Занятие по познавательно-речевому развитию "Птицы прилетели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательно-речевому развитию
«Птицы прилетели»
Цель: Пополнять знания детей о традициях русского народа.
Задачи: Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах. Воспитывать уважение к народному фольклору. Развивать разговорную речь, мышление, мелкую моторику кистей рук. Учить работать в коллективе, устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Формировать доброжелательные отношения к сверстникам. Закрепить положительные эмоции от работы на занятии.
Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о птицах. Наблюдение за птицами (грач) во время прогулки.
Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пение птиц. Материал для лепки.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, чтение художественной литературы, познание, музыка, художественное творчество.
Ход занятия:
- Ребята, а какое наступила время года, вы знаете? (Весна)
- Правильно, и вот мы с вами сегодня поговорим о весне и порадуемся ее приходу.
- А по каким приметам можно определить наступление весны?
Дети: Сильнее пригревает солнце, тает снег, возвращаются к нам перелетные птицы.
- Прислушайтесь, что это? Неужели прилетели, первые птицы? (звучат голоса птиц, записанные на кассету).
- Ребята, а сейчас отгадайте загадки и узнаем, какие птицы пели нам сейчас свои песни.
1. Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей. (Грач)
2. На шесте – дворец,
Во дворце «певец». (Скворец)
3. Хочет – прямо летит, хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот и в полях поет, поет. (Жаворонок)
- Какие чудесные песни у птиц. А сейчас давайте найдем картинки с изображением этих птиц по описательным рассказам о них.
Жаворонок
Птица размером немного крупнее воробья. Окраска под цвет пожухлой травы и бурой земли — серо- или буровато-охристая с бурыми продольными пестринками. Брюшко светлое. На голове короткий округлый хохолок. Над тёмными глазами — светлая бровь. Самцы отличаются от самок более крупными размерами и вертикальной «горделивой» осанкой, а также наличием песни, которая у самок совершенно отсутствует.
Предпочитают открытые пространства — луга, поля, степи. В лесу встретить практически невозможно.
Грач
Окрашен полностью в черный цвет с фиолетово-синим отливом. Окраски самца и самки одинаковы. У взрослых птиц у основания клюва и возле щек нет оперения. У молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают. Это придает птице отличительный вид, благодаря чему ее нельзя спутать с вороном.
Скворец - один из первых вестников весны. Скворцы прилетают стаями уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и дуплами и начинают петь, раскрыв клюв. Гнездо строит самка. Её партнер помогает лишь символически, изредка принося какой-нибудь строительный материал - солому, сухую траву, веточки или перья. Сидя на сучке дерева, трепеща чёрными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. Хороша весенняя песня скворца. Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Даже в самые хлопотливые дни выкармливания птенцов скворец ухитряется петь.
- А теперь пришло время поиграть. Дети становятся в круг и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год! » Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком».
- Ребята, в народе говорят: птицы прилетели, на крыльях весну принесли. И вот раньше в деревнях весной, пекли из теста птичек - «жаворонков». Мамы раздавали этих птичек деткам, и дети бежали на улицу закликать весну.
- А давайте мы тоже с вами попробуем жаворонков слепить.
- Спасибо ребята, какие красивые жаворонки у нас получились.
Жаворонки, перелетушки!
Прилетели к нам,
Принесли нам,
Весну ясную, Весну красную!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе. "На прогулку к солнышку"
На занятии формируется познавательная активность детей, дети учатся отвечать на вопросы взрослого.Здесь закрепляются цвета :красный, жёлтый, зелёный; расширяется диапазон использования пальчиковых фор...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основны...
конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе
Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....
конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Домашние животные"
знакомить малышей с домашними животными можно в игровой форме.Это очень интересно и легко усваивается детьми.Прежде чем проводить это занятие, необходимо провести предварительную работу ....
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в группе раннего возраста "Прилетела птичка в гости"
Конспект занятия для детей в возрасте от 1 года до 2 лет....
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Конспект подгруппового логопедического занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Тема занятия: «Сказка. Репка».
Тема занятия: «Сказка. Репка»....