Проект "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру на тему
Разработка проекта "Мир вокруг нас", направленного на снижение уровня тревожности в вопросах социального развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_sipkro.doc | 93 КБ |
2_chast.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в
контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 08.04. – 12.04.2013г.
2 сессия: 22.04. – 26.04.2013 г.
Выполнила
Данишева Ангелина Сергеевна
социальный педагог
МАДОУ ЦРР д/с №377
Самара, 2013г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
Первой и очень важной ступенью в системе воспитания и образования каждого человека является период дошкольного детства. В силу этого образовательный процесс в детских дошкольных учреждениях должен быть комплексно направлен на формирование физически здоровой, психически устойчивой и интеллектуально развитой личности.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
В современный период отечественная система воспитания и образования, которая долгие годы находилась в состоянии регресса, требует кардинальных изменений, так как не отвечает современному образу жизни. Произошла смена ценностей. Человек в настоящее время сложно приспосабливается к условиям жизни, которые диктует нам экономическое, политическое, культурное положение страны. В прежней российской системе образования не формируется свободная, активная, творческая личность.
Согласно концепции духовно-нравственного развития человек должен обладать чувством патриотизма, гуманизмом, силой воли, чтить семейные и национальные традиции, быть высоко моральной и духовно развитой личностью, а также он должен обладать стремлением к самообразованию и саморазвитию. Того требует социальный заказ, нашедший отражение в таких законодательных актах, как Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка.
Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить противоречие между социальным заказом и тем, что есть на самом деле.
Недостатки в результатах:
- неумение управлять своим эмоциональным состоянием;
- проявления кризиса 7 лет;
- нет достаточной заботы и внимания на проблемы ребенка со стороны
родителей;
- интенсивная подготовка к школе, посещение клубов развития, кружков и секций эмоционально «изматывает» ребенка;
- из-за нового социального статуса ребенка тревожит состояние неудачи, появляется боязнь не оправдать надежд.
Недостатки в процессе:
- нехватка грамотно разработанных методических пособий и материалов, помогающих реализовывать ФГТ;
- сложность в построении системы деятельности всех субъектов педагогического процесса (родители, воспитанники, специалисты ДОУ);
- чрезмерная загруженность детей подготовкой к школе.
Недостатки в условиях:
- в ДОУ нет оптимального количества информационно-коммуникационных технологий;
- занятость родителей не позволяет с четкой периодичностью проводить совместные занятия с детьми;
- необходимость изменения сознания педагогических кадров;
- недостаточное методическое и информационное обеспечение ДОУ.
Таким образом, для достижения результатов необходимы пересмотр и согласование режима дня и умственной нагрузки ребенка, выработка у воспитателя умения предвидения ситуации, понятие и принятие родителями ребенка существующей проблемы, появление желания ее устранить. А также нужно формировать у самого ребенка чувство самоконтроля (умение обладать силой воли, владеть собой, своими чувствами, эмоциями, переживаниями).
Высокий уровень тревожности у дошкольников препятствует гармоничному развитию личности и приобретению комплекса интегративных качеств, вступает в противоречия с ФГТ, что свидетельствует об актуальности профессиональной проблемы.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе
проведенного анализа
Основными государственными документами Российской Федерации, разработанными для реализации ФЗ «Об образовании» являются Федеральные Государственные Требования от 23.11.2009, предъявляемые к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральные Государственные Требования от 20.07.2011, предъявляемые к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программы). Целью данных Программ является достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Согласно п.3,5 ФГТ от 23.11.2009, каждый ребенок в результате освоения Программы должен обладать определенным набором интегративных качеств личности. Одним из факторов, негативно влияющих на приобретение комплекса интегративных качеств у каждого ребенка дошкольного возраста, может являться высокий уровень тревожности.
Анализируя все вышесказанное можно определить возможные последствия, которые могут возникнуть у ребенка с высоким уровнем тревожности:
- развивается агрессивность
- появляются страхи, в том числе и неосознанные
- развиваются комплексы неполноценности личности
- возникают проблемы в общении с социумом
- порождается неуверенность в собственных способностях (силах)
- происходит затухание талантов
- появляются неврозы и нарушение сна.
Отсюда, как следствие нарушение режима дня, питания, ухудшение здоровья, ослабление иммунитета.
Общество на данном этапе становления нуждается в высокоразвитой успешной личности, а высокий уровень тревожности затрудняет возможность оказывать обществу максимальную пользу. Поэтому крайне необходимо снижать высокий уровень тревожности у дошкольников в аспекте социального развития на том этапе, когда ребенок переходит на новую образовательную ступень и получает новый социальный статус – ученик.
Профессиональная проблема: снижение уровня тревожности в вопросах социального развития ребенка.
Понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
У детей дошкольного возраста преобладает ситуативная тревожность.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.
В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми.
Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, преобладанием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок.
Воспитателю также необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, прежде всего ситуацию непринятия со стороны сверстников; ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина, он плохой (“любят хороших”) заслужить любовь, ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.
Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции, особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.
Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.
В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случае старый призыв к воспитателю «воспитать прежде всего себя» звучит чрезвычайно уместно.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
Как было сказано выше, в соответствии с ФГТ в настоящее время система воспитания и образования должна обеспечить новые образовательные результаты, сформировав у воспитанников целый комплекс интегративных качеств, таких как:
- эмоциональная отзывчивость;
- способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
- соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения;
- способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развивать базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, семья, труд и творчество, природа, человечество).
Как подчеркивалось выше, высокий уровень тревожности у дошкольников препятствует гармоничному развитию личности и приобретению комплекса интегративных качеств, вступает в противоречия с ФГТ, что свидетельствует об актуальности профессиональной проблемы.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
В моей профессиональной деятельности при изучении уровня тревожности у детей подготовительной группы с помощью экспертной оценки и диагностических методик, таких как тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена, графическая методика "Кактус" и методика «Уровень тревожности» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., были получены следующие результаты:
- с высоким уровнем тревожности 23,1% в количестве 6 человек;
- со средним уровнем тревожности 50% в количестве 13 человек;
- с низким уровнем тревожности 26,9% в количестве 7 человек.
Таким образом, полученные результаты исследований говорят о наличии проблемы высокого уровня тревожности у дошкольников и необходимости ее решения.
В настоящее время разработаны и успешно применяются следующие методы снижения уровня тревожности у дошкольников: сказкотерапия, релаксация, дыхательная гимнастика, арттерапия, проигрывание проблемных ситуаций, песочная терапия, анималотерапия, психогимнастика.
Одним из наиболее эффективных и часто применяемых методов снижения уровня тревожности дошкольников является метод сказкотерапии.
Сказкотерапия, как направление практической психологии привлекательно тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.
И еще один главный момент в том, что в сказкотерапии, конечно важно само действие, но еще более важно последствие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие, не зависящее от психолога, а именно собственное развитие. Но оно иногда бывает отсрочено во времени.
Известно, что у детей примерно до 10-12 лет преобладает "правополушарный" тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Вот поэтому метод работы с помощью сказкотерапии с детьми на сегодняшний день особенно актуален. Хотя бы потому, что человек возвращается к своему изначальному, "сказочному" восприятию мира.
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Поэтому подготовка сказкотерапевтов - процесс творческий, увлекательный, но не простой.
Таким образом, сказкотерапия в коррекции детской тревожности является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки можно понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.
Основными средствами, применяемыми педагогами для снижения уровня тревожности у детей раннего детства являются игротерапия, психогимнастика. Можно также использовать дидактические игры. Самыми эффективными средствами снижения уровня тревожности у ребенка выступают:
- двигательная гимнастика;
- сенсорные упражнения;
- игротерапия;
- просмотр видеофрагментов с компонентами релаксации.
Наиболее часто используется игротерапия. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из их непосредственных интересов и потребностей, из их контактов с миром, опосредованных всеми человеческими отношениями, в которые дети включены с самого начала. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребенка дошкольного возраста, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений не только в развитии эмоциональной сферы, но и в психическом развитии личности в целом.
Разные виды игр с успехом используются в коррекционных целях в работе с дошкольниками. Интересна специальная игровая методика, разработанная А. И. Захаровым, направленная на преодоление детьми страхов. Предметом коррекции игровой психотерапии могут быть и бедность эмоционального мира дошкольника, эмоциональная неотзывчивость, запаздывание развития высших чувств, неадекватное эмоциональное реагирование. Известный специалист в области психокоррекции дошкольников А. С. Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифункциональность. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормашивающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений.
Богаты коррекционные возможности не только сюжетных игр, но и игр – драматизаций. Разыгрывая ранее встречающиеся трудные ситуации в играх – драматизациях типа «Какая Я», «Какая наша группа», дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях.
Коррекционным целям способствует и «перенос» негативных качеств собственной личности ребенка на игровой образ. «Отстраняясь» таким образом от них, дошкольник получает возможность как бы избавиться на время от своих собственных недостатков, со стороны оценить их, проиграть свое отношение к ним. Особую ценность представляют игры – драматизации по специально подобранным в коррекционных целях произведениям, прежде всего сказкам.
Методом контроля выступает комплекс диагностических методик:
- тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;
- графическая методика «Кактус»;
- методика «Уровень тревожности» Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко;
- а также методики на выявление самооценки ребенка и оценки его социального статуса.
Для успешной деятельности социального педагога по снижению, (а в идеале - устранению) и дальнейшей профилактики уровня тревожности у ребенка необходимо использовать все доступные методики, которые могут помочь в решении данной проблемы. А средства образования и воспитания всячески должны нам в этом содействовать.
Также для решения данной проблемы социальному педагогу необходимо подключать в процесс устранения тревожности у детей всех субъекты педагогического процесса.
4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)
Для достижения новых образовательных результатов в плане снижения уровня тревожности требуется изменение целого комплекса условий работы дошкольного учреждения, характеристика которых представлена в таблице.
№ п/п | Условие, обеспечивающее образовательные результаты | Характеристика изменений условия |
1 | Кадровые | Повышение квалификации педагогов и формирование общепрофессиональных компетенций |
2 | Научно-методические | Требуется обновление и пополнение методической базы в ДОУ; разработка общеобразовательных программ, отвечающих современным требованиям |
3 | Материально-технические | Необходимо: - увеличение количества оргтехники; - оснащение более современными мультимедийными средствами; - обучение персонала пользованию интерактивными средствами |
4 | Нормативно-правовые | Своевременная актуализация имеющейся в ДОУ базы; внесение в годовой план ДОУ и в Основную общеобразовательную программу задачи социально-личностного развития ребенка; распоряжения заведующего ДОУ; заключение договоров с родителями на определенных этапах взаимодействия. |
5 | Информационные | Обеспечение специалистов ДОУ учебной и научной литературой; посещение специалистами и педагогами конференций, семинаров, методических объединений; вывешивание различной информации на стендах, в уголках для родителей и педагогов; подборка интернет-ресурсов для родителей и специалистов учреждения. |
6 | Организационные | Организация более тесного контакта специалистов и педагогов ДОУ между собой, родителями воспитанников, а также психологическими службами на межрайонном и городском уровне; проведение тренинговых занятий или курсовых мероприятий со всеми субъектами педагогического процесса. |
Предварительный просмотр:
- Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «Мир вокруг нас»
Возраст целевой группы: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Цель пособия: снижение уровня тревожности у обучающихся 6-7 лет
Задачи пособия:
- активировать новые слова в речи ребенка;
- развить логику детей;
- развить процесс мышления и памяти;
- активизация словаря ребенка;
- обогащение пассивного словаря ребенка;
- развитие зрительного внимания;
- закрепление знаний детей о птицах, грибах, цветовой гамме.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
№1 | Титульный слайд. Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по миру живой природы. Удобнее располагайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничего не отвлекало. Отправляемся в путь» |
№2 | Педагог: «Мы подъехали к лесу. Давайте зайдем внутрь и посмотрим, какие сюрпризы приготовлены для нас». Дети разглядывают грибы, отмечают их внешние различия. Педагог: «Ребята, скажите мне, пожалуйста, названия этих грибов». Дети отвечают. Сверяемся с текстом на слайде. Затем идет обсуждение того, какие грибы считаются съедобными, а какие – ядовитыми. Почему? Как их различать? После этого педагог предлагает воспитанникам отправиться на лесную полянку за грибами. |
№3 | Педагог: «Вот мы попали с вами на грибную поляну. Посмотрите ребята, сколько здесь разных грибов. У нас есть корзинка, давайте соберем их для нашего обеда. Только смотрите внимательнее и вспоминайте, какие отличительные признаки есть у ядовитых грибов. Да смотрите их в корзинку не кладите». Дети «складывают» грибы в лукошко, сопровождая свой выбор объяснениями. |
№4 | Педагог спрашивает у воспитанников, какие погодные явления изображены на слайде. Сверяются с выплывающими названиями. Затем воспитатель просит детей рассказать о том, почему получается смена погоды, просит дать красочное описание каждого природного явления. Затем педагог спрашивает, как погода за окошком влияет на настроение человека. |
№5 | Воспитанники рассматривают картинки, отображающие погодные явления. Воспитатель спрашивает, возникают ли у детей страхи во время грозы и грома. Что именно пугает детей – громкий звук или яркий блеск молнии? Как ребята справляются со своими страхами, пока гроза продолжается. Какие чувства, кроме страха, ребята испытывают во время плохой погоды? |
№6 | Педагог: «Ребята, а теперь посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено». Просит детей как можно более красочно, с использованием прилагательных, описать изображение. Спрашивает, какие эмоции дети испытывают во время такой погоды, отличной от той, которая на предыдущем слайде. Далее объясняет ребятам следующее: у природы нет плохой погоды, ветра и дожди - необходимый компонент экосистемы; говорит о круговороте воды в природе. |
№7 | Предлагается рассмотреть детям картинку. Педагог спрашивает у детей, что они могут отметить на этой картинке, просит рассказать свои наблюдения. Затем рассказывает детям историю: «В гости к львенку собирался прийти щенок. Они хотели поиграть на лужайке около дома. Но совсем недавно ясное небо заволокло тучами и полил сильный дождь. Теперь зверятам не удастся поиграть. Но мы можем помочь львенку и щенку!». Детям предлагается разогнать тучки, они уйдут и дождик перестанет литься. Ребята по очереди убирают завесу дождя, затем тучки. Появляется солнышко и мы видим, что львенок вышел на полянку встречать своего друга, а щенок уже вприпрыжку бежит ему навстречу. Педагог спрашивает у ребят, какие чувства они испытывают в данный момент от того, что помогли друзьям встретиться. |
№8 | Педагог: «Приехали на следующую остановку. Нас в гости пригласили птицы. Ребята посмотрите на картинку и скажите, пожалуйста, какие из птиц вам уже известны». Идет обсуждение птиц. Педагог рассказывает от том, что птицы отличаются от перелетных и зимующих и другими признаками, а конкретнее – местами обитания и образом жизни. Рассказывает о том, какие из представленных птиц на слайде живут в лесах, а какие – близ водоемов. Обращает внимание детей на внешние отличия (окрас, структура оперения, строение тела). Рассказывает, как называют этих птиц. Педагог: «ребята, птички во время добывания себе пищи потерялись и теперь не могут найти дорогу домой. Они попросили нас помочь им в этом. Давайте им поможем». |
№9 | Ребята рассказывают о том, какие из представленных птиц живут около водоемов, как они называются. Воспитатель обращает внимание детей на то, что птицы имеют перепончатые лапки, что помогает им свободно перемещаться по водной глади. Также говорит о том, как птичий жир, содержащийся в составе пера и маленький вес тела, помогают им держаться на плаву. |
№10 | Аналогичным образом, как в предыдущем слайде педагог помогает детям «поселить» лесных птиц на деревьях. Слайд сопровождается звуковым эффектом (пение птиц в лесу). |
№11 | Педагог обращает внимание детей на то, что для разных животных в природе существуют разные места обитания и просит расселить по «домикам» различных зверей. Ребята сопровождают свое решение объяснениями, почему они решили именно так. |
№12 | Воспитатель знакомит детей с радугой. Рассказывает, в какое время ее можно увидеть на небе. Акцентирует внимание воспитанников на цветовой гамме, которой богата радуга. Ребята рассказывают о том, с чем у них ассоциируется каждый цвет радуги. |
№13 | Педагог: «Ребята, посмотрите на море, изображенное на картинке. Море является тоже домом, но только не для животных, а для рыбок. Во время прибоя рыбок вынесло на берег. Затем во время отлива они не успели вернуться назад в море. Солнышку и песочку они конечно рады, но уже перегрелись и плохо себя чувствуют. Давайте поможем рыбкам добраться обратно в море к своим деткам-малькам». Дети отправляют рыбок в море по определенному алгоритму – окрас рыбы соответствует цвету в радуге. Именно в таком порядке рыбки должны попасть в море. Педагог благодарит ребят за помощь рыбкам и предлагает опуститься на дно морское и посмотреть, добрались ли рыбки до своих домиков. |
№14 | Гимнастика для глаз «В пучине морской». Включается видео-элемент. Ребята смотрят на плавающих рыбок, следят за их траекторией и направлением движений. На фоне играет релаксирующая музыка. |
№15 | Педагог: «Ну, вот мы с вами посмотрели и убедились в том, что рыбкам очень комфортно жить в воде. Спасибо вам ребята за помощь. Рыбки очень довольны. А теперь давайте вспомним, какие добрые дела мы сегодня совершили, кому помогли, что нового узнали, какие названия грибов, птиц и погодных явлений выучили». После воспоминаний воспитанников педагог благодарит еще раз за проделанную работу и прощается со словами: «Пойдемте совершать еще какие-нибудь добрые и полезные дела!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проектной деятельности детей подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Есть фильм. Могу дать адрес для просмотра....
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Ссылка на фильм http://www.youtube.com/watch?v=SuHPWkR57C4...
Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"
Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....
Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"
Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....
Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы
Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...