Конспект занятия в старшей группе "Понемногу о лягушке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности в старшей группе
«Понемногу о лягушке»
Цель: Знакомство детей с лягушкой.
Задачи:
Образовательная область «Познание»:
- познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру);
- изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам;
- объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа;
- показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи.
Образовательная область «Художественное творчество»:
- развивать мышление, координацию движений, мелкую моторику, сообразительности, наблюдательности, памяти.
Образовательная область «Безопасность»:
- воспитывать доброжелательное и бережное отношение к живым организмам;
- воспитывать любознательность, интерес к природе.
Оборудование:
- картинки с изображением лягушки, с изображением икринки, головастик, малька, лягушонка;
- художественное произведение Н.Сладков «Жалейкин и лягушонок»;
- игрушечная лягушка;
- макеты водяной среды и суши;
- лягушки (оригами);
- баночки с водой;
- трубочки;
- пластилин;
- дощечки для лепки;
- стеки для каждого ребёнка.
Предворительная работа:
- чтение художественной литературы - сказки про лягушек;
- рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель.Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном обитателе нашего края. О ком пойдет речь вам подскажет загадка:
У болотной мягкой кочки
Под зелененьким листочком
Притаилась попрыгушка
Пучеглазая... (Лягушка).
Воспитатель. Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о лягушке.
Весной и летом можно встретить в природе во многих местах лягушек. Они разные и по размеру, и по цвету. Некоторые люди считают их вредными, неприятными, некрасивыми. Но, несмотря на это, про них сочинили и стихи, и сказки. Вы знаете сказки про лягушку?
Дети. Да.
Воспитатель. А какие?
Дети. «Теремок», »Царевна - лягушка», «Лягушка - путешественница».
Воспитатель. Вы правильно назвали сказки. Это и «Лягушка-путешественница» В.Гаршина, и «Теремок»С.Маршака и русская народная сказка «Царевна – лягушка».(Воспитатель показывает книжки.)
Все говорят о лягушках, а вот никто не знает, как им живётся.
Давайте, превратимся в лягушек, чтобы узнать, как им живется. Сделать это не трудно. Вы закрывайте глаза, я скажу волшебные слова, хлопну в ладоши три раза, и вы превратитесь в лягушат, а я в маму - лягушку. « По щучьему веленью, по моему хотению, пусть эти дети превратятся в лягушат, а я в маму –лягушку.»
(Воспитатель надевает шапку лягушки и достает лягушку – игрушку).
Воспитатель. Откройте глаза. Ой, посмотрите мы не одни. К нам присоединился наш родственник. Теперь давайте расскажем, какие мы: какая у нас кожа?
Дети. Кожа лягушки холодная. Мокрая. Гладкая. Голая. Покрытая слизью.
Воспитатель. Правильно. У нас кожа, голая, холодная, покрытая слизью. И люди считают, что если взять нас на руки, то у них в руках появятся бородавки. Это не правда. Ребята, обратим внимание на наши ноги. Какой длины задние и передние ноги?
Дети. Передние короткие, задние длинные.
Воспитатель. Что помогает лягушке плавать?
Дети. Ноги.
Воспитатель. Чем интересен язык?
Дети. Красный. Длинный. Чтобы кушать. Чтобы ловить мух.
Воспитатель. Как мы передвигаемся?
Дети. Прыгаем.
Воспитатель. Дети, скажите, где мы живём?
Дети. В воде. На земле. В речке. В болоте. На озёрах. На суше.
Воспитатель. Правильно, дети, мы лягушки, можем жить и на земле, и в воде.
Лягушка, которая живёт на суше –травяная и она бурого цвета. А лягушка, которая живёт в воде - водяная и она зелёного цвета. (Показывает картинки). Дети, а почему лягушки разного цвета?
Дети. От цвета окружающей среды. Потому что живут в воде. Потому что живут на земле.
Воспитатель. Дети, мы сейчас с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Посели лягушек». Вот здесь у нас макет водяной среды и макет суши. В коробке «лягушата» бурого и зелёного цвета. Ваша задача «расселить» лягушек в свою среду обитания.
Воспитатель. Правильно ли вы заселили лягушек? (Анализ работы детей). Значит, где могут жить лягушки?
Дети. На земле и в воде.
Воспитатель. Дети, животные, которые могут жить и на воде, и на суше называют земноводными. Это слово состоит из слов вода и земля. Давайте, все вместе повторим это слово.
Дети. Земноводные.
Воспитатель. Дети мои, нас, лягушат, по-другому как могут назвать.
Дети. Земноводными.
Воспитатель. Детки мои лягушата, а вы знаете, как мы дышим?
Дети. Носом. Вдыхаем воздух носом, набираем его и выдыхаем. Лёгкими. Вдыхаем и выдыхаем.
Воспитатель. Мы, как и люди, вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и выдыхаем. Вот сейчас мы с вами глубоко вдохнём и выдохнем. Чем дышим?
Дети. Воздухом.
Воспитатель. Воздух вокруг нас, но мы его не видим, так как прозрачный. А вот в воде можно «увидеть». (Воспитатель проводит с детьми опыт с воздухом: ставит баночки с водой, предлагает подуть через трубочку. Появляются много пузырьков воздуха.) Дети, что мы видим?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. Дети, мы с вами увидели воздух. Вот так мы, лягушки, и дышим. Но только не зимой. В состоянии зимнего покоя мы дышим не легкими, а кожей. Именно это помогает нам пережить трудное и холодное время.
В начале весны все лягушки просыпаются и начинают готовиться к свадьбам. Самцам – женихам нужно подозвать к себе самочек – невест. А они такие капризные, что без свадебных песен ни за что не придут. Вот самцы и начинают петь и поют они на совесть, громко и старательно. А теперь давайте устроим весёлый лягушачий хор.( Пение).Молодцы лягушата, хорошо квакаете! Но не - долго лягушки дают концерт. Самки – невесты прибудут на свадьбу вечером, а ночью начнут метать икру. Пройдёт время, и из икринок появляются на свет головастики, потом они вырастают вот таких мальков. Ну, когда у мальков отломаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами. (Расставить по порядку картинки, что было в начале, а что потом).
Дети, кто скажет, чем питаются взрослые лягушки?
Дети. Мухами. Пауками. Бабочками. Гусеницами.
Воспитатель. Да, дети, вы правы. Мы питаемся насекомыми. Охотятся лягушки только вечером и ночью. Лягушки бросаются только на движущуюся цель. Добычу, которая сидит неподвижно, они не замечают. Лягушки поджидают добычу, затем прицелившись, точным броском выталкивают изо рта свой язык.
Дети, сейчас мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка: "Лягушка"
Лягушечки – квакушечки
По берегу гуляют.
Комариков – судариков
И мошек собирают.
Воспитатель. Дети, если бы нас, лягушек не стало, то, что случилось бы в природе?
Дети. Много было бы комаров. Людей укусили бы комары. Не было бы пенье лягушек. Около речек и озёр было бы скучно.
Воспитатель. Да, дети мои, лягушки нужные и полезные существа. Мы приносим большую пользу природе. За ночь мы съедим целые кучи комаров, так же очищаем воду.
Но мы сейчас должны превратиться в детей. Встаем, я скажу волшебные слова: «1,2,3 повернитесь и в людей превратитесь».
Ребята, я хочу прочитать вам рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».Слушайте внимательно.
Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. - Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно. Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости. - Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте! А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
Ребята, нельзя брать лягушек из природы к себе домой как будто бы из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, и у каждого своя роль и место.
Сейчас, ребята, мы с вами сделаем лягушку из пластилина.
Ребята, для лепки какого мы цвета пластилина взяли?
Дети. Зелёного.
Воспитатель. Пластилин поделите на 4 ровные части. Для заготовления лапок возьмите один из четырёх кусочков. Сначала сделаем задние лапы. Ребята, какие у лягушки задние лапы?
Дети. Длинные.
Воспитатель. Да, правильно. Из двух частей скатайте одинаковые по толщине валики. Сплющите концы валиков и наметьте на них стеком перепонки. Однако запомните: изгибать лапки сейчас нельзя. Теперь сделайте передние лапки лягушки. Ребята, какими должны быть они?
Дети. Передние ноги короче задних ног.
Воспитатель. Поэтому оставшийся третий кусочек пластилина разделите пополам и с этими половинками повторите всю процедуру изготовления задних лапок. Получатся передние лапки. Оставшиеся три части пластилина скатайте в шар. Из шара вылепите заготовку, по форме похожую на небольшой огурчик. Сделайте надрез на одном конце этого «огурчика» и слегка отогните нижнюю часть. Если вы хотите, чтобы лягушка улыбалась, стеком загните уголки рта вверх. Из белого пластилина скатайте два маленьких одинаковых шарика — глаза лягушки. Закрепите их на голове. Сверху накройте глаза двумя тонкими зелеными веками, следя за тем, чтобы сзади они соприкасались с зеленым туловищем. В рот лягушки вложите красный язычок. Ребята, а для чего нужен язык лягушкам?
Дети. Чтобы ловить комаров и мух.
Воспитатель. Всё правильно. Молодцы.
Особенность сборки лягушки заключается в том, что если передние лапки можно прикрепить самым обычным способом, то задние следует крепить перепонками вверх. Аккуратно замазав места соединения лапок, необходимо загнуть задние лапки вперед и вниз так, чтобы они плотно касались доски. Теперь лягушка готова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Чтение рассказа Бианки "Голубые лягушки"
Формирование знаний у детей об окружающем мире. Воспитание любви к природе и ее обитателям....
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект занятия для детей раннего возраста «Лягушки на болоте»
Укрепление здоровья и физического развития детей; совершенствование знаний о воде и её обитателях....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект занятия по познавательному развитию «Помощь лягушке»
Возрастная группа: вторая младшая 3-4 годаТема ООД: Помощь лягушке.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.Цель: создание условий для использован...
Конспект занятий по ФЭМП. Домик для лягушки
Продолжить воспитать у детей отзывчивость, вызывать желание помочь игрушечному персонажу...