КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
статья по окружающему миру по теме
Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний"
Д.С. Лихачев
Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения донесли до наших дней разнообразные средства и формы воспитания. У всех без исключения народов существовала целостная система народной педагогики, которая складывалась под воздействием определенной хозяйственно-культурной деятельности, природной среды, социальных отношений и бытового уклада. Все эти приемы были направлены на формирование совершенной личности. Одной из добродетелей у всех народов считалось трудолюбие. И в зависимости от возраста ребенка использовались различные методы трудового воспитания. Для детей от трех до шести лет наиболее эффективным считалось сочетание «поучения» и «примера». К «поучениям» относятся пословицы, поговорки, присказки и сказки, формировавшие у ребенка уважение к труду и негативное отношение к лени. А в качестве «примера» были игры, имитирующие реальную хозяйственную деятельность. К пяти - шестилетнему возрасту ребенок осваивал работы, связанные с самообслуживанием. Далее начиналось приобщение к ремеслам. При этом наряду с воспитательной ролью семьи возрастала роль коллектива. «Пример» превращался в систематическое обучение. Таким образом в процессе труда осуществлялось эстетическое воспитание. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.).
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. И каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено "с ног на голову". Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что "всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь", детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников, использовать во время занятий по всем областям образовательной деятельности.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Важнейшими особенностями сказок являются образность и дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество.
Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Фольклорные формы можно использовать как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, во время утренников и праздников, во время утренней гимнастики и физкультминуток, также при умывании и когда просыпаемся, когда отправляемся на прогулку и т.д. Таким образом, произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда песня, когда её поют. У воспитателя каждой возрастной группы обязательно должны быть подборки пословиц, поговорок, скороговорок, загадок, затрагивающих различные области знаний.
Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки… Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным. Воспитателем должна быть разработана картотека народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм. Ведь в народной традиции никогда не было зрителей – все были участниками.
Современных детей очень привлекают ролевые игры, поэтому следует активно использовать в работе театрализацию. Здесь вашими помощниками станут различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, настольный, конусный, наборы масок.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Наиболее любимы детьми такие праздники как Масленица и Пасха. Народные праздники - это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие.
Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных растений, птиц, животных. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Неподдельный интерес вызывают Богородские игрушки и тряпичные куклы. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе обязательно должен быть уголок, в котором размещены альбомы и раскраски: «Дымковская игрушка»; «Филимоновская игрушка»; «Матрёшки»; «Урало-сибирская роспись»; «Народное творчество»; «Гжель»; «Хохлома» и т.п. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорам и, орнаментами, сюжетными композициями. Дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы. Например, игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры, куклы-скрутки, возможно, предметы быта, элементы национального костюма, дидактические игры. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть. Т.е. воспитатель создает предметно-развивающую среду, которая способствует накоплению информации о русской народной культуре.
Особое внимание на музыкальных занятиях отводится игре на народных музыкальных инструментах: ложках, свистульках, трещётках, коробочке, колотушке, вертушке. Они развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем интерес к музыкальной деятельности.
Хорошими помощниками в работе воспитателя и музыкального руководителя являются технические средства обучения – телевизор, CD - плеер, DVD – плеер. На занятиях и в часы досуга дети слушают в записи различные мелодии, песни, русские народные сказки. Возможно просматривание мультфильмов по мотивам русских народных сказок.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность, возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.
Литература:
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
- Маслова С.Г. В мир прекрасного. Программа художественно-эстетического воспитания в детском саду. Санкт-Петербург. 2010
- Программа «От рождения до школы» под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.
- Российский этнографический музей детям. Санкт-Петербург. 2001
- Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях детского сада. Федорова О. П. http://www.moi-detsad.ru/konsultac718. html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Амбар – помещение для хранения зернового хлеба, муки.
Борона («конные грабли») – сельскохозяйственное орудие для разбивания комьев земли после вспашки, выравнивания поверхности поля и заделки семян в почву.
Веретено (от «вертеть») – приспособление для ручного прядения нити. Имеет вид точеной палочки, несколько утолщенной к нижнему концу.
Жать – срезать серпом хлебные колосья, убирать урожай с поля.
Жернова – ручная мельница, состоящая из двух плоских камней: верхнего («бегуна») и нижнего («постава»). В середине верхнего камня имеется отверстие – «вечея», куда ковшом засыпается зерно.
Кадка – предмет домашней утвари, емкость из дерева, стянутая обручем. Использовалась для хранения хлеба, крупы и муки.
Квашня – кадка, в которой заквашивают тесто, ставят хлеб.
Косоворотка – мужская рубаха с воротником-стойкой или застежкой, расположенной сбоку («косо»), обычно с левой стороны.
Лапоть – плетеная обувь, охватывающая ступню, к ноге крепится с помощью веревок – «обор», завязываемых чуть ниже колена. Причем носили их круглый год.
Лучина – тонкая щепка, использовалась для растопки печки и освещения дома.
Образа – старинное название икон.
Пенька – волокна конопли.
Порты – мужские штаны.
Сарафан – безрукавная одежда. Надевался поверх рубахи и носился с поясом.
Терем – старинное название высокого строения с башенкой. Так же называли женскую часть боярского дома, которая по древнему обычаю располагалась всегда выше других жилых помещений.
Ухват (от «хватать») – предмет кухонной утвари. Длинная палка с железной насадкой наподобие коровьих рогов. При помощи ухвата ставили в печь и доставали из нее горшки и чугунки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Не давши слово крепись, а давши – держись.
Лето - для старанья, зима – для гулянья.
Лето – припасиха, зима – прибериха.
Весною день год кормит.
Кончил дело – гуляй смело.
Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет.
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Примечай будни, а праздники сами придут.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Своя воля страшнее неволи.
Что посеешь, то и пожнешь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАГАДКИ
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
(небо, звезды, месяц)
Без гвоздей, без топоров, через речку мост готов.
(лед)
Под соснами, под елками бежит мешок с иголками.
(еж)
Сидит дед в шубу одет, наружу мех, пугает всех.
(медведь)
Пришли мужики без топоров, построили избу без углов.
(муравьи)
Посреди двора стоит копна – спереди вилы, сзади метла.
(корова)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
(овца)
Не пахарь, не кузнец, не плотник – первый на селе работник.
(конь)
Бьют меня палками, жгут меня огнем, режут меня ножом, и потому меня губят, что все меня любят.
(хлеб)
Конь стальной, хвост льняной
(иголка с ниткой)
Один вход – три выхода
(рубаха)
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
(печь)
Сидела баба на печи, на каленом кирпиче, не смогла стерпеть, начала пыхтеть.
(тесто в квашне)
Железный конь скачет в огонь.
(кочерга)
Четыре братца под одной крышей живут
(стол)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина, структурное подразделение «отделение дошкольного образования»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
НА ТЕМУ:
«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Материал подготовила:
Воспитатель: Филатова О.И.
Санкт-Петербург
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры".
В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры....
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором
В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную кул...
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Проект "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством театрально-игровой деятельности по мотивам русских народных сказок"
Материалы для педагогов (творческая группа)...
Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...