Прогулочные карты. Зима.
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
Материал для организации зимних прогулок с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulochnye_karty.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №384» г. Перми
Комплексное планирование прогулок с детьми 5-6 лет
Прогулочные карты по тематическому плану
«Зима»
Разработала и провела с детьми
Воспитатель Качиной С.П.
2012-2013 учебный год
Комплексное планирование прогулок с детьми 5-6 лет
Прогулочные карты по тематическому плану
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 1.
Наблюдение за признаками зимы
Выносной материал: Лупы, лопата.
«Хотим всё знать» |
Стали дни короче Вот пришли морозы, И зима настала. -О каких признаках зимы говориться в стихотворении? -Какие зимние месяцы вы знаете? Упражнение «Хорошо-плохо» (Зима – это хорошо, потому что………..; Зима – это плохо, потому что………..) Кто поляны белит белым, И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? -Как вы думаете, о чем говорится в загадке? (О зиме) -Что, Вы, можете рассказать о зиме? (Холодная, морозная, лютая, злая, длинная, вьюжная) Наступили холода. Обернулась в лед вода Длинноухий зайка серый Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает: Когда это бывает? (Зимой) -Что происходит с природой зимой? |
«Изучаем, исследуем» | Ищем следы наступившей зимы на нашем участке ( лед. снег, ветер, снегопад, вьюга, метель…) Рассмотреть наметенный на стенах снег через лупу. |
«Ответы почемучкам» | Придет неслышными шагами, Незримой стужею дохнет, Вдруг всем нам уши надерет: Зачем, мол, вы в такой мороз Из дома высунули нос? (Зима) |
«Дидактические игры и упражнения» | «Кто больше знает», «Скажи по-другому» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Подвижная игра «Кто самый быстрый» Зимняя забава «Кто дальше» |
«У меня всё получиться и я всё смогу» | Метание снежков в даль Игра «Скажи на оборот», «Составь предложение из 3-4 слов» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Очистка участка от снега, постройка ледяной конструкции для игр в снежки. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 2.
Наблюдение за погодой (январь)
Выносной материал: султанчики, вертушки, снегомер, флюгер, узкие полоски бумаги, ткани, альбом наблюдений, мешочки с песком, щеточки, венички.
«Хотим всё знать» |
-В чем смысл этой поговорки? (Она рассказывает о природных явлениях в январе) -О каких природных явлениях рассказывает эта поговорка? (О снеге, ветре, метели, вьюге) -Какие природные явления можно наблюдать сегодня? ПОСЛОВИЦА: «Метель летит, крутит, на весь мир ворчит. МЕТЕЛЬ. В зимний холод всякий молод. Кружиться хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям И каждому кусту. Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету. |
«Изучаем, исследуем» | Определить погоду, используя визуальные наблюдения и приборы. |
«Ответы почемучкам» | Рассказ воспитателя. Слова «метель» и «вьюга» образовались от слова «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог и полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. Сильную метель ещё называют бураном или пургой. |
«Дидактические игры и упражнения» | МЕТЕЛЬ Закружилась метель, Словно чудо карусель, Все дорожки замела, Нам сугробы намела. Дети называют признаки метели. Кружиться хохочет метель под Новый год, Снег спуститься хочет, а ветер не дает. И весело деревьям и каждому кусту, Снежинки, как смешинки танцуют на лету. А. Прокофьев ЗАГАДКА Из-за серых гор высоких, из чужих земель далеких, Прилетела ведьма злая, дикой песней всех пугая. Закружила она всё. Запуржила она всё. Стало холодно . (Метель) |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Уголки» Подвижная игра «Хитрая лиса», «Совушка» |
«У меня всё получиться» | Индивидуальная работа «Допрыгай до конца дорожки по прямоугольникам» (кругам, квадратам) Игровое упражнение «Пройди и не урони» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Обмести снежные постройки |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 3.
Наблюдение за инеем
Выносной материал: альбом наблюдений. лупы, однотонная ткань, кегли, флажки, мячи, палочки-карандаши, ведра.
«Хотим всё знать» | По деревьям серебристая Перекинулась фата- Белоснежная, пушистая, Кружевная красота! И себя березка грустная Не могла узнать сама- Так украсила искусная Ветки деревца зима……….. Г. Галина -Чем украсила зима веточки березы? -Как иней образовался на веточках? -Где ещё образуется иней зимой? ПРИМЕТА: в феврале много инея на деревьях – будет много меда. |
«Изучаем, исследуем» | Проверить правдивость народной приметы: «Если ночью был иней, днем снег не выпадет» -Может ли появление инея предсказать погоду на день? (Наблюдение за погодой в течении дня) |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | «Кто больше слов придумает», «Игра в загадки», «Где я был?»(Отгадайте где я была? Я видела медуз, акул и морских коньков………..(На море)) |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Золотые ворота» Зимняя забава «Проезжай и забирай». |
«У меня всё получиться» | Индивидуальная работа: Прыжки на двух ногах между предметами, огибая их. |
«Трудиться всегда пригодиться» | Залить с детьми ледяную дорожку на участке |
Тема:ЗИМА. Прогулочная карта № 4.
Исследование почвы под снегом
Выносной материал: лупы, лопатка, прозрачный контейнер, большой мяч, разноцветные ленточки.
«Хотим всё знать» | -Для чего, родная, снег зимой идет? -Из чего природа одеяльце ткёт! -Одеяльце, мама?..А зачем оно? -Без него в земле бы стало холодно!... -А кому, родная, в ней тепло искать?! -Тем, кому придетсязиму зимовать: Семенам-малюткам, зернышкам хлебов, Корешкам былинок, злаков и цветов!.. М. Коринфский _ С чем сравнивается снег в этом стихотворении? _ Кому нужно зимой «Снежное одеяльце»? |
«Изучаем, исследуем» | Исследовать участок земли, освобожденный от снега. (Земля твердая. Холодная, покрытая засохшими травинками…) Отколоть комочек земли и поместить в прозрачный контейнер, унести в группу. Длительный эксперимент «Растения в промерзшей земле живы – просто спят) |
«Ответы почемучкам» | Под снегом сохраняется зеленая прикорневая розетка подорожника. Поднимающиеся над землей части растений погибают, а почка возобнавления надежно укрыта снегом до весны ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ: «Снег земле кормилец, что теплый кожух», «Зима – хранительница полей зимой» |
«Дидактические игры и упражнения» | «Назови месяц на букву», «Надо сказать по-другому» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Блуждающий мяч» Подвижная игра «Два мороза», «Удочка» |
«У меня всё получиться» | Ходьба по ограниченной поверхности с приставлением пятки одной ноги к носку другой. |
«Трудиться всегда пригодиться» | Украшение снежных фигур заготовками из ткани. (Глаза, щечки. ..) |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 5.
Наблюдение за солнцем
Выносной материал: зеркальце, палка для подвижной игры, спортивное оборудование для эстафет, тряпичные мячики, лопаты.
«Хотим всё знать» | Что за шарик золотой По небу катается, По небу катается, Людям улыбается? (Солнце) -Подумайте, о чем идет речь в стихотворении? -Сегодня солнечный день? -По каким признакам Вы это узнали? (Сверкает снег, небо голубое, если встать к солнцу спиной, можно увидеть свою тень…) Так недавно нам в оконце Каждый день светило солнце. А теперь пора настала, В поле вьюга загуляла, Разбежалась с песней звонкой, Всё укрыла, как под пленкой, Запушила снежным пухом, Стала всюду пусто, глухо…. Е. Прошак Приметы: зимой солнце садиться в облака – к снегопаду. Солнце всходит красное – к метели. Поговорки и пословицы: «Зимой солнце сквозь слезы улыбается» «Зимнее солнце что мачеха, светит да не греет»
|
«Изучаем, исследуем» | Исследовательская деятельность «Можно ли потрогать лучик солнца?» (На примере солнечных зайчиков) |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | Словесная игра «Кому и зачем нужно солнце?» Загадка: Все его любят, а поглядят на него – морщаться. (Солнце) |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Перетяшки» Палку перетягивают два участника, побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Подвижные игры «Веселые эстафеты», «Делай, как Я» |
«У меня всё получиться» | Игровое упражнение «Метание на дальность» (левой и правой рукой) |
«Трудиться всегда пригодиться» | Организация помощи детям ясельной группы в сборе снега в кучи, для снежных построек. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 6.
Наблюдение за сосульками
Выносной материал: ведро, лопаты, щетки-сметки
«Хотим всё знать» | Если сели на карниз, То растут все время вниз. (Сосульки) -Как Вы думаете, из чего состоит сосулька? -Какие свойства льда вам знакомы? -Почему сосульки растут «головой вниз»? ЗАГАДКИ: Я от солнца плачу, не могу иначе. (Сосулька) Сели детки на карниз и растут всё время вниз. (Сосульки) |
«Изучаем, исследуем» | Рассмотреть сосульку (форму ,цвет), определить какая она на ощупь. Взять её в группу и понаблюдать, что с ней будет. Исследовательская деятельность «Выращивание сосульки на морозе» ЗАГАДКА: Морковка бела всю зиму росла. Солнышко пригрело, всю морковку съело. (Сосулька) |
«Ответы почемучкам» | РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ. Для образования сосулек нужно в одно и то же время иметь две температуры: для таяния – выше нуля и для замерзания – ниже нуля. |
«Дидактические игры и упражнения» | «Скажи по-другому», «Стоп, палочка остановись!» «Что неверно» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Зимняя забава «Кто дальше» |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» | Расчистка дорожек и скамеек от снега и льда. Постройка ледяной конструкциидля игр в снежки и лабиринт |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 7.
Наблюдение за снежинками
Выносной материал: маленькие мягкие мячи, лопаты.
«Хотим всё знать» | Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? Покружилась звездочка В воздухе немножко, На моей ладошке. -Что за звездочки у нас на рукаве? -Поймайте снежинку на ладошку. Что произошло со снежинкой? Как вы думаете , почему снежинка растаяла? Пословица: «Зима без снега – не быть хлебу.» Приметы: Снег идет большими хлопьями – к оттепели; много снега – много хлеба. |
«Изучаем, исследуем» | Поймать снежинку на варежку и на ладошку. Понаблюдать, где быстрее тает снег – на варежке или на руке. Почему? Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, Коль поймаешь на ладонь. (Снег) Опыт: «Определение чистоты снега» Белизна снега не означает чистоту снежного покрова. Снег, падая, забирает всю пыль из воздуха и увлекает её на землю, поэтому воздух очень чист, а снег хоть и белый, но он грязный, А воздух над снежным покровом чистый, здоровый. Обогощенный азоном. |
«Ответы почемучкам» | РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ Снежинка – это соединение кристаллов льда, похожие на иголочки и пластинки. Снежинка – это нежное, капризное образование. Если изменяется температура. Направление ветра, влажность, то это сразу влияет на её размер и «телосложение». Дует влажный ветер. Снежинки слегка подтаивают по концам и слепляются в хлопья. Морозно, все иголочки четко прорисованы. Из под облачных высот быстрый ветер их несет. Мчат, друг дружку обгоняя, как одна большая стая. (Снежинки) |
«Дидактические игры и упражнения» | «Закончи предложение» ( Я надел теплую шубу, потому что………..) Игра- забава «Узнай предмет , не видя его» (Узнать предмет на ощупь в толстых варежках» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Подвижная игра «Жмурки» Малоподвижная игра «Зеркало» Зимняя забава : «Снежная карусель» |
«Я всё смогу» | Метание мягких мячей в цель правой и левой рукой Задание «Посчитай снежные комочки» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Постройка горки |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 8.
Изучение свойств мороза
Выносной материал: лупы, пинцет, кусочек шерстяной ткани, разноцветные льдинки, клюшки и шайбы, лопатки по количеству детей.
«Хотим всё знать» | Такой мороз! Берет за нос, Дерет до слез! Такой мороз трескучий, Пристал, прискучил. Такой мороз! Такой мороз! Укроешь нос- К бровям прирос. Такой мороз! Н. Асеев -Что значит выражение «Такой мороз! Берет за нос….», « к бровям прирос……….»? -Почему мороз назван «трескучим? -Как мороз «прирастает» к бровям? |
«Изучаем, исследуем» | Проверяем предположение: «На морозе пар от дыхания замерзает и превращается в иней» |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | «Вчера, сегодня, завтра», «Исправь ошибку». |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Красочки» Подвижная игра «Два Мороза» |
«У меня всё получиться» | Индивидуальная работа «Выложи из льдинок букву» Игровое упражнение «Попади шайбой в ворота» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Уборка снега на участке. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 9.
Наблюдение за свойствами снега
Выносной материал: карандаши для рисования на снегу, лопаты.
«Хотим всё знать» | В народе говорят: «Первый зимний снежок белым пухом лежит» -Как вы думаете, почему так говорят? -Почему снег сравнивают с пухом? -Какой сегодня снег? |
«Изучаем, исследуем» | «Сходства и различия» Взять снег на лопату и подбросить вверх. Взять перышко и тоже подбросить вверх Сделать вывод. |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | «Не зевай», «Кто найдет короткое слово», «Вспомни разные слова» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Зимняя забава «Снежная карусель» |
«У меня всё получиться» | Ходьба приставным шагом Задание «Нарисуй геометрические фигуры на снегу» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Помочь дворнику расчистить дорожки. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 10.
Изучение свойств мокрого снега
Выносной материал: лупы, небольшие плоские ёмкости, формочки, ложечки, кусочки ткани, бумага разной фактуры, термометр, малый мяч, разноцветные ленты.
«Хотим всё знать» | Сегодня из снежного Мокрого кома Мы снежную бабу Слепили у дома. Стоит эта баба у самых ворот- Никто не проедет Никто не пройдет. И. Демьянов -Из какого снега можно лепить снежную бабу? (Из мокрого, липкого) -В какую погоду бывает мокрый снег? (Он бывает в относительно теплую для зимы погоду, когда температура ближе к 0, или плюсовая.) |
«Изучаем, исследуем» | Рассматриваем и изучаем снег (Цвет, свойства, уточняем, можно ли рассмотреть отдельные снежинки) - Из снега можно лепить не тоькоснеговиков. |
«Ответы почемучкам» | Мокрый снег |
«Дидактические игры и упражнения» | «Найди противоположное слово», |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» | Сбор снега в лунки деревьев, кустарников и цветников. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 11.
Рассматривание узоров на окнах
«Хотим всё знать» | Рассматривание зимних узоров на стеклах окон. При низких температурах наружная сторона оконных стекол расцвечивается красивыми узорами. -На что похожи причудливые узоры веточек на стекле? ПОСЛОВИЦА: «Январь тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет» МОРОЗ Невидимкой, осторожно Он является ко мне, Это клен, а это - ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной. |
«Изучаем, исследуем» | Опыт «Согреть дыханием узоры» Если узоры на стекле согреть дыханием, что с ними будет? (Изморозь на стекле под воздействием тепла тает.) |
«Ответы почемучкам» | Снежинки, изморозь, узоры на окнах - всё это водяной пар, который при сильном охлаждении переходит в твердое состояние и принимает форму кристаллов. ЗАГАДКА: Художник – невидимка по городу идет; Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, пришел с волшебной кистью И на окне нарисовал сверкающие листья (Мороз) |
«Дидактические игры и упражнения» | «Дополни предложение», «И я». |
«Сильные, ловкие, смелые» | Зимняя забава «Пробеги и не задень) |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» | Очистка дорожек от снега |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 12.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 13.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 14.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 15.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 16.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 17.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулочные карты.
Прогулочные карты разработанны по месяцам и содержат следущие виды деятельности: наблюдение, дидактическую игру, подвижную игру, художественное слово, приметы, трудовую и индивидуальную деятельность. ...
прогулочные карты для старшей и подготовительной группы
прогулочные карты для старшей и подготовительной групп...
Прогулочные карты сентябрь средняя группа
Прогулочные карты для средней группы на сентябрь месяц...
Прогулочные карты октябрь средняя группа
готовые прогулочные карты на октябрь для средней группы детского сада...
Картотека по окружающему миру (смешанная группа) на тему: Прогулочные карты.
Материал для прогулок на май и сентябрь....
Прогулочные карты
Прогулочные карты для младшей группы детского сада на весь учебный год...
Картотека прогулочных карт
Картотека прогулочных карт предназначена для детей раннего возраста...