Конспект занятия "Всё мы знаем о воде!"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Лариса Александровна Емельянова

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Всё мы знаем о воде!". Исследовательская деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_my_znaem_o_vode.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей логопедической старшей группы

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ»

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
  2. Познакомить детей с глобусом.
  3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.
  4. Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.
  5. Уточнить значение воды для всего живого.
  6. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; развивать у детей связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов, точно отражающих действие: налить, перелить, вылить…
  7. Воспитывать бережное отношение к воде; уточнить знания о том, что вода – ценный природный дар, воду надо беречь.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

  1. Игровой (внесение игрового персонажа; волшебное превращение детей в капельки).
  2. Наглядный (панно «Кому нужна вода», карточки, символы).
  3. Практический (опыты).
  4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Изготовление панно «Кому нужна вода».
  2. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  3. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду).
  4. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода»,  «Кто живёт в воде».
  5. Знакомство детей с карточками – методов исследования, как с ними работать.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Панно «Кому нужна вода».
  2. Инвентарь для опытов: пустые стаканы, стаканы с водой, чайные ложки, стакан с молоком, графины, пиалы, колбы, кипячёная вода, трубочки, соль, кусковой сахар, краска – гуашь, кисточки, соковыжималка, апельсин.
  3. Карточки с изображением тем исследований.
  4. Карточки с изображением методов исследований.
  5. Символы, обозначающие свойства воды.
  6. Эмблема «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
  7. Кукла Буратино.

Ход занятия: 

  • Дети сидят в кругу на ковре. Перед ними лежат карточки с изображением тем исследований.

Воспитатель:  (держит в руках игрушку Буратино)

– Сегодня к нам в гости пришёл Буратино. Он опять прогулял занятия в школе. Буратино принёс нам вот эти карточки. Посмотрите, что на них изображено?

Дети:

 – Песок, магнит, вода, камни, мука, хомяк, попугай.

Воспитатель: 

– Буратино ничего не знает о том, что изображено на этих карточках, и очень просит вас рассказать ему о них. Поможем? (ответы детей).

– Буратино, присаживайся. А вы, ребята, посмотрите внимательно на эти карточки и решите, о чём мы сегодня будем рассказывать Буратино.

  • Дети выбирают карточку «Вода». 
  • Карточку с изображением воды «отдаю в руки» Буратино, остальные собираю и убираю в сторону.

Воспитатель: 

– Буратино, наши дети ещё сами немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

– Ребята, подойдите к столу, посмотрите на глобус. Это наша земля, здесь мы живём. А вы знаете, почему на глобусе так много голубого цвета? Голубой цвет – это вода. Земля на глобусе показана жёлтой, зелёной и коричневой красками.

  • Буратино «сидит» рядом с глобусом, а дети находят на глобусе участки воды и суши.

Воспитатель: 

– Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).

Дети: 

 – Яблоко.

Воспитатель: 

– Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?

Дети: 

– На земле больше воды.

Воспитатель: 

– Да, ребята, вы правы – воды на Земле больше, чем суши. Но мы обещали рассказать Буратино о воде очень подробно. Попробуем?

Дети: 

– Да.

Воспитатель: 

– Ребята, вы с водой хорошо знакомы, но давайте приглядимся к ней получше, познакомимся сами с некоторыми свойствами этого необыкновенного вещества и поможем их запомнить Буратино.

   Попробуем чуть-чуть открыть водопроводный кран. Из него робко «выглядывает» прозрачная капелька. Постепенно капелька «раздувается», «вытягивается» и – КАП? За ней вторая, точно такая же. И вот уже потекла целая струйка воды…

    Если быть внимательными и терпеливыми, можно узнать очень много нового о воде. Хотите?

Воспитатель: 

– Тогда садитесь на стульчики, и ты, Буратино, устраивайся поудобнее и очень внимательно смотри и слушай наших детишек. Сегодня мне будет помогать во всём Анечка.

– Но сначала, ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, круглый; кубик – квадратный, а вода какой формы? (ответы детей).

– Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода.

– Аня, из графина налей воду в пробирку.

– Что делает Аня?

Дети: 

– Аня наливает воду.

Воспитатель: 

– А теперь перелей её в колбочку.

– Что теперь делает Анечка?

Дети: 

– Аня переливает воду.

Воспитатель: 

– Теперь вылей воду в баночку. Что делает Аня?

Дети: 

– Аня выливает воду.

Воспитатель: 

– Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей).

– Форма, которую принимает вода, меняется?

Дети: – Да.

Воспитатель: 

– Значит, какой вывод из этого можно сделать?

Аня:  Вывод: 

– Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой посуды.

Воспитатель: 

– А чтобы вам, ребята, и тебе, Буратино, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешиваю на доску).

–  Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?  (ответы детей).

–  Сейчас мы это проверим.

  • На столе стакан с молоком, стакан с водой, две чайные ложки.

Воспитатель: 

– Какого цвета молоко? (белого).

– А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей).

– Давайте проведём опыт:

Аня, возьми одну чайную ложку положи её в стакан с молоком, а другую ложку –  в стакан с водой

В каком стакане ложку видно, а в каком нет? (ответы детей).

– Аня, сделай из этого вывод.

Аня:  Вывод: 

– Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: 

– Но вы знаете, ребята, наша вода бывает волшебной, и она может менять свой цвет, может из бесцветной превратиться в разноцветную. Хотите в этом убедиться?

  • На столе стоят стаканы с чистой водой, гуашь, кисточка.

Воспитатель: 

– Аня, возьми на кисточку немного краски и опусти в стакан с водой, теперь помешай кисточкой.

–  Что стало с водой?

Дети: Вывод: 

– Вода бесцветная, но может менять свой цвет.

  • Перед детьми вывешивается символ этого свойства.

Воспитатель: 

– Ребята, дома проведите следующий опыт: добавьте в стакан с водой варенье. Что получится? Потом расскажете нам, хорошо?

Воспитатель: 

– Это ещё не все превращения воды.

– Сейчас я предлагаю вам попробовать воду на вкус.

  • Детям предлагается попробовать кипячёную воду через трубочку.

–   Какая вода на вкус? (ответы детей: вода не имеет вкуса, она безвкусная).

Воспитатель: 

– Анечка, в графин положи несколько кусочков  сахара и размешай ложечкой.

– Кто попробует водичку, которая получилась, и скажет, изменился вкус или нет?

  • Дети пробуют воду через трубочку.

– Какой она стала? (сладкой).

Воспитатель: 

– Аня, насыпь в другой стакан немного соли и размешай. А теперь дай детям попробовать, какой стала вода на вкус? (ответы детей).

– Аня, сделай вывод из этого опыта.

Аня:  Вывод: 

– Вода не имеет вкуса, а когда мы в ней растворили сахар или соль, она изменила свой вкус, значит, она умеет менять свой вкус.

Воспитатель: 

– А чтобы вы лучше запомнили это свойство воды, я добавлю следующий символ на доску.

Воспитатель: 

– А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Есть ли у неё запах? (ответы детей: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха).

– Анечка, помоги мне, пожалуйста, из апельсина выжать сок (выжимаем), а теперь добавь этот сок в стакан с водой и дай понюхать детям.

– Изменился запах? (ответы детей).

– Аня, вывод…

Аня:  Вывод: 

– Вода не имеет запаха, но она может менять свой запах.

  • Вывешиваю символ этого свойства.

Воспитатель: 

– Ребятки, сейчас я превращу вас всех в капельки. Я прочитаю волшебные слова, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки…

                                                 Ну-ка, лейка, лей, лей!

                               Для ребяток не жалей.

                               В капельки пусть превратятся,

                                                 От души повеселятся.

(надеваю на головы детей шапочки – Капитошки).

Физкультминутка  «Ручеёк»  – дети идут медленно, побыстрее и бегут друг за другом – так течёт, журчит ручеёк.

Воспитатель: 

– Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали. Но давайте расскажем Буратино, кому нужна вода.

  • Работа с панно «Кому нужна вода». (Дети называют чему и кому нужна вода и прикрепляют к панно в нужных местах: цветам на полянке, деревьям для того, чтобы они росли; рыбам в реке, лягушкам в пруду, для того, чтобы в ней жить; человеку, животным, птицам, бабочке…для того, чтобы пить водичку, купаться, умываться…).

Воспитатель: 

– Ребята, а тут ещё картинки: книга, телефон, будильник… Почему вы их не взяли?

Дети: 

– Им не нужна вода.

Воспитатель: 

– Молодцы, ребятки!

– Ну, что Буратино, узнал что-нибудь нового о воде?

Буратино:  –  Да! Только это так трудно всё запомнить.

Воспитатель: 

– А Анечка тебе, Буратино, ещё раз напомнит. Слушай внимательно и запоминай.

  • Аня делает доклад о воде (подглядывая в карточки-символы).

           *  Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем.

           *  Вода бесцветная, но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску).

           *  Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе).

           *  Вода не имеет запаха, но может его менять.

Буратино: 

–  Ну, спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.

Воспитатель: 

–  Буратино, а ты знаешь, что воду надо беречь?

Буратино: 

 –  Да зачем её беречь? Вон сколько воды и в реках, и в озёрах, и даже на улицах в лужах.

Воспитатель: 

 –  Представьте себе, что на земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет?

Дети: 

–  Растения, животные, люди погибнут. Без воды никто не может жить.

Воспитатель:  –  Конечно, ребята.  

 – Вы слыхали о воде,

Знаете – она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит…

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

     

    И правда, без воды жизнь представить сложно.

Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

     А чтобы ты, Буратино и вы, дети, не забыли про это, вот вам памятка – напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».

Буратино: 

–  Спасибо вам за всё! Теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

Воспитатель: 

–  Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такую же памятку. Согласны? (ответы детей).  

                             Человек! Запомни навсегда:

                             Символ жизни на Земле – ВОДА!

                             Экономь её и береги.

                             Мы ведь на планете не одни!

Проектная деятельность в ДОУ: "Экология воды" (Форум 2010)

Литература.

  1. Веретенникова, С. А.  Ознакомление дошкольников с природой. -М.: Просвещение, 1973..
  2. Мазурина, А. Ф. Наблюдения и труд в природе. - М.: Просвещение, 1976.
  3. Корчагина, В. А. Воспитание у детей любви к природе.
  4. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.
  5. А.И.Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
  6. Рыжова, Н. А.  Я и природа: методический комплект по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа». - М.: Просвещение, 1996.
  7. Рыжова, Н. А. Волшебница Вода: методический комплект по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа». - М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что мы знаем о воде (свойства воды)

Конспект организации детского экспериментирования (в средней группе детского сада)...

«Что мы знаем о воде? Свойства воды)»

Программные задачи:1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный с...

Конспект "Что мы знаем о воде"

Конспект по познавательному развитию с детьми средней группы на тему : "Что мы знаем о воде"....

Обучающая презентация для детей "Живая вода.Что мы знаем о воде?"

Обучающая презентация поможет сформировать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений; научит бережно относиться к воде....

Вода. Что мы знаем о воде?

Занятия с детьми....

ООД "Вода - друг малыша. Что мы знаем о воде?"

Цель: Уточнить свойства воды, объяснить ее необходимостьЗадачи:1. Познавательные : Уточнить представления о том ,как в помещении появляется вода. Какими свойствами обладает вода и для чего она нужна 2...

ООД "Вода - друг малыша. Что мы знаем о воде?"

Цель: Уточнить свойства воды, объяснить ее необходимостьЗадачи:1. Познавательные : Уточнить представления о том ,как в помещении появляется вода. Какими свойствами обладает вода и для чего она нужна 2...