Конспект занятия "Всё мы знаем о воде!"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Всё мы знаем о воде!". Исследовательская деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_my_znaem_o_vode.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей логопедической старшей группы
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ»
ЗАДАЧИ:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
- Познакомить детей с глобусом.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.
- Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.
- Уточнить значение воды для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; развивать у детей связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов, точно отражающих действие: налить, перелить, вылить…
- Воспитывать бережное отношение к воде; уточнить знания о том, что вода – ценный природный дар, воду надо беречь.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
- Игровой (внесение игрового персонажа; волшебное превращение детей в капельки).
- Наглядный (панно «Кому нужна вода», карточки, символы).
- Практический (опыты).
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Изготовление панно «Кому нужна вода».
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду).
- Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».
- Знакомство детей с карточками – методов исследования, как с ними работать.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- Панно «Кому нужна вода».
- Инвентарь для опытов: пустые стаканы, стаканы с водой, чайные ложки, стакан с молоком, графины, пиалы, колбы, кипячёная вода, трубочки, соль, кусковой сахар, краска – гуашь, кисточки, соковыжималка, апельсин.
- Карточки с изображением тем исследований.
- Карточки с изображением методов исследований.
- Символы, обозначающие свойства воды.
- Эмблема «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
- Кукла Буратино.
Ход занятия:
- Дети сидят в кругу на ковре. Перед ними лежат карточки с изображением тем исследований.
Воспитатель: (держит в руках игрушку Буратино)
– Сегодня к нам в гости пришёл Буратино. Он опять прогулял занятия в школе. Буратино принёс нам вот эти карточки. Посмотрите, что на них изображено?
Дети:
– Песок, магнит, вода, камни, мука, хомяк, попугай.
Воспитатель:
– Буратино ничего не знает о том, что изображено на этих карточках, и очень просит вас рассказать ему о них. Поможем? (ответы детей).
– Буратино, присаживайся. А вы, ребята, посмотрите внимательно на эти карточки и решите, о чём мы сегодня будем рассказывать Буратино.
- Дети выбирают карточку «Вода».
- Карточку с изображением воды «отдаю в руки» Буратино, остальные собираю и убираю в сторону.
Воспитатель:
– Буратино, наши дети ещё сами немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
– Ребята, подойдите к столу, посмотрите на глобус. Это наша земля, здесь мы живём. А вы знаете, почему на глобусе так много голубого цвета? Голубой цвет – это вода. Земля на глобусе показана жёлтой, зелёной и коричневой красками.
- Буратино «сидит» рядом с глобусом, а дети находят на глобусе участки воды и суши.
Воспитатель:
– Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).
Дети:
– Яблоко.
Воспитатель:
– Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
Дети:
– На земле больше воды.
Воспитатель:
– Да, ребята, вы правы – воды на Земле больше, чем суши. Но мы обещали рассказать Буратино о воде очень подробно. Попробуем?
Дети:
– Да.
Воспитатель:
– Ребята, вы с водой хорошо знакомы, но давайте приглядимся к ней получше, познакомимся сами с некоторыми свойствами этого необыкновенного вещества и поможем их запомнить Буратино.
Попробуем чуть-чуть открыть водопроводный кран. Из него робко «выглядывает» прозрачная капелька. Постепенно капелька «раздувается», «вытягивается» и – КАП? За ней вторая, точно такая же. И вот уже потекла целая струйка воды…
Если быть внимательными и терпеливыми, можно узнать очень много нового о воде. Хотите?
Воспитатель:
– Тогда садитесь на стульчики, и ты, Буратино, устраивайся поудобнее и очень внимательно смотри и слушай наших детишек. Сегодня мне будет помогать во всём Анечка.
– Но сначала, ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, круглый; кубик – квадратный, а вода какой формы? (ответы детей).
– Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода.
– Аня, из графина налей воду в пробирку.
– Что делает Аня?
Дети:
– Аня наливает воду.
Воспитатель:
– А теперь перелей её в колбочку.
– Что теперь делает Анечка?
Дети:
– Аня переливает воду.
Воспитатель:
– Теперь вылей воду в баночку. Что делает Аня?
Дети:
– Аня выливает воду.
Воспитатель:
– Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей).
– Форма, которую принимает вода, меняется?
Дети: – Да.
Воспитатель:
– Значит, какой вывод из этого можно сделать?
Аня: Вывод:
– Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой посуды.
Воспитатель:
– А чтобы вам, ребята, и тебе, Буратино, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешиваю на доску).
– Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей).
– Сейчас мы это проверим.
- На столе стакан с молоком, стакан с водой, две чайные ложки.
Воспитатель:
– Какого цвета молоко? (белого).
– А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей).
– Давайте проведём опыт:
Аня, возьми одну чайную ложку положи её в стакан с молоком, а другую ложку – в стакан с водой
В каком стакане ложку видно, а в каком нет? (ответы детей).
– Аня, сделай из этого вывод.
Аня: Вывод:
– Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель:
– Но вы знаете, ребята, наша вода бывает волшебной, и она может менять свой цвет, может из бесцветной превратиться в разноцветную. Хотите в этом убедиться?
- На столе стоят стаканы с чистой водой, гуашь, кисточка.
Воспитатель:
– Аня, возьми на кисточку немного краски и опусти в стакан с водой, теперь помешай кисточкой.
– Что стало с водой?
Дети: Вывод:
– Вода бесцветная, но может менять свой цвет.
- Перед детьми вывешивается символ этого свойства.
Воспитатель:
– Ребята, дома проведите следующий опыт: добавьте в стакан с водой варенье. Что получится? Потом расскажете нам, хорошо?
Воспитатель:
– Это ещё не все превращения воды.
– Сейчас я предлагаю вам попробовать воду на вкус.
- Детям предлагается попробовать кипячёную воду через трубочку.
– Какая вода на вкус? (ответы детей: вода не имеет вкуса, она безвкусная).
Воспитатель:
– Анечка, в графин положи несколько кусочков сахара и размешай ложечкой.
– Кто попробует водичку, которая получилась, и скажет, изменился вкус или нет?
- Дети пробуют воду через трубочку.
– Какой она стала? (сладкой).
Воспитатель:
– Аня, насыпь в другой стакан немного соли и размешай. А теперь дай детям попробовать, какой стала вода на вкус? (ответы детей).
– Аня, сделай вывод из этого опыта.
Аня: Вывод:
– Вода не имеет вкуса, а когда мы в ней растворили сахар или соль, она изменила свой вкус, значит, она умеет менять свой вкус.
Воспитатель:
– А чтобы вы лучше запомнили это свойство воды, я добавлю следующий символ на доску.
Воспитатель:
– А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Есть ли у неё запах? (ответы детей: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха).
– Анечка, помоги мне, пожалуйста, из апельсина выжать сок (выжимаем), а теперь добавь этот сок в стакан с водой и дай понюхать детям.
– Изменился запах? (ответы детей).
– Аня, вывод…
Аня: Вывод:
– Вода не имеет запаха, но она может менять свой запах.
- Вывешиваю символ этого свойства.
Воспитатель:
– Ребятки, сейчас я превращу вас всех в капельки. Я прочитаю волшебные слова, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки…
Ну-ка, лейка, лей, лей!
Для ребяток не жалей.
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся.
(надеваю на головы детей шапочки – Капитошки).
Физкультминутка «Ручеёк» – дети идут медленно, побыстрее и бегут друг за другом – так течёт, журчит ручеёк.
Воспитатель:
– Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали. Но давайте расскажем Буратино, кому нужна вода.
- Работа с панно «Кому нужна вода». (Дети называют чему и кому нужна вода и прикрепляют к панно в нужных местах: цветам на полянке, деревьям для того, чтобы они росли; рыбам в реке, лягушкам в пруду, для того, чтобы в ней жить; человеку, животным, птицам, бабочке…для того, чтобы пить водичку, купаться, умываться…).
Воспитатель:
– Ребята, а тут ещё картинки: книга, телефон, будильник… Почему вы их не взяли?
Дети:
– Им не нужна вода.
Воспитатель:
– Молодцы, ребятки!
– Ну, что Буратино, узнал что-нибудь нового о воде?
Буратино: – Да! Только это так трудно всё запомнить.
Воспитатель:
– А Анечка тебе, Буратино, ещё раз напомнит. Слушай внимательно и запоминай.
- Аня делает доклад о воде (подглядывая в карточки-символы).
* Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем.
* Вода бесцветная, но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску).
* Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе).
* Вода не имеет запаха, но может его менять.
Буратино:
– Ну, спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель:
– Буратино, а ты знаешь, что воду надо беречь?
Буратино:
– Да зачем её беречь? Вон сколько воды и в реках, и в озёрах, и даже на улицах в лужах.
Воспитатель:
– Представьте себе, что на земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет?
Дети:
– Растения, животные, люди погибнут. Без воды никто не может жить.
Воспитатель: – Конечно, ребята.
– Вы слыхали о воде,
Знаете – она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
На плите у нас кипит…
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
И правда, без воды жизнь представить сложно.
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Буратино и вы, дети, не забыли про это, вот вам памятка – напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».
Буратино:
– Спасибо вам за всё! Теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
Воспитатель:
– Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такую же памятку. Согласны? (ответы детей).
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – ВОДА!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Проектная деятельность в ДОУ: "Экология воды" (Форум 2010)
Литература.
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.: Просвещение, 1973..
- Мазурина, А. Ф. Наблюдения и труд в природе. - М.: Просвещение, 1976.
- Корчагина, В. А. Воспитание у детей любви к природе.
- Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.
- А.И.Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
- Рыжова, Н. А. Я и природа: методический комплект по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа». - М.: Просвещение, 1996.
- Рыжова, Н. А. Волшебница Вода: методический комплект по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа». - М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что мы знаем о воде (свойства воды)
Конспект организации детского экспериментирования (в средней группе детского сада)...
«Что мы знаем о воде? Свойства воды)»
Программные задачи:1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный с...
Конспект "Что мы знаем о воде"
Конспект по познавательному развитию с детьми средней группы на тему : "Что мы знаем о воде"....
Обучающая презентация для детей "Живая вода.Что мы знаем о воде?"
Обучающая презентация поможет сформировать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений; научит бережно относиться к воде....
Вода. Что мы знаем о воде?
Занятия с детьми....
ООД "Вода - друг малыша. Что мы знаем о воде?"
Цель: Уточнить свойства воды, объяснить ее необходимостьЗадачи:1. Познавательные : Уточнить представления о том ,как в помещении появляется вода. Какими свойствами обладает вода и для чего она нужна 2...
ООД "Вода - друг малыша. Что мы знаем о воде?"
Цель: Уточнить свойства воды, объяснить ее необходимостьЗадачи:1. Познавательные : Уточнить представления о том ,как в помещении появляется вода. Какими свойствами обладает вода и для чего она нужна 2...