Организация экспериментирования в детском саду
консультация по окружающему миру (младшая группа) по теме
Консультация по организации экспериментирования в младшей, средней, старшей и подготовительной группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_eksperimentirovaniya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Доклад
«Организация экспериментирования
в детском саду»
Воспитатель
старшей группы
Кузнецова Е.Л.
2013 год
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строится на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественного научного и экологического образования. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не полно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью, любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работа и ее результатов.
Структура эксперимента:
- Осознание того, что хочешь узнать
- Формулировка задачи исследования
- Продумывание методики эксперимента
- Выслушивание инструкций и критических замечаний
- Прогнозирование результатов
- Выполнение работы
- Соблюдение правил безопасности
- Наблюдение результатов
- фиксирование результатов
- Анализ полученных данных
- Словесный отчет
- Формулировка выводов
Рассмотрим, как происходит становление всех этапов экспериментирования в возрастном аспекте.
Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни)
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
- сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на вкус, слух, запах (дидактическая игра «Чудесный мешочек»)
- сравнивать сходные по внешнему виду предметы : шуба-пальто, туфли-босоножки.
- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (почему именно так, а не иначе).
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у низ представлений
- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево…);
- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода…);
- игры со снегом, ветром (снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);
- о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание гороха, бобов, семена цветов)
- о предметном мире (обувь, одежда, транспорт, игрушки) и т.д.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства (цвет, форма, величина: высоко - низко, далеко - близко, мягкий - твердый, холодный - теплый, мнется - ломается).
Средний дошкольный возраст (пятый год жизни)
Работа направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами являются:
- активное использование опыта игровой деятельности и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится? и т.д.);
- группировка по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда, мебель? С какой целью она используется);
- уметь классифицировать объекты и предметы по видовым признакам (посуда чайная, столовая; кухонная и спальная мебель и т.д.);
- о материалах: металл, стекло, пластмасса, резина);
- о мире животных (как зимуют, где живут);
- о растениях (овощи, фрукты; для роста растения нужна влага, тепло, свет);
- о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, треугольник, призма);
- о человеке (нос, глаза, рот и т.д.);
- знакомство с происхождением слов таких как – сахарница, мыльница, супница и т.д.
Старший дошкольный возраст (шестой, седьмой год жизни)
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и явлений. Основными задачами являются:
- активное использование результатов исследования в практической деятельности (как быстрее, прочнее построить дом для кукол и т.д.);
- классификация на фоне сравнения: по длине, форме, цвету, материалу, плотности, фактуре (игра «кто назовет больше качеств и свойств?»);
- формирование представлений о материалах6 пластилин, поролон и т.д.;
- о природных явлениях (круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад);
- о времени (сутки, день- ночь, месяц, сезон, год);
- об агрегатных состояниях воды(как образуется: град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга);
- о мире растений;
- о предметном мире (родовые и видовые признаки);
- о транспорте (железнодорожный, морской, грузовой, пассажирский);
- обогащать словарь детей синонимами, омонимами, многозначностью значений слова (ключ), фразеологизмами.
Все эти знания обязательно закреплять практически играми, опытами, наблюдениями. Например:
«Что в пакете?» - обнаружить воздух в окружающем пространстве (прозрачны, не видимый, легкий);
«Игра с соломинкой» - трубочки для коктейля , емкость с водой;
«Надувание мыльных пузырей» - при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;
«В тепле и в холоде» - выделить благоприятные условия для роста и развития растений;
«Где прячутся детки?» - выделить ту часть растения, из которой могут появится новые растения. Например: семена клена, вишня, слива, яблоко, береза и т.д.
Все эти и другие опыты можно найти в книгах О.В. Дыбиной «Экспериментирование в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"
Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....
Организация экспериментирования в детском саду
Материал для педагогов...
Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»
laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...
«Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС ДО»
ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями...
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...
Статья: «Организация экспериментирования в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС»
Дети - это маленькие исследователи. Любопитство,постоянное стремление наблюдать и эксперементировать, искать новые сведения об окружающем - являются важнейшими чертами поведения детей дошкольного возр...
Консультация для воспитателей: «Развитие познавательно-исследовательской дошкольников: организация экспериментирования в детском саду»
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узн...