проектная деятельность "С какого дерева листок"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект
«С какого дерева листок?»
Руководитель проекта:
воспитатель Овчинникова И.Н
Участники проекта:
дети старшей группы
2011г
Содержание проекта
Мы предполагаем, что у каждого дерева своеобразные листья, они отличаются цветом, формой, величиной. Но мы так мало об этом знаем, что решили разгадать эту тайну деревьев.
Проводя исследование, мы искали ответы на вопросы:
- Почему осенью листья меняют свою окраску?
- Что такое листопад?
- Куда исчезают опавшие листья?
Цель проекта: изучить жизнь деревьев осенью.
Задачи:
1.Формировать представления: деревья - живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.
2.Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев).
3.Показать красоту природы осенью.
4.Развивать желание сохранять красоту родной природы.
Наш проект проходил в три этапа.
1.Подготовительный этап
Методы:
1.Чтение рассказов Г. Граубина «Почему осенью листопад?»
2.Прослушивание песни «Падают, падают листья»
3.Чтение и заучивание стихов об осенних листьях, деревьях.
4.Наблюдения на участке детского сада за деревьями.
2.Основной этап
Методы:
1.Рассматривание листьев (обратить внимание на форму,
цвет, с какого дерева.)
2. Сбор, сушка и подготовка листьев к работе.
3. Дидактические игры экологического содержания.
4. Загадки экологического содержания.
5. Проведение занятия.
3.Подведение итогов - цикл практических дел.
1.Проводился конкурс» Осенний букет» совместно с родителями.
2. Изготовление воспитателем и детьми гербария из листьев.
3. Изготовление аппликаций: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».
Наши открытия:
Занимаясь исследованием, мы подтвердили, что своеобразие листьев проявляется в осенний период, когда они окрашиваются разными красками. Листопад-это явление природы, которое бывает только осенью. Этому способствует изменение климата в осенний период.
Результаты исследования:
Чтобы передать красоту и своеобразие осенних листьев мы участвовали в выставке «Осенний букет», сделали гербарий своими руками, аппликации из листьев: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».
Приложение №1
Конспект занятия по ознакомлению с природным миром
Старшая группа
Воспитатель Овчинникова И. Н
Детский сад №12
«Путешествие в осенний лес»
Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени (приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают.)
Задачи:
1. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды,
2. Выявлять причины происходящих изменений в природе.
3. Воспитывать интерес к природе и бережное отношение к деревьям.
Материал: конверт с письмом от осени, лупы, карточки, листья.
Ход занятия
Воспитатель: -Сегодня к нам пришло необычное письмо, как вы думаете, от кого?
Дети: - от Незнайки, Лесовичка.
Воспитатель: давайте его прочитаем.
Здравствуйте, ребята!
Вы наверно удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете, от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.
Слушайте, внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же я.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек… я …(осень)
Дети: осень
Правильно, я - Осень. И не простая, а золотая. Я- самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг нас. Поэтому я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, чтобы вы полюбовались на мою красоту, понаблюдали, что интересного происходит в лесу.
В парке или на участке детского сада.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно, как красив осенний лес! И послушайте, как описал эту красоту И. Бунин в своём стихотворении «Листопад»
Лес, точно терем, расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Воспитатель:
С чем сравнивает поэт лес?
Дети: с теремом расписным
Воспитатель: какие краски увидел он в лесу?
Дети: золотые, жёлтые, лиловые, багряные, синие.
Воспитатель: почему ёлочки темнеют на фоне остальных деревьев?
Дети: потому что они зелёные.
Воспитатель: докажите, что это стихотворение написано об осени, а не о другом времени года.
Дети: потому что лес как будто золотой.
Воспитатель: осень приготовила задания, которые вы должны выполнить.
Задание 1.
Собрать для гербария несколько листьев с разных кустарников и деревьев. Назвать их.
Листву каких деревьев можно назвать золотой?
Дети: берёзы, клёна.
Воспитатель: а какую -багряной?
Дети: рябина, осина.
Воспитатель: на каких деревьях нет разноцветных листьев?
Дети: тополь, сирень.
Воспитатель: на каких деревьях листья светло-коричневые?
Дети: липа, дуб, вяз.
Воспитатель: определите, каких листьев на деревьях больше- зелёных или разноцветных?
Дети: разноцветных.
Воспитатель: в листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски- и зелёные, и жёлтые, и красные. Самый сильный цвет- зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество- хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными.
А почему осенью листья изменяют окраску?
Дети: осенью дни стали короче, солнце светит меньше.
Воспитатель: посмотрите, как это можно зарисовать(показывает карточки) Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных.
Задание 2.
Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист.
Воспитатель: найдите такой лист, который осень раскрасила не так, как все остальные.
Дети: выполняют задание, рассматривают листья, отбирают самые интересные для гербария.
Воспитатель: опадают ли листья летом? Почему же зелёные листья не осыпаются, а жёлтые и красные осыпаются? Давайте проведём опыт.
Опыт: попробовать сорвать с ветки зелёный лист и жёлтый.
Воспитатель: какой лист легче отрывается?
Дети: зелёный.
Воспитатель: посмотрите через лупу на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками, что же это такое? Оказывается, что листья- это «форточки»деревьев. Чтобы расти и жить дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. И листья опадают. Так наступает листопад.
А теперь представьте себе, что вы- осенние листочки. Возьмите в руки по одному любому листочку и определите, с какого он дерева.
(дети выбирают листочки и рассказывают о них.)
Игра «лист, лети ко мне!» (дети свободно кружатся по дорожкам, пока воспитатель не скажет, например:»кленовый лист, лети ко мне!»Те, у кого кленовые листья, должны подбежать к воспитателю, а по сигналу»Найди своё дерево!»дети должны подбежать к дереву, с которого упал лист.)
Воспитатель: дети, давайте ещё раз посмотрим, какие стоят красивые разноцветные деревья. Но скоро листья опадут и мы не сможем любоваться этой красотой. Подумайте, как можно сохранить красоту осенних деревьев надолго, чтобы зимой мы могли вспомнить и посмотреть на неё.
Дети: собрать листочки и сделать букеты, поделки ,засушить их.
В детском саду дети вместе с воспитателем разбирают принесенные с экскурсии листья.
Приложение №2
Стихи
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья мокрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой,
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно:
Листьев нет-
Лишь ветки видно.
И.Михайлова
Октябрь.
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой,
Ты куда, листок, постой!
Осенние листья желты и красны
Прощаемся с лесом до новой весны!
А.Плещеев.
Листопад.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
В.Вирович
Листопад.
Облетели листья с клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит
Е. Авдиенко
Осень.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлтый – розовый - кленовый.
Народные приметы
Лес шумит - к непогоде.
Рябина цветёт - к долгому теплу.
Сильно цветёт черёмуха - к холодам.
Много ягод рябины - к дождливой осени и холодной зиме.
Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.
Если лист с дерева не чисто падает - будет холодная зима и знойное лето.
Листья с веток опадают - гуси к югу улетают.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега не выпало, оттепель его сгонит.
Много желудей на дубе - к лютой зиме.
Приложение № 3
Загадки
Весной одевается, осенью раздевается. (лес)
Летом вырастают, а осенью опадают. (листья)
Падают с ветки золотые монетки. (осенние листья)
Сидит -зеленеет, лежит- пожелтеет, падёт - почернеет. (листик)
Я - из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.(рябина)
Никто не пугает,
А вся дрожит.(осина)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.(лиственница)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.(ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.(ёлка)
На верхушке- грозди,
А пониже - гвозди. (боярышник)
Летом в жару он в шубе пуховой,
В холод зимой-совершенно голый.(тополь)
Из лесочка деревцо
Пришло к дому, под крыльцо,
С доброй славой, с головой кудрявой,
С красными кистями,
С пернатыми гостями.(рябина)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.(красная и чёрная смородины)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.(дерево)
Приложение №4
Дидактические игры
«Угадай, какой наш дом»
Цель: описать деревья и найти их по описанию.
Игровые действия: составление и отгадывание загадок о деревьях.
Правило: называть деревья надо только после описания
Ход игры
Игру проводят в лесу, парке, на участке детского сада. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево. Каждая подгруппа описывает своё дерево водящему, по очереди, а он должен узнать по описанию растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.
Например:
Дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нём.»
Затем один из них даёт описание:
Называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине его листьев, плодах и семенах.
«К названному дереву - беги»
Цель: тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Игровые действия: убегать от водящего к названному дереву.
Правила: воспитатель часто меняет название растений.
Около названного растения долго стоять нельзя.
Можно перебегать к разным деревьям одного названия.
Ход игры
Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева.
Педагог сначала называет те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать по сигналу: «Раз- два- три- беги!»
«Каких листьев больше»
Дети расходятся и собирают по нескольку опавших с разных деревьев листьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по их форме в букеты, называя, с какого они дерева. Сравнивают , каких листьев больше всего, а каких мало. Воспитатель объясняет, почему одних листьев оказалось много, а других мало. Если дети нашли лист с такого дерева, которое не растёт в этом месте, воспитатель спрашивает, как мог лист сюда попасть.
Найди такой же лист
Воспитатель показывает лист клёна или берёзы, предлагает детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении даётся задание каждый раз найти листья другого дерева.
Мы осенние листочки
Мы- листочки, мы- листочки, Дети стоят кружком с
Мы- осенние листочки. Листочками в руках.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул- полетели. Дети разбегаются.
Мы летали, мы летали, Дети бегают,
А потом летать устали! Помахивая листочками.
Перестал дуть ветерок- Дети приседают на
Мы присели все в кружок корточки, поднимая
Поднимая листочки
Над головой
Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются,
И листочки быстро сдул. Помахивая листочками.
Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки
И на землю тихо сели вверх и следят, куда они упадут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "С какого дерева листок?"
Цель игры: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев.Картинки деревьев и листьев....
Дидактическая игра "С какого дерева листок"
Цель: учить детей различать деревья; воспитывать познавательный интерес...
«С какого дерева листок» Экологический проект для средней группы № 7 «Радуга»
Цель проекта: изучить листья деревьев.Задачи:1. познакомить детей с деревьями, обратить внимание детей на форму листьев и их окраску;2. Формировать представления: деревья - живые существа, у них есть ...
Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста.
Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста. Цели проекта: расширить представлений о многообразии растительного мира; сформировать у детей умения...
Интерактивная игра "С какого дерева листок"
Хочу предложить вниманию коллег интерактивную игру "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактическая игра "С какого дерева листок?" (презентация)
Игра для детей...
Методическая разработка дидактической игры в 10 подготовительной группе» «Витаминки» ГБДОУ ЦРР д/с №29 Красносельского района Санкт-Петербурга «С какого дерева листок» («Где твой домик»)
Методическая разработка игры, направленной на пополнение словарного запаса детей за счет названий пород деревьев, прилагательных, производных от этих названий....