Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Основная задача экологического воспитания в детском саду – обеспечить ребенка занятиями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творением ума и рук человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_doshkolnikov_cherez_eksperimentalnuyu_deyatelnost.doc | 540.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Говоря об экологии в целом, важно помнить о четырёх экологических законах:
1.Все связано со всем (закон всеобщей зависимости)
2.Все видоизменяется (закон неисчерпаемости материи)
3.Природа знает лучше (приоритет над всеми законами объективного мира)
4.Ничто не дается даром (без последствий не остается ни одно действие).
Уровень экологической культуры нужно связывать со способностью в рамках семьи, как основной ячейки общества, осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, а также пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям.
Речь идет о формировании мировоззрения, которое у людей из поколения в поколение может передаваться только на примере должного поведения старших.
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. В экологическом воспитании дошкольника важным условием является обучение навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; обучение бережному использования воды, электроэнергии, продуктов питании; формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей.
В России сложилась система всеобщего и комплексного экологического образования.
Согласно ст.71 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки. Учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».
В ст. 72 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие детям, а также побудить развитие познавательных интересов ребенка, его эмоций, чувств, экологических представлений, познакомить с «языком» красок, форм, движений, музыки, поэзии.
Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и многое другое.
Чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармоничный человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда хаотической организацией стимулов дезорганизует его. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. В этом поможет даже территория детского сада: у входа - царственные ели в мохнатых шапках набекрень, с ожерельем еловых шишек, по соседству золотистым цветом зацвела липа, над цветущей вершиной которой, привлеченные медовым духом, гудят пчелы и широким хороводом рассеялись на поляне красивые нежные ранние цветочки мать-и-мачехи.
Педагогам и воспитателям дошкольных учреждений необходимо развивать у детей эмоционально – положительное отношение к природе посредством соответствующих программ экологического воспитания.
Знания об окружающей среде закрепляются детьми в процесс дидактических и подвижных игр. Проведение тематических вечеров, развлечений, разучивание стихов на экологическую тематику, слушание рассказов об экологии оказывают эмоциональное воздействие на детей, и укрепляет положительное отношение к природе. Привлечение детей к тесному общению с природой, к познаванию мира растений и животных способствует активному развитию у дошкольника таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
Экологическая культура специалиста дошкольного образования (эколога, руководителя учреждения, воспитателя) поднимает его на уровень осознания значимости систематизированной, планомерно осуществляемой практики с детьми.
Элементы воспитания и образования несут в себе экологическое просвещение. Просвещение в сфере экологии – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Основная задача экологического воспитания в детском саду – обеспечить ребенка занятиями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творением ума и рук человека.
Экологическое воспитание тем или иным образом соприкасается с различными областями деятельности дошкольного образовательного учреждения. Занятия в детском коллективе – весьма важный момент в процессе умственного развития.
Экспериментальная деятельность помогает достичь желаемого результата в формировании экологической культуры. Дети очень любят проводить различные опыты, экспериментировать самостоятельно. На занятиях по окружающему миру развивается не только моторика рук ребенка, но, прежде всего, формируется мышление, увеличивается наблюдение за природой, её красотой и неповторимостью, воспитывается бережное отношение к ее дарам при использовании в собственных целях.
Занятие по экологии с экспериментальной деятельностью. Средняя группа.
Тема: Вода в природе
Цели занятия: Учить познавать свойства воды, развивать бережность и экономное использование чистой воды в природе, воспитывать экологическую культуру.
Материалы и оборудование: ведерка со снегом, пипетка, камушки, фильтр, апельсиновое и пихтовое масла, магнитофон, кассета с записью. На каждом столе стаканы с водой, тарелочки, салфетки, черная гуашь.
Ход занятия:
- Организационный момент
-Ребятки, если внимательно послушаете запись, то поймете, что находится в загадочной коробке. (Включается магнитофон с записью шума родника. Дети узнают. Воспитатель достает из коробки банку с водой.)
2. Беседа.
-Дети, на природе где можно встретить воду? ( Слушаются ответы детей)
3. Объяснение схемы: « Вода в природе»
- Зачем же нам нужна вода? (Для питья, мытья, полива, и т.д.)
4. Сюрпризный момент.
Заходит Капелька с ведерком снега.
- Кто ты? Откуда пришла?
- Из снега! Если не верите, сами проверьте!
5. Проведение исследований.
Исследование снега: дети берут в руки снег, а он тает в руке и появляется капелька. Дети сами делают вывод, что снег в теплоте тает.
Проведение опытов
Капелька:
-В этой банке тоже был снег, он растаял. Что вы можете сказать о воде в баночке? Давайте проверим, чистая ли вода?
а) Опыт на чистоту воды. ( Производят фильтрацию воды)
б) Опыт на обоняние (Разбавляют с пахнущими веществами)
б) Опыт на цвет (Добавляют чёрную гуашь)
6. Физминутка
В речке течет вода
Брызгает на берег волна
В речке плавает рыбка
На пруду – лягушка
7. Заключение
Заходит Лягушка.
Ква – ква – ква!
Болит живот!
Воспитатель:
-Что с тобой случилось, лягушка?
Лягушка:
- Возле моего пруда
Водитель мыл машину.
Бензином запахла трава,
Загрязнил и воду!
Воспитатель:
-Дети, вот видите, что случается с природой, если мы не будем осторожны.
Так давайте беречь и охранять её!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов «Формирование основ экологической культуры через игровую деятельность»
В данной работе говорится о влиянии игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста....
Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость н...
«Формирование основ экологической культуры через игровую деятельность».
Цель : определить влияние игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.Началом...
"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.
Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....
"Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность дошкольников"
Консультация для родителей в рамках дня открытых дверей, состоявшегося 25.03.2017г. в ГБОУ Школа №809 дошкольное отделение....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - проект...