Природа – общий дом для всех людей (конспект)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста по зарвитию связной речи, знакомству с природой, желюнию детей беречь природу, расширению представления о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих на нашей рерритории, закреплению знаний поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия в старшей логопедической группе | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ МО «Детский сад компенсирующего вида №76»
Природа – общий дом для всех людей
(конспект)
подготовила воспитатель
Шевченко Елена Александровна
г. Краснодар
2014 г.
Цель: вызвать у детей желание беречь природу.
Задачи:
- способствовать осмыслению своего места в природе, ответственности за сохранение красоты и богатства природы;
- расширять представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории;
- закрепить знания о правилах поведения в природе;
- уточнить значение воды для всего живого;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Материал:
глобус; экологические знаки; иллюстрации (белки, зайца, волка, лося); карточки с изображением птиц.
Ход занятия
Звучит музыка
Воспитатель:
Шар невелик,
На нём страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды
- Что это ребятки?
Дети хором отвечают, что это глобус.
Воспитатель показывает модель глобуса.
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: Это Земля…
Воспитатель: Правильно – это модель Земли, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом.
Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллионы лет.
Всё то что мы имели и имеем,
Рукой своей сметает человек.
Звучит фрагмент из гимна «Здравствуй Мир».
Появляются гости – Юные спасатели природы
1 сп.:
Знают о нас многие -
Мы - юные экологи.
Природу любим, знаем,
Её оберегаем!
2 сп.:
Чтоб чистым воздухом дышать,
Природу надо охранять!
3 сп.:
Деревья новые сажать,
За старыми ухаживать.
4 сп.:
Подкармливать их, поливать,
А так же почву удобрять.
5 сп.:
Беречь траву, не мять цветы,
Деревья не ломать, кусты.
Все:
Мы их жалеем, бережем,
Другим в обиду не даем.
ЮСП задают детям вопросы,
а дети поднимают руки и отвечают
1 сп.: Какие цвета вы видите на глобусе?
Дети: Синий, голубой, белый…
2 сп.: Какого цвета больше?
Дети: Голубого..
3 сп.: Что он изображает?
Дети: Воду, океан, моря…
4 сп.: Какая вода в море?
Дети: Синяя, холодная, соленая…
5 сп.: А в реках, озерах, прудах?
Дети: Потеплее, не соленая
1 сп.: Кто живет в море?
Дети: Рыбы, дельфины, акулы, крабы…
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам историю об одном водоёме.
Жил-был водоём. Когда вода нём была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоёма. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костёр. А уходя, оставили мусор, бутылки, банки.
Потом к этому озеру приходили ещё и ещё. Со временем воды становилось всё меньше и меньше, а мусора всё больше. Уже нельзя было увидеть тех, кто там живёт. Обитателям водоёма стало совсем неуютно жить в такой грязной воде.
Как вы думаете – это хорошо или плохо?
Дети отвечают, что «Плохо»
Воспитатель: Ребята, а кто же может прийти на помощь водоёму и его жителям? Как мы можем помочь этому озеру? Мы
Давайте попробуем очистить воду.
Опыт «Фильтрация воды»
Воспитатель: У меня на столе стакан с грязной водой. Эту воду мы набрали из пруда. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать).
Также у меня есть пустой стакан, воронка и фильтр (ватный диск). Возьмём пустой стакан и вставим в него воронку, а воронку фильтр – ватный диск. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан. Давайте посмотрим на фильтры. Они стали грязными! Посмотрите, вода стала чище?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужна вода?
Дети отвечают
Дети: Мы ее пьем, варим с ней еду. Мы в ней купаемся. Стираем. По воде плавают корабли. Водой пользуются на заводах и фабриках и т.д.
Воспитатель: А еще кому нужна вода?
Дети: Рыбам, птицам, животным, деревьям.
Воспитатель: Давайте будем беречь воду, не засорять водоёмы.
Ребята ЮСП:
Мы привыкли, что всегда -
Наша спутница вода!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Я хочу вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим еще раз на наш глобус. Что нам нем обозначено зеленым цветом?
Дети: Леса!
Воспитатель: А вы знаете какие деревья растут в лесах нашего края?
Игра «Деревья»
Детей поделили на две команды. Каждой команде раздаются стволы разных деревьев: дуба, березы, сосны, рябины и клена. Так же положили на каждый стол набор разных листиков и веточек. Детям необходимо выбрать нужные детали и правильно «нарядить» деревья.
Воспитатель: Молодцы! Обе команды справились с заданием!
Воспитатель: А вы знаете, что некоторых растений на Земле стало очень мало. Они занесены в Красную книгу.
Красный цвет – это цвет тревоги, поэтому в красную книгу занесены все виды животного и растительного мира, находящиеся на грани исчезновения.
Ребенок:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Воспитатель: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого.
1 сп.: Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его.
2 сп.:. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев.
3 сп.: Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
4 сп.: Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
5 сп.: Не шуми в лесу.
Физкультминутка «В лесу»:
Дети с воспитателем медленно идут по кругу
Воспитатель:
Мы шли, шли, шли. Ноги слегка расставить. Руки на поясе.
Земляничку нашли. Шаги на месте, следить за положением туловища
Сели, поели и опять пошли. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед
Мы шли, шли, шли,
Наконец, домой пришли.
Упражнения повторяются 3—4 раза, меняются только названия ягод: (черничка, голубичка, ежевичка и т.д.)
1 сп.: А знаете ли вы, что зеленые насаждения очищают воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек!
2 сп.: А знаете ли вы что на листовой поверхности взрослого дерева вяза за летний период осаждается 23 кг пыли, на иве – 39, на клене – 33, на ясене – 27, на сирени – 16, на акации – 0,2, на лопухе – 2.
Воспитатель: Ребята, а каких обитателей леса вы знаете? Вот посмотрите, кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем догадаться кто их оставил?
Воспитатель загадывает загадки о животных. Дети их отгадывают и находят следы того животного, которое их оставило.
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (Лису)
Оленя старший брат,
С рогами как лопаты,
Его легко узнать:
Прозвался он – сохатый. (Лось)
Воспитатель: Ребята, а кого еще можно услышать и увидеть в лесу?
Правильно – птиц! Сейчас Юные спасатели природы загадают вам загадки о птицах.
3 сп.:
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
4 сп.:
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5 сп.:
Не ворона, не синица, -
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
Воспитатель: Ребята, а может ли лес обойтись без человека? (Да) А человек без леса? Что лес даёт человеку.
Дети отвечают
- Лес даёт свежий воздух.
- Лес дает древесину для изготовления домов и мебели.
- В лесу можно набрать грибов, ягод, орехов и лекарственные растения.
- В лесу люди часто отдыхают.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помогать лесу – не вредить ему - беречь его? Давайте вместе рассмотрим знаки. Что они означают?
Ребята ЮСП показывают по очереди картинки, а дети расшифровывают знаки
«Топор» - не рубить живые деревья и кусты.
«Рогатка» - не стрелять в животных и птиц.
«Разбитая бутылка», «консервная банка» - не оставлять после себя мусор в лесу.
«Сломанная ветка», «нож» - не ломать веток, не срезать кору деревьев.
«Магнитофон» - не шуметь в лесу.
«Костер» - не оставлять незатушеные костры.
«Сорванные цветы» - не рвать растения без необходимости.
1 сп.: Давайте навсегда запомним эти знаки.
2 сп.:
Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы погибнем, как они.
Воспитатель: Ребята, и в заключение, Юные спасатели природы познакомят вас с Законами охраны природы.
ЮСП показывают по очереди картинки и рассказывают,
что каждая из них означает
Закон певчего соловья - будем воспевать красоту родной земли, как соловей!
Закон красной калины - будем украшать землю добрыми делами. Как калина рощу!
Закон заботливой белочки - будем брать от природы только то, что необходимо, заботясь об обновлении природных богатств!
Закон мудрой совы - будем наблюдать, учиться, действовать и нести ответственность за свои поступки.
Закон золотого подсолнуха - каждое существо, которое живет на Земле,- незаменимо. Оно имеет право на солнце, воздух и воду.
Закон доброго дельфина - будем приходить на помощь каждому, кто в ней нуждается, как это делает дельфин в море.
Закон настойчивого дятла - будем настойчивыми и неутомимыми, как дятлы. И тогда увидим нашу землю здоровой и цветущей.
Закон вечнозеленого барвинка - будем всегда помнить о преимуществе законов природы над законами человеческими.
Воспитатель: Ну вот и подошла к концу наша встреча – давайте, ребята, попрощаемся с Юными спасателями природы и скажем им спасибо.
Дети: Спасибо! До свидания!
Список источников
«Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» / муз. Л. Квинт, сл. В. Костров, исп. Ан. Вески и др. // http://allmuz.org/melody/
Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2005.
Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Хайдурова И.А. и др. Общение с природой начинается с детства- . Пермь, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее развлечение для всех возрастных групп "Святочные колядки"
Развлечение проводится в Новогодние каникулы, когда посещаемость не такая высокая, поэтому позволяет объединить всех детей детского сада, с посильным участием каждой возрастной группы....
"Права детей среди людей" (конспект занятия)
Конспект занятия (непосредственно образовательной совместной деятельности) по правовому воспитанию в рамках проектного метода. Предназначен для старших дошкольников....
Учимся жить без опасности! "Ребенок и другие люди". Конспект НОД младшая группа Нарожная О.А.
Тема месяца: «Учимся жить без опасности!»...
Сценарий общего развлечения для всех групп детей.
Старый новый год...
"Ребёнок и другие люди" (Конспекты занятий безопасности с детьми)
Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в нашей работе. Я осуществляю планомерную, целенаправленную работу по формированию у до...
День воспитателя (общий праздник для всех групп. )
Сценарий ко дню воспитателя длявсех групп ДС. У нас быор 3 - ясельная, 1 разн-я и 2 разн-я. Каждая группа представляла свой номер в памках праздника....
День воспитателя (общий праздник для всех групп. 2021)
Сценарий ко дню воспитателя (совместный праздник для разновозрастных групп)...