"Исследовательская деятельность старших дошкольников"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность старших дошкольников | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность старших дошкольников.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», я создала в своей группе на основе мини - лаборатории кружок «ЭКОША», мини – лаборатория оснащена оборудованием и материалами для реализации цели кружка. Это дает мне возможность:
- Работать с детьми малыми группами по интересам;
- Использовать материалы, которые часто не используют в группе при большом количестве детей;
- Не ограничивать детей в деятельности из гигиенических соображений( «испачкаешься», «прольешь», «рассыплешь» и т.д.).
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в кружковой работе проводится два раза в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшим количеством детей с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. За одну деятельность проводится 2 -3 эксперимента, в зависимости от сложности.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуацию выбора.
Работу начала с экскурсии по мини – лаборатории, во время которой познакомила детей с её хозяином ЭКОШОЙ, с оборудованием и правилами поведения. Экоша показал детям забавные опыты, которые заинтересовали детей. Кроме Экоши к детям в «лабораторию» заходят Незнайка, домовёнок Кузя, «Капелька», приплывает Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует множество вопросов: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему все звучит, что отражается в зеркале, почему не тонут айсберги и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Дети задают вопросы Экоше, а он либо присылает в группу книгу или подсказку, либо просит спросить у мамы и папы, а затем рассказать всем детям, что они узнали, но некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.
Работа в мини – лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения эксперимента со звуком мы создали с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала и разных круп. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемой теме.
В конце года планирую провести для родителей мастер – класс, который будут показывать дети, на основе тех опытов и экспериментов которые они для себя уже открыли. Я думаю родителям это буде очень интересно.
В результате кружковой деятельности дети все охотнее обращаются за помощью к энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Большое место уделяю работе с семьями по развитию поисково-исследовательской активности ребенка.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьями и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Всё воспитание и обучение детей в личностно- ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённый положительный результат. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей , составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- во первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Приёмная комната-лицо группы, к оформлению её подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформление ширм-передвижек. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений детей, поэтому все работы детей оформляются в альбомы, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками других детей.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступления детей.
За творческие показатели дети неоднократно награждались дипломами, грамотами, сертификатами в конкурсах, от городских до Всероссийских.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды деятельности я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто строит своё общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
В группе я проводила анкетирование родителей с целью выявления отношений к поисково-исследовательской активности детей. В ответах прослеживалось, что дети с интересом продолжают экспериментирование дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Родители поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Мне хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского : «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.
В своей работе мы рассматриваем исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (...
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....