Дидактические игры по экологии
учебно-методическое пособие по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников.
Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:
- Обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- Пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
- Формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом сформированных у детей представлений:
- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о взаимосвязи и взаимозависимостях между объектами природы;
- о культуре поведения в природе.
Дидактические игры экологического содержания, разработанные для детей старшего дошкольного возраста, объединены в три группы:
- для обогащения экологических представлений;
- для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе;
- для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
«Волшебный поезд» Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных. Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.
Ход игры. Играют две команды (в каждой по 4 ребенка – «проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.
В. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем. Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Зоологическая столовая» Цель. Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку. Материал. На каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15 -20 штук).
Ход игры. Играют две команды по 3-5 человек.
В. Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищных и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим. Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
«Лесной многоэтажный дом» Цель. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса. Материал. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки. Ход игры. 1вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса. 2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку. Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
« Кто рядом живет» Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных. Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) – по количеству детей, обручи красного, синего, зеленого цвета. Пред игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что один обитает в воде, другие – возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство. Ход игры. В разных уголках площадки раскладываются обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).
В. Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем. После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.
«Живые цепочки» Цель. Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания. Материал. Маски (шапочки) животных и растений. Примечание. Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле). Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми. В свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.
Ход игры. Играют две команды ( по 3 ребенка в команде). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов.
В. По команде «Цепочка, стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке. Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем. На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы. На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой-либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести. Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинить.
«Путешествие в лес» Цель. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы. закреплению навыков экологически грамотного поведения. Материал. Старичок- лесовичок (кукла); 3 коробки с одинаковыми комплектами картинок с изображением растений и животных леса, луга, водоема 9наклеенные на плотный картон и с подставками); эмблемы.
Ход игры. Игра может проводиться на свежем воздухе или в помещении. Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в лес. При входе в лес их встречает старичок - лесовичок (за него говорит взрослый).
Старичок – лесовичок. Здравствуйте. Дети! Лес гостям рад. Но прежде чем вас пропустить. Я должен узнать, с добром ли вы пожаловали. Помните ли правила поведения в лесу? Вы должны выбрать из каждой пары фраз, которые я произнесу, правильную.
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно поиграть: ветки ломать, листьями бросаться, цветы рвать, венки плести – зелень не жалко, еще вырастит.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу. Противных гусениц можно прогнать. А лучше бы их совсем не было.
Животные всякие нужны. Каждое из них необходимо природе.
Дети отвечают. Старичок – лесовичок благодарит их за правильные ответы и пропускает в лес. Воспитатель приглашает лесовичка пойти с ними. На привале он загадывает детям загадки. За каждый правильный ответ старичок дает эмблему «Знаток леса»
Старичок – лесовичок. Однажды несколько волшебников поспорили. Каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что получилось, я вам сейчас расскажу.
- Первый волшебник решил, что в его лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава, и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему разобраться.
- Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы думаете, что случилось?
- Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
- Четвертый волшебник поселил в своем лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?
- Пятый волшебник сотворил обычный лес, но никто этот лес не покинул. Почему?
Дети отвечают на вопросы. Затем все выходят на пустую площадку. Старичок – лесовичок сетует, что здесь ничего не растет. Воспитатель предлагает детям создать лес, луг и озеро.
В разных местах площадки стоит три коробки, в которых находятся картинки с изображением растений и животных леса, луга и озера. Дети делятся на три команды. С помощью жребия определяют, какое из природных сообществ каждая команда будет создавать. Дошкольники отбирают картинки с природными объектами выбранного ими сообщества и выставляют их. Старичок- лесовичок проверяет выполнение задания и награждает призами ту команду, которая первой справилась с работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по экологии
Представляю подборку дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста, которые помогут систематизировать, обощить и закрепить знания детей о природе....
Дидактические игры по экологии
ОСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА...
Дидактические игры по экологии
Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на пр...
дидактические игры по экологии
игры помогающие ребёнку не толькр познать окружающий мир, но и научиться бережно к нему относиться...
Дидактические игры по Экологии.
- Знакомство с фруктами, овощами....
Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет. (Экологические игры и методика их проведения)
Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...
Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет. (Экологические игры и методика их проведения)
Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...