Конспект занятия "Краса леса - деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ковшова Альбина Владимировна

Ф.И.О. Ковшова Альбина Владимировна

Должность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированного вида.

Образовательная область  Познание

Тема занятия  «Краса леса - деревья»»

Программное содержание:

 - формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу;

- обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

- развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: мультимедийная презентация, мел на каждого ребенка, два пластиковых стаканчика, вода.

Пропедевтическая  работа: чтение книг о природе, рассматривание иллюстраций леса, рассматривание живых и неживых объектов природы

Развитие речи:  краса леса, резная крыша

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида

Схема конспекта занятия

Образовательная область: Познание

Тема занятия: «Краса леса – деревья»

Выполнила старший воспитатель:  

Ковшова Альбина Владимировна

г. Кулебаки  2013г

Ф.И.О. Ковшова Альбина Владимировна

Должность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированного вида.

Образовательная область  Познание

Тема занятия  «Краса леса - деревья»»

Программное содержание:

 - формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу;

- обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

- развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: мультимедийная презентация, мел на каждого ребенка, два пластиковых стаканчика, вода.

Пропедевтическая  работа: чтение книг о природе, рассматривание иллюстраций леса, рассматривание живых и неживых объектов природы

Развитие речи:  краса леса, резная крыша

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.

Организационный момент

  • создание игровой мотивации;
  • сюрпризный момент

Вводная часть. Она составляет 3-4 мин. 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте:                (Слайд 1)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем.

Дети: лес

Воспитатель: Да, ребята, в лес. Сегодня мы с вами  рассмотрим красоту природы. Если мы говорим о природе, то, прежде всего, имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы ни описывалась природа.  Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. (Слайд 2)

Создание игровой мотивации – заинтересовать, мотивировать детей.

Введение детей в тему занятия – формировать представление о лесе

Дети отгадывают загадку

2.

Основная часть

разрешение проблемы с помощью:

  • описания методов и приемов совместной деятельности педагога и воспитанника для решения проблемы;
  • использования здоровьесберегающих технологий;
  • использования коррекционно-развивающих технологий

Беседа

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое природа?

Дети: Природа – это то, что существует независимо от человека

Воспитатель: А что мы не можем назвать природой?

Дети: Мы не можем назвать природой то, что сделано руками человека

Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что природа существует независимо от человека.

Природа еще бывает живой и неживой. И прежде чем отправиться в путешествие, мы должны это знать.

Скажите, что мы отнесем к живой природе?

Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб.

Воспитатель:  Почему вы их отнесли к живой природе?

Дети: Потому что они  рождаются, питаются, дышат, размножаются, двигаются,  умирают

Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе.

Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу.

Вы догадались, о чем я говорю?

Дети: Вы говорите о деревьях

Воспитатель:  Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже.

Что относиться к неживой природе?

Дети: камень, песок, земля

Экспериментирование

Воспитатель:  Правильно, неживая природа – это вода, снег, камни, земля.

Посмотрите на ваши столы, на них кусочки мела и стаканчики – один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?  

Дети: нет

Воспитатель:  Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше. Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик.

Что стало с водой, она перестала быть водой или нет?  

Дети: нет

Воспитатель:  А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?

Дети: Они погибнут

Игра «Живое – неживое»  Если объекты живой природы, то дети двигаются, если объекты неживой природы – дети стоят. (Слайд 3)

Воспитатель:  Итак, мы отправляемся в лес. Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно-нельзя» (Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами).  (Слайд 4)

• Ломать деревья и ветки.

• Сажать больше деревьев.

• Ходить и топтать на лугах цветы.
• Ходить только по тропинкам.
• Рвать большие букеты цветов.
• Любоваться ими.
• Оставлять мусор в лесу.
• Собрать мусор в яму и закопать.
• Разжигать костры в лесу.

• В лесу шуметь.

Воспитатель:   А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам достаточно только закрыть глазки. (Звучат «Звуки леса»)

Вот мы с вами и в лесу. 

(Слайд  5)
Воспитатель: Ребятки, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым   людям. Давайте с лесом поздороваемся.

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,      

Что нам шепчешь на заре?
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи,
Ты же видишь, мы свои…

Воспитатель: А  что такое лес?  Как вы его себе представляете?

Дети: где много деревьев

Воспитатель:  Ребята!  Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам   настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними.

Например:  Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство всей планеты Земля.

Воспитатель: Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете?

Дети: нам дают его деревья

Воспитатель: Да, ребята, правильно – нам дают  деревья. Зеленое вещество в листьях растений  – хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям.

Воспитатель: А какие деревья вы знаете?

Дети: берёза, дуб, осина, ёлка

Воспитатель: Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно. (Слайд 6)

Белоснежная береза  - Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), березовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.  (Слайд 7)

Дуб - Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Посев желудей является основным способом восстановления дубовых лесов. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. (Слайд 8)

Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится  ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые  смолой деревья. (Слайд 9)

Вопросы к детям:  (Слайд 10)

  • Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)
  • Какие части растений расположены под землей, над землей?
  • Что нужно для роста растений?
  • Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Воспитатель:  Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.  Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.

Физкультминутка

А мы  по лесу гуляли,

 И лисичку повстречали.

 Под кустом она сидит –

 Видно, зайку сторожит.

 А мы  по лесу гуляли,

 И зайчонка повстречали.    

 Зайка скачет по дорожке,

 Быстрые у зайки ножки.  

 А мы  по лесу гуляли,                  

 Ёжика мы повстречали      

 По дорожке он идет,

 На спине грибок несет.              

А мы  по лесу гуляли,                

Белочку мы повстречали.

Белка кушает без спешки,  

Зубками грызет орешки.

А мы  по лесу гуляли,  

И медведя повстречали.  

Мишка по лесу шагает,

Ребятишек он пугает.

Мы от страха задрожали,

И от мишки убежали.

Воспитатель:   Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу? (Слайд 12)

  • Чем питаются животные?
  • Как готовится к зиме медведь?
  • Как готовится к зиме белка?
  • Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья – это  самое главное богатство леса.

Воспитатель: А  сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо. (Слайд 13)

  • Кто живет в воздухе?
  • Чем отличаются птицы от животных?
  • Как называют птиц, которые улетают на зиму?
  • Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
  • Почему птицы улетают?
  • Чем питаются птицы?

Воспитатель:  Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.

Воспитатель:  Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ.

  • Назовите их. (Дети перечисляют)
  • Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован?

Дети: Насекомые

  • Кому нужны насекомые на земле?  

Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.

Воспитатель:  Что будет, если исчезнут все насекомые? ( Ответы детей)

 Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки. Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.

Задаёт вопрос – развитие мышления у детей

Развитие умений детей  отвечать на вопросы полным предложением

Обобщение знаний детей о живой и неживой природе

Формирование представлений о лесе

Развитие воображения детей, экспериментальных способностей

Развитие наблюдательности у детей

Умение анализировать, делать выводы

Умение детей различать живые и неживые природные объекты

Воспитание бережного отношения к природе, правил поведения в природе

Развитие внимания

Снятие психоэмоционального напряжения

Развитие речи детей

Формирование представлений о лесе, деревьях, растущих в нём

Задаёт вопросы – развитие мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи

Закрепление знаний детей о деревьях

Обобщение, уточнение  знаний детей о деревьях

Расширение знаний  детей о предметах, сделанных из дерева

Развитие двигательной активности детей

Закрепление знаний детей о животных леса

Умение детей устанавливать пищеварительные цепочки

Закрепление знаний детей о птицах

Закрепить знание детей о перелётных и зимующих птицах, о среде обитания

Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, умение обобщать

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети экспериментируют с мелом

Дети переливают воду

Ответы детей

Дети играют в игру

Дети перечисляют правила поведения в лесу

Дети играют в игру

Дети имитируют движения

Дети здороваются с лесом стихотворным текстом

Слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют физкультминутку

Дети отвечают на вопросы

3.

Заключительная часть

  • анализ занятия (итог)
  • рефлексия

Она составляет 5 - 6 мин.

Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать

Что нового вы узнали в ходе путешествия?

Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Мне сегодня тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень активными, внимательными. Я думаю, что вы будите беречь природу, заботится о птицах и животных.

Воспитатель:  Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом: (Слайд 14)

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес

Обобщение полученных знаний

Поощрения детей

Создание благоприятного психологического климата

Дата: ______________

Подпись: ____________________ Ковшова Альбина Владимировна



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я   Р А З Р А Б О Т К А

Р А З Д Е Л А   О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Й    П Р О Г Р А М М Ы

Образовательная область «Познание»

Тема: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Ковшовой Альбины Владимировны

г. Кулебаки

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи раздела
  3. Психолого-педагогическая характеристика возраста
  4. Ожидаемые результаты
  5. Обоснование (используемые формы, методы, приемы)
  6. Система знаний
  7. Используемая деятельность
  8. Календарно-тематическое планирование
  9. Список литературы
  10.  Конспект занятия

Пояснительная записка

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.

Козлова А.Н.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

В этом возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь малышу ощутить себя частью этой природы.                                                        

Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, у них не воспитано чувство единения, с природой, и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.                                                                                                                                                                                          

Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.

Как  же пробудить в них желание остановиться, присмотреться, задуматься? Как же научить их прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить? Первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.

Решать задачи и отрывать что-то новое можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть. Эффективнее всего  научить исследовать природу с  помощью игровых приемов. Один из них – прием выявления и разрешения экологических противоречий. Чем такое решение эффективней?  Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. И здесь нам помогает игра. На мой взгляд, именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

 В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Цели и задачи раздела

Цель:  Влияние дидактической игры на эффективность экологического  воспитания  дошкольников,  на  формирование осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания,  сочувствия,  обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры.


Задачи

  • Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  • Формирование знаний о природе посредствам дидактических игр экологического содержания.
  • Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения методической разработки детьми в соответствии с возрастными особенностями (6-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, нужно  обеспечивать  условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Серьезное внимание уделяется  развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В этом возрасте у детей нужно  развить внимание и память, формировать элементарный самоконтроль. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Воспитатель должен стараться разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей.

Главные педагогические задачи, которые решаются в этой возрастной группе, направлены на создание и реализацию детских игровых замыслов:

• Обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни,  предметах окружающего мира.

•  Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей.

• Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками. Побуждать к самостоятельности, инициативы, творчества в игре, вызывая у детей эмоционально – положительный отклик на игровое действие и материал.

• Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.

• Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях.

Ожидаемые результаты.

  • У ребёнка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде, старается придерживаться их в своей деятельности.
  • Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг  объектов, явлений природы не только ближайшего окружения.
  • Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, с удовольствием, по собственной инициативе отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности
  • Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения - положительный.                                                                    
  • Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение к партнёру. Характерно использование просьб, предложений в общение с партнёрами.
  • Ребёнок проявляет интерес к развивающим и познавательным играм.
  • Знает много игр, с удовольствием рассказывает о любимых играх.
  • Проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Ведущую роль в экологическом воспитании  детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом.

Средства экологического воспитания:  подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и дидактические  игры; целевые наблюдения, эвристические беседы, создание  поисковых ситуаций, экспериментирование, исследования с элементами проблемной ситуации;  решение занимательных и творческих заданий. 

Все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, являются  дидактические игры:

  • на  формирование экологических представлений о мире животных,
  • на  формирование экологических представлений о   растениях, объектах и   явлениях природы,
  • экологически бережного отношения к природе.

Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, эко деятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.

Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации.

Использование  игровых обучающих ситуаций (ИОС)  трех типов:

  • использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы;
  • использование кукол, изображающих персонажей литературных произведений на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия;
  • игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом « Творчество во всём!».

      Для развития у детей творческого мышления и воображения предлагаю  использовать в работе различные приёмы и методы, которые наиболее эффективно можно использовать в экологическом образовании дошкольников в играх:

  • Метод ассоциации
  • Метод аналогии
  • Метод мозгового штурма
  • Метод системный оператор или волшебный экран
  • Метод противоречия
  • Метод постановка проблемного вопроса
  • Приёмы фантазирования (сделай наоборот, увеличить-уменьшить).

Вся  эта работа помогает уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания об объектах и явлениях природы, расширились представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствовала воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Система знаний и система деятельности

 Систему знаний и систему деятельности можно проследить через связь с другими образовательными областями:

Для успешного решения задач экологического воспитания, необходима экологизация воспитатель-образовательной работы. Где особое место занимают занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

  • Область «Здоровье» - использование дидактических игр, упражнений для обогащения содержание области, развитие здорового образа жизни; организация активной, самостоятельной, интеллектуальной деятельности;
  • Образовательная область «Коммуникация»   - развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности в процессе общения

            сверстник-взрослый;

  • Образовательная область «Безопасность» - безопасное поведение в природе;
  • Образовательная область «Физическая культура» - использование занятия прогулки по экологической тропе здоровья, знакомства детей с нормами поведения в природной среде; дни здоровья по сезонам, дидактические игры природоведческого характера; упражнение дыхательной гимнастики, подвижные игры;
  • Образовательная область «Познание» - Наблюдения, игры, опыт, уход за растениями и животными;
  • Образовательная область «Художественное творчество» - использование средств художественного творчества;
  • Образовательная область «Чтение художественной литературы» - использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций о в книгах о природе, чтение произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников.

Календарно-тематическое планирование

темы

Дата

Темы занятий

Количество

занятий

1

2

3

4

5

сентябрь

Беседа о лете

Экологическая игра «Где что зреет»

Беседа «Планета Земля в опасности»

Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Тризовская игра «Хорошо-плохо»

1

1

1

1

1

1

2

3

4

октябрь

Беседа «Планета Земля в опасности»

Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Экологическая игра «Узнай целебную траву»

Экологическая игра «Кто где живет?»

1

1

1

1

1

2

3

4

ноябрь

Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме»

Дидактическая игра «Узнай, какой зверь»

 Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения

Беседа об осени (обобщающая)

1

1

1

1

1

2

3

4

5

декабрь

Беседа о лесе

Дуб и сосна

Волк и лиса - лесные хищники

Беседа «Кто главный в лесу?»

Игра «Как вести себя в лесу»

1

1

1

1

1

1

2

3

4

январь

      Беседа «Я - человек»

      Сравнение диких и домашних животных

       Тризовская игра «Что было бы, если бы... (кошка лаяла)?»

       Беседа «Что мы знаем о птицах?»
   

1

1

1

1

1

2

3

     

      4

февраль

     Рассказ об экологических пирамидах

      Игра «Живая пирамида»

      Беседа «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу»

      Обобщающая беседа «Как узнать зиму?»

1

1

1

1

1

2

3

4

март

     Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

 Свойства воды. Опыты

Беседа «Кто живет в воде»

Беседа «Что растет в воде»

1

1

1

1

1

2

3

4

апрель 

     Весенний уход за комнатными растениями

Беседа о дождевых червях

Красная книга - сигнал опасности

Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»

1

1

1

1

1

2

3

4

5

май

 

Знакомство со свойствами воздуха

Дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки»

Солнце - большая звезда

Игра «Догони свою тень»

Беседа о весне (обобщающая)


1

1

1

1

1

      Всего:

39

Список литературы

Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников//Дошкольная педагогика.–2007.– № 1

Баранникова Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э.Э. Баранникова, И.Л. Румянцева, Н.И. Апполонова//Современный детский сад.–2008.

Богданец Т.П. Как развивать экологическое мышление дошкольников в игре//Современный детский сад.–2008.–№ 7.

Константинова Т.В. Экологическое воспитание в детском саду//Начальная школа плюс до и после.–2005.

Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ//Начальная школа плюс до и после.–2006.–№ 1

Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание , 2004 №7

Кудасова В.И. Экологические игры в воспитании детей экологической культуры:  [ Электронный ресурс].2013. nsportal /detskii-sadradost@.ru

Листопад А.П. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.–2006

Маркова Т.А. Как научить детей любить природу //Дошкольная педагогика.–2004.–№ 4

Романова К.А. Формирование нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста//Детство.–2003.

Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.

Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. – М.: Просвещение, 2010.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс,2007

Чебан  М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду.–2008.

Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому занятию: "Краса леса - деревья"

Презентация для детей страшей группы...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей средней группы «Прогулка по осеннему лесу. Деревья».

План - конспкт занятия по ознакомлению с окружающим для детей средней группы "Прогулка по осеннему лесу. Деревья". Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, расширять знания ...

Конспект НОД на тему:" Краса леса-деревья"

Конспект НОД на тему : " Краса леса-деревья" для детей 6-7 лет...

Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...