Конспект НОД по экологии на тему "Царица - водица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Батяева Ольга Петровна

Это занятие нацелено на развитие системного диалектического мышления ребенка, средствами экологических знаний на основе принципов развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tsaritsa_voditsa.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК»

КОНСПЕКТ  НОД ПО ЭКОЛОГИИ

ТЕМА « ЦАРИЦА – ВОДИЦА»

Подготовила и провела:

воспитатель высшей квалификационной категории

Батяева Ольга Петровна


Программное содержание:

  1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, жизни растений и животных, подчеркнуть, что все живые организмы нуждаются в воде.
  2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного.
  3. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных знаний.
  4. Прививать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке, формировать навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить  экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
  5. При выполнении рекламы воды, нетрадиционных заданий учить детей краткому выражению мыслей, развивать речь, творческие способности.
  6. Развивать у детей любовь и интерес к природе, ее красоте. Формировать у детей начальное экологическое мировоззрение. Воспитывать в детях человечность, доброту, ответственное отношение к природе, к людям, которые живут рядом.

Воспитатель загадывает загадку.

Если руки в ваксе,

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда наш первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, не стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились вкусно щи,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без…(воды)

Правильно ребята, без воды не существует жизни на Земле.

Сегодня мы с вами будем говорить о воде, о том, в каком виде существует вода, в окружающей нас среде, о ее значении в нашей жизни.

Внимательно рассмотрите глобус. Это макет нашей планеты Земля.

1.Какой цвет преобладает над всеми остальными цветами?  (голубой)

2.А как вы думаете, что выделено голубым цветом?   (вода)

Да, действительно, голубой цвет – это цвет воды. На земном шаре воды значительно больше, чем суши. Посмотрите на необозримые водные пространства морей и океанов. Вода в морях и океанах не такая, как в реках, озерах. В реках и озерах вода без вкуса и называется пресной. А в морях вода соленая.

Ребята, как вы думаете, какую воду пьет человек? (пресную). Да, человек не может пить соленую воду, а именно ее на Земле намного больше, чем пресной воды. Но на глобусе есть участки белого цвета. Давайте их найдем, кто догадался, что обозначают белым цветом?  (снег, лед)

То есть ребята, белым цветом обозначается то же вода, но особенная. Белым цветом обозначают льды и снега, которые никогда не тают.

Посадить детей за столы.

Ребята, мы с вами выяснили, что вода – это моря и океаны, и реки, и пруды, и озера. Но вода еще может прятаться глубоко под землей. Под землей тоже есть реки и озера, только мы их нигде не видим. Но вот воду из этих подземных источников наверняка пробовали многие из вас.

- Кто из вас слышал о роднике?

- А кто-нибудь пил родниковую воду?

- Какой вам показалась эта  вода?  (холодной, чистой, прозрачной, вкусной ледяной, кристально чистой, студеная)

Люди очень ценят родниковую воду, иногда они обкладывают его камнями, делают навесы над ними. На ухоженном роднике всегда найдется кружка, которая оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого, чтобы тот, кто проходит мимо, мог испить родниковой воды.

Необходимо следить, чтобы родничок всегда оставался чистым, потому что родник – это бесценный дар природы. Необходимо беречь родник от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

Ребята, подумайте, и скажите, откуда берется вода в кране? Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она все не кончается?  (из речки)

Да, вода в кран попадает из реки. Те капли, которыми  мы моем  руки, проделали  большой путь, прежде чем помочь нам стать чистыми. Сначала они «плавали» в реке, потом человек направил их в трубы.

Но воду из речки пить нельзя, она не совсем чистая и человек может заболеть, если попробует такую воду. Для того, чтобы вода стала безопасной для нас, ее специально очищают, и только после очистки вода попадает в наш кран. Очень много людей должны потрудиться для этого!  Одни делают на заводе трубы, другие строят водопровод, третьи – очищают воду, четвертые – ремонтируют краны и т. п.

Сейчас на нашей планете осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную. Ее вновь приходиться очищать, для этого строят специальные очистные сооружения.

        Как вы думаете, кому нужна вода?

- вода нужна людям,

- вода нужна растениям,

- вода нужна животным,

- вода нужна птицам,

- вода нужна рыбам.

        То есть вода нужна всему живому на Земле. Вода нужна всем! Поэтому нужно очень бережно относиться к воде.

        Ребята, а вот представьте себе, что если бы люди не экономили воду, не берегли ее, если бы вода вдруг исчезла, что тогда случилось бы?

- погибли бы растения,

- животные, рыбы, птицы и люди,

- все бы засохло на Земле и погибло.

        Я хочу прочесть вам стихотворение Бориса Заходера об одном дошкольнике, который забыл закрыть за собой кран, а вам предлагаю внимательно послушать и запомнить, что из этого получилось!

Течет река издалека…течет река.

Как хорошо, когда река и глубока, и широка,

Над ней пышнее облака

Свежей дыханья ветерка,

Стройней, выше лес над ней

И луг прибрежный зеленей!

Течет река, течет река, поит поля, и города,

Несет и лодки и суда

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне.

Ты хороша река весной, и осенью,

И в летний зной

Купанье! Что за благодать!

Но что такое? Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет как раз наоборот.

На мель садится пароход.

Тут глубока была река.

Была… Вот именно была,

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем,

Река становиться ручьем!

А рыбы в горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажите: какой пустяк!

Пустяк… Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка,

Пропала целая река!

Обсуждение стихотворения

  1. О чем это стихотворение? (стихотворение о том, что текла река и она пропала, исчезла, обмелела)
  2. Почему вода в реке исчезла? (вода в реке исчезла, потому что мальчик забыл закрыть кран)
  3. Что случилось после того, как воды в реке стало меньше? (перестали ходить пароходы, рыбам стало негде жить, река стала превращаться в ручеек)
  4. Из стихотворения мы узнали, что над рекой лес стройнее и выше и луг прибрежный зеленей. Как вы думаете, отчего это происходит? (растениям, растущим около воды, легче пить воду, поэтому они быстрее растут, лучше, дольше остаются зелеными)
  5. Как же вы должны вести себя все люди, чтобы реки и даже ручейки не исчезли?

- нужно беречь воду, не загрязнять ее.

- нельзя ничего бросать в воду (ни палки, ни бумагу, ни стекло, ни банки)

- нельзя мыть в реке машины, велосипеды, т.к. вся грязь оседает на дно, вода загрязняется, умирают рыбы.

- нельзя стирать и полоскать белье в реке. Пена и пыль тоже делают воду грязной.

        Вывод: Нужно экономить каждую капельку воды.

Мы с вами уже говорили о том, из чего состоит вода. Давайте вспомним. Вода состоит из капелек.

        Как вы думаете, а можно ли сосчитать, сколько капель в море, реке, ручье? (нет). Почему? (т.к. их много).

Физкультурная минутка

Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Мы – капельки». Давайте представим, что каждый из вас маленькая капелька. Я буду вашей мамой – Тучкой. Я отпускаю вас на Землю, чтобы умыть землю, полить растения, привести все в  порядок, затем вам капелькам, нужно будет собраться в веселые звонкие, быстрые ручейки (их должно быть несколько). Журча, ручейки соединяются вместе, образуя реку. Ну, а река впадает в море. И только тогда, когда я мама – Туча позову вас домой, вы должны вновь вернуться ко мне. (Сели)

Опыты со льдом

Ребята, сегодня на занятие я принесла воду (показать прозрачные льдинки). (Это не вода, это лед)

        Да, это лед. Но я считаю, что лед – это вода, только вода – это жидкость, а лед – это твердая вода. Я предлагаю проверить.

        Опыт 1. Лед – твердая вода

Раздать детям по 2-3 кубика прозрачных льдинок и предложить понаблюдать за ними, положив лед на блюдце.

А теперь  возмите на ладонь кусочек льда. Посмотрите, как постепенно уменьшается наша льдинка. Что с ней происходит? (она тает). А где быстрее таяла льдинка на блюдце или на ладошке? Почему? (ладошка теплее)

Во что превращается кубик льда? (в воду)

Какой же вывод можно сделать? (лед – это твердая вода).

        

Опыт 2. Лед легче воды

Раздать детям по 2-3 кубика цветных льдинок. Как  вы думаете, ребята, если кубик льда поместить в стакан с водой, что с ним произойдет. (Он утонет, растает, будет плавать).

- Давайте проверим. Отпустите цветную льдинку, (чтобы было лучше видно) в стакан с водой. Что же произошло? ( Лед не утонул).

- Да, лед остался на поверхности, т. к. он легче воды. Посмотрите, а что происходит с нашим кубиком льда? (Он  растворяется в воде, он тает и превращается в воду).

        Понравились вам опыты со льдом? А сейчас, ребята, я хочу поиграть с вами в не совсем обычную игру. Поиграть в рекламу. Все вы по несколько раз в день слышите и видите по телевидению различные рекламные ролики. Вот и я решила предложить вам стать рекламными агентами. Рекламный агент должен кратко, но привлекательно и интересно выделить характерные признаки рекламируемого объекта. Вы спросите, что мы будем рекламировать? Я предлагаю сделать рекламу питьевой воды. Подумайте, как и в какой форме  вы это сделайте. Вспоминайте, какие определения, мы подбираем к слову вода.

Анализ

        Ребята,  понравилось ли вам наше занятие? Что запомнилось? О чем мы говорили сегодня? Чем занимались? Что нового вы узнали?

  1. Мы говорили о воде!
  2. Мы узнали, что воды на Земле больше, чем суши, в морях вода соленая, а в реках пресная.
  3. Мы проводили опыты и узнали, что лед – это твердая вода, лед легче воды.

4.  Мы говорили о том, что воду нужно беречь, т.к. она нужна всему живому.

  1.  Мы играли в рекламу.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для старшей группы «Волшебница водица»

Конспект занятия по экологии в старшей группе«Волшебница водица»Воспитатель: Антонова Ирина Юрьевна2013г.г. ЛуховицыПрограммное содержание:1. Изучить свойства воды.2. Развивать навыки проведения...

Конспект НОД по экологии" Водица-царица".

Текст сопровождается наглядным маериалом, рассчитан на старший дошкольный возраст, может использоваться для открытых просмотров начинающми педагогами....

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница-водица»

Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе); развивать любознательность, мышление и речь детей; расширить активный словарь детей словами: жидкость, бесцветная, безвкусная, проз...

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования "Волшебница водица" для подготовительной группы

Задачи:( Образовательные)1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.3. Подвести детей к пониманию того, что лед – ...

Конспект НОД по экологии "Чудо-водица"

Непосредственно-образовательная деятельность по экологии во 2 младшей группе о разных состояниях воды (снег, лед)....