Проект "Уроки безопасности".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroki_bezopasnosti_molchanova_i.l.docx | 53.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 105»
Проект
образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему
«Уроки безопасности»
Разработала:
Молчанова И.Л.
воспитатель
1 квалификационной
категории
г. Братск
Паспорт проекта
Обоснование для разработки | В связи с изменениями, произошедшими в последние годы в жизни нашего общества, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста. Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Актуальность темы проекта обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых, и как со стороны современных тенденций детского развития. Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, на что родители часто закрывают глаза, утверждая, что если у других дети растут, то и их тоже вырастут, не прикладывая при этом никаких воспитательных усилий. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения. Анализ статистических данных показывает, что количество ДТП с участием детей существенно увеличивается во время летних каникул. В связи с этим, в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма проводится профилактическая акция «Внимание - дети!». Надо отметить, что в последнее время сокращается доля ДТП, происходящих по вине детей. Теперь в большинстве случаев дети становятся жертвами нарушений Правил дорожного движения водителями. За 4 месяца текущего года из 41 пострадавшего по причине ДТП ребенка 30 были травмированы по вине взрослых. Из них 11 на момент ДТП находились в автомашине в качестве пассажиров, при этом только трое перевозились без нарушений правил перевозки детей. Пожарная обстановка в Иркутской области остается напряженной. Пожары среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера занимают первое место и составляют 85-90% от общего их количества. Серьезных изменений в структуре причин пожаров за последние десять лет не наблюдается. На первом месте из них – неосторожное обращение с огнем, затем – нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, печей. Примерно на одном уровне располагается число пожаров, возникших из-за шалости детей с огнем и поджогов. На последнем месте – неисправность производственно-технического оборудования. Пожары по неустановленным причинам составляют в отдельные годы до 10% от общего количества пожаров. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. |
Инновационные идеи проекта | Использование в образовательной деятельности инновационных технологий:
|
Потенциальные заказчики и потребители | Дети Родители |
Разработчики проекта | Воспитатель 1 квалификационной категории Молчанова Ирина Леонидовна |
Тема проекта | «Уроки безопасности» |
Цель | Стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. |
Задачи | Обучающие: - формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; - обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования; - познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице; - познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью человека. Развивающие: - развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности; - развивать умение передавать своё отношение от общений с представителями профессий, которые помогают в трудных ситуациях (пожарные, МЧС, врачи, полицейские и т.д.) в рисунках и аппликации; - развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений; - развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира; - развивать у детей самостоятельность, овладение разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения. Воспитательные: - воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру; - воспитывать бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним. |
Основные направления проекта |
Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли: Земля - наш общий дом, а Человек - часть природы.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
Уже с дошкольного возраста это направление предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения. |
Результаты (показатели) |
травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.
набирать номер телефона пожарной части, МЧС, милиции, скорой помощи; вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес, причины вызова.
способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, новыми знаниями.
безопасности детей в окружающем мире.
деятельности детей на прогулке, эмоциональной сферы, решение интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту.
детей. |
Сроки и этапы реализации проекта | Проект краткосрочный (2 недели). Организационный этап:
интереса детей к получению знаний об осторожном и осмотрительном отношении к потенциально опасным для человека ситуациям;
Основной этап:
проекта. Заключительный этап:
|
Мониторинг | Для того чтобы оценить результаты работы по проекту была проделана следующая работа:
|
Название проекта: «Уроки безопасности».
Категория проекта: педагогический.
Вид проекта: исследовательский, познавательный.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)
1.Постановка проблемы
В связи с изменениями, произошедшими в последние годы в жизни нашего общества, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста.
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Актуальность темы проекта обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых, и как со стороны современных тенденций детского развития.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, на что родители часто закрывают глаза, утверждая, что если у других дети растут, то и их тоже вырастут, не прикладывая при этом никаких воспитательных усилий.
Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.
Анализ статистических данных показывает, что количество ДТП с участием детей существенно увеличивается во время летних каникул. В связи с этим, в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма проводится профилактическая акция «Внимание - дети!».
Надо отметить, что в последнее время сокращается доля ДТП, происходящих по вине детей. Теперь в большинстве случаев дети становятся жертвами нарушений Правил дорожного движения водителями. За 4 месяца текущего года из 41 пострадавшего по причине ДТП ребенка 30 были травмированы по вине взрослых. Из них 11 на момент ДТП находились в автомашине в качестве пассажиров, при этом только трое перевозились без нарушений правил перевозки детей.
Пожарная обстановка в Иркутской области остается напряженной. Пожары среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера занимают первое место и составляют 85-90% от общего их количества. Серьезных изменений в структуре причин пожаров за последние десять лет не наблюдается. На первом месте из них – неосторожное обращение с огнем, затем – нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, печей. Примерно на одном уровне располагается число пожаров, возникших из-за шалости детей с огнем и поджогов. На последнем месте – неисправность производственно-технического оборудования. Пожары по неустановленным причинам составляют в отдельные годы до 10% от общего количества пожаров.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
2. Цель проекта:
Стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
3.Задачи:
Обучающие:
1. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
2. Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования.
3. Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
4. Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью человека.
Развивающие:
1. Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности; самостоятельность, овладение разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
2. Развивать умение передавать своё отношение от общений с представителями профессий, которые помогают в трудных ситуациях (пожарные, МЧС, врачи, полицейские и т.д.) в рисунках и аппликации.
3. Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений,
познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру; бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним.
4. Этапы внедрения проекта:
Организационный этап:
- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
- формирование интереса детей к знакомству с историей и культурой родного города, его достопримечательностями, растительным и животным миром Сибири;
- проведение анкетирования родителей по данной теме.
Основной этап:
- образовательная деятельность с детьми и родителями;
- исследовательская деятельность с детьми;
- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;
- работа по краеведению с педагогами ДОУ.
Заключительный этап:
- выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме;
- систематизация собранного материала по теме.
5. Календарь внедрения проекта
Организационный этап
- Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о Братске.
- Сбор материалов по данной теме.
- Круглый стол «Правила безопасного поведения» (совместная встреча родителей и детей).
- Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
- Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
Основной этап
Работа с детьми
Образовательная область | Формы и методы работы | Сроки |
Безопасность |
полны неожиданностей».
безопасного поведения.
нам пришли? Откуда появился огонь?».
«Кошкин дом».
безопасности всегда соблюдай».
плакатов на тему «Правила пожарной безопасности».
сказках». | В течение двух недель |
Коммуникация |
открыткам, фотографиям, из личного опыта, по представлению на темы: «Из окна наша улица видна», «Я иду в детский сад», «Один дома» и другие.
предложение», «Подбери родственные слова», «Цепочка», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта. | В течение двух недель |
Чтение художественной литературы |
литературы.
библиотеку МОУ «СОШ № 14».
поведения.
порядке».
маленький ребёнок это должен знать с пелёнок». | В течение двух недель
|
Социализация |
безопасного поведения дома, на улице», «Дорожные знаки, «Правила пожарной безопасности» и другие.
«Путешествие по городу», «Общественный транспорт» и др.
на новый лад». | В течение двух недель |
Музыка |
пение песен в соответствии с темой проекта.
| В течение двух недель |
Художественное творчество |
в соответствии с темой проекта.
темы:
поведения».
всероссийских конкурсах по теме проекта.
| В течение двух недель |
Познание |
к светофору, к перекрёстку.
находится детский сад.
фотографиями, иллюстрациями, открытками, DVD – дисками, презентациями. | В течение двух недель |
Физическая культура |
выручалочка», «Городки», «Салки», «Горелки», «Лапта» и другие.
с временем года. | В течение двух недель |
Здоровье | Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта. | В течение двух недель |
Труд |
профессиями людей.
профессий.
«Сбережём энергию», «Мусор – дело серьёзное», «Чистая вода» и другие.
специализированных машин «Машины – наши помощники». | В течение двух недель |
Работа с родителями воспитанников
№ | Формы и методы работы | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. Круглый стол «Правила безопасного поведения» (совместная встреча родителей и детей). Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется). Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах по теме проекта. Творческий марафон макетов и поделок на тему «Правила безопасного поведения». Художественная мастерская: рисование плакатов и рисунков на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего» и другие. Создание листовок «Берегите свой город!». Проведение трудовых десантов. Встречи с представителями различных профессий. Участие в сборе материалов для мини-музея. Проведение праздника «Город – труженик» (совместно с детьми). Викторина «Это должен знать каждый!» | В течение двух недель
|
Работа с педагогами
№ | Формы и методы работы | Сроки |
1. 2. 3. | Показ интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Правила дорожного движения». Викторина «Это должен знать каждый!». Консультация «Как научить ребёнка соблюдать правила безопасного поведения». | В течение двух недель |
Заключительный этап
- Смотр – конкурс «Лучший центр «Безопасность».
- Проведение выставки рисунков, плакатов для родителей, детей, педагогов на тему «Соблюдай правила безопасности» (дети проводят сами).
- Презентация и викторина «Уроки безопасности в любимых сказках».
- Театрализованное представление «Колобок на новый лад» с участием детей подготовительной группы.
6. Предполагаемые результаты:
Формирование разносторонних знаний о правилах безопасного поведения, умений находить выход из любой ситуации.
Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации.
Воспитание чувства самосохранения, осторожности, ответственности.
7. Механизм оценки результатов:
Для того, чтобы оценить результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:
- Анализ работы по плану.
- Самоанализ педагога.
- Оценка практической значимости проекта.
8. Перспективы работы
Продолжать работу по формированию основ безопасного поведения дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...