Педагогический проект «Биоархитектурная композиция» «Заюшкин садочек»
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
- знакомство детей с биоархитектурной композицией на участке (территории) детского сада, ее содержанием: цветы, насекомые, птицы, животные.
- расширяем и углубляем знания детей об окружающей действительности через труд: посев семян, полив, рыхление, сбор листьев, камней, семян.
- совершенствование игровых навыков детей через дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, речедвигательныеигры
- привитие навыки исследовательской деятельности: с камнями, почвой, насекомыми.
- накапливание экологического опыт детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioarkhitekturnaya_kompozitsiya_zayushkin_sadochek.doc | 494 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 14 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Биоархитектурная композиция»
Тема: «Заюшкин садочек»
Группа: для детей с нарушением интеллекта
Возраст детей: 5-6 лет
Из опыта работы воспитателей
Гарафеева З.М., Савко А.Н.
г. Туймазы - 2011г.
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ: С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТА:
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
ПРЕДПОСЫЛКИ:
ОБОГАЩЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА.
ВИД ПРОЕКТА: исследовательский,
практико-ориентированный,
по продолжительности – среднесрочный,
по количеству участников – групповой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ: ближайшее окружение.
УЧАСТНИКИ: воспитатели, помощник воспитателя, дети, родители.
ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ: сотрудничество.
ПРОБЛЕМА:
- освоение пространства территории детского сада,
- поиск способов развития детей,
- познание окружающего мира
ЦЕЛИ:
- воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, окружающей среде, детскому саду через игры и труд в «Заюшкином саду».
- обогащение знаний и умений детей по теме «сад», «насекомые», «птицы», «времена года».
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- познакомить детей с биоархитектурной композицией на участке (территории) детского сада, ее содержанием: цветы, насекомые, птицы, животные.
- расширять и углублять знания детей об окружающей действительности через труд: посев семян, полив, рыхление, сбор листьев, камней, семян.
- учить наблюдать, замечать, выявлять изменения в окружении биоархитектурного комплекса;
- активизировать речь, расширять словарь детей по теме: дикие животные - заяц, насекомые, растения, птицы, времена года.
- совершенствовать игровые навыки детей через дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, речедвигательныеигры; создавая игровые ситуации и сюжетыпо ознакомлению зайцем.
- прививать навыки исследовательской деятельности;: с камнями, почвой, насекомыми.
- накапливать экологический опыт детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию, архитектуре, природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Коррекционные:
- содействовать развитию трудовых навыков ухода за растениями, мышц мелкой моторики;
- развивать интерес к объектам живой природы: растениям, насекомым, птицам, животным;
- развивать познавательные и творческие способности;
- формировать навыки общения и совместной деятельности;
- развивать внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- создание на участке (территории) детского сада, необходимых условий для умственного, экологического, эстетического воспитания детей;
- развитие интереса к трудовой и исследовательской деятельности, творческих умений;
- развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности;
- углубленные знания по теме проекта.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСИЕ РЕСУРСЫ: садовый инвентарь, посадочный материал, рабочая одежда, игрушки: зайцы из различного материала, птичка, бабочки, насекомые; подсобный материал
Время реализации проекта: 01.04. – 31.10.2011.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 01.04. – 30.04.(1 месяц)
Создание условий, необходимых для реализации проекта:
-рассматривание альбомов, журналов, слайдов с изображением сада, клумбы, цветочных композиций;
-чтение сказок, авторских рассказов и стихотворений о природе, растениях, насекомых, птицах, животных;
-рисование клумб, цветочных композиций;
-конструирование композиций, сочетающих в себе элементы архитектуры и природного материала, конструктора ЛЕГО, деталей «Трубограда» и др.;
-беседы, занятия на темы: «Весна-красна», «Садовые растения», «Насекомые» и т.д.
-подготовка посевного и посадочного материала, выращивание рассады.
2 этап – ОСНОВНОЙ 01.05. – 01.10.11.(6 месяцев)
-реализация основных видов деятельности, средств и способов, применяемых по ходу решения поставленных задач;
Промежуточные срезы (оценка состояния проекта):
01.04.11., 01.05.11., 01.06.11., 01.07.11., 01.08.11., 01.09.11., 01.10.11.
-внесение коррективов.
3 этап – ИТОГОВЫЙ 02.10. – 31.10.11.(1 месяц)
-обобщение материалов проекта;
-результаты (Что получилось? Что узнали? Что удивило? Что порадовало? Что понравилось? Что можно было изменить? И др.)
-показатели:
Количественные – востребованность проекта, охват участников, количество конкретных дел, мероприятия.
Качественные – социальное развитие личности ребенка (не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел), популярность проекта, заинтересованность и культура участников, уровень организации мероприятий, эффективность управления проектом, соотношение затрат, привлечение материально-технических ресурсов, продукты деятельности (поделки, рисунки, фотографии и др.)
4 этап – ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ. 03.11.2011.
Представление продукта проекта.
Планирование и организация деятельности
№ | мероприятия | Цели | ответственный | Срок проведения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | Определение объекта, темы Обсуждение задач проекта с родителями Просмотр печатных материалов (журналов,книг, энциклопедий, др.) Подбор оборудования, материалов. Изготовление комплектующих деталей. Выращивание рассады. Занятие «Путешествие» (ознакомительное) Рассматривание деталей композиции Чтение художественной литературы Наблюдения на прогулке Практические опыты Беседы по теме, объектах Игровые ситуации Дидактические, речевые, настольно-печатные игры Сюжетно-ролевые игры Игры – драмматизации Выполнение заданий, поручений Самостоятельные игры детей Организация трудовой деятельности Конструирование с использованием схем Изо-деятельность с элементами проектирования Вечер загадок Итоговое занятие Обработка и оформление материалов проекта Анализ результативности Презентация проекта | 1 этап – подготовительный Выявить интерес детей. Проанализировать программный материал. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Обогатить знания и представления детей по теме. Создать условия для реализации проекта. Воссоздать предполагаемую композицию. Развитие экологических навыков. 2 этап – основной Познакомить детей с содержанием биоархитектурной композиции. Конкретизация знания по содержанию проекта. Пробуждать и поддерживать интерес к теме. Знакомить с особенностями архитектурных сооружений, растениями Развивать поисково-исследовательскую деятельность Способствовать расширению кругозора детей Формировать навыки общения, игровой, исследовательской деятельности. Закреплять и обогащать словарный запас детей Поддерживать интерес к биоархитектурной композиции. Учить эмоционально воспринимать образное содержание проекта. Развивать произвольность внимания, поведения. Формировать умение применять свой опыт, знания. Развитие трудовых навыков ухода за растениями, поддержания порядка и чистоты Развивать поисково-исследовательскую деятельность, побуждать к творчеству. Развивать изобразительные навыки, мелкую моторику, творчество Развивать логическое мышление, расширять кругозор Систематизирование знаний и умений детей 3 этап – итоговый Печатное и электронное воспроизведение материалов проекта Обобщить количественные и качественные показатели 4 этап – презентационный Представить творческий отчет о проделанной работе. | Восп-ли Восп-ли, родители Восп-ли,родители Восп-ли, пом.восп-ля, родители Восп=ли пом.восп-ля, родители Восп-ли, пом.восп-ля, родители Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли, пом.восп-ля Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли, пом.восп-ля Дети Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли Восп-ли | 1апреля- 30 апреля 1 мая – 1 октября 2-31 октября 3 ноября |
Оборудование
Скульптура зайца.
Пьедестал в виде горки выложенный природным камнем.
Тележка пластмассовая красного цвета.
Макет птицы – пластмассовая.
Бабочка из пластика – 4 штуки.
Кашпо с ампельными цветами – 2 штуки.
Цветы: герань белая и красная – 4 штуки
Сальвия красная
Агератум
Хоста
Бархатцы
Вьюнки
Колеус розовый
Санкрезия
Газонная трава
Конспекты непосредственной образовательной деятельности для детей с нарушением интеллекта 5-6 лет.
Конспект по развитию речи.
Тема: Заяц. Знакомство с игрушечным зайцем.
Цели: уточнить представление о внешнем виде зайца; расширить и углубить словарь по теме; учить вслушиваться в речь взрослого, выполнять соответствующие движения согласно тексту; развивать память, мышление. Воспитывать желание играть вместе с другими детьми.
Оборудование: игрушечные зайцы из разных материалов.
Ход: Дети, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Педагог демонстрирует детям игрушечного зайца и читает стихотворение (во время чтения обращает внимание детей на части тела зайца).
Вот какой забавный зайка.
Ты нас не бойся, Побегайка!
На макушке – длинные ушки,
Пушистая спинка, мягкий животик,
А сзади у зайки – коротенький хвостик.
Тебя не будем обижать,
Будем с зайчиком играть.
Затем педагог просит показать и побуждает детей назвать основные части тела зайца (у зайца длинные ушки и короткий хвост), подчеркивает, что это игрушка и с нею можно поиграть – катать, кормить, гулять, укладывать спать и т.д.
Дети играют с зайцем. Педагог задает вопросы : что ты делаешь с зайкой? Что делает зайка? Как еще можно с ним поиграть?
Подвижная игра «Зайцы белые сидят».
Зайки белые сидят и ушами шевелят –
Вот так, вот так они ушами шевелят.
Зайцам холодно сидеть – надо лапочки погреть:
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайцам холодно стоять – надо зайкам поскакать.
Игра «Найди пару».
Педагог предлагает детям взять по игрушечному зайцу (пластмассовые, резиновые, деревянные и др.) такие же игрушки у педагога. Он показывает детям игрушку и просит найти ей пару. При этом побуждает детей к речи (у меня зайка, дай мне, мой зайка…)
Конспект по лепке.
Тема: Слепим для зайки морковку.
Цели: учить раскатывать пластилин в длину прямыми движениями ладоней; расширять и активизировать словарь по теме; развивать память, мышление, моторику. Воспитывать желание заботиться о зайце.
Оборудование: пластилин, игрушечный заяц, муляжи овощей.
Ход: дети вместе с педагогом подходят к игрушечному зайцу. Педагог предлагает выбрать для зайца угощение (на подносе лежат муляжи овощей, фруктов и т.д.) Дети дают зайцу морковку, капусту и т.д. Педагог комментирует действия детей и побуждает их к речи: чем ты угостишь зайца? Зайчик кушает конфетку? Что еще любит заяц? Покормили мы зайца, он обрадовался и хочет с вами поиграть.
Подвижная игра «Зайчик» (М.Картушина).
Жил – был зайчик – длинные ушки,
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик. Отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и славно, и лисицы нет.
И дают морковку на обед.
Педагог: Давайте слепим для зайца побольше морковок.
Дети рассматривают форму морковки, педагог напоминает способы лепки.
В конце занятия дети угощают зайца.
Конспект по конструированию.
Тема: выкладывание елочек из треугольников для зайца.
Цели: учить детей выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину; активизировать словарь детей; развивать речь, мышление, моторику. Воспитывать желание помощь зайцу спрятаться.
Оборудование: треугольники зеленого цвета разной величины, фигурки зайчиков, предметные картинки с изображением зайцев, сюжетная картинка «Лиса гонится за зайцем».
Ход: на доске выставлены предметные картинки с изображениями зайцев, выполняющих разные действия (заяц бежит, лежит, сидит и т.д.). Педагог предлагает детям подойти к столу и выбрать картинку.
Педагог: Кто это? Что делает зайка?
Затем просит ребенка изобразить это действие (покажи, как зайка сидит и т.д.).
Подвижная игра «Зайцы белые сидят»
Зайки белые сидят и ушами шевелят –
Вот так, вот так они ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть – надо лапочки погреть:
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайкам холодно стоять – надо зайкам поскакать:
Вот так, вот так надо зайкам поскакать.
Педагог: Но вот однажды, заяц встретил лису. И показывает сюжетную картинку «Лиса гонится за зайцем».
Педагог: Если лиса поймает зайца, то съест его. Где может спрятаться заяц? (в норке, под кустом и т.д.). Давайте спрячем его под елочкой. Посмотрите, какую елочку я построила для зайца. Какой треугольник я поставила внизу? (большой). Потом треугольник поменьше. А наверху какой треугольник? (маленький). Своего зайца я спрячу здесь. А здесь еще много зайцев, надо им помощь спрятаться и построить елку для всех. Вы мне поможете?
После того, как дети спрячут зайцев под елочками. Предложить детям порадоваться за них и попрыгать.
Варианты игр.
Дидактические игры
1. «Найди зайца».
Цель: учить детей внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать зайчика среди других; продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.
Оборудование: биоархитектурный комплекс, сюжетные игрушки, разного назначения, имеющие разные свойства (цвет, форму, величину).
Ход: дети вместе с педагогом рассматривают внешний вид зайца, затем педагог предлагает подойти к столу и найти похожую игрушку:
- Для младших детей – по частям тела.
- Старшая группа – по цвету и форме.
2. «Домик для зайчика».
Цель: учить детей выполнять задания по показу взрослого; обыгрывать постройки.
Оборудование: пластмассовые зайчики, плоские палочки одного цвета.
Ход: педагог показывает пластмассового зайчика и говорит, что он боится волка, ему надо построить домик. Взрослый берет четыре палочки и строит из них домик для зайчика. Затем каждому ребенку дает зайчика и предлагает построить такой же домик для своего зайчика. Дети выполняют задания, а затем обыгрывают: двери домиков открываются и все зайчики собираются на полянке у биоархитектурного комплекса. Там они прыгают, скачут. А затем каждый зайчик бежит в свой домик, двери домика плотно закрываются за ним.
3. «Зайчики».
Цель: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное эмоциональное отношение к игре.
Оборудование: экран.
Ход игры: педагог складывает руки, получая на экране изображение зайчика: мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем – «мордочка», а два других пальца поднимаются вверх – «ушки», кисть руки чуть-чуть наклоняется вперед. Зайчик прыгает на экране. «Это мама зайчиха своих зайчат ищет. Где они?» - говорит педагог и предлагает детям сделать зайчат. Каждому ребенку он помогает правильно сложить пальцы. После этого дети поднимают руки, приближая их к экрану, зайчата прыгают вокруг зайчихи. Педагог поощряет эмоциональное проявления детей и спрашивает: «Где на участке есть еще зайчик?». Дети вместе с педагогом идут к биоархитектурному комплексу и показывают своих зайчат.
4. «Сделай целую игрушку».
Цель: формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.
Оборудование: вырезанные из картона части тела зайчика.
Ход: педагог вместе с детьми рассматривают фигуру зайчика, обращая внимания на отдельные части: голову, туловище, лапы, уши на голове. Уточняет, что голова располагается вверху, туловище внизу, лапы по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такого же зайчика, составляя его из отдельных частей. Педагог предлагает сделать детям тоже самое. Потом они играют с зайчиками.
5. «Дорожка для зайчика».
Цель: учить продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям педагога; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать эмоционально-положительное отношение к выполнению задания; формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.
Оборудование: по количеству детей – листы плотного картона с изображением домика (внизу прикреплена тесьма, около домика – отверстие); картонные фигурки зайчат. Для второго варианта игры в картонных листах делаются три отверстия, с тем, чтобы дорожка шла по прямым углам.
Ход: педагог раздает листы картона и просит детей показать домики. «В этих домиках живут зайчики, - говорит он и показывает фигурки. – Они хотят попасть домой, но нет дорожек. Помогите сделать для них дорожки». Педагог объясняет, как сделать дорожку, продевая кончик тесьмы в отверстие: «Вот и получилась дорожка к домику». Ведет своего зайчика по дорожке к домику. Дети выполняют задание по подражанию.
6. «Найти, где спрятано».
Цель: удерживать в памяти представление о предметах разной величины и находить их по истечении времени.
Оборудование: игрушки - большой и маленький зайчик.
Ход: педагог достает две игрушки зайчика – большой и маленький, предлагает детям рассмотреть их, а затем говорит: «Зайчики хотят поиграть в прятки» и просит детей закрыть глаза, а сам прячет игрушки на участке. Дети ищут сначала большого зайчика, затем – маленького.
7. «Угости зверушек».
Цель: осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции; продолжать развивать внимание, желание действовать в игровой ситуации.
Оборудование: «чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки, муляжи).
Ход: в мешочек складывают три-четыре небольших предмета. Педагог просит детей помочь зайцу приготовить угощение для зверушек, которые придут в гости. Один ребенок по просьбе зайца достает из мешочка яблоко для ежика, второй – орешек для белки, третий – банан для обезьянки и т.д. (кроме нужных, можно положить лишний предмет, например, колечко или мячик). Педагог приносит игрушки зверят. Дети по очереди угощают их, выбирая при этом кому что дать. Зверушки радуются, благодарят детей.
8. «На чем играл зайка».
Цель: учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабан и дудка); продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование: игрушечный заяц, барабан, дудка.
Ход: педагог показывает детям поочередно барабан и дудку, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на них. Приходит заяц и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на дудке, только он прячется, а дети должны угадать, на чем он играет. Педагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова бьет по барабану в присутствии детей.
9. «Вершки и корешки».
Цель: закрепить представление о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Оборудование: овощи – морковь, капуста, свекла, лук, картофель, чеснок.
Ход: дети сидят за столами. Педагог сообщает: «сегодня мы поиграем в игру, которая называется вершки и корешки. У нас на столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Я раздам каждому что-нибудь из этих овощей. А вы найдите к своему вешку – корешок». В конце игры дети называют, что съедобное в данном овоще – вершок или корешок.
10. «Чьи детки?».
Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с изображением на картинке большого животного.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их детенышей.
Ход игры: взрослый раздает детям предметные картинки с изображением детенышей. Затем показывает картинку с изображение одного животного, например, зайца. Детей спрашивают: «Кто это? Кто прибежит к своей маме?». Так поочередно ставит и других животных. После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением хором и по одному: «гуляет по лужку зайчиха с зайчонком, лиса с лисенком, волчица с волчонком, медведица с медвежонком».
11. «Покорми зайку».
Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование: банка с морковью, зайка, вилка, ложка, палочка с колечком, черпачок.
Ход: педагог приносит в комнату зайку, говорит, что он хочет есть, и спрашивает, что можно ему дать. Дети называют капусту, морковь. Педагог приносит банку с морковью и пытается достать ее рукой, но горлышко в банке узкое, рука не проходит. Он просит помочь ему. На столе лежат сачок, вилка, ложка. Дети должны найти подходящее средство и с помощью педагога вытащить морковь, т.е. использовать вилку.
Речедвигательные игры.
«Зайка».
Цель: учить детей выполнять движения по подражанию взрослому; соотносить свои действия с правилами игры.
Ход игры:
Праздник в садике у нас – дети прыгают на двух ногах на месте
Мы сегодня «зайки».
И попрыгаем для вас, - дети прыгают, слегка продвигаясь вперед
Словно на лужайке.
«В гости к зайке».
Цель: учить детей двигаться в соответствии с речевой инструкцией; сопровождать движения речевыми высказываниями.
Ход игры: педагог приглашает детей стать в круг и выполнять движения по подражанию. Педагог произносит стихотворение и одновременно показывает руками действия, а дети повторяют за ним.
Во дворе мы видим дом. Руки сложены ладонями, большие пальцы
расположены горизонтально, остальные вертикально
Много зелени кругом. Руки разводить в стороны волнообразными движениями
Вот – деревня. Руки одновременно выпрямляют вперед.
Вот – кусты. Круговые движения руками.
Вот – душистые цветы. Волнообразные движения руками по кругу.
Окружает все забор. Движение руками сверху вниз.
За забором чистый двор. Руки широко развести в стороны.
Мы ворота открываем. От груди разводить руки широко в стороны.
К дому быстро подбегаем. Движение вперед – назад указательным и средним пальцами.
В дверь стучимся - тук-тук. Кулаком стучать об стол.
Не идет ли кто на стук? Разводить руками и пожимать плечами.
В гости к зайке мы пришли. Показывать указательный и средний пальцы из кулачка.
И гостинцы и принесли. Показывать ладонью руки на сумочку.
«Зайчишки на зарядке»
В белой маленькой избушке Руки подняты над головой «домиком»
На краю лесной опушки Руки на уровне груди разводим в стороны.
Жили зайки - попрыгушки Руки высоко над головой. Делаем наклоны
Зайки делали зарядку, вправо, влево, вперед, обратно.
Мыли ушки, шейку, лапки Растираем мочки ушей, шейку, пальцы.
«Зайка серый умывается»
Зайка серый умывается Дети ладошками моют лицо.
Видно в гости собирается
Вымыл носик Моют нос
Вымыл хвостик, Моют хвостик.
Вымыл ухо Моют уши
Вытер сухо Вытирают уши
И попрыгал в гости Дети прыгают на 2-х ногах до определенного ориентира.
«Зайчишки»
Вот бегут зайчишки Прыжки с продвижением вперед на 2-х ногах.
Зайчишки – трусишки
Ушками задвигали Изобразить движение ушами.
Весело запрыгали. Прыжки на месте.
«Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся - Изображают спящего на коленях.
Больше спать не захотел Просыпаются, показывают шевеление.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. Встают на ноги и улетают.
«Кузнечики»
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики, Поднимать вверх плечики
Прыг – скок, прыг- скок, стоп. Прыгать, приседать.
Сели, травку покушали,
Тишину послушали, Прислушиваться и опять
прыгать.
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко.
Игра «Театр».
Цель: закрепить представление детей о театре. Развивать интерес к игре. Формировать положительное отношение к театру.
Игровой материал. Ширма, игрушка зайчика, игровые атрибуты: билеты.
Подготовка к игре. Просмотр кукольного театра, рассматривание кукол бибабо.
Ход: педагог вносит игрушку зайца. Знакомит с зайцем, показывает, что заяц может здороваться, махать рукой, хлопать в ладоши, кланяться, чесать лоб или щеку, гладить детей по голове, плясать и т.д. Детям предлагается попробовать подвигать куклой, чтобы зайка произвел какое-то из показанных действий.
Педагог спрашивает, хотят ли дети пойти в театр и посмотреть сказку с участием зайца и напоминает, что сначала нужно купить билеты. Дети вместе с педагогом выбирают кассира, покупают билеты и усаживаются перед ширмой Педагог показывает сказку «Заюшкина избушка».
Подготовка к игре драматизации «Колобок».
Знакомство с зайкой.
Цель: уточнить представления детей о зайце; вызывать эмоционально-положительное отношение к нему; учить изображать этих персонажей из сказки (брать на себя роль).
Оборудование: игрушка зайка, шапочки для зайцев, барабан, миска с морковью.
Ход: педагог подводит детей к биоархитектурному комплексу - зайке, рассматривает его вместе с детьми, рассказывает о том, что он добрый, веселый, хорошо прыгает, умеет играть на барабане. Педагог выполняет соответствующие действия. Затем спрашивает, что любит есть зайка (морковку, капусту). Педагог говорит, что зайка никого не обижает. После этого достает шапочки с ушками и предлагает детям попрыгать, как зайки. Педагог говорит, что зайки, наверное, проголодались, и вносит чашку с морковью и угощает детей.
Сюжетно – ролевая игра «Заяц».
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал: предметы- заместители, игрушки, морковки.
Подготовка к игре: знакомство с отличительными признаками зайца по картинкам, чтение стихов и рассказов о зайце.
Игровые роли: зайчиха, зайчата.
Ход: педагог обращается к детям: «давайте играть. Я буду зайчихой. У меня длинные ушки, маленький хвостик. Живу я в лесу. Люблю кушать капусту, морковку. Скучно мне одной. Нет у меня деток- маленьких зайчат с длинными ушками. Выросли они, стали большими и убежали в лес. Были бы у меня зайчата я бы их угостила морковкой. Видите, сколько их у меня. Кто хочет быть моим зайчонком? (дальше педагог играет с желающими детьми). Зайчата, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? А как ловко вы умеете прыгать, покажите. Молодцы мои зайчатки, вот вам за это морковка. Сейчас мы с вами будем строить норку, где будем прятаться от дождя и складывать свои запасы. Для этого нужно собрать на участке веточки и листочки, чтобы норка получилась теплой».
После постройки норки, зайчиха раздает зайчатам игрушки и предлагает с ними поиграть.
Подвижные игры
«Зайка».
Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; оказывать предпочтение одному из товарищей.
Ход: дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – спит. Педагог поет песенку:
Зайка, Зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, Зайка, попляши
И другого отыщи.
На слова «зайка попляши» дети останавливаются и хлопают в ладоши. Зайка встает и выбирает на свою роль другого ребенка, а сам встает в кругу.
«Зайцы и волк».
Цель: развивать реакцию на сигнал, выдержку.
Дети изображают зайцев со словами:
Скачут зайцы скок - скок-скок
На зеленый, на лужок.
Травку щиплют, слушают
Не идет ли волк.
По окончании слов «волк» старается поймать зайцев, а те убегают в «норки».
«Бегите к зайцу».
Цель: развивать внимание, упражнять в беге по сигналу.
Игровой материал: флажки трех цветов.
Педагог показывает один флажок и говорит: «Бегите к зайцу!»
Подбегают только те дети, у которых флажки совпадают по цвету с флажком педагога.
«Жуки»
Цели: упражнять в беге врассыпную.
Правила: игра проводится под бубен. По сигналу «жуки полетели» (звучит бубен) дети бегают врассыпную по участку. По сигналу: «жуки сели» (меняется ритм бубна) дети присаживаются на корточки. Игра повторяется.
«Птицы – гнезда – птенцы»
Цель: развивать реакцию на сигнал, упражнять в беге на носочках.
Правила: по команде «птицы» дети на носочках бегают, взмахивая руками. По команде «гнезда» - собираются в круг, берутся за руки. По команде - «птенцы» - «летят» в свои круги на асфальте.
«Птички в гнездах»
Цели: ориентироваться в пространстве.
Правила: с одной стороны площадки свободно располагаются обручи по количеству детей. Каждый ребенок стоит в своем обруче – это гнездышко. По сигналу дети разлетаются по всей площадке, то в одном конце, то в другом – педагог кормит их. По сигналу «полетели в гнезда» дети бегут и встают в любой свободный обруч.
«Ветер и листочки»
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Ориентировка в пространстве. Воспитание любви к природе.
Игровой материал: листочки.
Ход: педагог обращает внимание детей на осенние листочки: «Смотрите! Наши листочки кружатся, полетели и успокоились. Снова полетели- закружились и успокоились. Кто это дует на наши листочки? Вы не дули на листочки? И я не дула. Кто же поднимает их в воздух? Я знаю кто дует на них. Это ветер. Он любит играть с листочками. Мы тоже любим играть с ними. Я буду веселый ветер, а вы красивые листочки. Я буду дуть фу- фу-фу! А вы полетите, закружитесь. Когда я перестану дуть, «листочки» присядут. Разлетайтесь по всему участку.
Задания для детей.
- Собрать мусор на дорожке в саду у зайки.
- Помощь полить цветы.
- Спой песенку для зайца.
- Принеси лейку, грабельки.
- Попрыгай как зайка.
- Сыграй для зайки на бубне.
- Линар, помоги собрать семена цветов.
- Тимур, угости зайчика морковкой.
- Артур, собери картинку зайчика из 4-х частей.
- Данияр, покажи, назови обитателей зайкиного сада.
- Айбулат, нарисуй портрет зайца.
Выводы: С помощью биоархитектурного комплекса мы расширили и закрепили знания детей о диких животных наших лесов, насекомых, птицах, растениях; сезонных изменениях в природе. Научили устанавливать причинно – следственные связи между изменениями в живой и неживой природе. Расширили активный словарь детей. Линар, Артур могут показать объекты композиции, а Айбулат, Данияр, Азамат – назвать животных, подражать голосом, действиям животных, насекомых, птиц. Во время наблюдения за сезонными изменениями в «Зайкином саду» дети не только развивали речь и расширяли представление об окружающем, но и учились ухаживать за цветами; бережно относиться к природе, видеть прекрасное вокруг себя.
Цикличная деятельность
АПРЕЛЬ
Наблюдения
-за сезонными изменениями:
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения:
Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес –
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Что изменилось с приходом весны? Дни стали прибавляться, солнышко стало чаще появляться и не только светить, но и греть.
Что изменилось в саду у Зайки?(начал таять снег, оголяется земля.) Какие изменения происходят с деревьями? (стали набухать почки). Почему зимой почки не набухают? (дерево зимой спит, а как солнышко начинает пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой).
-за проталинами:
Цель: - учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе;
-формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения:
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава.
Е.Трутнева.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны,
Верно, очень тёплые ноги у весны.
Г.Ладонщиков.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Какие изменения произошли в Зайкином садочке?
- Как изменился снег с приходом весны?
- В каких местах вы наблюдали проталины?
- Почему не везде появились проталины?
-за ветром:
Цель: - закреплять обобщённое представление о сезонных изменениях;
-дать понятие о ветре, его свойствах.
Ход наблюдения:
Ветер – движение воздуха. Мы его не видим, но ощущаем по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.).Ветер помогает опылять растения, разносит их семена, в ветреные дни легче переносить жару. Но очень сильный ветер (ураган) может разрушить дом, утопить корабль.
Воспитатель загадывает загадку.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются.
(ветер)
-за мухой:
Цель: - расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи;
-формировать реалистическое представление о природе.
Ход наблюдения:
Муха, муха – надоеда,
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит.
Хлеб нарезан – можно есть.
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
“В гости мы тебя не звали!”
Муху видел каждый. У неё огромные глаза, поэтому к ней нелегко подобраться. Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает, даже по стеклу и потолку. На её лапках есть специальные подушечки, они всегда влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.
Мухи очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные микробы.
У них много врагов: пауки, лягушки, жабы, ящерицы.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
-Как выглядит муха?
-Что позволяет ей ползать ловко по стенам и потолку?
-Чем питается муха?
-Почему мух называют вредными насекомыми?
-Какие враги есть у мух?
-за птицами:
Цель: - познакомить с жизнью птиц весной;
-воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Ход наблюдения:
С приближением весны стали прилетать не только воробьи и синички, но появилась и грачи. Грач большой, чёрный, у него светлый клюв. Он кричит “гра-гра”, отсюда его название.
Капли падают с крыши,
Всюду пахнет весной.
Небо кажется выше,
Звонче воздух лесной.
В поле снег синеватый
Подмывает вода.
Грач – разведчик крылатый –
Теребит провода.
Исследовательская деятельность
-найти приметы начала весны;
-найти место, где снег тает быстрее, и где снег самый глубокий, определить причину;
-определить направление и силу ветра по движениям деревьев, полоски бумаги;
-исследовать поведение мухи, её способности, способы передвижения;
-уточнить разницу во внешнем виде и повадках воробья, синицы, грача.
Трудовая деятельность
-уборка в Зайкином саду после таяния снега;
-сбор талой воды для полива комнатных растений;
-подкормка птиц;
-перекопка земли под весенние посадки;
-посадка цветов и декоративных растений в цветник, уход за ними.
МАЙ
Наблюдения
-за сезонными изменениями:
Цель: - формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зелёной травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты);
-вызвать радостные переживания от общения с природой.
Ход наблюдения:
Выйдя в “Заюшкин садочек” воспитатель обращает внимание детей на теплую солнечную погоду, яркое солнышко, обилие зелёной травы, появление насекомых, радостное щебетание птиц.
Очень добрым, очень светлым,
Золотистым, ясным днём
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдём.
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Рано утром яркий лучик
Зазвенит в густой листве,
Речка плавать нас научит,
Ветер – бегать по реке.
К.Ибраев.
- Что изменилось в середине весны в “Заюшкином садочке”? - Какие обитатели появились в нём? - Как изменилась жизнь птиц и людей с приходом тепла?
-за солнцем:
Цель: - формировать представление о том, что когда светит солнце – на улице тепло;
-поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения:
Выйдя на участок обратить внимание детей на яркое тёплое солнце .Предложить подставить лицо лучам солнца и закрыть глаза, почувствовать тепло. Оно обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют на стене.
Люди добрые, солнцу красному,
Лику ясному
Поклоняйтеся, улыбайтеся
Распрекрасному.
В.Брюсов.
-за облаками:
Цель: - закреплять знания о неживой природе;
-побуждать к высказыванию собственных догадок о причинах тех или иных явлений.
Ход наблюдения: Обратить внимание детей на облака , их форму, цвет, положение относительно земли.
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они небольшие и плывут высоко – жди хорошую погоду. Когда они огромные, серые и плывут низко над землёй – жди дождя.
Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлёпнул дождик в речку,
И скрылись чудеса.
А.Сиголаев.
Загадать загадку.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(облака)
Задать вопросы:
- Что такое – облако? - Всегда ли они бывают одинаковые? - Чем отличаются облака в солнечную погоду?
-за цветами:
Цель: - наблюдать за ростом и развитием посаженных цветов;
-закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения:
Мне не нужен огород, ягода клубника –
Лучше клумбы разобью, пусть растёт гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Первый опыт у меня не совсем удачен,
Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!
Быть садовником хочу, когда стану взрослым,
Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Воспитатель задаёт детям вопросы.
-Как называются цветы, которые мы посадили?
-Что надо сделать, чтобы посадки хорошо взошли и развивались?
-за бабочкой:
Цель: - формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки;
- воспитывать доброе отношение к живым существам.
Ход наблюдения:
Звенят ручьи в апреле,
Ласкает солнце нас.
На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим-
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем-
Какой кругом простор!
Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с нами
Весь луг танцует вальс!
Воспитатель загадывает детям загадку.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(бабочка)
Вопросы детям: - Как выглядит бабочка? -Как передвигается? -Чем питается? -Какую пользу приносит? -Есть ли у неё враги?
У бабочки две пары крыльев, тело покрыто волосками. У неё короткие усики и большие глаза. Спирально свёрнутый прозрачный хоботок – это рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги – птицы и пауки.
Исследовательская деятельность
-найти весенние приметы;
-выяснить, что солнечный зайчик – зеркальное отражение солнечного луча;
-уточнить отличительные особенности листьев растений, посаженных в “Заюшкином садочке” (бархатцы, сальвия, колеус, вьюны, хоста);
-исследовать особенности внешнего вида облаков;
-установить взаимосвязь между яркостью солнца и повышением температуры воздуха;
-определить особенности внешнего вида бабочки, способов её передвижения;
-обратить внимание на то, что после полива мокрая почва темнеет, поэтому по цвету почвы можно определить, когда необходим следующий полив.
Трудовая деятельность
-поддержание порядка в “Заюшкином садочке”;
-полив и рыхление в цветнике;
-изготовление декоративных бабочек для оформления композиции.
ИЮНЬ
Наблюдения
- за погодой:
Цель: формировать представление о том, что погода бывает разная (ясная, пасмурная, дождливая, солнечная, ненастная, ветреная).
Ход наблюдения:
Погода бывает разная: иногда дует ветер, иногда его нет, то на небе солнышко, то оно прячется, и тогда по небу плывут облака. Наша задача – научиться подмечать явления природы, опираясь на план:
1.Ясно (пасмурно, облачно).
2.Наличие осадков (дождь, снег, град).
3.Наличие ветра (есть или нет).
4.Температура воздуха (тепло, холодно, жарко, прохладно).
5.Природные явления (туман, иней, гроза, молния).
- за камнями:
Цель: познакомить со свойствами камней (форма, цвет, текстура).
Ход наблюдения: воспитатель предлагает детям собрать камни, группируя их по размеру, форме, цвету, текстуре.
Вопросы:
-Какой камень на ощупь? (гладкий, шероховатый)
-Какой формы?
-Какого размера?
-Можно ли отломить от камня кусочек?
-Имеет ли запах?
Совместно с воспитателем делают вывод после обследования каждого камня.
Воспитатель читает стихотворение.
Алмазная гора.
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара.
Но не уйду я от реки,
Наверно, до утра.
Я просто так сюда пришёл,
Как прихожу семь лет.
И вдруг я камешки нашёл, что излучают свет!
Один – как мамины глаза –
Прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза
Зелёненький – другой.
А третий – солнышка светлей,
А вдруг это алмаз?!
Я отнесу его в музей,
Учительнице в класс.
В.Кудрявцева
Предложить детям обложить камушками клумбы в саду у Зайки.
- за божьей коровкой:
Цель: - расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; - воспитывать бережное отношение к о всему живому.
Ход наблюдения:
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку.
Вверх неспешным ходом
Ползёт по стебельку
К пахнущему мёдом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
Воспитатель загадывает загадку и предлагает ответить на вопросы.
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки.
(божья коровка)
У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, может и летать на большое расстояние; у неё есть маленькие крылышки, а под ними жесткие полупрозрачные подкрылья.
Окраска божьей коровки – предостерегающая, птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные.
Божья коровка – хищник, она поедает много вредных насекомых, поэтому она приносит людям большую пользу.
На зиму божьи коровки прячутся в щёлках коры деревьев, зарываются в землю.
-Как выглядит божья коровка?
-Как она передвигается?
-На кого охотятся божьи коровки?
-Какую пользу приносят?
-Где зимуют?
Исследовательская деятельность.
-найти камни серого цвета, разной формы, разного размера; с помощью лупы найти трещины, вкрапления;
-определить погоду по природным явлениям;
-найти божью коровку и определить её название, с помощью лупы рассмотреть части тела, сосчитать пятнышки на её спинке.
Трудовая деятельность
-полив и рыхление почвы под посадками;
-сбор камушков и оформление ими контура клумб в цветнике;
-сбор сломанных и упавших веток в “Заюшкином садочке”
-высадка цветов герани в “Заюшкин садочек”.
ИЮЛЬ
Наблюдения
-за сезонными изменениями:
Цель: - формировать представление о времени года – лето.
Ход наблюдения:
Сколько бабочек, цветов и тепла, и света,
Значит, -спорить я готов, -
Наступило лето!
Будем плавать, загорать,
Землянику собирать!
М.Дружинина.
- Какое время года сейчас? - Как светит солнце? - Какие осадки выпадают летом?
- Как одеты люди летом? - Почему они так одеваются? - Как ведут себя летом птицы, насекомые? - Какие растения расцветают летом? - В какие игры играют летом?
Лето – тёплое время года.
- за цветами:
Цель: - формировать представление об особенностях строения различных растений (вьюны, бархатцы, герань).
Ход наблюдения: Предложить детям рассмотреть растения герани, вьюнов и бархатцев, найти и назвать части растения, обратить внимание на их различие: у вьюнов тонкий гибкий вьющийся стебель, которому нужна опора, у герани и бархатцев стебель прямостоячий прочный, в опоре не нуждается; у герани цветок сложный – состоит из нескольких маленьких цветков, у бархатцев цветок один крупный с множеством лепестков.
Уточнить, какие условия нужны для роста и развития растений и как за ними нужно ухаживать, какие нужны инструменты для работы в цветнике летом.
- за муравьём:
Цель: - расширять знания об особенностях внешнего вида муравьёв, их жизненных проявлениях; -вызвать интерес к окружающему.
Ход наблюдения:
Он – работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(муравей)
Сладко пахнут сосновой смолой
Разогретые теплые пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и брёвна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Можно спать под напевы дождей.
Для того и встаёт на рассвете
Работящий лесной муравей.
Муравей – самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести в 10 раз тяжелее себя.у него есть грудь, голова, брюшко, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики. Муравьи - великолепные строители, они хищники, истребляют много вредных насекомых, у них много врагов: птицы, медведи.
- Как выглядят муравьи? - Как они передвигаются? - Чем питаются?
- Как называется муравьиный дом? - Из чего муравьи строят свой дом? - Какие враги есть у муравьёв? - Как готовятся муравьи к зиме?
-за дождём:
Цель: - продолжать знакомить с природными явлениями – дождём;
- формировать представление о том, что дождь бывает разный (прямой, косой, проливной, грибной), уточнить, что особенности дождя зависят от других явлений природы (ветра, солнца)
Ход наблюдения:
Он длиннющий, он большущий,
Он от тучки до земли.
Пусть идёт он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(дождик)
Воспитатель обращает внимание детей на дождь, на то, как падают капли (прямо вниз или наискосок), что это зависит от направления и силы ветра, светит ли в этот момент солнце (грибной дождь – потому что вода и тепло помогают быстрее расти грибам).
Дождь приносит большую пользу всем растениям: он смывает пыль с листьев (растениям легче дышать) и даёт им напиться.
Сколько знаю я дождей? –
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Исследовательская деятельность
-найти в “Заюшкином садочке” приметы лета;
-найти тропу муравья, с помощью лупы рассмотреть строение его тела и определить, что несёт муравей;
-предложить рассмотреть капли воды, оставшиеся на листьях растения и цветках (форма капли, прозрачность, почему задержалась, а не скатилась, на каком растении капель больше и почему);
-исследовать направление падения капель дождя, установить взаимосвязь с другими явлениями природы.
Трудовая деятельность
-сбор упавших веток в “Заюшкином садочке”;
-полив и рыхление почвы в цветнике;
-сбор дождевой воды для полива комнатных растений;
-установить в “Заюшкином садочке” тележку и дополнить композицию кашпо с комнатными растениями, оформить фоновую стену композиции навесными кашпо с ампельными растениями
АВГУСТ
Наблюдения
-за грозой:
Цель: формировать и расширять представление о природном явлении – гроза.
Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание на особенности облаков на небе: темные, тяжело низко нависающие над землёй, на духоту и отсутствие ветра (лист не шелохнётся); постепенно нарастает ветер до сильного, тучи начинают двигаться, клубиться, сверкает молния и грохочет гром, начинается ливень, который то усиливается, то затихает и резко прекращается. После грозы воздух особенно свежий и имеет особенный запах, он чрезвычайно полезен для людей
.
Без рук стучит,
Без огня горит.
(гроза)
-По каким приметам можно догадаться, что начинается гроза?
-Как вести себя во время грозы?
-Чем полезна гроза?
-Чем опасна гроза?
-за пауком:
Цель: - расширять представление об особенностях внешнего вида пауков, их жизни;
- формировать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения:
-У тебя, скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок,
Сколько рук и сколько ног?
-Когда лапы на дорожке
Ходят – это мои ножки,
Лапы вяжут паутинку,
Будто руки ткут холстинку.
Если я крадусь за мошкой,
Мои лапы – это ножки.
Если попадутся мухи,
Лапы цапнут их, как руки!
И.Лопухина.
Воспитатель загадывает детям загадки и задаёт вопросы.
Ползла букашка по большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
(паук)
Не беда, что паутинка
Зацепилась за сучок,
В новом месте, на осинке
Свяжет сети…(паучок)
-Какую пользу приносят пауки?
-Чем пауки ловят насекомых?
-На кого охотятся пауки?
-Куда исчезают пауки осенью?
-Из каких частей состоит тело паука?
-за воробьём:
Цель: -углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
-активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения: предложить понаблюдать за поведением воробья во время сбора крошек на тропинке “Заюшкиного сада”
-Как выглядит воробей?
-Чем он питается?
-Как передвигается?
-Как поёт?
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку – прыг
И чирикнет “чик-чирик”!
(воробей)
Воробей- маленькая, бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными полосками. Хвост и крылышки тёмно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло – черные, а вот голова серая. Воробей – проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюёт из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи “чик-чирик”.
Исследовательская деятельность
-определить приметы надвигающейся грозы;
-исследовать внешний вид воробья и особенности его поведения во время кормления;
-рассмотреть паука, найти у него глаза, рассмотреть узор на его спинке, сосчитать лапки;
-исследовать состояние растений в цветнике, определить какой уход необходим в данный момент.
Трудовая деятельность
-почистить ‘Заюшкин сад”от опавших веток и сломанных растений после грозы;
-уход за цветами;
-покормить воробьёв;
-подмести дорожку;
-изготовить декоративную птичку и дополнить оформление композиции декоративными бабочками и птичкой.
СЕНТЯБРЬ
Наблюдения
-за сезонными изменениями:
Цель: - формировать и закреплять представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
-выделять изменения в жизни растений и насекомых.
Ход наблюдения:
-Какое сейчас время года?
-Как догадались, что осень?
-Перечислите характерные признаки осени.
-Почему осенью стало холоднее?
-Как приспосабливаются разные растения и животные к жизни в холодное время года?
-Что делает человек осенью?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. На увядающих растениях зреют семена. Насекомые впадают в спячку, прячась под кору деревьев, зарываясь в землю. Животные и люди делают запасы. Птицы улетают на юг.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Тёмны-тёмны ночи.
-за листопадом:
Цель: - учить определять признаки осени;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев разная окраска.
Падают, падают листья,
В нашем саду – листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребёнку. Провести игру.
Мы – листочки, мы – листочки, Дети стоят кружком, держа
Мы – осенние листочки. в руках листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер – полетели. Разбегаются по дорожкам.
Мы летали, мы летали - Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок –
Все уселися в кружок. Садятся на корточки, листочки
Держат над головой.
Ветер снова вдруг подул Разбегаются по дорожке.
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели Подкидывают листья вверх.
И на землю тихо сели.
-за цветником:
Цель: - формировать представление детей о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Ход наблюдения:
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Воспитатель задаёт вопросы.
-Какими стали цветы на клумбе?
-Почему они завяли?
-Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (собрать семена)
-за перелётными птицами:
Цель: - расширять представление о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;
- воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ход наблюдения:
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
-Какие птицы улетают в теплые края?
-Зачем они это делают/
птицы собираются в стаи, летают низко над землёй. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
-Воробей маленький, а журавль…(большой)
-Утка серая, а лебедь…(белый)
Исследовательская деятельность
-найти приметы осени в “Заюшкином садочке”;
-рассмотреть семена разных растений с помощью лупы, сравнить их по форме, цвету;
-найти листья определенных деревьев, уточнить их отличительные особенности;
-выяснить особенности поведения перелетных птиц весной, установить взаимосвязь между сроками отлета определенных птиц с изменениями, происходящими в неживой природе;
-установить взаимосвязь между увяданием растений и похолоданием.
Трудовая деятельность
-сбор плодов и семян для ручного труда;
-очистка участка от опавших листьев и сбор их в мешки;
-очистка цветника от увядших растений;
-сбор семян цветов;
-заготовка земли для посадки рассады весной.
ОКТЯБРЬ
Наблюдения
-за погодой:
Цель: - продолжать формировать представления о сезонных изменениях;
-развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди. По ночам уже морозно. Во всем веет приближением зимы.
-за осенним дождем:
Цель: - продолжать формировать представление об особенностях осеннего дождя;
Ход наблюдения:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
(дождь)
Осенние дожди совсем непохожи на летние. Дождь осенний - моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три… нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Брр!…Слякотно! даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки.
Воспитатель задает детям вопросы.
-Когда идет дождь моросящий, затяжной?
-Какое настроение он вызывает?
-Как природа реагирует на дождь?
-Что такое лужи?
-Как выглядят облака и небо?
-за осенними листьями:
Цель: показать многообразие красок осени.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки.
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса.
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(октябрь)
Сидит – зеленеет,
Упадет – пожелтеет,
Лежит – почернеет.
Когда это бывает?
(Осенью)
С наступлением холодов жизненные процессы в растениях замедляются, поступление питательных веществ приостанавливается, поэтому листья начинают отмирать, засыхать, менять свой цвет, и затем опадают. Вот почему листья меняют свою окраску.
Воспитатель задает вопросы.
-Почему желтеют листья?
-Какого цвета ещё они могут быть?
-Что с ними произошло и почему?
-за осенними работами взрослых в цветнике;
Цель: -расширять знания детей о труде взрослых осенью;
-воспитывать уважение к труду.
Ход наблюдения: наблюдать за работой взрослых в “Заюшкином садочке” :
расчисткой участка от растительных остатков, перекопкой земли в цветнике, присыпанием землей зимующих растений. Объяснить, что остатки убирают, чтобы вредители и болезни растений не остались зимовать на участке. А присыпают землей зимующие растения, чтобы утеплить корни этих цветов.
Предложить помочь взрослым пересадить теплолюбивые растения в горшки и занести их в группу, объяснить, что эти растения не выдерживают сильные холода, а нуждаются в тепле и зимой.
Вопросы детям.
-Какие орудия труда необходимы для работы в цветнике осенью?
-Какую работу нужно выполнить в цветнике осенью?
-Какие растения требуют различного ухода в осенний период? И почему?
-Для чего нужна эта работа?
Исследовательская деятельность
-найти приметы осени;
-исследовать осенние листья, сравнить окраску листьев с различных деревьев;
-определить виды работ, которые необходимо произвести в цветнике осенью, уточнить их значение в жизни растений;
-определить отличительные особенности осеннего дождя.
Трудовая деятельность
-перекопка земли в цветнике;
-утепление зимующих растений землёй;
-пересадка теплолюбивых растений в группу;
-сбор листьев для гербариев и поделок;
-расчистка цветника от растительных остатков;
-сбор дождевой воды для полива комнатных растений;
Приложение.
Баю- баю- баинька,
Прибежал заинька.
Пошел зайка под липку,
Нашел себе скрипку.
Надо зайку поймать,
Скрипочку отобрать-
Станет Ваня засыпать.
Жили- были зайчики
На лесной опушке,
Жили- были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки.
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи.
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Заяц – барабанчик.
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
- Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет подготовки,
Нет обстановки,
Не вижу морковки. В.Берестов.
Увидал морковку.
- Что ты, зайчик,
Опустил головку,
Загрустил, мой миленький,
О чем?
- Увидал морковку-
А морковка
Вышита на фартуке
Моем! Г.Чичинадзе.
На полянке.
На полянке у пенька
Зайцы пляшут трепака,
Пляшут, веселятся,
Топать не боятся.
Рады ясному деньку,
Рады старому пеньку,
Кленам и ромашкам,
Птицам и букашкам.
Что им не резвиться,
Коль полно кислицы,
Зайка.
Зайку бросила хозяйка-
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. А.Барто.
-Поиграй – ка, зайка,
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
- Не могу, больной.
-Ой-ой-ой,бедный! Е.Благинина.
Считалка.
1,2,3,4,5- вышел зайка погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, не попал,
Серый зайка ускакал.
Цветок.
У меня живет цветок.
Он бы море выпить мог.
Дам водички-
Он глотает
И немного расцветает. Ю.Мориц.
Зайчик.
Длинноухий озорник
В огород ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал,
Мы за ним -он скок-поскок
С огорода наутек. Г.Бойко.
Зайчик.
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки.
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.
Хмурая, дожливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть.
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится-
Неба не видать.
Только б потеплее,
Только бы посуше..
Очень неприятно
По воде ступать. А.Блок.
Пчела.
-Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье? Как дела?
-Все в порядке! Все жужжу!
Извините, я спешу!
Кузнечик.
Он прыгал на дорогу..
А я уж ставил ногу
И чуть не наступил!
И чуть я не убил!
Как подпрыгнет тот кузнечик,
Он веселый, он живой!
Хорошо, что я заметил!
Хорошо, что он живой! Э.Мошковская.
Мы ходили по грибы,
Зайца испугались.
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы,
А потом смеялись-
Зайца испугались.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Запер домик на замочек
И пошел в универмаг
Покупать себе платочек,
Лампу, зонтик и гамак.
Д.Хармс
* * *
ЗАЯЧЬЯ СЕМЬЯ
Заюшка мохнатенький
В шубке пуховой
Прыгает заботливо
По траве лесной.
А зайчиха рыжая,
С беленьким брюшком,
Прилегла с зайчатами
Под большим кустом.
В дружбе с длинноухими
Старый еж-иглун,
Белка златошерстая,
Чижик-щебетун.
Заинька с зайчихою
Ждут к себе гостей.
Чистенько пригладили
Мордочки детей.
«Детушки любимые,
Сядьте напоказ!
Ушками захлопайте
Дружно все зараз.
Барабаньте лапками
По лесным корням,
Поклонитесь вежливо
Дорогим гостям».
Важно скажет заюшка:
«Вот как я богат!
У меня под кустиком
Пятеро зайчат».
Пожарова
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что маленьки. В. Берестов.
Загадки о зайце.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Ответ: Кролик
На гору бегом, с горы кувырком.
Ответ: Заяц
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
Ответ: Заяц
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ответ: Заяц
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
Ответ: Заяц
Летом серый, а зимой белый.
Ответ: Заяц
Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Красный глазок.
Вот угадай-ка,
Чей пух на фуфайки,
На щапки, печатки
Идет вам, ребятки?
Ответ: Кролик
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится
Ответ: Заяц
По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком.
Ответ: Заяц
Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - …
Ответ: Заяц
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
Ответ: Заяц
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт, белого найдёт.
Ответ: Заяц и лиса
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
Ответ: Зайка
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это? …
Ответ: Зайчишка
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинноушка –
Белый бок.
Ответ: Заяц
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
Ответ: Заяц
Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я, что есть духу,
На праздник без оглядки.
Кто он, угадай-ка!
Ну конечно … !
Ответ: Зайка
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
Ответ: Заяц
Этот зайчишка зимой и летом
Бегает в шубке серого цвета.
Ответ: Русак
Загадки о птицах.
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки ...
Ответ: Птицы
(Автор: Наталья Майданик)
Кто осенью улетает,
А весной возвращается.
Ответ: Птицы
Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
Ответ: Птица
Загадки о насекомых.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …
Ответ: Птица
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил …
Ответ: Птенец
Рук нет, а строить умеет.
Ответ: Птица
Загадки про бабочек
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Ответ: Бабочка
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Ответ: Бабочка
Утром ползает,
В полдень недвижимо,
А вечером летает.
Ответ: Бабочка
Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
Ответ: Бабочка
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Ответ: Бабочка
Загадки о цветах
Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
Ответ: Цветок
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы
Что не сеяно родится?
Ответ: Трава
Загадки про божью коровку и гусеницу
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока?
Ответ: Божья коровка
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
Ответ: Гусеница
Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы.
Ответ: гусеница.
Сказки и рассказы для чтения детям.
«Теремок»
«Заюшкина избушка»
«Колобок»
«Под грибом» В. Сутеев
«Как у зайчонка зуб болел» Н.Абрамцева.
«Дружба» С.Козлов.
«Заяц» Е.Чарушин.
Творчество родителей.
Как у Заюшки в саду.
Как у Заюшки в саду
Появился какаду.
Улетел из зоопарка
И запрятался в траву.
Зайка герань поливал,
Вдруг цветочек увидал,
Белоснежный и большой,
Только будто бы больной.
Капнул Заюшка водицы,
Чтобы дать цветку напиться.
А цветочек вдруг запел,
И на елочку взлетел.
Зайка очень испугался,
Прыг, и в доме оказался.
Потом все же не стерпел
И в окошко поглядел.
Видит светлое пятно,
Вроде больше никого.
Глазки лапками потер:
Оказалось, что в саду
Сидит белый какаду.
Семья Р - х
Холодно и голодно
Зайчику в лесу.
Дайте мне морковку
Я зайцу отнесу.
Семья Г - х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на основе литературного произведения (по русской народной сказке «Заюшкина избушка»).
Чтение литературных произведений рассматривается сегодня ФГОС До как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала, творческой и социальной активности дошкольников в рамк...
"Биоархитектурная композиция детского сада". Детско-родительско-педагогический проект
Детско-родительско-педагогический проект...
Конспект по сюжетной аппликации на основе незавершенной композиции "Заюшкин огород" в средней группе
Тема: Сюжетная аппликация на основе незавершенной композиции «Заюшкин огород»Задачи:- учить детей создавать аппликативные изображения овощей: морковку – способом разрезания прямоугол...
Проект «Биоархитектурные композиции на участке детского сада»
В начале этого учебного года в нашем детском саду был запущен новый проект ""Биоархитектурные композиции на участке детского сада", воспитание у детей любви и бережного отношения к прир...
Статья "Биоархитектурные композиции на территории детского сада" в журнале "Старший воспитатель ДОУ" №8 август/2013г.
Соавтор статьи "Биоархитектурные композиции на территории детского сада" в журнале "Старший воспитатель ДОУ" №8 август/2013г....
Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»
Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...
Проект "Ягоды в нашем садочке"
Каждый из нас любит ягоды. Дети приходят в восторг, года могут сами собирать в саду (огороде) ягоды прямо с куста. Данный проект знакомит детей с различными ягодами, которые они могут увидеть, съесть,...