Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у Домовёнка" (познавательно-речевое развитие).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Вариант проведения открытого занятия в подготовительной к школе группе для детских садов, реализующих программу Князевой О.Л., Маханёвой М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podg._gruppe.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе:
« В гостях у Домовёнка».
(познавательно-речевое развитие)
Разработала:
Мельнова Наталья Николаевна,
воспитатель 2-й квалификационной категории
МБДОУ № 15 «Теремок»
Ковровского района
Программное содержание:
- обобщить представления детей о традициях русского народа, о предметах быта и культуры;
- формировать интерес к истории предметов русской старины, к русским народным играм;
- продолжать знакомить с народными песнями, закличками, пословицами, небылицами, прибаутками;
- учить бережно относиться к традициям русского народа;
- закреплять умение составлять слово из букв; подбирать к существительному слова, обозначающие признаки предметов и действия; решать задачи;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- развивать диалогическую речь;
- совершенствовать развитие высших психических функций: внимание, мышление, память;
- воспитывать любовь к семье, семейному очагу и дружеское отношение между детьми.
Предварительная работа:
- беседа о старинной утвари;
- занятие на тему «Бабушкин сундук»;
- экскурсии в русскую избу;
- разучивание русских народных песенок, прибауток, небылиц, потешек, пословиц, поговорок;
- рассматривание альбома «Народные промыслы»;
- разучивание русских народных игр.
Оборудование: оформление зала; костюмы (ведущий, девочки, мальчики, Богатыри, Домовёнок); сундук ( самовар, утюг, рушник, скатерть, рубаха); муляж яблони, спортивный ивентарь (канат, мешки, спортивные палки, подушки); спицы; нитки, пяльцы, мулине; музыкальные инструменты; разрезные картинки; буквы; угощение.
Дети подготовительной группы заходят в зал под музыку и встают вокруг стола.
В.: Здравствуйте ,люди добрые!
Реб.: Здравствуйте, гости дорогие!
Рады гостям, как добрым вестям!
Честь и почтение – всем без исключения!
В.: Мы приглашаем всех – и взрослых, и детей отдохнуть в гостях у домовёнка, окунуться в атмосферу старины, почувствовать и посмотреть, как тогда жили люди и проводили свой досуг. Посмотрите вокруг как здесь красиво и интересно.
Реб.: Красота земли нашей русской
Необъятна, привольна, нежна.
И традиции нашей России
Не забудет народ никогда!
Реб.: Живи, процветай, родная держава,
Для нас ты будешь всегда величава!
Дети подходят к печи, за печкой прячется Домовёнок.
В.: Самым главным и почётным местом в избе, конечно же была …….,а что, угадайте мою загадку:
Когда в ней жарко – тогда и варко. ( Печка )
Правильно, ребята, это печь. Дети очень любили играть на печке, греться после беготни на улице, а хозяйки славились своим мастерством печь пироги.
За печкой раздаётся шорох и оттуда выходит Домовёнок.
В.: Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит,
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире Домовой!
Выходит из-за печки Домовой.
Д.: Здравствуйте, ребята! Пожалуйте ко мне в гости.
Дети здороваются.
В.: Дети, давайте посмотрим на нашего Домовёнка и скажем, что в нём необычного?
Дети сравнивают одежду Домовёнка со своей.
Д.: Я горжуся стариною,
Стала мне она родною.
Вечно радует кого-то
Наших бабушек работа.
В.: Домовёнок, а что у тебя в руках?
Д.: Это противень.
Сейчас мы поставим его в печь. Но чтобы открыть печь и достать готовые пирожки, вам нужно, ребята, отгадать ключевое слово. Я приготовил для вас 5 заданий. За каждое, правильно выполненное задание, вы получаете букву, а из букв вы должны составить ключевое слово, тогда мы сможем открыть нашу печку и я вас угощу вкусными пирожками. Готовы выполнять мои задания?
Дети садятся за столы на лавки.
В.: Печь и грела и кормила, а помогали хозяюшке угощение славное готовить нехитрые предметы крестьянского быта. Ребята, а кто из вас видел их у бабушки в деревне, назовите, как называется старинная посуда?
Ответы детей(горшок, самовар, чугунок, чашка и т.д.)
Д.: Вот вам первое задание: назовите из какого материала сделана эта посуда?
Ответы детей ( глина ,чугун, дерево, железо)
Д.: правильно, а теперь расставьте посуду на свои места: на первую полку – глиняную посуду, на вторую – чугунную, на третью – деревянную, на четвёртую – железную посуду.
Работают 4 человека у печки.
Д.: Молодцы какие, вы справились с первым заданием, получайте первую букву! ( У )
В.: подходит к люльке. Много дел было у хозяйке в избе: и печь истопить, и обед сварить, и малых детишек спать уложить.
Звучит колыбельная песня в исполнении девочки.
Девочка: Люли, люлюшки, люли,
Прилетели гули,
Они сели на кровать,
Гули стали ворковать, (2 раза )
Мою дитятку качать.
В.: Но вот наступал вечер, все дела сделаны. Собирались красны девицы в избе, рассаживались на лавки и занимались рукоделием.
В.: Чем занимаются наши рукодельницы?
Ответы детей ( вяжут, вышивают, прядут нитки, ткут полотно). Девочки – рукодельницы рассказывают, что им требуется для каждого занятия.
П.: Для того, чтобы вязать, мне нужны спицы и нитки. И т.д.
Д.: Пока девочки рукодельничают, решите-ка мою задачку:
Дарит бабушка – лисица трём внучатам рукавицы:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по три штуки.
Берегите, не теряйте-
Сколько всех, пересчитайте!
Ответ детей – 6 рукавичек.
Д.: И с этим заданием вы справились прекрасно, так держать! Получайте вторую букву ( Х ).
В.: Вещи старинные и свои изделия мастерицы хранили в сундуке. У нас тоже есть сундук, а что в нём хранится, вы узнаете, отгадав загадки от Домовёнка:
Д.: 1. Этот предмет нагревали на углях и гладили им одежду. ( Утюг )
Воспитатель достаёт из сундука конверт с разрезной картинкой, тот ребёнок который дал ответ, составляет картинку, а воспитатель после этого демонстрирует утюг, который был на Руси.
2. У пузатого у Фоки постоянно руки в боки,
Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит. ( Самовар )
Воспитатель проделывает ту же работу.
3. Её одевали мужики. Летом в ней было не жарко, а зимой не холодно. ( Рубаха )
4. Её накрывали стол и сундук. Вязали или шили её из льна. ( Скатерть )
5. Им украшали красный угол, берегли и передавали по наследству, вытирали руки. ( Рушник )
Воспитатель отдаёт разрезную картинку и демонстрирует рубаху.
4. Ими накрывали столы и сундуки, их вязали или шили из льна. Что это? ( Скатерть )
Д.: За хорошую работу отблагодарю вас третьей буквой ( В )
В.: Изба русская была просторная, много народу в ней жило, семьи были большие, одни родственники по всей деревне жили. Когда собирались все вместе на праздник, ох, и весело было! Пели, плясали, на музыкальных инструментах играли. Хотите в нашей избе устроить праздник?
Выходите, инструменты вы берите:
Ложки расписные, дудки заливные,
Бубны и трещётки, заиграем звонко!
Дети подходят к столу, берут инструменты и исполняют музыкальный оркестр.
Д.: Весело в нашей избе. Вот вам и четвёртое задание. Расскажите мне небылицы, да шутки-прибаутки, если знаете?
Ответы детей:
Лошадь ела кашу, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз
Федя – Бредя съел медведя,
Упал в яму, крикнул маму: «МА – МА».
Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек,
Свесил ножки на песочек, сунул носик под кусточек - спрятался.
Д.: Великолепно, ваши ответы принесли мне много радости! Держите четвёртую букву ( А )
В.: Всегда русский народ славился своей силой и своими русскими богатырями. Посмотрите на эту картину, которую написал В. Васнецов, называется она «Богатыри». Ребята, вы хотите, чтобы эти богатыри ожили? Закройте глаза.
Звучит музыка, входят три богатыря.
1Б.: Мы пришли к вам посмотреть, какие вы сильные и здоровые. Зарядку по утрам делаете?
2Б.: А про богатырские яблоки слыхали?
3Б.: Почему мы такие сильные? Потому что зарядку делали и богатырские яблоки отведовали.
В.: Давайте, ребята, покажем богатырям, какие мы сильные и здоровые. Ведь у нас тоже яблонька в саду выросла, а на ней богатырские яблочки. Сейчас мы подойдём, сорвём яблоко, а ведь оно не простое, с заданием. Мы всё должны выполнить и Домовёнок нас отблагодарит последней буквой.
На ватмане нарисована яблонька, на ветках - съёмные яблоки. На обратной стороне – задание. Дети выполняют задания в виде соревнования с Богатырями.
1. Кто дольше палку удержит.
2. Бег в мешках.
3. Ходьба гусиным шагом.
4. Перетягивание каната.
Д.: Такого я ещё нигде не видел! Вы поработали на славу! Получайте от меня последнюю букву!
В.: Вот теперь мы собрали все буквы, давайте прочитаем, какое слово у нас получилось?
Дети читают слово «УХВАТ»
Отгадали, Домовёнок, мы твоё слово!
Домовёнок садится около печи, воспитатель с детьми подходят к нему.
Д.: Молодцы, дети! Справились со всеми моими заданиями , показали, какие вы стали умными, сильными, смекалистыми. Получайте подарок от печки.
Берёт ухват и достаёт пироги.
В.: Хлебом, солью вас встречаю,
В горницу всех приглашаю:
Чай попить, блинов отведать,
Мысли нам свои поведать,
Посидим мирком
Да поговорим ладком!
Все идут пить чай и на обсуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе « Школа пешеходов»
Данное занятие поможет :1.Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей ...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе №3 на тему: «Гости из школы»
Тема: «Гости из школы»Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Лаборатория чайных открытий»
Профориентирование детей подготовительной к школе группы...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по развитию логического мышления « Путешестви в Простоквашино».
Цель: Создать условия для развития, сообразительности, внимания, логического мышления, активности, направленной на поиск способов решения поставленных задач.Задачи: Развивающие:Совершенствовать навыки...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе ДОУ Тема: «Развитие быстроты реакции, как отдельного вида скоростных способностей у детей дошкольного возраста»
Цель: Развитие быстроты реакции у детей в возрасте 6-7 лет, в рамках занятий по физической культуре в детском саду. Задачи: ОО «Физическое развитие»1. Раз...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Лаборатория чайных открытий»
Вид непосредственно-образовательной деятельности: подгрупповая.Тема: «Лаборатория чайных открытий».Возраст: подготовительная к школе группа.Образовательная область: познавательное развитие...