Проектная деятельность на тему: "Ах картошечка, картошка..."
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Егорова Вера Олеговна

Проект "Ах, картошечка, картошка..."  направлен на развитие  у дошкольников 5-6 лет познавательной активности в рамках экологической деятельности, а также на формирование  знаний о картофеле и его пользе в жизни человека. Доставляет эмоциональное удовольствие, так как дети узнают веселые песенки о картофеле, разгадывают загадки, рисуют картофельными штампиками, проводят опыты с крахмалом. При проведении проекта дети узнают, какие витамины содержатся в картофеле, какие блюда готовят, какие целебные свойства имеет. Знакомство детей с разнообразием сортов картофеля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kartoshka.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «АХ, КАРТОШКА, ТЫ КАРТОШКА»

Тип проекта: Информационно – исследовательский

Вид проекта: Групповой.

Срок: Краткосрочный.

Срок реализации: 2.09.2013-31.10.2013

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: Сформировать у дошкольников 5-6 лет познавательную активность в рамках экологической деятельности в союзе с воспитателем и родителями.

Задачи  проекта:

  1. Познакомить детей с овощем - картофель.
  2. Познакомить с сортами картофеля.
  3. Рассказать о пользе картофеля и о вреде его ягод для человека.
  4. Познакомить с блюдами из картошки.
  5. Закрепить представления о росте и размножении картофеля; семенем, клубнем, глазками.
  6. Обогащать словарный запас детей (клубни, росток, глазки).
  7. Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу через приготовление с детьми блюд из картофеля, изготовление поделок из клубней,  знакомств с народными приметами, загадками, стихами.  
  8. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
  9. Формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления.
  10. Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений.

Актуальность

Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлением и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Наш проект направлен на наблюдения, эксперименты, продуктивную деятельность детей.

Введение

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания XXI века.

Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Хочется привести слова, почетного президента Всемирного фонда дикой природы Принца Филиппа: «…И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего природного населения. Сберечь эту удивительную природу – вот шанс выжить будущим поколениям».

Этапы проекта

Подготовительный этап: Разработка проекта.

Деятельность воспитателей.

Разработать конспекты НОД, бесед с детьми.

Изготовить штампы из сырого картофеля для изодеятельности. Показать детям приём рисования штампами, собрать альбом детских рисунков, выполненных этим приёмом.

Изготовить дидактическую игру: «Что сначала, что потом» (этапы роста растения), алгоритм по развитию речи «Картофель» для составления рассказа.

Подобрать подвижные игры.

Разработать алгоритм проведения опытов с картофельным крахмалом.

Подобрать стихи, загадки, сказки, песни, иллюстрации о картофеле.

Деятельность родителей.

Содействие воспитателям в сборе информации, оформлении стендов, создании фотовыставок. Знакомить детей с кулинарными рецептами, привлекать детей к приготовлению блюд из картофеля дома. Деятельность поваров. Приготовление разнообразных блюд из картофеля.

Основной этап:  Выполнение проекта.

Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Хорошо – плохо», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Варим борщ»

 Настольные игры: «Лото», «Домино», «Пазлы», «Найди пару», «Разложи по порядку»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок», «Готовим обед».

Познавательное развитие: Беседы: «Просто картошка», «Наши помощники», «Как картошка появилась в России», «Как картошка на стол приходит», «Как «умные машины помогают выращивать растения».

Рассматривание иллюстраций: «Этапы выращивания и уборки картофеля»; рисунков в поваренных книгах, открыток с изображением картофельных блюд.

Образовательная организованная деятельность «Необычное в обычном». Опыты с картофельным крахмалом.

Развитие речи: Составление творческого рассказа «Как мы сажали картошку».

Разучивание стихов, загадок, пословиц о картошке.

ИЗО деятельность: Зарисовки разных сортов и разных размеров клубней, этапы роста.

Рисование красками «Мешок картошки», рисование карандашами «Картошкины сказки»

Упражнение «Раскрась цветущий картофель»

Рисование с помощью штампов, изготовленных из сырого картофеля.

Аппликация «Мешок картофеля», «Блюдо с овощами».

Лепка на пластине «Картофельный куст».

Физическое развитие:

Эстафета «Посади, поливай, собирай урожай картошки»

Подвижные игры «Картошка в ложке», «Горячая картошка», «Соберем урожай», «Огородник».

 Утренняя гимнастика «Собираем урожай»

Физкультминутка: «Ах, картошка...», «Шли с картошкой пирожки…»

Пальчиковые игры: «Овощи», «На огород», «Урожай»

Театрализованная деятельность: «Теремок для овощей»

Экскурсия в пищеблок, в овощной магазин.

Работа с родителями:

Обращение к родителям с просьбой помочь в сборе информации. Выставка детских рисунков, выполненных штампами. Поделки из картофеля. Составление поваренной книги «Блюда из картофеля»

Полезные советы – странички для здоровья.

Итоговый этап:  Презентация проекта.

Праздник урожая «Раз картошка, два картошка».

Оформление альбома «Наша Чудо картошка»

Картотека опытов с картофельным крахмалом (старшая группа)

Книга рецептов блюд из картофеля.

Сборник стихов, пословиц, загадок о картофеле.

Картотека дидактических и подвижных игр. 

Выставка рисунков нетрадиционного рисования (оттиском из картофеля);

 Выставка поделок «Ах, картошка, ты картошка».

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, худ.творчество, музыка, физическое развитие

 Формы и методы работы: беседы, наблюдения, опыты, труд на участке, чтение художественной литературы, игры, презентации, развлечения.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности на тему: «Ах, картошечка, картошка»

●Беседы «Просто картошка» 

Цель: рассматривание клубней, определение формы и цвета, знакомство с многообразием сортов.

«Выращивание картофеля» 

Цель: ознакомление с этапами роста картофеля.

«Наши помощники» 

Цель: ознакомление с инструментами – лопата, грабли, мотыга, ведро,..

«Как картошка появилась в России» Цель: ознакомление с историей путешествия картофеля из Америки в Россию.

«Как «умные» машины помогают выращивать растения» 

Цель: ознакомление с профессиями людей, выращивающих картофель, «Умными» машинами.

«Лекарственные свойства картофеля» 

Цель: ознакомление с лекарственными свойствами картофеля.

«Блюда из картофеля»

 Цель: ознакомление детей с многообразием блюд изготовленных из картофеля.

● Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП « Закрепление» 

Цель: закрепление умения сравнивать предметы по форме, размеру, разделять в группы по общему признаку, сравнивать по количеству (один – много, больше – меньше), счёт предметов в пределах пяти (старшая группа)

-по ознакомлению с природным окружением « Дары осени» 

Цель: закрепление знаний овощных и фруктовых культур.

-по ознакомлению с окружающим миром «Труд людей» 

Цель: ознакомление и обобщение личного опыта по видам работ в огороде осенью.

по ИЗО деятельности. Рисование штампиками из картофеля

Цель: ознакомление с приёмом рисования штампиками из картофеля.

Аппликация «Мешок картошки»

 Цель: закрепление умения располагать на заготовке мешка готовые детали картофеля, умения вырезать из прямоугольника овал.

по развитию речи «Составление рассказа по алгоритму «Картофель» Цель: обучение составлению описательного рассказа по алгоритму

Составление рассказа из личного опыта «Как мы сажали картошку на даче»

 Цель: формирование умения делиться впечатлениями

●Исследовательская деятельность - опыты с крахмалом

Цель: ознакомление со свойствами крахмала, приобщение детей к познанию через исследования.

●Чтение художественной литературы

 - знакомство с пословицами, поговорками

-чтение и заучивание стихов, загадок

Л.Тихоненко «Мы подумали немножко»

О.Таран «Сижу я дома поздним вечером»

В.Сабиров «На грядке все в порядке»

И.Демьянов «Что черны мои ладошки»

З.Александрова «Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку»…

-чтение сказок Анастасии Унпелевой «Упрямый Картофель», Сказка о картофеле, луковке и свеколке.

- потешки к обеду

● Развитие двигательных качеств в НОД:

физминутки «Шли с картошкой пирожки», «Ах, картошка», офтольмологическая разминка

● Игровая деятельность:

 Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Хорошо – плохо», «Чудесный мешочек», «Одна картошка»

Настольные игры: «Домино», «Лото», «Пазлы», «Найди пару», «Разложи по порядку»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок», «Готовим обед».

Подвижные игры: «Собери урожай», «Посадка и сбор картофеля», «Кто лишний», «Картофельный хоккей», «Печёная картошка», «Горячая картошка», «Перенеси картошку в ложке», эстафета «Посади, поливай, собирай урожай картошки».

Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче»

 Пальчиковые игры: «Хозяйка однажды с базара пришла…», «Овощи»

●Музыкальная страничка: Частушки, песня «Антошка, Антошка…» «Песня про картошку» (слова: М. Львовский, музыка:В. Шаинский)

Список используемой литературы

  1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
  2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Формула правильного питания / Методическое пособие. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2010
  3. Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.
  4. Сборник сценариев Рябцовой И. Ю., Ждановой Л. Ф. Приходите к нам на праздник. - Ярославль: “Академия развития”, 1999.
  5. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду;
  6. Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
  7. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис – пресс. 2002.
  8. Макеева А.Г. Пять принципов рационального питания детей. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002
  9. Машкова С.В.»Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе»
  10. Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки. – М.: Дет. лит., 1989.
  11. Рябцовой И. Ю., Ждановой Л. Ф. Сборник сценариев Приходите к нам на праздник. - Ярославль: “Академия развития”, 1999.
  12. Стрельцова В. Десять советов по правильному питанию// Здоровье Детей, 16-31 марта 2004 г. С. 42-43
  13. Ушакова О. Д. пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006.
  14. Шиворова Л. Кириешки и чипсы?// учительская газета, № 22, 28 мая 2008 г. С.17
  15. Шим Э. Рассказы и сказки о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки открытых мероприятий по проектной деятельности на тему "Психологические условия формирования представлений о нравственных ценностях у детей младшего дошкольного возраста".

С целью повышения качества образовательного процесса в МАДОУ, совершенствования педагогического мастерства я, воспитатель Елена Леонтьевна Медянцева, работаю по теме: "Психологические условия формиров...

Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с детьми  дошкольного возраста по теме правового воспитания...

Перспективное планирование проектной деятельности по теме: «Лес, деревья» (реализация принципа интеграции образовательных областей)

Перспективное планирование проектной деятельности по теме: «Лес, деревья». Срок реализации проекта  две недели....

Конспект занятия по знакомству с окружающем миром на тему:"Ах,картошечка,картошка""

занятие по позновательному развитию детей старшей группы...

Буклет на тему: "Проектная деятельность по теме "Времена года".

Буклет на тему: "Проектная деятельность по теме "Времена года""- для детей старшего дошкольного возраста....

Проектная деятельность на тему: «Активизация словаря детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Богатая и хорошо развитая...