Проект "Подводный мир" (старшая группа)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Подводный мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podvodnyy_mir.doc | 623.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта – исследовательско – творческий
Возраст детей - 6- лет
Проект краткосрочный – 1 месяц
Направление проекта – экологическое воспитание
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Подводный мир».
Задачи проекта:
формировать у детей представления об обитателях подводного мира, растительном мире водоемов;
формировать желание пользоваться специальной терминологией;
формировать навыки поисковой деятельности, систематизировать знания детей о свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде;
учить навыкам безопасного поведения на воде и возле водоема;
продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета;
научить детей выполнять аппликацию из разных материалов, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином; совершенствовать технику вырезания; развивать аккуратность и собранность, творческие способности;
развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
воспитывать бережное отношение к природе;
Предполагаемый результат
У детей сформировано представление об обитателях подводного мира, растительном мире водоемов; формированы навыки поисковой деятельности, систематизированы знания детей о свойствах воды, воспитано бережное отношение к воде;
обладают навыками безопасного поведения на воде и возле водоема;
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап – включает в себя изучение научно – методической литературы по проблеме;
2. Этап практических действий:
- разработка проекта для старшей группы,
- создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с подводным миром
- подбор детской художественной литературы,
- разработка перспективного плана, занятий, экскурсий, бесед, викторин.
3. Заключительный этап:
- диагностика детей,
- презентация проекта.
Условия реализации проекта:
Мотивационные: отсутствие у детей достаточных знаний о подводном мире и его побережье
Кадровые: исполнитель проекта (воспитатель) для эффективного решения задач должен обладать знаниями о подводном мире водоемов и его побережья.
Материально – технические: имеющиеся в наличии ДОУ.
Научно – методические: сотрудничество с музеем им. П.П.Старостина
Финансовые: организация работы воспитателя по должностным обязанностям и штатному расписанию (без дополнительных затрат).
Учитывая принципы дошкольного образования, были разработаны модели ознакомления с подводным миром во всех блоках педагогического процесса
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПОДВОДНЫМ МИРОМ
ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПОДВОДНЫМ МИРОМ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОДНЫМ МИРОМ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для реализации проекта был разработан перспективный план по ознакомлению с подводным миром
Перспективный план по ознакомлению детей с подводным миром
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1 | Беседа «Вода Земли» | «Вода земли». (Вода на глобусе обозначена голубым цветом. На земном шаре воды больше, чем суши. Природа создала разную воду: морскую, речную, озёрную, дождевую, талую. Всякой воде свое применение, в жизни человека, растений и животных. Бережное отношение к воде поможет сохранить водные ресурсы для бедующего и нашего здоровья.) |
2 | Рассматривание альбомов, открыток из серии «Рыбы», «Морские жители», «Обитатели водоемов» | Вызвать интерес к обитателям водного мира. Закрепить представления о строении рыб. |
3 | Д/И «Что есть у рыбки?» | Закрепить представление о строении рыб и их предназначении |
4 | Экскурсия на пруд | Знакомить детей с водоемом |
5 | Беседа «Что мы знаем о растениях водоема и прибрежной зоны» | Расширять знания о растениях, их названии, условиях жизни и роли человека |
6 | Оригами «Речные жители», «Лодочка» | Учить детей складывать бумагу в разных направлениях |
7 | Загадки о морских и речных жителях. Создание картотеки. | Развивать внимание, память, логическое мышление |
8 | Работа в мини-лаборатории (опыты с водой) | Закреплять свойства воды |
9 | Рисование «Осьминог» | Учить рисовать по мокрому листу |
10 | Театр на фланелеграфе «Операция щука» | Развивать коммуникативные навыки детей |
11 | Создание книжки-малышки «Растения водоема» | Учить детей изображать растения водоема, создавать книжку-малышку, работать дружно |
12 | Аппликация «Стайка дельфинов» | |
13 | Чтение рассказов «У речки», «У озера» и др. С.Маршак «Жил осьминог со своей осьминожкой» | Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию |
14 | ПИ «Море волнуется раз», «Удочка», «Гуси-лебеди», «Дельфины», «Лягушки и цапля», «Караси и щука» «Лягушки в болоте», «Хитрые рыбки», «С кочки на кочку». «Лягушки в болоте», «Хитрые рыбки», «С кочки на кочку». Эстафеты: «»Рыбалка» (перенос мешочков с песком двумя палочками), «»Пингвины» (с мячом), «По кочкам» (с двумя дощечками). Упражнения на расслабление: «Шум прибоя», «Водоросли» | Совершенствовать двигательные умения и навыки, Развивать ловкость, быстроту реакции |
15 | М Муз. игры: «Аист и лягушки», «Море и ручеёк» | Учить воспринимать и различать смену темпов музыки. |
16 | Рисование «Я рисую море» | Создание образа моря различными нетрадиционными техниками, экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами. |
17 | Развлечения «Здравствуй, речка синяя», «День Нептуна» | В процессе развлечения закрепить полученные знания об обитателях водоема, создать веселое праздничное настроение |
18 | Беседа «Правила поведения на воде», «правила поведения у водоема» | Формировать правила безопасного поведения на воде и у водоема |
19 | Рассматривание энциклопедий, ярко иллюстрированных книг | Показать детям, что подводный мир очень красив и разнообразен |
20 | Просмотр видеофильмов и слайдов | Расширение знаний об обитателях водоема |
21 | Работа с моделями. Какому животному это подходит | Соединить модели животных со средой их обитания |
Экологическое образование можно рассматривать, как процесс непрерывного воспитания родителей. Г.А.Ягодин неоднократно подчёркивал, что рабата с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач, автор считает привлечение взрослых членов семьи к совместной работе.
Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов, многие из них сами стремятся к контакту с воспитателем. Особенность родителей, как объекта экологического образования, заключается в том, что у них самих уже сформировано определённое мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребёнка.
Отдыхая на природе, родители оставляют мусор, рвут редкие цветы и т. д. Ребёнок объясняет им, что нам говорили в детском саду, так делать нельзя, но взрослые не всегда реагируют на замечания детей. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребёнку в детском саду и требованиями родителей, делают экологическое воспитание крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация для обсуждения – лично значимой. С этой целью были разработаны и проведены беседы на темы:
- Зависимость состояния ребёнка от качества окружающей среды;
- Экологическая ситуация нашего горда;
- Правила безопасности на воде;
- Оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях.
С родителями проведены консультации в виде рекомендаций и коротких заметок на следующие темы:
- «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе»;
- «Экологическое образование в ДОУ – что это такое»;
- «Знай, люби и береги»;
-
Родители оказывают помощь в организации экскурсий в музей,
- на пруд, в создании коллекций «Морское дно», «У речки»
С целью выявления эффективности проекта была проведена диагностика знаний детей об обитателях водоемов. Были получены следующие данные:
- 40% дошкольников – с высоким уровнем,
- 60% дошкольников – со средним уровнем.
До реализации проекта был один ребенок с высоким уровнем знаний, теперь 8 воспитанников улучшили уровень знаний до высокого. Дети с низкого уровня все перешли на средний. На данный момент у дошкольников сформировано представление об обитателях подводного мира, растительном мире водоемов; формированы навыки поисковой деятельности, систематизированы знания детей о свойствах воды, обладают навыками безопасного поведения на воде и возле водоема;
Приложение 1
Конспект занятия «Путешествие в подводный мир»
Воспитатель:
Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Теперь повсюду кипит жизнь - как в знойных пустынях, так и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в морских просторах.
Сегодня мы с вами продолжим путешествие в подводный мир.
1 этап – узнай кто это?
2 этап – расскажи о нем.
3 этап – творческий, мы из бумаги и разных материалов будем делать обитателей подводного мира.
1. И вот наш первый обитатель.
Восемь ног, пара рук.
В глазах - испуг.
Кто это ребята?
Голова у крабов маленькая. Обитают в морях, пресных водоемах и на суше. Иногда достигают огромных размеров.
Крабы могут многое: бегать боком по дну, лазить по вертикальным откосам скал, а в случае опасности камушком падать с них воду, прогуливаться ночью по пляжу, глазеть подолгу на луну, а вот плавают очень неохотно и довольно неуклюже.
Давайте рассмотрим краба повнимательней. Тело его покрыто твердым панцирем. Знаете ли вы еще каких-нибудь животных с панцирем? (Ответы детей). Черепаха, рак.
Ног у всех крабов по десять, но передняя пара ножек не видна, они скрыты под панцирем и служат для чистки крабьих жабер. Что такое жабры? Для чего они нужны крабу? (Ответы детей). С помощью жабер крабы дышат под водой. Кто еще дышит подводой с помощью жабер? (Ответы детей). Рыбы.
Глаза у крабов удивительные: они посажены на «стебельки», которые могут втягиваться и выдвигаться. Клешни у краба сильные, острые, как ножницы. Клешнями называются две самые большие крабьи руки. Вот эти. (Показ на картинке) .
Чем же питаются крабы. У них в меню: черви, моллюски, рыба.
Едят крабы очень деликатно и даже красиво. Одна клешня служит как бы «вилкой», вторая – «ножом». «Ножом» они режут съестное на маленькие кусочки, а «вилкой» медленно. Не торопясь, подносят кусочек ко рту.
Охотятся крабы в основном ночью, а днем зарываются в песок или прячутся среди камней. Иногда воруют рыбку из рыбачьих сетей. Бывает и сами в сетях запутаются, но это не беда для них. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Своими острыми клешнями крабы перерезают нити сетей и освобождаются. А в дыры, оставшиеся в сетях и рыба спешит выбраться на волю.
Вопросы:
1. Чем защищено тело краба?
2. Сколько ног у краба?
3. Какие из них называются клешнями?
4. Чем питается краб?
5. В какое время дня охотится?
6. Каким образом поедает пищу?
7. Какую пользу морю приносит краб?
2. А вот наш второй обитатель.
Норовистого конька.
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок.
Здесь какая - то ошибка: я на самом деле - рыбка.
В зарослях морской травы в Черном море можно увидеть забавных рыбок – морских коньков. Это очень интересные создания. Взгляните на фотографию. Голова у этих рыбок точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек по-обезьяньи цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он. Как пылесосом, засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность. Глаза у морского конька вращаются в любую сторону, и, если один глаз смотрит вправо, другой в это время может уставиться на что-либо слева. Это очень удобно для конька, так как он может одновременно со всех сторон осматривать водоросли в поисках еды и следить за врагами, которые и сами не прочь им пообедать.
Плавать морской конек не любит и большую часть жизни проводит, зацепившись хвостом за водоросли. Плавает только в поисках корма, во время свадьбы и спасаясь от врагов.
Плавает он «свечечкой», животом вперед, в вертикальном положении. Что значит «вертикально»? (Ответы детей). Покажите ладошку в вертикальном положении.
Попасется морской конек. Покушает, а потом сам себя хвостиком привяжет к стеблю водорослей и опять стоит, отдыхает до следующей кормежки.
Рыбаки называют морского конька морской гусеницей. Взгляните внимательно еще раз на фотографию. Как вы думаете, почему его называют морской гусеницей? (Ответы детей). Нижняя часть тела у конька, особенно в движении, похожа на гусеницу. А верхняя часть, по мнению многих, похожа на шахматную фигуру «конь». Согласны ли вы с этим мнением? Как, по-вашему, есть сходство? (Ответы детей) .
Вопросы:
1. Морской конек – моллюск или рыба? Докажите это.
2. Чем питается морской конек?
3. Почему про конька говорят, что он сам себя за хвост привязал?
4. С чем сравнивают морского конька? На кого он похож?
5. Как коньки плавают?
6. Какие глаза у морских коньков?
И в воде всегда резвится.
И людей всегда спасает.
О дельфинах всем известно - Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки и легки для дрессировки.
Правильно. Это дельфин. А что вы знаете про дельфинов?
Дельфины - это морское млекопитающее животное. Водятся в морях и океанах, а также реках, имеющих выход в море. Питаются, как правило, ракообразными, моллюсками, рыбой, а некоторые не брезгуют даже морскими черепахами и птицами. Дельфины не могут долгое время находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.
Дельфины – это киты. Киты в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. А долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать дыхание. Мы с вами можем задержать дыхание совсем не надолго. Давайте попробуем. (Дети ненадолго задерживают дыхание). А киты могут задерживать дыхание намного дольше. На голове у них расположено отверстие – дыхало, которое под водой закрывается. Через это дыхало киты еще и подают звуковые сигналы.
Когда-то, давным-давно, древние дельфины жили на суше. Имели руки, ноги, но потом, по каким-то неизвестным причинам покинули сушу и перебрались в воду.
Нынешние дельфины прекрасно чувствуют себя в воде. Они не чувствуют запаха, зато прекрасно видят и слышат.
Питаются дельфины рыбой и моллюсками. Каких рыб, обитающих в Черном море вы знаете? А каких моллюсков? (Ответы детей). За день один дельфин съедает примерно два вот таких ведра пищи. (Показ двух ведер).
Спят дельфины недалеко от поверхности воды, опустив вниз хвост, и, время от времени, открывая и закрывая глаза. Даже болеют теми же болезнями, что и человек.
Давайте поближе познакомимся с дельфином афалиной или бутылконосом, ведь именно они превосходные актеры. Чего только они не умеют делать! Прыгают через обруч, и даже через охваченный огнем. Поют под музыку. Рисуют. Лихо играют с мячом. Жонглируют. Катают на себе. И даже лечат. Это дрессированные дельфины. Что значит дрессированный? (Ответы детей). Это обученный человеком. Дрессировка дельфинов требует от человека-дрессировщика доброты, любви и терпения. Дельфинов можно только хвалить, а если дрессировщик вздумает наказать или ударить дельфина, то никогда больше этот дельфин не будет слушаться этого дрессировщика.
Дельфины очень сильны. Одним взмахом хвоста, они могут не только искалечить, но даже убить человека. Но никогда дельфины не проявляют враждебных чувств к людям. Даже когда человек лечит дельфина, делает укол или обрабатывает ранку, дельфин все понимает и терпеливо переносит лечение. Нередки случаи, когда дельфины спасали тонущих людей.
Дельфины очень умны. Ученые считают, что дельфины самые умные после человека. Затем — слоны, и только потом — обезьяны.
Вопросы:
1. Дельфины – рыбы или киты? Докажите.
2. Чем питаются дельфины?
3. В море дельфины живут поодиночке, или как-то иначе?
4. Что можно сказать о силе дельфина?
5. Что известно об уме дельфинов?
4. Следующий обитатель.
- Кто же в море в каменной рубахе?
В каменной рубахе в море - черепахи.
Черепаха - очень ловкий пловец; питается в основном медузами и ракообразными. Откладывает яйца в песок на берегах небольших бухт.
Голова и короткая шея не полностью убираются под панцирь.
Конечности невтяжные, преобразованы в ласты.
Окраска их имитирует коралловые рифы, морское дно, водные растения.
В воде это красивые и грациозные создания, но на суше они еле передвигаются.
Питаются морские черепахи в основном рыбой.
После спаривания черепахи дожидаются ночи и выходят на берег
В поисках пищи и мест размножения мигрируют на сотни и даже тысячи км.
Вопросы:
1. Чем защищено тело черепахи?
2. Чем питаются черепахи?
3. Как они размножаются?
5. О следующем обитатели загадка:
Словно на небе видна.
Морские звёзды - это малоподвижные морские животные, имеющие от 5 до 50 лучей. Обитают они в морях и океанах, как на больших, так и на мелких глубинах. Окраска этих животных очень разнообразна. Рот находится на нижней стороне тела. Присоски на лучах морских звезд обладают большой силой. За счет ее они могут открывать раковины моллюсков. Им достаточно открыть раковину всего на несколько миллиметров, чтобы полакомиться мясом своей жертвы. Питаются морские звёзды устрицами, моллюсками и морскими гребешками. Также поедают ил и мёртвых животных.
Вопросы:
1. Где обитают морские звезды?
2. Чем они питаются?
6. И еще один обитатель подводного мира:
Ты со мною не знаком?
Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах.
Ребята, а что вы знаете еще об осьминоге? (Дети высказывают свои предположения: осьминог - хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног и т. д.)
Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог».
Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал. А зачем он меняет окраску? (Ответы детей наводят на предположение, что осьминог – хищник). Ребята, а вы знаете, что осьминоги могут не только плавать, но, и, переставляя щупальцы ходить по дну. У осьминогов есть на теле особые светящие участки кожи. Эти «фонарики» помогают осьминогу ночью и на большой глубине, где всегда темно.
А сейчас я предлагаю из бумаги и других материалов, сделать жителей подводного мира. Для этого мы разделимся на подгруппы.
Здесь все кружочки одного цвета, отличаются только диаметром. Два больших - голова, 10 штук средних - клешни, и два маленькие - “ручки”. Можно добавить кружочки голубого или белого цветов для пузырьков, свернутые пополам круги коричневого цвета - камни. Поэкспериментируйте с водорослями.
Наклейте на картонную основу-шаблон мелкие макароны-звездочки и у вас получится еще один обитатель подводного мира - морская звезда.
Выполнить из шаблонов черепашку. Оформить фломастерами панцирь, коготки.
Наклейте на картонную основу-шаблон мелко нарезанные цветные нитки, щупальца сделать из длинных ниток и у вас получится еще один обитатель подводного мира - медуза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО" старшая группа
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЯГОДКА» ПГТ. ДЖУБГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА Конспект занятия по рисованию «Подводные царства» (старшая группа) Воспитатель: Мкртычян. В.Ю.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЯГОДКА» ПГТ. ДЖУБГАМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСК...
Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Художественно – эстетическому развитию "Подводный мир" (старшая группа )
Цель: Развитие продуктивной деятельности детей через рисование научно-исследовательского батискафа. Задачи: Формировать умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги (вблизи, вд...
Конспект НОД по математике «Путешествие в подводное царство» (старшая группа)
Создание условий для закрепления у детей математических знаний...
Проект "Подводный мир" старшая группа с детьми ОВЗ
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей различных водоемов; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педаго...
Проект " Подводный мир" подготовительная группа
Проект "Подводный мир" для детей подготовительной группы , описание занятий ....
Проект «Подводное царство» (подготовительная группа)
Актуальность:Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соот...