использование малых форм фольклора в ознакомлении с природой зимой
статья по окружающему миру на тему

Малахова Елизавета Михайловна

статья с методическим материалом

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Использование малых форм фольклора в ознакомление с природой зимой.

   В  программах детского сада большое внимание уделяется ознакомлению с окружающим, в частности ознакомлению с общественными событиями и явлениями. Программа детского сада предусматривает формирование у дошкольников знаний о природе, воспитывающих любовь к ней, заботливое отношение к растениям и животным. Знания, предусмотренные программой, доступны всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщенными.

    Период  дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения и если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к животному миру - это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека. Мало обучить ребенка, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать  полученные знания в своей жизни.

   При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач: конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях природы. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, презентации,  кинофильмы, мультфильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

Так же использование малых форм фольклора развивают у детей логическое мышление, память , помогает в решении логопедических проблем у детей.

Загадки, пословицы, приметы, поговорки и стихи про зиму

Зимой землю не покопаешь, в огороде не повозишься. Зато много зимою забав и праздников, грех не повеселиться.

Загадки про зиму

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратились лужи в стекла,
Стали снежными сады.
Над землёй мороз крепчает,
Наступили холода.
Выпал снег, метель стонает.
Надвигается...
(Зима)

Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы. 
А в санях сидит царица, 
Белокоса, белолица. 
Как махнула рукавом - 
Все покрылось серебром. 
(Зима)

На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
(Зима)

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла...
(Зима)

Кто знает верную примету, 
Высоко солнце, значит лето. 
А если холод, вьюга, тьма 
И солнце низко, то... 
(Зима)

Дел у меня немало - 
Я белым одеялом
Всю землю укрываю, 
В лед реки убираю,
Белю поля, дома, 
А зовут меня ...
(Зима) 

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
Нас на санках прокатила.
(Зима)

В эту холодную пору
Любим кататься мы с горок.
И для прогулок на лыжах
Лучше сезона не сыщешь.
(Зима)

Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ...
(Зима)

Пословицы, поговорки, приметы и стихи про зиму

Август собирает, да вот зима всё проедает.
 
Больше снега — больше хлеба.
  
В теплой зимней шубке и морозы как шутка. 

В зимний холод всякий молод.

Воробьи дружно чирикают - это к теплу. 

Вороны и галки садятся к югу клювами - к теплу, на север - к холоду.

Вьюги да метели да к февралю налетели. 

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне. 

Днем был сильный мороз, а к вечеру потеплело — жди долгую стужу.

Дым из трубы столбом — к холодам. 

Если в начале зимы был сильный снег, то в начале лета будет сильный дождь. 

Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко. 

Если зимой тепло - летом будет холодно.                  
                                                                                                                                                             Если зимою шумит лес - ожидай оттепели. 

Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой. 

Если снег мелкий и не скоро сходит, будет дождливый год. 

Если снег плотный и мокрый, будет дождливое, урожайное лето. 

Зима - не лето, в меха одета.

Зима без снега, знать лето без хлеба.

Зима без снегу — не бывать и хлебу. 

Зима все найдет, что лето впрок отложило. 

Зима лето пугает, да знай себе тает. 

Зима лодыря морозит. 

Зима морозная - так лето жаркое. 

Зиме да лету никак союзу нету.

Зимнее солнце что мачеха: всем светит, да только совсем не греет. 

Зимние вьюги принесут летнее ненастье. 

Зимний денек с воробьиный скок. 

Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий. 

Зимой вьюги, а летом ненастье. 

Зимой день темен, да ночь светла.

Зимой лес шумит к скорой оттепели. 

Зимой месяц кверху рожками - быть морозу.

Зимой много инея - будет летом много росы. 

Зимой собаки валяются - жди метель.

Зимой солнце лишь сквозь слезы-то и смеется.

Зимой сухо и холодно - будет летом сухо и жарко. 

Зимой теплый тулуп всякому молодцу люб.
 
Зимою кольцо вокруг солнца - к ненастью.

Как в феврале аукнется, так осенью откликнется. 

Кошка на печи - ко стуже, а кошка на полу - к теплу.

Красный огонь в печи и дрова горят с треском — к морозам. 

Крещенье на полный месяц — быть большой воде. 

Куржевина на деревьях — к урожаю. 

Лед почернел, лес шумит - жди оттепель. 

Лед сильно трещит - будет мороз. 

Летом ложкой, а зимой спичкой (молоко).

Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

Много снега - много хлеба. 

Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. 

Новый год — к весне поворот. 

Ночью иней - днем снега не выпадет. 

Облака плывут низко — жди мороз лютый.

Облака идут против ветра — быть снегу.

Первый снег за сорок дней до зимы выпадает. 

Перед холодом зима яркая. 

Снег идет хлопьями — к хорошему урожаю. 

Снегирь под окном зимой зачирикает - жди оттепель. 

Снежная зима предвещает хороший рост трав. 

Снежные хлопья крупные - будет оттепель. 

Снежный буран днем предвещает мороз ночью. 

Туманы в феврале обычно предвещают дождливый год. 
 
Хвали зиму лишь после Николина дня.
 
Холодны северные ветры в феврале — это к урожаю. 

Хорошо солнышко: летом испечет, а зимой не согреет.

Я б зимою съел грибок, да вот больно снег глубок.

Ясные дни в Рождественскую неделю к хорошему урожаю. 

Стихи про зиму

***
А. С. Пушкин

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно, 
А мать грозит ему в окно.

***

Сергей Есенин 

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Береза


Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Ветхая избушка

Александр Блок 

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, -
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна -
Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!

Снегири

А. Прокофьев

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

 

***


Евгений Баратынский

 

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.

Метель

Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.

***

Афанасий Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

***

Афанасий Фет 

Мама! глянь-ка из окошка - 
Знать, вчера недаром кошка 
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней - 
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый 
Свежей, белой, пухлой ватой 
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь: 
«Ну, скорей гулять!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.

Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....

Использование малых форм фольклора в режимных моментах

В помощь воспитателю- пословицы и поговорки в форме ласки и шутки, в качестве поучения и наставления. А также использование пословиц в режимных моментах....

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Использование малых форм фольклора в ознакомлении с природой зимой.

 В  программах детского сада большое внимание уделяется ознакомлению с окружающим, в частности ознакомлению с общественными событиями и явлениями. Программа детского сада предусматрив...