Человек и огонь.
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Ходанович Ирина Яковлевна

                                 Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Человек и огонь.

Ходанович Ирина Яковлевна, воспитатель высшей категории,

Детский сад №27 г. Санкт Петербург.

 

Цель: Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в жизни (пожар), поведение человека при пожаре.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить с жизнью древнего человека, рассказать о величайшем открытии человеком явления природы – огня.

2.Польза и опасность огня для человека.

3.Закрепить знания правил пожарной безопасности.

4.Активизация слов в речи: огонь, пожар, костёр, способы тушения, огнетушитель.

Развивающие:

1.Развивать у детей умение замечать источники опасности, знать и выполнять схему поведения при возникновении опасной ситуации.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

2.Воспитывать уважение и интерес к жизни предков.

Предварительная деятельность:

1.Просмотр слайдов «Огонь», «Древние люди», «Пожары».

2.Занятие «Первобытные люди».

3.Чтение художественной литературы С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», Г. Цыферова «Жил на свете слонёнок», загадывание загадок об огне.

4.Сюжетно – ролевая игра «Мы – пожарные».

Материалы: презентация «Человек и огонь».

Развивающая среда: плакат «использование огня человеком», иллюстрации добывания огня древними людьми.

Ход занятия.

1 часть.

-Ребята, подумайте и скажите, для чего нужен огонь человеку в наше время?

Слайды № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

- Правильно. Для приготовления пищи. В сварочном аппарате для сварки труб. В доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду. В другой печи огонь варит стекло, из которого потом делают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Сжечь мусор на огороде тоже помогает огонь. Приятно посидеть вечером у костра на природе. Сегодня огонь наш верный друг и помощник.

- Какой можно сделать вывод: огонь нужен человеку или нет?

- Всегда ли огонь служил человеку?

- Верно, не всегда жизнь человека была такой как сейчас. Давным – давно люди пользовались только тем, что могли найти в природе. Они бродили небольшими группами в поисках еды: травы, кореньев, ягод, грибов, орехов, ловили рыбу, охотились на животных, ели сырое мясо. Жилищем им служили пещеры, где было холодно и темно.

Слайд № 9.

Случалось, что молния зажигала дерево, с треском ломая сучья и слизывая своим языком кору. Подойти ближе было страшно, а уходить не хотелось: в холодную ночь было тепло и весело около горящего дерева.

Первобытный человек был смелым существом. Ему часто приходилось вступать в бой с  огромным косматым мамонтом и с могучим пещерным медведем. Нашлись, в конце - концов храбрецы, которые не побоялись приблизиться к угасающему огню.

Слайд № 10.

Нам неизвестно, кто первый решился схватить горящий сук, принести домой эту диковинную добычу. Вероятно, это сделал не один человек, а несколько в разных местах. Как бы там ни было, нашлись смелые, изобретательные люди, которые приручили огонь, как приручают диких зверей.

Слайд № 11.

- Скажите, изменилась ли жизнь древних людей с появлением огня?

Слайд № 12.

В пещере стало тепло, светло, уютно, всё видно. Улетели летучие мыши, насекомые перестали кусать людей. Люди научились готовить на огне пищу – она стала вкуснее. На костре грели воду, стали мыться тёплой водой.

Слайды № 13, 14.

 Огнём отпугивали опасных животных.

- Огонь стал для человека хорошим другом. В каждой пещере обязательно было место для огня – очаг. Огонь надо было поддерживать, чтобы он не погас. Иначе потом долго приходилось ждать следующей грозы, чтобы добыть огонь. Но случалось, огонь угасал: из-ща дождя, из-за сырых дров, и других причин. Огонь нужно было поддерживать всё время. Человеку пришлось задуматься, как же получается огонь? Как его можно добыть самим, не дожидаясь молнии?

- А вы знаете, как можно добыть огонь?  (Ответы детей)

Слайд № 15.

- Кто-то из древних людей заметил, что, когда затачивают камни для охоты на животных, появляются искры.

- Что такое искры? (Мельчайшие частички огня.)

Слайд № 16.

Воспитатель демонстрирует искры на бенгальском огне.

-  Эти искры красивые, но опасные: из искры может возникнуть пожар.

Вот и стали люди высекать камнем искры и зажигать костёр тогда, когда им было нужно. Как это ни странно, этот способ используется и в наше время – высекание кремнем искры в зажигалке. Позже люди добывали огонь с помощью, палочки и сухого мха.

Слайд № 17.

-  Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.

Слайд № 18.

 Этот способ также сохранился до нашего времени, первобытные люди добывали огонь трением одной деревянной палочки о другую, мы тоже добываем огонь трением – спички о коробок. Но разница есть, и очень большая, зажечь спичку – дело одного мгновения, а чтобы зажечь кусок дерева, нужно повозиться немало времени.

А также в древние времена огонь служил телеграфом: люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека, так передавали другим племенам важные новости, предупреждали об опасности.

- Давайте сделаем вывод, какое величайшее открытие сделали  древние люди? (Вывод дети делают самостоятельно.)

Физ. минутка  «Если возник пожар».

Дети становятся в круг. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро назвать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с… (пожаром).

 

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар.

Там всегда грозить нам будет

Злой огонь - … (пожар).

 

Раз, два, три, четыре,

У кого пожар в … (квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил … (утюг)?

 

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками … (играл)?

 

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над … (газом)?

 

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жёг … (листву)?

 

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые … (предметы)?

 

Помни, каждый гражданин

Этот номер … (01)!

 

Дым увидел – не зевай

И пожарных … (вызывай)!

2 часть.

Сила огня велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, готовит пищу, но огонь может быть страшным и злым.

 – Почему? ( Огонь может вызвать пожар. В огне пожара горит всё: люди, дома, посевы, скот, леса, целые деревни и города.)

Слайд № 19.

Кроме пламени опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают.

- Скажите, пожар может возникнуть случайно? (Да, от молнии.)

- А по вине человека? (От костра, от свечи, от баловства детей со спичками, с зажигалками, от неправильного обращения с бытовыми приборами, газовой плитой, от неисправности в электрической розетке, от использования пиротехники в помещении и даже на улице.)

- Чего боится огонь? (Воду и различные средства тушения: огнетушитель и песок.)

Слайды № 20, 21, 22, 23.

- Какие  противопожарные правила вы должны знать?

Правила пожарной безопасности.

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка – огонёк

От пожара недалёк.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надёжный, верный друг.

- А если пожар случился:

- позвонить по телефону «01», назвать свой домашний адрес;

- сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть помещение;

- в задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться по низу, пригнувшись к полу или ползком.

- Итак, ребята, огонь нам нужен, но главное – помнить об опасности и быть с ним очень осторожным.

Используемая литература:

1.И.Ф.Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».

2.И.Ф.Мулько «Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет».

3.В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».

4.Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность».

После занятия.

1.Предложить раскраски «Пожар в доме», «Пожарный».

2.Аппликация «Огнетушитель».

3.Разгадывание кроссворда.

4.Загадывание загадок «Бытовые приборы».

5.Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

6.Дидактическая игра «Хороший – плохой огонь».

 

Работа с родителями.

1.Консультация «Пожароопасные предметы в доме».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Человек и огонь.2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первый огонь.

Слайд 2

Огонь – для приготовления пищи.

Слайд 3

Огонь в сварочном аппарате для сварки металлических изделий.

Слайд 4

В доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду.

Слайд 5

Огонь варит стекло, из которого потом делают красивые стеклянные изделия.

Слайд 6

Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени.

Слайд 7

В моторе автомобиля сгорает бензин, приводя машину в движение.

Слайд 8

Приятно посидеть вечером у костра на природе.

Слайд 9

Случалось, что молния зажигала дерево, с треском ломая сучья.

Слайд 10

Кто первый решился схватить горящий сук и принести домой э ту диковинную добычу?

Слайд 11

Нашлись смелые люди, которые приручили огонь.

Слайд 13

Люди научились готовить пищу на огне.

Слайд 15

Огнём отпугивали опасных животных.

Слайд 18

Вот и стали люди высекать камнем искры.

Слайд 19

Позже люди добывали огонь с помощью палочки и сухого мха.

Слайд 21

Огонь может вызвать пожар.

Слайд 22

Огонь боится воду.

Слайд 24

Огнетушитель

Слайд 25

Огонь можно потушить песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста:"Человеку друг огонь - только ты его не тронь"

В данной работе представленно перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности, деятельности с детьми в ходе режимных моментов, самостоятельной  деятельности детей, а такж...

Проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста:"Человеку друг огонь - только ты его не тронь"

В данной работе представленно перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности, деятельности с детьми в ходе режимных моментов, самостоятельной  деятельности детей, а такж...

Презентация проекта "Человеку друг огонь - только ты его не тронь"

На сайте я нашла проект Зеваковой Ирины Сергеевны. По материалам данного проекта я создала презентацию....

Электронное дидактическое пособие «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!..»

Описание работы с алгоритмом использования электронного дидактического пособия в образовательном процессе.Название пособия: «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!..»Возраст: старши...

Конспект НОД «Человеку друг огонь – только ты его не тронь!»

Знакомство детей с правилами пожарной безопасности...

Информационно – практический проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Человеку друг огонь, только ты его не тронь»

Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые про...

Человеку друг огонь, только зря его не тронь

Закрепить правила обращения с огнём...