Прогулочные карты. Зима.
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
Материал для организации зимних прогулок с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №384» г. Перми
Комплексное планирование прогулок с детьми 5-6 лет
Прогулочные карты по тематическому плану
«Зима»
Разработала и провела с детьми
Воспитатель Качиной С.П.
2012-2013 учебный год
Комплексное планирование прогулок с детьми 5-6 лет
Прогулочные карты по тематическому плану
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 1.
Наблюдение за признаками зимы
Выносной материал: Лупы, лопата.
«Хотим всё знать» |
Стали дни короче Вот пришли морозы, И зима настала. -О каких признаках зимы говориться в стихотворении? -Какие зимние месяцы вы знаете? Упражнение «Хорошо-плохо» (Зима – это хорошо, потому что………..; Зима – это плохо, потому что………..) Кто поляны белит белым, И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? -Как вы думаете, о чем говорится в загадке? (О зиме) -Что, Вы, можете рассказать о зиме? (Холодная, морозная, лютая, злая, длинная, вьюжная) Наступили холода. Обернулась в лед вода Длинноухий зайка серый Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает: Когда это бывает? (Зимой) -Что происходит с природой зимой? |
«Изучаем, исследуем» | Ищем следы наступившей зимы на нашем участке ( лед. снег, ветер, снегопад, вьюга, метель…) Рассмотреть наметенный на стенах снег через лупу. |
«Ответы почемучкам» | Придет неслышными шагами, Незримой стужею дохнет, Вдруг всем нам уши надерет: Зачем, мол, вы в такой мороз Из дома высунули нос? (Зима) |
«Дидактические игры и упражнения» | «Кто больше знает», «Скажи по-другому» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Подвижная игра «Кто самый быстрый» Зимняя забава «Кто дальше» |
«У меня всё получиться и я всё смогу» | Метание снежков в даль Игра «Скажи на оборот», «Составь предложение из 3-4 слов» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Очистка участка от снега, постройка ледяной конструкции для игр в снежки. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 2.
Наблюдение за погодой (январь)
Выносной материал: султанчики, вертушки, снегомер, флюгер, узкие полоски бумаги, ткани, альбом наблюдений, мешочки с песком, щеточки, венички.
«Хотим всё знать» |
-В чем смысл этой поговорки? (Она рассказывает о природных явлениях в январе) -О каких природных явлениях рассказывает эта поговорка? (О снеге, ветре, метели, вьюге) -Какие природные явления можно наблюдать сегодня? ПОСЛОВИЦА: «Метель летит, крутит, на весь мир ворчит. МЕТЕЛЬ. В зимний холод всякий молод. Кружиться хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям И каждому кусту. Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету. |
«Изучаем, исследуем» | Определить погоду, используя визуальные наблюдения и приборы. |
«Ответы почемучкам» | Рассказ воспитателя. Слова «метель» и «вьюга» образовались от слова «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог и полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. Сильную метель ещё называют бураном или пургой. |
«Дидактические игры и упражнения» | МЕТЕЛЬ Закружилась метель, Словно чудо карусель, Все дорожки замела, Нам сугробы намела. Дети называют признаки метели. Кружиться хохочет метель под Новый год, Снег спуститься хочет, а ветер не дает. И весело деревьям и каждому кусту, Снежинки, как смешинки танцуют на лету. А. Прокофьев ЗАГАДКА Из-за серых гор высоких, из чужих земель далеких, Прилетела ведьма злая, дикой песней всех пугая. Закружила она всё. Запуржила она всё. Стало холодно . (Метель) |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Уголки» Подвижная игра «Хитрая лиса», «Совушка» |
«У меня всё получиться» | Индивидуальная работа «Допрыгай до конца дорожки по прямоугольникам» (кругам, квадратам) Игровое упражнение «Пройди и не урони» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Обмести снежные постройки |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 3.
Наблюдение за инеем
Выносной материал: альбом наблюдений. лупы, однотонная ткань, кегли, флажки, мячи, палочки-карандаши, ведра.
«Хотим всё знать» | По деревьям серебристая Перекинулась фата- Белоснежная, пушистая, Кружевная красота! И себя березка грустная Не могла узнать сама- Так украсила искусная Ветки деревца зима……….. Г. Галина -Чем украсила зима веточки березы? -Как иней образовался на веточках? -Где ещё образуется иней зимой? ПРИМЕТА: в феврале много инея на деревьях – будет много меда. |
«Изучаем, исследуем» | Проверить правдивость народной приметы: «Если ночью был иней, днем снег не выпадет» -Может ли появление инея предсказать погоду на день? (Наблюдение за погодой в течении дня) |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | «Кто больше слов придумает», «Игра в загадки», «Где я был?»(Отгадайте где я была? Я видела медуз, акул и морских коньков………..(На море)) |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Золотые ворота» Зимняя забава «Проезжай и забирай». |
«У меня всё получиться» | Индивидуальная работа: Прыжки на двух ногах между предметами, огибая их. |
«Трудиться всегда пригодиться» | Залить с детьми ледяную дорожку на участке |
Тема:ЗИМА. Прогулочная карта № 4.
Исследование почвы под снегом
Выносной материал: лупы, лопатка, прозрачный контейнер, большой мяч, разноцветные ленточки.
«Хотим всё знать» | -Для чего, родная, снег зимой идет? -Из чего природа одеяльце ткёт! -Одеяльце, мама?..А зачем оно? -Без него в земле бы стало холодно!... -А кому, родная, в ней тепло искать?! -Тем, кому придетсязиму зимовать: Семенам-малюткам, зернышкам хлебов, Корешкам былинок, злаков и цветов!.. М. Коринфский _ С чем сравнивается снег в этом стихотворении? _ Кому нужно зимой «Снежное одеяльце»? |
«Изучаем, исследуем» | Исследовать участок земли, освобожденный от снега. (Земля твердая. Холодная, покрытая засохшими травинками…) Отколоть комочек земли и поместить в прозрачный контейнер, унести в группу. Длительный эксперимент «Растения в промерзшей земле живы – просто спят) |
«Ответы почемучкам» | Под снегом сохраняется зеленая прикорневая розетка подорожника. Поднимающиеся над землей части растений погибают, а почка возобнавления надежно укрыта снегом до весны ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ: «Снег земле кормилец, что теплый кожух», «Зима – хранительница полей зимой» |
«Дидактические игры и упражнения» | «Назови месяц на букву», «Надо сказать по-другому» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Блуждающий мяч» Подвижная игра «Два мороза», «Удочка» |
«У меня всё получиться» | Ходьба по ограниченной поверхности с приставлением пятки одной ноги к носку другой. |
«Трудиться всегда пригодиться» | Украшение снежных фигур заготовками из ткани. (Глаза, щечки. ..) |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 5.
Наблюдение за солнцем
Выносной материал: зеркальце, палка для подвижной игры, спортивное оборудование для эстафет, тряпичные мячики, лопаты.
«Хотим всё знать» | Что за шарик золотой По небу катается, По небу катается, Людям улыбается? (Солнце) -Подумайте, о чем идет речь в стихотворении? -Сегодня солнечный день? -По каким признакам Вы это узнали? (Сверкает снег, небо голубое, если встать к солнцу спиной, можно увидеть свою тень…) Так недавно нам в оконце Каждый день светило солнце. А теперь пора настала, В поле вьюга загуляла, Разбежалась с песней звонкой, Всё укрыла, как под пленкой, Запушила снежным пухом, Стала всюду пусто, глухо…. Е. Прошак Приметы: зимой солнце садиться в облака – к снегопаду. Солнце всходит красное – к метели. Поговорки и пословицы: «Зимой солнце сквозь слезы улыбается» «Зимнее солнце что мачеха, светит да не греет»
|
«Изучаем, исследуем» | Исследовательская деятельность «Можно ли потрогать лучик солнца?» (На примере солнечных зайчиков) |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | Словесная игра «Кому и зачем нужно солнце?» Загадка: Все его любят, а поглядят на него – морщаться. (Солнце) |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Перетяшки» Палку перетягивают два участника, побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Подвижные игры «Веселые эстафеты», «Делай, как Я» |
«У меня всё получиться» | Игровое упражнение «Метание на дальность» (левой и правой рукой) |
«Трудиться всегда пригодиться» | Организация помощи детям ясельной группы в сборе снега в кучи, для снежных построек. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 6.
Наблюдение за сосульками
Выносной материал: ведро, лопаты, щетки-сметки
«Хотим всё знать» | Если сели на карниз, То растут все время вниз. (Сосульки) -Как Вы думаете, из чего состоит сосулька? -Какие свойства льда вам знакомы? -Почему сосульки растут «головой вниз»? ЗАГАДКИ: Я от солнца плачу, не могу иначе. (Сосулька) Сели детки на карниз и растут всё время вниз. (Сосульки) |
«Изучаем, исследуем» | Рассмотреть сосульку (форму ,цвет), определить какая она на ощупь. Взять её в группу и понаблюдать, что с ней будет. Исследовательская деятельность «Выращивание сосульки на морозе» ЗАГАДКА: Морковка бела всю зиму росла. Солнышко пригрело, всю морковку съело. (Сосулька) |
«Ответы почемучкам» | РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ. Для образования сосулек нужно в одно и то же время иметь две температуры: для таяния – выше нуля и для замерзания – ниже нуля. |
«Дидактические игры и упражнения» | «Скажи по-другому», «Стоп, палочка остановись!» «Что неверно» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Зимняя забава «Кто дальше» |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» | Расчистка дорожек и скамеек от снега и льда. Постройка ледяной конструкциидля игр в снежки и лабиринт |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 7.
Наблюдение за снежинками
Выносной материал: маленькие мягкие мячи, лопаты.
«Хотим всё знать» | Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? Покружилась звездочка В воздухе немножко, На моей ладошке. -Что за звездочки у нас на рукаве? -Поймайте снежинку на ладошку. Что произошло со снежинкой? Как вы думаете , почему снежинка растаяла? Пословица: «Зима без снега – не быть хлебу.» Приметы: Снег идет большими хлопьями – к оттепели; много снега – много хлеба. |
«Изучаем, исследуем» | Поймать снежинку на варежку и на ладошку. Понаблюдать, где быстрее тает снег – на варежке или на руке. Почему? Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, Коль поймаешь на ладонь. (Снег) Опыт: «Определение чистоты снега» Белизна снега не означает чистоту снежного покрова. Снег, падая, забирает всю пыль из воздуха и увлекает её на землю, поэтому воздух очень чист, а снег хоть и белый, но он грязный, А воздух над снежным покровом чистый, здоровый. Обогощенный азоном. |
«Ответы почемучкам» | РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ Снежинка – это соединение кристаллов льда, похожие на иголочки и пластинки. Снежинка – это нежное, капризное образование. Если изменяется температура. Направление ветра, влажность, то это сразу влияет на её размер и «телосложение». Дует влажный ветер. Снежинки слегка подтаивают по концам и слепляются в хлопья. Морозно, все иголочки четко прорисованы. Из под облачных высот быстрый ветер их несет. Мчат, друг дружку обгоняя, как одна большая стая. (Снежинки) |
«Дидактические игры и упражнения» | «Закончи предложение» ( Я надел теплую шубу, потому что………..) Игра- забава «Узнай предмет , не видя его» (Узнать предмет на ощупь в толстых варежках» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Подвижная игра «Жмурки» Малоподвижная игра «Зеркало» Зимняя забава : «Снежная карусель» |
«Я всё смогу» | Метание мягких мячей в цель правой и левой рукой Задание «Посчитай снежные комочки» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Постройка горки |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 8.
Изучение свойств мороза
Выносной материал: лупы, пинцет, кусочек шерстяной ткани, разноцветные льдинки, клюшки и шайбы, лопатки по количеству детей.
«Хотим всё знать» | Такой мороз! Берет за нос, Дерет до слез! Такой мороз трескучий, Пристал, прискучил. Такой мороз! Такой мороз! Укроешь нос- К бровям прирос. Такой мороз! Н. Асеев -Что значит выражение «Такой мороз! Берет за нос….», « к бровям прирос……….»? -Почему мороз назван «трескучим? -Как мороз «прирастает» к бровям? |
«Изучаем, исследуем» | Проверяем предположение: «На морозе пар от дыхания замерзает и превращается в иней» |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | «Вчера, сегодня, завтра», «Исправь ошибку». |
«Сильные, ловкие, смелые» | Русская народная игра «Красочки» Подвижная игра «Два Мороза» |
«У меня всё получиться» | Индивидуальная работа «Выложи из льдинок букву» Игровое упражнение «Попади шайбой в ворота» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Уборка снега на участке. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 9.
Наблюдение за свойствами снега
Выносной материал: карандаши для рисования на снегу, лопаты.
«Хотим всё знать» | В народе говорят: «Первый зимний снежок белым пухом лежит» -Как вы думаете, почему так говорят? -Почему снег сравнивают с пухом? -Какой сегодня снег? |
«Изучаем, исследуем» | «Сходства и различия» Взять снег на лопату и подбросить вверх. Взять перышко и тоже подбросить вверх Сделать вывод. |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | «Не зевай», «Кто найдет короткое слово», «Вспомни разные слова» |
«Сильные, ловкие, смелые» | Зимняя забава «Снежная карусель» |
«У меня всё получиться» | Ходьба приставным шагом Задание «Нарисуй геометрические фигуры на снегу» |
«Трудиться всегда пригодиться» | Помочь дворнику расчистить дорожки. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 10.
Изучение свойств мокрого снега
Выносной материал: лупы, небольшие плоские ёмкости, формочки, ложечки, кусочки ткани, бумага разной фактуры, термометр, малый мяч, разноцветные ленты.
«Хотим всё знать» | Сегодня из снежного Мокрого кома Мы снежную бабу Слепили у дома. Стоит эта баба у самых ворот- Никто не проедет Никто не пройдет. И. Демьянов -Из какого снега можно лепить снежную бабу? (Из мокрого, липкого) -В какую погоду бывает мокрый снег? (Он бывает в относительно теплую для зимы погоду, когда температура ближе к 0, или плюсовая.) |
«Изучаем, исследуем» | Рассматриваем и изучаем снег (Цвет, свойства, уточняем, можно ли рассмотреть отдельные снежинки) - Из снега можно лепить не тоькоснеговиков. |
«Ответы почемучкам» | Мокрый снег |
«Дидактические игры и упражнения» | «Найди противоположное слово», |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» | Сбор снега в лунки деревьев, кустарников и цветников. |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 11.
Рассматривание узоров на окнах
«Хотим всё знать» | Рассматривание зимних узоров на стеклах окон. При низких температурах наружная сторона оконных стекол расцвечивается красивыми узорами. -На что похожи причудливые узоры веточек на стекле? ПОСЛОВИЦА: «Январь тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет» МОРОЗ Невидимкой, осторожно Он является ко мне, Это клен, а это - ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной. |
«Изучаем, исследуем» | Опыт «Согреть дыханием узоры» Если узоры на стекле согреть дыханием, что с ними будет? (Изморозь на стекле под воздействием тепла тает.) |
«Ответы почемучкам» | Снежинки, изморозь, узоры на окнах - всё это водяной пар, который при сильном охлаждении переходит в твердое состояние и принимает форму кристаллов. ЗАГАДКА: Художник – невидимка по городу идет; Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, пришел с волшебной кистью И на окне нарисовал сверкающие листья (Мороз) |
«Дидактические игры и упражнения» | «Дополни предложение», «И я». |
«Сильные, ловкие, смелые» | Зимняя забава «Пробеги и не задень) |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» | Очистка дорожек от снега |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 12.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 13.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 14.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 15.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 16.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
Тема: ЗИМА. Прогулочная карта № 17.
«Хотим всё знать» | |
«Изучаем, исследуем» | |
«Ответы почемучкам» | |
«Дидактические игры и упражнения» | |
«Сильные, ловкие, смелые» | |
«У меня всё получиться» | |
«Трудиться всегда пригодиться» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулочные карты.
Прогулочные карты разработанны по месяцам и содержат следущие виды деятельности: наблюдение, дидактическую игру, подвижную игру, художественное слово, приметы, трудовую и индивидуальную деятельность. ...

прогулочные карты для старшей и подготовительной группы
прогулочные карты для старшей и подготовительной групп...

Прогулочные карты октябрь средняя группа
готовые прогулочные карты на октябрь для средней группы детского сада...
Картотека по окружающему миру (смешанная группа) на тему: Прогулочные карты.
Материал для прогулок на май и сентябрь....