использование малых форм фольклора в ознакомлении с природой зимой
статья по окружающему миру на тему
статья с методическим материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_malykh_form_folklora_v_oznakomlenie_s_prirodoy_zimoy.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование малых форм фольклора в ознакомление с природой зимой.
В программах детского сада большое внимание уделяется ознакомлению с окружающим, в частности ознакомлению с общественными событиями и явлениями. Программа детского сада предусматривает формирование у дошкольников знаний о природе, воспитывающих любовь к ней, заботливое отношение к растениям и животным. Знания, предусмотренные программой, доступны всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщенными.
Период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения и если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к животному миру - это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека. Мало обучить ребенка, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать полученные знания в своей жизни.
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач: конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях природы. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, презентации, кинофильмы, мультфильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
Так же использование малых форм фольклора развивают у детей логическое мышление, память , помогает в решении логопедических проблем у детей.
Загадки, пословицы, приметы, поговорки и стихи про зиму
Зимой землю не покопаешь, в огороде не повозишься. Зато много зимою забав и праздников, грех не повеселиться.
Загадки про зиму
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратились лужи в стекла,
Стали снежными сады.
Над землёй мороз крепчает,
Наступили холода.
Выпал снег, метель стонает.
Надвигается...
(Зима)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
(Зима)
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
(Зима)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла...
(Зима)
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то...
(Зима)
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ...
(Зима)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
Нас на санках прокатила.
(Зима)
В эту холодную пору
Любим кататься мы с горок.
И для прогулок на лыжах
Лучше сезона не сыщешь.
(Зима)
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ...
(Зима)
Пословицы, поговорки, приметы и стихи про зиму
Август собирает, да вот зима всё проедает.
Больше снега — больше хлеба.
В теплой зимней шубке и морозы как шутка.
В зимний холод всякий молод.
Воробьи дружно чирикают - это к теплу.
Вороны и галки садятся к югу клювами - к теплу, на север - к холоду.
Вьюги да метели да к февралю налетели.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.
Днем был сильный мороз, а к вечеру потеплело — жди долгую стужу.
Дым из трубы столбом — к холодам.
Если в начале зимы был сильный снег, то в начале лета будет сильный дождь.
Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.
Если зимой тепло - летом будет холодно.
Если зимою шумит лес - ожидай оттепели.
Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.
Если снег мелкий и не скоро сходит, будет дождливый год.
Если снег плотный и мокрый, будет дождливое, урожайное лето.
Зима - не лето, в меха одета.
Зима без снега, знать лето без хлеба.
Зима без снегу — не бывать и хлебу.
Зима все найдет, что лето впрок отложило.
Зима лето пугает, да знай себе тает.
Зима лодыря морозит.
Зима морозная - так лето жаркое.
Зиме да лету никак союзу нету.
Зимнее солнце что мачеха: всем светит, да только совсем не греет.
Зимние вьюги принесут летнее ненастье.
Зимний денек с воробьиный скок.
Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий.
Зимой вьюги, а летом ненастье.
Зимой день темен, да ночь светла.
Зимой лес шумит к скорой оттепели.
Зимой месяц кверху рожками - быть морозу.
Зимой много инея - будет летом много росы.
Зимой собаки валяются - жди метель.
Зимой солнце лишь сквозь слезы-то и смеется.
Зимой сухо и холодно - будет летом сухо и жарко.
Зимой теплый тулуп всякому молодцу люб.
Зимою кольцо вокруг солнца - к ненастью.
Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
Кошка на печи - ко стуже, а кошка на полу - к теплу.
Красный огонь в печи и дрова горят с треском — к морозам.
Крещенье на полный месяц — быть большой воде.
Куржевина на деревьях — к урожаю.
Лед почернел, лес шумит - жди оттепель.
Лед сильно трещит - будет мороз.
Летом ложкой, а зимой спичкой (молоко).
Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.
Много снега - много хлеба.
Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
Новый год — к весне поворот.
Ночью иней - днем снега не выпадет.
Облака плывут низко — жди мороз лютый.
Облака идут против ветра — быть снегу.
Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
Перед холодом зима яркая.
Снег идет хлопьями — к хорошему урожаю.
Снегирь под окном зимой зачирикает - жди оттепель.
Снежная зима предвещает хороший рост трав.
Снежные хлопья крупные - будет оттепель.
Снежный буран днем предвещает мороз ночью.
Туманы в феврале обычно предвещают дождливый год.
Хвали зиму лишь после Николина дня.
Холодны северные ветры в феврале — это к урожаю.
Хорошо солнышко: летом испечет, а зимой не согреет.
Я б зимою съел грибок, да вот больно снег глубок.
Ясные дни в Рождественскую неделю к хорошему урожаю.
Стихи про зиму
***
А. С. Пушкин
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
***
Сергей Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Береза
Сергей Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ветхая избушка
Александр Блок
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, -
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна -
Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!
Снегири
А. Прокофьев
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
***
Евгений Баратынский
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Метель
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
***
Афанасий Фет
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
***
Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста"
Полная работа по данной теме...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста
Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.
Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....
Занятие с использованием малых форм фольклора, как средство ознакомления с художественной литературой.
Занятие по развитию речи в младшей группе...
Использование малых форм фольклора в режимных моментах
В помощь воспитателю- пословицы и поговорки в форме ласки и шутки, в качестве поучения и наставления. А также использование пословиц в режимных моментах....
Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...
Использование малых форм фольклора в ознакомлении с природой зимой.
В программах детского сада большое внимание уделяется ознакомлению с окружающим, в частности ознакомлению с общественными событиями и явлениями. Программа детского сада предусматрив...