Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию
С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
В данной статье раскрыт педагогический и практический опыт работы в организации интегративного дошкольного обучения и воспитания детей по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование» в процессе освоения детьми образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Сочетание различных дидактических приемов и форм с элементами занимательности, игры, исследования, сравнения, описания позволят педагогам, развивать интегративные качества ребенка в процессе различных видов детской деятельности: коммуникативных, познавательных, здоровьеохранных, социализированных и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию
С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
В данной статье раскрыт педагогический и практический опыт работы в организации интегративного дошкольного обучения и воспитания детей по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование» в процессе освоения детьми образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Сочетание различных дидактических приемов и форм с элементами занимательности, игры, исследования, сравнения, описания позволят педагогам, развивать интегративные качества ребенка в процессе различных видов детской деятельности: коммуникативных, познавательных, здоровьеохранных, социализированных и др.
«Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование»
Машкеева Вера Анатольевна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»
ЭМР Саратовской области
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму”.
/Китайская пословица/
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Что же такое познавательно-исследовательская деятельность?
Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. [2, c. 19].
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.
С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). [4, c. 22-24].
Мы хотим представить вам свой педагогический и практический опыт работы в организации интегративного дошкольного обучения и воспитания детей по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование» в процессе освоения детьми образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Сочетание различных дидактических приемов и форм с элементами занимательности, игры, исследования, сравнения, описания позволяют нам, педагогам, развивать интегративные качества ребенка в процессе различных видов детской деятельности: коммуникативных, познавательных, здоровьеохранных, социализированных и др.
В. Сухомлинский говорил:
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
Представленная вашему вниманию модель планирования воспитательно-образовательного процесса работы с дошкольниками показана на примере темы «Растительный мир».. Данная модель носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в осуществлении поисково-исследовательской деятельности с учетом опыта и интересов педагога, поэтому предложенное нами содержание планируемой деятельности является примерным.
Учитывая непрерывность пребывания ребенка в учреждении, условно день разделен на первую и вторую половину с распределением деятельности в течение дня. Сюда входят: специально организованное обучение (НОД), совместная деятельность воспитателя с детьми (режимные моменты, традиции), самостоятельная деятельность детей.
Утренняя встреча с детьми
Утренний прием детей начинается с ритуала встречи. Для этого создаем благоприятную, доброжелательную атмосферу в группе. Настраиваем детей на предстоящую лексическую тему недели («Растительный мир»), вызываем интерес к ней. Дети получают подарки - сюрпризы, как символ предстоящей тематической недели.
Беседы на экологическую тематику, ситуативный разговор
Во время проведения бесед и ситуативных разговоров расширяем представления детей о многообразии растительного мира. Стимулируем интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности. Обращаем внимание на характерные изменения в жизни растений.
Утренняя гимнастика проводится с использованием музыкально-ритмических композиций, в ходе которых развиваем музыкально-ритмические чувства через использование специально-подобранных упражнений:
- «Волшебный цветок»
- «Белые елочки»
- «Сплети венок» и др.
В процессе наблюдения и труда в уголке природы, работы с календарем природы актуализируем и обобщаем знания детей по уходу за растениями в уголке природы. Учим сопоставлять практические умения приемов ухода за ними и условия, необходимые для их роста и развития. Используем условные обозначения, фиксируя результаты в календаре природы. Активно внедряем в практику метод проектов.
Экологические игры на развитие интеллектуальных качеств, проводятся как в совместной деятельности с педагогом, так и в самостоятельной деятельности детей. Во время игр развиваем познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В ходе определенных игр, путем наблюдения, оцениваем умения детей использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Открытый просмотр образовательной ситуации Тема: «Чудо-яблоко»
В рамках городской творческой группы по развитию способности организации действия был проведен открытый просмотр образовательной ситуации с воспитанниками подготовительной группы, где был продемонстрирован опыт и достижения по развитию способности организации действия по теме: «Чудо – яблоко». Одна из основных задач НОД была направлена на обогащение и систематизирование знаний детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Прогулка (наблюдения на природе, подвижные игры, экологическая тропа, метеостанция, труд)
Формируем у детей представления о приспособленности растений к сезонным изменениям в природе и условиям среды обитания. Воспитываем нравственно-действенное отношение к объектам и явлениям окружающей среды.
Взбадривающая гимнастика
В ходе постепенного пробуждения, учим детей через выразительные движения создавать игровой образ, чувство ритма и темпа. Развиваем точность движений через игры и упражнения:
- «Деревья»
- «От семечка к цветочку»
- «Листопад» и другие
Познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)
Создаем необходимые условия для исследовательской деятельности: как для проявления детьми самостоятельности и удовлетворения своих потребностей и интересов, так и совместной деятельности со взрослыми, где ребенок обучается определенному алгоритму действий. Данная работа ведется в системе:
- разработано и внедрено планирование во всех возрастных группах,
- педагоги учитывают структуру экспериментирования,
- все уголки оснащены необходимым материалом и оборудованием,
- ведется работа по безопасности во время опытов и экспериментов.
Учим устанавливать причинно-следственные связи.
Дети познают объект в ходе практической деятельности с ним, умеют доказывать и аргументировать свои ответы и суждения.
Ритуал чтения (художественная литература; рубрика «А знаете ли вы, что…?»
Прививаем любовь к чтению, развиваем познавательный интерес, воспитываем бережное отношение к растительному миру через чтение и рассматривание картин познавательного характера. Во время чтения возникают познавательные задачи (вопросы), которые в дальнейшем решаются во время поисковой деятельности.
Вечерняя прогулка
В детском саду на групповых участках созданы условия для успешного развития детей на свежем воздухе: разнообразные наблюдения, трудовые действия, подвижные игры, игровые упражнения. Накоплен разнообразный материал, сделанный из бросового материала для опытов и экспериментов на улице.
Организация развивающей среды для самостоятельной исследовательской деятельности детей. В группах созданы мини-лаборатории, соответствующие возрасту. Специально оборудованы уголки с дидактическими и развивающими, настольно-печатными играми. Созданы макеты, коллекции, копилки. В группах имеется «полочка умных книг» (энциклопедии), журналы наблюдений, схемы, модели, правила, исследовательские фартуки и т.д. Педагогами обеспечена открытость и доступность этих уголков.
В помощь педагогам творческой группой оформлены папки со сценариями непосредственно-образовательной деятельности, экологических праздников, экскурсий на экологической тропе, игр, прогулок, бесед по познавательно-исследовательской деятельности и экологическому воспитанию, учитывая возрастные особенности детей. Для более успешной работы по поисково-исследовательской деятельности на территории ДОУ были созданы условия (озеленение территории, посадка деревьев и кустарников), наличие «Зеленой аптеки», Метеостанции с приборами (флюгер, дождемер, солнечные и песочные часы, дневник наблюдения, термометр и др.), «Экологической тропы» (с маршрутом) для формирования у воспитанников экологической культуры. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Во всех запланированных мероприятиях (создание метеостанции, праздники, развлечения, экскурсии, наблюдения, конкурсы, акции и т.д.) активное участие принимают родители.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. [1, c. 9].
3адача педагога и родителей не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно развивать
Список используемой литературы
- Волчкова В.Н. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.165.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом
– М, 2005 г., с.82.
- Дыбина О.В. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // Неизведанное рядом – М., 2005, с.145.
- Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование
–М., 2005 г., с.63.
- Перевод с итальянского Мотылёвой Э.И. Большая книга экспериментов для дошкольников. Москва «Росмэн», 2009., с 84
- Прохорова Л.Н Экологическое воспитание дошкольников
– М., 2003 г., с.44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....