конспект занятия по экспериментальной деятельности "Почему идет дождь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Этот конспект занятия,является итоговым по теме вода и её агрегатные состояния. Дети заранее ведут самостоятельный поиск на ответ, что такое вода и какие свойства воды.А на этом занятии дети рассказывают, делятся результатами самостоятельного поиска с друг другом о всех свойствах воды: прозрачность, не имеет вкуса изапаха, текучесть, какое  значение имеет вода для людей. На этом занятии определены результаты длительного опыта "куда делась вода" (испарение при разных температурах) дети делают вывод. На этом занятии дети проводят опыты по круговороту воды в природе и делают выводы. Предварительно перед проведением опыта дети обговаривают правила поведения во время опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по исследовательской деятельности.

Тема «Откуда берется дождь»

Задачи:

  1. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое. Познакомить с процессом конденсации.
  2. Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости  испарений от условий.
  3. Развивать познавательные способности: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, строить предположения, предлагать способы их проверки, находить причины и следствия тех или иных событий.
  4. Развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
  5. Воспитывать аккуратность, знать правила поведения при проведении опытов.

Предварительная работа: Провести исследовательскую деятельность по теме  «Узнаем, какая  вода»

Закреплять у детей представление о свойствах и качествах воды: прозрачность, безвкусна, без запаха, льется, принимает форму емкости, растворитель веществ. Дать представление о том, что вода выталкивает легкие предметы, воздействует на форму предметов. Выявить взаимодействие воды и снега. Закрепить свойства и качества снега.

         Ребята, послушайте такое стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане,  водопроводном кране

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у нас кипит, паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем

Мы привыкли, что вода наша спутница всегда

Без воды нам не умыться, не наестся, не напиться

Смею вам я доложить, без воды нам не прожить

   - Ребята, а где можно увидеть воду на улице?

(ответы детей: в речке, в луже и т .д)

   - Откуда же вода в луже? (шел дождь, и вода осталась в луже)

   - Ребята, а как вы думаете, почему идет дождь?  Дети предлагают свои варианты ответов.

Давайте мы посмотрим нашу схему поиска:

  1. ? Если мы незнаем ответ на наш вопрос или не уверены, правильно ли отвечаем, что мы можем сделать
  2. Спросить у взрослых.
  3. Позвонить кому-то
  4. Прочитать в книге
  5. Можем сами провести опыт

(в работе с детьми использовать схематичные изображения пунктов поиска. см .приложении)

 Правильно, мы свами можем сами попробовать сделать небольшой дождь прямо в группе. Готовы? Тогда превращаемся в исследователей и идем в нашу «лабораторию»

       Ребята, что вы знаете о  свойствах воды?

-Вода прозрачная, не имеет вкуса. Запаха, не имеет форму, выталкивает легкие предметы, испаряется.

- Вода может перейти в другое состояние? Да, может превратится в лед.

-от чего это зависит? Если  мы воду ставим в холод, она замерзает.

        Правильно, вода превращается в другое агрегатное состояние в зависимости от температуры.

      Ребята, а как вы об этом во всем узнали?

(мы провели эксперименты, и пришли к такому выводу)

       Вот и сейчас у нас проходит один продолжительный эксперимент, уже с прошлой недели. Опыт «Куда делась вода»

       Ира рассказывает про этот опыт:

Мы налили в две емкости одинаковое количество воды, сделали отметку уровня воды. Один стакан поставили на холод, второй стакан поставили в тепло. В тепле вода уменьшилась, а в холоде осталась на том же месте.

Куда же делась вода?

Она испарилась. Значит, можно сделать вывод:

       Вода в тепле испаряется быстрее, чем в холоде.

Куда же, исчезает вода после дождя с асфальта, особенно летом (испаряется)

-А как вы понимаете, что такое испаряется?

Версии, предположения детей.

        А давайте мы сейчас с вами и попробуем увидеть, что такое испарение. Но сначала отдохнем. Игра «Вода, земля, воздух»

        Перед проведением эксперимента вспомним правила поведения во время опыта:

  • Внимательно посмотри и послушай.
  • Будь осторожен с горячей водой
  • Не мешай соседу во время работы

( дети проговаривают по схемам) см.приложение

А теперь, давайте рассмотрим, что у нас на столе. Дети называют предметы; банка стеклянная, крышка металлическая сухая. Разложить на тарелочки лед. Ребята, что это и как можно получит лед летом?

Ответы детей: заморозить в оду в морозилке.

-А почему я не разложила лед вначале занятия? Лед бы растаял.

Правильно и мы с вами это уже проверяли раньше.

Разлить в банки горячую воду.

-Ребята, аккуратно поднесите руку, там, где идет пар. Что вы почувствовали? Идет тепло.

-Сейчас необходимо закрыть сухой крышкой и наблюдать, что происходит.

1. Поднимается пар, и мы его видим в банке. Какой он?  Белый, похожий на туман.

Сверху крышки положите лед и наблюдайте.

Кто хочет рассказать, что же происходит.

- мы видим капельки воды на крышке, и они начинаю течь по стенкам банки, как капельки дождя по стеклу.

Ребята мы свами увидели, как получается дождь? Давайте сделаем вывод;

Из горячей воды идет пар, тепло это вода испаряется, поднимается вверх, там встречается с холодом  и пар превращается в капельки воды и падает вниз, течет по стенкам банки.

Под воздействием тепла вода испаряется, поднимается высоко, а температура на небе ниже, чем на земле и пар под воздействием холода превращается в дождь, а если у нас зима, температура низкая то капельки воды превращаются в снежинки.

Ребята я предлагаю вам нарисовать, то, что вам запомнилось, что вам было интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»

Эстетическое развитие личности ребенка 3-4 лет.   - обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; - познакомить с зимними пейзажными картинами, учит...

Конспект занятия по ПДД "Буратино идет в школу".

Изучение првил дорожного движения через театрализованную деятельность....

Конспект занятия по математике "Маша идет домой"

Программное содержание:- закрепить умения различать и называть шар (шарик) и куб (кубик), круг, квадрат и треугольник, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках;- закрепи...

Конспект занятия по рисованию карандашами «Дождик – дождичек цветной дарит радость нам с тобой…»

Конспект занятия по рисованию карандашами «Дождик – дождичек цветной дарит радость нам с тобой…» Цель: Учить изображать дождь цветными карандашами (фломастерами). Учить рисовать струйки дождя...

Конспект занятия по экологии «Почему идёт дождь?»

Дать детям представления о том, откуда берется дождь.Закрепить знания детей о необходимости воды для всего живого.Закрепить диалогическую речь, добиваться полного ответа.Воспитывать бережное отношение...

Конспект занятия по рисованию "Снег идет"

Учить создавать образ снегопада. Закрепить умение рисовать ватными палочками пальчиками. Познакомить с новыми приемами пальчиковой техники (ставить двуцветные отпечатки и цветовые «аккорды»...

конспект занятия "И вот сама, идет волшебница зима."

Создание условий для формирования у детей знаний и представлений о времени года -  зима: зимних явлениях средствами разнообразных видов деятельности....