Организация экспериментирования в детском саду
консультация по окружающему миру (младшая группа) по теме

Кузнецова Елена Леонидовна

Консультация по организации экспериментирования в младшей, средней, старшей и подготовительной группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_eksperimentirovaniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Доклад

«Организация экспериментирования

в детском саду»

Воспитатель

старшей группы

Кузнецова Е.Л.

2013 год

        Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строится на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественного научного и экологического образования. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

        На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не полно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

        Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими как наблюдение и труд.

        Наблюдение является непременной составной частью, любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работа и ее результатов.

        

Структура эксперимента:

  1. Осознание того, что хочешь узнать
  2. Формулировка задачи исследования
  3. Продумывание методики эксперимента
  4. Выслушивание инструкций и критических замечаний
  5. Прогнозирование результатов
  6. Выполнение работы
  7. Соблюдение правил безопасности
  8. Наблюдение результатов
  9. фиксирование результатов
  10. Анализ полученных данных
  11. Словесный отчет
  12. Формулировка выводов

Рассмотрим, как происходит становление всех этапов экспериментирования в возрастном аспекте.

Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни)

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

- сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на вкус, слух, запах (дидактическая игра «Чудесный мешочек»)

- сравнивать сходные по внешнему виду предметы : шуба-пальто, туфли-босоножки.

- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (почему именно так, а не иначе).

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у низ представлений

- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево…);

- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода…);

- игры со снегом, ветром (снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);

- о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание гороха, бобов, семена цветов)

- о предметном мире (обувь, одежда, транспорт, игрушки) и т.д.

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства (цвет, форма, величина: высоко - низко, далеко - близко, мягкий - твердый, холодный - теплый, мнется - ломается).

Средний дошкольный возраст (пятый год жизни)

Работа направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами являются:

- активное использование опыта игровой деятельности и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится? и т.д.);

- группировка по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда, мебель? С какой целью она используется);

- уметь классифицировать объекты  и предметы по видовым признакам (посуда чайная, столовая; кухонная и спальная мебель и т.д.);

- о материалах: металл, стекло, пластмасса,  резина);

- о мире животных (как зимуют, где живут);

- о растениях (овощи, фрукты; для роста растения нужна влага, тепло, свет);

- о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, треугольник, призма);

- о человеке (нос, глаза, рот и т.д.);

- знакомство с происхождением слов таких как – сахарница, мыльница, супница и т.д.

Старший дошкольный возраст (шестой, седьмой год жизни)

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и явлений. Основными задачами являются:

- активное использование результатов исследования в практической деятельности (как быстрее, прочнее построить дом для кукол и т.д.);

- классификация на фоне сравнения: по длине, форме, цвету, материалу, плотности, фактуре (игра «кто назовет больше качеств и свойств?»);

- формирование представлений о материалах6 пластилин, поролон и т.д.;

- о природных явлениях (круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад);

- о времени (сутки, день- ночь, месяц, сезон, год);

- об агрегатных состояниях воды(как образуется: град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга);

- о мире растений;

- о предметном мире (родовые и видовые признаки);

- о транспорте (железнодорожный, морской, грузовой, пассажирский);

- обогащать словарь детей синонимами, омонимами, многозначностью значений слова (ключ), фразеологизмами.

Все эти знания обязательно закреплять практически играми, опытами, наблюдениями. Например:

«Что в пакете?» - обнаружить воздух в окружающем пространстве (прозрачны, не видимый, легкий);

«Игра с соломинкой» - трубочки для коктейля , емкость с водой;

«Надувание мыльных пузырей» - при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;

«В тепле и в холоде» - выделить благоприятные условия для роста и развития растений;

«Где прячутся детки?» - выделить ту часть растения, из которой могут появится новые растения. Например: семена клена, вишня, слива, яблоко, береза и т.д.

Все эти и другие опыты можно найти в книгах О.В. Дыбиной «Экспериментирование в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

«Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС ДО»

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

Статья: «Организация экспериментирования в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС»

Дети - это маленькие исследователи. Любопитство,постоянное стремление наблюдать и эксперементировать, искать новые сведения об окружающем - являются важнейшими чертами поведения детей дошкольного возр...

Консультация для воспитателей: «Развитие познавательно-исследовательской дошкольников: организация экспериментирования в детском саду»

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узн...