"Создание условий для развития творческого потенциала и мотвации детей"
консультация на тему

АнохинаТатьяна Анатольевна

Создание условий для развития творческого потенциала и мотвации детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание условий для развития творческого потенциала и мотивации детей»

          Интерес к проблеме развития творческого потенциала человека не уменьшается уже на протяжении длительного времени, однако сейчас наибольшее внимание исследователей обращено к детскому возрасту, как начальному этапу развития творческого потенциала.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.                        

Активно развиваются творческие способности в художественных видах  деятельности: музыкально ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно речевой. Ребёнку необходимо помочь  развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и  творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.  Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности у детей дошкольного возраста. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Продуктивный вид деятельности невозможен без творчества. Творчество – это качество, которое ребенок вносит в деятельность.

     Поэтому одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

    Одним из доминирующих личностных качеств творческого ребенка является любопытство.

При удовлетворении любопытства  ребенка, надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.             Любопытство ребенка с возрастом приобретает новые качества и все что попадает в поле зрения ребенка, рождает у него новые вопросы, которые становятся более «технологическими».Дошкольник делает собственные выводы из разных фактов, устанавливает взаимосвязи, фантазирует.

   Один из основных принципов дошкольного образования поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

     Эстетически организованная среда – важное условие осуществления творческого развития детей, поэтому  большое внимание  уделяется подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы.

  Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. Во всех возрастных группах имеются центры развития – природы, строительно — конструктивные, художественного творчества, игрушки и предметы быта, картинки предметные и сюжетные, дидактические игры (настольные) для знакомства с искусством, профессиями и развитию художественного творчества. Педагоги стараются оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка было желание чем – либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками.

   Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх наши воспитанники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

  Следующее условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.           Предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых.

     Для развития творческого потенциала необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому для успешного развития творческих способностей необходима – тёплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

   Также главным условием организации работы с детьми является индивидуальный подход, продуктивные методы обучения, уважение к человеческому достоинству детей, создание на занятиях эмоциональной атмосферы. Формами работы являются и ндивидуальные и подгрупповые интегрированные занятия, включающие различные виды искусств, в ходе которых определенная тема раскрывается через различные виды детской деятельности (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованную). В процессе проведения занятий создаются условия для развития творческих способностей детей. Этому способствует использование интегрированных методов обучения. При этом, дети в течение занятия слушают музыку, поют, танцуют, рассматривают картины, читают стихи, играют на детских музыкальных инструментах, инсценируют сказки, рисуют. Сочетание нескольких видов деятельности предоставляет каждому ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно. В ходе интегрированных занятий, кроме традиционных методов используются методы и приемы, которые развивают у детей воображение и творчество.

Кроме этого, в ходе проведения занятий используются: создание игровой мотивации, создание воображаемых ситуаций, сюрпризные моменты, игры-драматизации, творческие игры, игры со словом, игры на развитие двигательных способностей.

    Методическая работа в дошкольном учреждении — это часть системы непрерывного образования педагогов, которая, несомненно, отражается на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Цель методической работы должна состоять прежде всего, в создании условий для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста, мотивация к использованию инновационных технологий по развитию самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума »

Справка  по  итогам  тематической  проверки«Создание условий для развития творческих способностей  детей в соответствии  с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума ...

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...

Консультация для родителей «Создание условий для развития творческого потенциала ребенка в семье»

Интерес к проблеме развития творческого потенциала у детей как  возрастает в последнее время как к начальному этапу....

Изобразительная деятельность в создании условий для развития творческих способностей детей

           Изобразительная деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить свое впечатление об о...

Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...