольнику задается вопрос «Что такое воздух?»

Если у ребенка возникают трудности при выполнении данного задания, то экспериментатор с помощью наводящих вопросов выясняет, что означает «воздух» для ребенка.

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, зачем  он нужен.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику предлагается ответить на ряд вопросов:

  • Где есть воздух?
  • Воздух можно увидеть?
  • Воздух можно почувствовать?
  • Воздух теплый или холодный?

Предлагается оценивать знания детей по следующей системе :

  • Знает
  • Знает частично
  • Не знает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства воды" Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей раннего возраста с неживой природой.

ЦЕЛИ:1.    Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).2.    Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.3....

Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой

Перспективный план по использованию дидактических игр для ознакомления дошкольников среднего возраста с художественной литературой...

«Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой»

Данный материал подготовлен по теме "Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой". Использование экологических макетов  в непосредственной обр...

Игры-эксперименты при ознакомлении детей младшего возраста с неживой природой

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара     Игры-эксперименты при ознако...