Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группыТема: «Чудо всюду» /атмосфера/
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность состоит из серии опытов по определению физических свойств воздуха /изменение температуры и объема/ и путешествия по атмосфере, цель которой, вызвать у детей интерес иследовательской деятельности и способствовать формированию целостного мировидения ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39 комбинированного вида
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы
Тема: «Чудо всюду» /атмосфера/
Интеграция ОО «Познание», «Социализация», «Коммуникация»
Воспитатель Веселова Галина Ивановна
Использование современных образовательных технологий:
компьютерные технологии
экспериментирование
Цель: Развить у детей интерес исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. Способствовать формированию целостного мировидения ребенка.
Задачи:
- Расширять представления:
- о физических свойствах воздуха: изменение температуры и объема, путем экспериментирования
- об атмосфере и атмосферных явлениях /гроза, облачность, радуга, северное сияние/, атмосферных осадках /дождь, снег, град/.
- об использовании человеком факторов природной среды /воздух и его свойства/ для удовлетворения своих потребностей.
- Формировать умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
- Развивать навыки диалогической речи.
- Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.
- Совершенствовать умение договариваться со сверстниками о выборе оборудования во время проведения опытов.
- Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, /отгадывание загадок, умение делать выводы после опытов/
- Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.
- Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественной литературы /загадки/, музыки, уметь соотносить поэтический образ с явлениями природы.
Оборудование:
Пластиковые бутылки, воздушные шарики, миска с кусочками льда, таз с горячей водой, фен, термометры. Карта и фотографии поселка. Карточки-схемы на закрепление свойств воздуха.
Предварительная работа:
Проведение серии опытов по определению наличия воздуха в воде и земле. Игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека в совместной деятельности. Наблюдения на прогулке за атмосферными явлениями. Экскурсии по поселку. Рассматривание фотографий поселка Понтонного и энциклопедий, атласов, карт.
Работа перед НОД: измерение температуры воздуха в групповой комнате.
1 часть.
Воспитатель: Ребята, мы не раз проводили опыты с воздухом. Что вы узнали о нем? /Воздух есть везде. Он вокруг нас и внутри нас. Воздух есть в воде и в земле./
Воспитатель: А сегодня мы узнаем, какими качествами обладает воздух и как человек использует эти свойства.
Ребята, посмотрите вокруг, сегодня это не просто группа, сегодня – это лаборатория, где мы будем проводить опыты.
2 часть.
Опыт 1: Нагревание и охлаждение воздуха.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что находится на столе.
Дети перечисляют.
Воспитатель: Возьмите три шарики и натяните на горлышки бутылок. В каком положении находятся шарики? Снимите с одной бутылки шарик, насыпьте в нее лед и опять натяните шарик. Возьмите еще одну бутылку и тоже насыпьте лед и закрутите крышкой. А теперь потрясите обе бутылки со льдом. Что произошло с бутылками и с шариком? /Закрытая бутылка сжалась, сплющилась. Бутылка с шариком не изменила форму, но шарик втянулся вовнутрь./
Воспитатель: Теперь я другую бутылку с шариком опущу в таз с горячей водой. Еще одну бутылку нагрею феном. Что происходит? Как вы думаете, ребята, когда вы опустили лед в бутылку, воздух в ней остался прежним или стал холоднее? А когда нагревала бутылку, температура воздуха внутри изменилась? Почему в первом случае бутылка и шарик втянулись, а во втором надулись? /Высказывания детей/
Воспитатель: Так какой сделаем вывод? Когда воздух охлаждается он сжимается, то есть его становиться меньше и бутыль сжимается, а шарик втягивается не оставляя пустого места. Когда воздух нагревается, он расширяется, то есть его становиться больше, он занимает место в шарике, надувая его.
Воспитатель: Скажите, ребята, в природе воздух меняет температуру? От чего это происходит?
Воспитатель: А еще при грозе молния нагревает воздух вокруг себя. Воздух расширяется так быстро, что происходят хлопки, и мы слышим…? /Если дети не дают правильного ответа сразу, предложить загадки о грозе. /
Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск.
(Молния, гром, дождь)
Гаркнул гусь
На всю Русь.
(Гром)
Басовитый и серьёзный,
У него характер крут:
Заворчит он очень грозно —
Все тотчас же убегут!
(Гром)
Показ /слайд шоу и звукозапись, или видео грозы/
Опыт 2: Сравнение температуры воздуха в групповой комнате сверху и снизу.
Воспитатель: Сегодня утром мы с вами сравнили показания двух градусников, которые находились на одном уровне и они показывали одинаковую температуру. Какую? Перед занятием я один градусник поместила вниз, а второй подняла как можно выше. Давайте, теперь сравним показания. Какой же сделаем вывод? Внизу – холоднее, а сверху – теплее.
Почему? /Ответы детей/
Воспитатель: Теплый воздух поднимается вверх – он легче, а холодный опускается вниз – он тяжелее. Ребята, как человек использует это свойство воздуха? Что он изобрел? Посмотрите подсказки. /Картинки: дирижабль, китайские фонарики, самолет, воздушный шар, шарики./
Воспитатель: Одно из изобретений – это воздушный шар. Посмотрите, как надувают шар и что делают потом, чтоб он поднялся с земли и взлетел. /Презентация./
3 часть.
Воспитатель: Ребята, может быть, и мы совершим путешествие на воздушном шаре? Скажите, а где у нас в поселке удобная площадка для взлета? Это – стадион.
Располагайтесь удобно. Путешествие начинается. /Презентация: облака разной формы/
Воспитатель: Мы поднялись довольно высоко. Мимо нас проплывают облака такой чудной формы! На что они похожи? /На снег, вату, на сугробы, на кучи снега, ваты./
Воспитатель: И называются такие облака – кучевые. Пролетаем сквозь …
Дети: кучевые облака.
Воспитатель: Поднялись выше…
Дети: кучевых облаков.
Воспитатель: Поднимаемся выше. Теперь облака другой формы. На что они похожи? /На перья птиц/.
Воспитатель: Называются - перистые облака. Посмотрите, какой чудной формы бывают облака.
Показ слайд шоу /облака чудной формы в сопровождении песни из мультфильма «Облака белогривые лошадки»/.
Воспитатель: А теперь слушайте загадку:
Это что за океан, без брегов и без воды. Мы каждый день купаемся в нем, не замечая этого. А сейчас мы плывем по нему на воздушном шаре. /Воздушный океан/.
Воспитатель: Да, это – воздушный океан, но у него есть и другое название, и это слово вы сами составите и прочитаете.
Дети: АТМОСФЕРА.
Воспитатель: Если бы не было вокруг Земли атмосферы, то планета была бы безжизненной. Почему?
Выводы детей.
Воспитатель: Атмосфера – это рубашка Земли. Она спасает планету от космического холода и бережет от солнечных ожогов. Она сохраняет тепло и воздух. Посмотрите вдаль. Что вы видите?
Дети рассматривают изображения туч, молний, радуги, северное сияние и называют.
Воспитатель: Это все атмосферные явления, а дождь – атмосферные осадки. Отгадайте загадки.
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. (Снег)
Летит – молчит,
Лежит – молчит.
Когда умрёт,
Тогда заревёт. (Снег)
Падает горошком,
Скачет по дорожкам. (Град)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
Воспитатель: О чем были загадки? /об атмосферных осадках/
Воспитатель: Посмотрите на Землю с высоты нашего полета. Где мы пролетаем? Узнаете места? /Показ слайд шоу фотографий Понтонной, Невы./
Пора возвращаться. Вот наш поселок, я даже вижу детский сад.
Закончилось наше путешествие.
С опорой на схемы, давайте подведем итоги. Какими свойствами обладает воздух?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»Идеи этого конспекта можно применить для ознакомления с родным городом, поменяв фотографии и названи...
Коспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «Веселая Олимпиада»
Конспект совместной деятельности педагога с детьми "Весёлая Олимпиада"(физкультурный досуг)...
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : «Грач на горе-весна на дворе».
Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы ,по ознакомлению с одной из дат народного календаря: " Г...
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов: «Почему ноябрь пегий?»
Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : ...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы подготовка к обучению грамоте «Мы знаем все гласные буквы»
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в форме игры "Вопрос на засыпку". Дети показывают свои знания, зарабатывая желанные мешочки с "золотым" песком. Родители так же являют...
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи (группа №7) Лексическая тема: ФРУКТЫ
Представленный конспект ООД по развитию речи по лексической теме "Фрукты" разработан для детей подготовительной к школе группы с ТНР....
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)"Играем в школу" Подготовила :Воспитатель Казимбекова Э.Д.
Цель: расширение представлений детей о школе, школьной жизни, атрибутах школьника. Задачи: Образовательные: - закрепить умение детей считать в пределах 20; -закрепить знания о геометрических фиг...