Конспект учебно-игровой деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Назарова Светлана Ивановна

 

 Конспект учебно-игровой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

учебно-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста

по разделу программы «Детство» («Ребенок открывает мир природы»)

Тема: «Что мы знаем о воде»

Цель: на основе исследовательской деятельности развивать у детей наглядно-действенное мышление  (постижение свойств предметов, умения оперировать с ними, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи).

Задачи:

Обучающие: 

- способствовать расширению и углублению представлений детей о воде посредством элементарных опытов;

-  продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Развивающие: 

-  развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы;

-  развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать делать выводы;

- активизировать словарь учить делать умозаключения, выводы, обобщения.

Воспитательные: 

 -  воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

-  вызвать радость открытий, полученных из опытов;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • емкости для воды, сока, молока
  • сыпучие вещества: соль, сахар,
  • гуашь, кисточки
  • речной песок, камни, деревянные кубики
  • письмо
  • картинки-символы
  • белый халат

Активизация словаря: бесцветная, безвкусная, течет, испарение.

Методические приемы: словесный, практический, игровой, наглядный.

Ход занятия

Вводная часть:

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель предлагает детям посетить лабораторию профессора Почемучки. Повторяют правила поведения в лаборатории.

 Придя в лабораторию (дети переходят к столам, на которых расставлено оборудование для опытов), находят письмо от профессора.

Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, ребята!

Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил Вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания, а вы вместе со Светланой Ивановной позанимаетесь в лаборатории. Желаю Вам успешно ответить на все мои вопросы, а если вы правильно ответите, вас ждет сюрприз! 

Воспитатель: Ребята, что же за сюрприз приготовил Почемучкин? Я надену этот халат, и мы с вами вместе будем отвечать на вопросы профессора.

Основная часть:

Дети садятся за столы с оборудованием.

Воспитатель загадывает загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?


Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?


Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Опыт № 1 "Вода - это жидкость". Дети переливают воду из одного сосуда в другой. В один из сосудов кладут твердый предмет (кубик), пытаются переместить предмет из одного сосуда в другой.

Вывод: вода - это жидкость, её можно наливать, переливать. Воспитатель вывешивает на доске  карточку-символ.

Но вода не всегда жидкая, легко льется и течет. Воспитатель подводит детей к пониманию трех состояний воды.

Опыт № 2. (проводит воспитатель) Взять три сосуда с водой: один поместить в морозильную камеру, второй оставить в группе, третий подержать на спиртовке.

Вывод: в первом сосуде – лед, во втором – вода, а в третьем – пар.

Физкультминутка:

Мы в строю шагаем браво,

Все науки познаем.

И налево, и направо (дети прыгают с поворотом)

И, конечно же, кругом (прыжки)

Это левая рука (в сторону)

Это правая рука (в сторону)

Это левая нога (притоп)

Это правая нога (притоп)

Ох, наука нелегка (вытирают лоб).

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт № 3 "Вода бесцветная". В два стакана (один с молоком, другой с водой) дети опускают монетку или камушек.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?  (Ответы).

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

Опыт № 4. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

 Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Опыт № 5 "Вода не имеет запаха". Дети сравнивают запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов.

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Вывешивается символ этого свойства воды.

Заключительная часть: 

Вот мы и справились с заданиями Профессора Почемучкина. Я думаю, он будет доволен нашей работой в лаборатории.

Дети повторяют свойства воды с опорой на символы (вода – это жидкость, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха, имеет три агрегатных состояния).

Воспитатель замечает под салфеткой заварной чайник с фиточаем  (сюрприз от Профессора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...