НОД "Путешествие во времени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ерошенко Наталья Юрьевна

Данное занятие как вид непосредственно-образовательной деятельности направлено на реализацию всех образовательных областей. Цели, поставленные на занятии, соответствуют возрастным особенностям детей и требованиям «Программы  развития и воспитания детей в детском саду – Детство», соответствует ФГТ и реализует образовательную область «Познание». Занятие выстроено в двух основных моделях образования детей: совместная деятельность взрослого и ребёнка и самостоятельная деятельность детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ерошенко Наталья Юрьевна

воспитатель МБДОУ № 28 г. Канска

Конспект  занятия в подготовительной группе

на тему: «Путешествие по реке времени»

Этапы

Формы работы

Ход непосредственно образовательной деятельности

Интеграция образовательных областей

Комментарии

Предметно-развивающая сред

I этап. Организационный момент.

1.

Беседа

- Дети, вам нравится песенка, под которую вы вошли в группу? (ответы детей)

- Это подарок вам от Дядюшки Тик-Так.  

Познание

Музыка

Коммуникация

Физическая культура

Слайд № 1

Магнитофон,

звучание песни «Ходики с кукушкой».

Изображение письма на мультимедиа.

2.

Игра малой подвижности на объединение детей в группу

- Давайте с вами превратимся в ходики и покажем, как они работают.

Коммуникация

Физическая культура

Социализация

Музыка

Дети входят в группу под песню «Ходики с кукушкой». Дети с воспитателем образуют круг и выполняют движения по показу воспитателя.

Магнитофон,

звучание песни «Ходики с кукушкой».

На экране изображение часов с кукушкой.

3.

Беседа

- Сегодня я получила от него послание вместе с песенкой. Каким способом можно отправить послание? (ответы детей)

- А как можно отправить на большое расстояние песенку?  (ответы детей)

- По электронной почте Дядюшка Тик-Так  прислал нам эту песенку и письмо.  

Познание

Музыка

Коммуникация

Слайд № 2

Воспитатель читает письмо.

Изображение письма на мультимедиа

II этап. Мотивационная составляющая

1.

Работа в подгруппах (поиск ответа на вопросы)

- Первое, что нам надо с вами сделать - это определить:  Что такое время?  На столах лежат подсказки картинки. С их помощью вы разобьетесь на три подгруппы и на протяжении всего занятия будете работать в этих подгруппах. Сейчас каждая подгруппа должна ответить на свой вопрос:

 I подгруппа. Зачем человеку нужно знать время?  

II подгруппа. С помощью чего мы узнаем время?

III подгруппа. Как мы отмеряем время?

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

Здоровье

Слайд № 3

Работа в подгруппах.

Жеребьёвка путём составления разрезных картинок.

Дети подбирают картинки- подсказки к своим вопросам

Дети располагают на мольберте опорные картинки, для ответа на поставленный вопрос .

3 разрезные картинки

Раздаточные картинки

(I подгр.: режим дня, труд людей в огороде и т.д.; II подгр.: часы – наручные, настенные, песочные; календари и т.д.; III подгр. -  стрелки часов, оторванные листы календаря, целый отрывной календарь)

III этап. Основная часть.

1.

Чтение стихотворения о времени

- Но это не все, что мы должны знать о времени. Из чего состоит время нам поможет разобраться стихотворение:

Прошлое все то, что было, 
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт, 
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, – 
Настоящее для нас, 
Будущее – то, что будет, 
И его не знают люди.

Художественная литература Познание

Коммуникация

Слайд № 4

Воспитатель читает стихотворение

2.

Дидактическая игра

- Как можно назвать то время, которое было до сегодняшнего числа? (прошлое).

- А то, которое будет? (будущее). 

- Как можно назвать сегодняшний день? (настоящее).

- А теперь давайте поиграем. Я прочитаю вам предложения, а вы должны поднять флажки только та подгруппа, цвет флажков  которой соответствует этому времени. (Мы пойдем в школу. Мы вместе играем. В младшей группе мы учились правильно говорить. Вчера мы ходили в школу. Сейчас мы находимся в группе. Завтра у нас будет праздник.)

Познание

Коммуникация

Каждой подгруппе раздаются флажки трех цветов (Синий – прошлое, голубой – настоящее, белый – будущее).

Флажки трех цветов

3.

Беседа о времени

- Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, так же как и время.

- Есть такая поговорка: «Много воды утекло». Что она обозначает? (ответы детей «Прошло много времени»). 

- Чем дальше в прошлое уходит река времени, тем меньше она освещена знаниями  о том времени, тем больше она скрывает тайн, тем темнее она становиться.

Познание

Коммуникация

Слайд № 5

4.

Экспериментирование

- Давайте попробуем представить, как выглядит река времени с помощью эксперимента. Что у нас в группе похоже на речку? (ответы детей «Лента») 

- Вспомните слова «тем меньше она освещена знаниями, тем больше она скрывает тайн…»

- А что ее может освещать? (ответы детей «Фонарик, свечка»).

- Как изменяется цвет ленты в зависимости от освещения? (ответы детей «Чем ближе лента к источнику света, тем она светлей, а чем дальше, тем темней»).

-Так,  и со временем, чем ближе время к настоящему, тем легче нам его представить, а чем дальше, тем сложней.

Познание

Коммуникация

Слайд № 6

 В группе выключается свет.

Воспитатель ставит фонарик на один конец ленты под наклоном, что бы свет освещал лишь не большую часть ленты.

Лента, фонарик

5.

Коллективное рисование «Реки времени»

Давайте мы все вместе нарисуем реку времени.

Художественное творчество

Социализация

Дети на листе ватмана рисуют реку времени.

Краски, обои.

6.

Решение проблемной ситуации.

- Дядюшка Тик Так, что бы мы не заблудились прислал нам изображения наших остановок на реке времени, но они куда-то пропали. Это наверно «вреднюги» пытаются помешать нам. Посмотрите,  что же нам может помочь?  

Познание

Социализация

Физическая культура

 Слайд № 7

Каждая подгруппа получает по следу,  находит соответствующий след на карте и по карте находят картинки с изображением разных эпох.        

Разноцветные следы вырезаны из цветной бумаги и разложены по группе.

 Карта группы.

Иллюстрации с изображение разных эпох.

7.

Гимнастика для глаз

- Тигренок Ррр гнался за «Вреднюгами» и оставил нам следы. Давайте  посмотрим, как Ррр гонялся за «Вреднюгами»:

Раз - налево, два - направо,
Три - наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

Физическая культура

Здоровье

Педагог обращает внимание детей на следы Рррр, расположенные на доске мультимедийного экрана. Воспитатель даёт словесную инструкцию от какого следа начинать отслеживать глазами

Слайд с разноцветными следами (методика Ковалёва)

8.

Моделирование последовательности временных отрезков

- На нужно расставить эти картинки на реке времени в нужной последовательности. Как вы думаете как выглядели самые древние люди, почему?  (ответы детей)

- Какая картинка соответствует следующей эпохе? Почему вы так решили? (ответы детей)

Познание

Коммуникация

Слайд № 8

Дети доказывают свои предположения опираясь на особенности одежды, жилища, и окружения людей изображенных на иллюстрациях.

Изображения людей разных эпох.

 Река имеет разные цвета, каждый цвет обозначает новую эпоху:  первобытный человек, средние века, новое время.

9.

Конструирование из подручных средств

- Как вы думаете все готово для путешествия? Чего не хватает? На чем мы можем путешествовать по реке? (ответы детей «Лодку»)

- Давайте ее построим. Из чего мы можем сделать лодку, что бы мы все в ней вместились? (ответы детей)

- Дядюшка Тик-Так припас  для нас в сундучке одежду для этого случая. Переоделись?  Готовы к путешествию?

Социализация

Коммуникация Познание

Труд

Слайд № 9

Дети обсуждают возможные варианты постройки и делают лодку из стульчиков.

Слайд № 10

Дети берут одежду той эпохи, картинку которой они находили.  

Стулья, ткань для имитации паруса, предметы заместители

Сундук с элементами костюмов разных эпох.

10.

Физминутка

- Для того, чтобы время повернуть назад нужно сказать волшебные слова.

Тик-так, тик-так -

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево - раз, направо - раз,

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так.

Физическая культура

Коммуникация

Художественная литература

Слайд № 11

Дети заходят в «лодку» и выполняют движения по показу воспитателя.

Слайд № 12

На экране появляются часы с двигающимися стрелками.

11.

Моделирование временной ситуации

- Мы прибыли на первую остановку. Кто должен выйти из лодки на этой остановке?

- Вы должны вести себя как жители этого времени. Показывать жестами и мимикой.

Коммуникация

Познание

Социализация

Физическая культура

Слайд № 13 - 18

К экрану выходят дети, переодетые в пещерных людей. Остальные дети  остаются в лодке.

На экране перелистываются картинки и дети рассказывают, что они там видят.  Таким образом, проходят все эпохи.

Изображения людей разных эпох на экране.

IV этап. Итог, рефлексия, мотивация на последующую деятельность.

1.

Беседа

- Интересное путешествие нам приготовил дядюшка Тик так?  Как мы можем отблагодарить его? (ответы детей)

- Давайте напишем дядюшке Тик Так письмо, в котором расскажем о нашем путешествии.

- Люди говорят, что время бывает быстрым и медленным, оно может бежать и мчатся, а может тянуться и ползти. Как вы думаете, когда время бывает быстрым, а когда медленным? (Ответы детей «Быстрое, когда занимаешься интересным делом»).  

- Я хотела бы узнать было ли наше занятие для вас интересным делом, как вы думаете много или мало времени прошло с начала нашего занятия. Вам нужно выбрать те часы, на которых вы думаете, обозначено то время, которое мы потратили.

Коммуникация

Познание

Социализация

Предложить детям написать дядюшке письмо о нашем путешествии, и нарисовать рисунки о нем, что бы он смог вставить их в свою книгу.

Вспоминаем, что он пишет книгу о своих путешествиях.

Дети берут фишки с изображением часов с выделенными отрезками времени (15 мин., 30 мин., 1 час) и располагают их на магнитной доске.

Фишки с изображением часов с выделенными отрезками времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...